История развития пед.антропологии в России и за рубежом.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассматривая зарождение педагогико-антропологического подхода в античной системе образования, обычно обращают внимание на такое ее достижение, как реализация принципа природосообразности организации учебно-воспитательного процесса. Принцип природосообразности нашел свое отраже­ние в концепции трехуровневого строения человеческой ду­ховности (разум - возничий, воля - коренная, чувства - при­стяжные) и возрастной периодизации Аристотеля, в учении Платона о генетической предопределенности ин­дивида к занятиям различными видами деятельности: про­изводительной, военной, интеллектуально-управленческой.

Христианская религия создает все необходимые предпосылки для формирования антрополого-педагогической позиции, состоящие в следующем.

1. Вопрос о природе человека, ее историческом разви­тии, условиях реализации назначения человека являет­ся одним из основных.

2. В центре внимания христианской этики находят­ся личность, ее жизненный путь, преобразование ее внут­реннего мира как главный момент самосовершенствова­ния, достижения благодати, личная ответственность человека за собственные поступки и за судьбы других людей.

3. Христианство признает взаимодействие в приро­де человека мистического, разумного, волевого и эмоцио­нального начал, каждое из которых подлежит развитию и совершенствованию.

    Одно из на­правлений в развитии антрополого-педагогических идей в эпоху Средневековья это целостные концептуальные философско-педагогические построения, в центре которых различные аспек­ты христианских представлений о человеческой природе. Это направление развивалось с V по XV века и представлено та­кими известными именами, как Иоанн Златоуст, Боэций, М. Пселл, П. Абеляр, Винцент де Бове, Ф. Аквинский.

Выдающийся вклад в развитие психолого-педагогической антропологии внесли Франсуа Рабле, Мишель Монтень, не­сколько ранее Эразм Роттердамский. Как педагог-практик прославился руководитель школы «Дома радости» Витторино де Фельтре.

Ж.Ж. Руссо дал новую трактовку природосообразности, исходя из созданной им теории естественных природных сил, способностей, прав человека; сформировал идею созда­ния учебно-воспитательного процесса, имеющего целью не допустить деформацию индивидуальности ребенка.

И.Г. Песталоцци приступил к разработке теории родовых сущностных сил человека (развитой затем К. Марксом), за­конов природы человека и составил трактовку природосообразности воспитания, близкую к современной.

И.Ф. Гербарт, опираясь на достижения немецкой клас­сической философии, подготовил переход от принципа природосообразности воспитания к принципу его культуросообразности.

Ф.В.А. Дистервег осуществил синтез принципов природосообразности и культуросообразности в организации учеб­но-воспитательного процесса.

Однако радикальный сдвиг в развитии психолого-педаго­гической антропологии и выделение ее в особую научную дисциплину были сделаны русскими учеными-педагогами и философами.

Сам термин «педагогическая антропология» возник в 60-е гг. XIX в. в России. Его впервые употребил Н. И. Пирогов (1810—1881) в своей знаменитой статье «Вопросы жизни» (1856), а уточнил, наполнил конкретным содержанием К. Д. Ушинский (1824—1870) в специальном многотомном труде «Человек как предмет воспи­тания. Опыт педагогической антропологии» (1868—1869).

Появление этого совершенно непривычного термина не было случайностью. Поиски в сфере народного образования, пере­осмысление привычных взглядов на воспитание детей представляли значительный интерес для российского общества того вре­мени. Отмена крепостного права ломала многие стереотипы и вызвала к жизни новые социальные, социально-психологические, экономические, педагогические проблемы. Одно­временно с этим в стране нарастало революционное движение. Ситуация требовала изменений школы — ее организации, со­держания образования, педагогического мировоззрения. России требовалась педагогика, ориентированная на сохранение и совер­шенствование человеческой природы, а не только на передачу и умножение человеческого знания. Такую — новую — педагогику и назвали по-новому, подчеркнув непривычным термином тесную связь человека и воспитания. Для Н. И. Пирогова, как и для К. Д.Ушинского, термин «педа­гогическая антропология» обозначал «новую педагогику».

Определяющую роль в построении этой педагогики играли ис­ходные установки Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского, суть кото­рых можно выразить следующим образом.

Человек и ребенок — основные социокультурные ценности. Так, Н. И. Пирогов считал, что и государство, и народ, и человечество существуют только для человека, а ребенок — цель самого себя, а не средство достижения какой-либо цели.

Педагогическая деятельность рассматривалась в педагогиче­ской антропологии как целостный процесс, направленный на це­лостное же развитие не только сознания, чувств и воли ребенка, но и на совершенствование его телесных, душевных и духовных стремлений, взаимосвязанных между собой.

Планирование и орг-ия профориентац.работы в школе.

Осн.правила работы социального педагога - профконсультанта

Круг обязанностей соц.педагога профконсультанта определяется, в основном, работой с детьми в школе и состоит в оказании помощи в решении их проф.проблем. Обычно профконсультант проводит прием школьников по предварительной записи в отдельном помещении, оборудованном психодиагностическим оборудованием, профессиографическими материалами, компьютерными и банковыми методиками. В школе соц.педагог-профконсультант работает в основном со старшеклассниками.

Осн.операции, выполняемые профконсультантом, сводятся к след:

 1. консультирование школьников по вопросам выбора, возможной перемены профессии с учетом данных о потребности региона в квалифицированных специалистах, требований, предъявляемых профессиями, а также состояния здоровья, интересов, склонностей и возможностей школьника;

2. проф.диагностика по определению оптимального профиля переобучения с учетом потребностей региона и возможностей школ-ка;

3. оказание психологической поддержки школьников;

4. направление старшеклассников в зависимости от результатов консультирования к соответствующим специалистам центра занятости;

5. ведение необходимой документации (профконсультант собирает, обрабатывает, систематизирует информацию в удобной для дальнейшего использования форме;

6. ведение служебных переговоров.         

Рабочее место — постоянное. Работа индивидуальная. Профконсультант выполняет свою работу относительно самостоятельно от начала до конца и сам за нее отвечает: планирует, распределяет нагрузку, изменяет способы выполнения. В то же время работа четко определенна нормативными документами.                                                       

Образование необходимо высшее профессиональное (специалист по соц.работе, соц.педагогике), обязательным условием деятельности являете постоянное повышение квалификации, стажировка. Выполнение функций профконсультанта требует от специалиста разносторонних знаний по профессиоведению, психологии, а также основам физиологи, экономики, статистики, демографии, социологии, праву, компьютерной грамотности, проф.этики.

К профконсультантам третьей, второй и первой категории предъявляются определенные квалификационные требования. Требования представляют собой перечень знаний и умений специалиста в зависимости от категории.

Осн.правила проф.консультанта соц. педагога в школе:

1. Знать профессиограммы специальностей, характерных до данного региона.

2. Во время профконсультации иметь показания и противопоказания к профессиям, набор диагностических методик.

3. Развивать самооценку и указывать на положит.качества личности.

4. Все рекомендации давать тактично, консультацию проводить доверительной обстановке, при этом направлять усилия личности учетом условий и требований общества.

5. Консультант должен исходить из позиций того, что каждый человек является личностью, обладающей индивидуальностью, интересами, способностями, особенностями характера, которые необходимо использовать в реализации потенциальных возможностей клиента.

6. Задавать вопросы, обобщая и систематизируя ответы на них давать советы, неся ответственность за их последствия.

7. Консультант делает выводы на основе комплексного изучения личности оптанта.

8. При консультации необходимо учитывать в большей степей последние данные о личности, чем предыдущие.

9. Специалист должен всесторонне и исчерпывающе проводить необходимые эксперименты, помогать школьникам понять свои недостатки и в доверительной форме указывать на возможности их устранения.

10. Консультант, воздействуя на интеллектуальную и эмоцио­нальную сферы клиента, должен учитывать его психологическое состояние. Его цель — понять собеседника и быть понятым им.

 Этический стандарт профессионального консультанта включает в себя основные этические нормы профконсультирования. Он призван обеспечить:

• решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

• защиту клиентов от непрофессионального и неэтичного воздействия в процессе консультации;

• сохранение доверия между коллегами, а также между профконсультантом и клиентом.

Этический стандарт является обязательным для соблюдения всеми профессиональными консультантами.

АДАПТАНТ (или фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Молодой специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадет, входит во многие тонкости работы, привыкает решать творческие задачи.

ИНТЕРНАЛ (или фаза интернала). Это уже опытный, что называется «наторевший» в своем деле работник, который устойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями.

МАСТЕР (или фаза мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики основных фаз как бы добавляются к ее характер истинам). Работник может решать и простые и самые трудные профессиональные задачи.

АВТОРИТЕТ (или фаза авторитета). Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране).

НАСТАВНИК (фаза наставничества). Авторитетный мастер своего дела в любой профессии «обрастает» единомышленниками, учениками, последователями, коллеги готовы поучиться, перенять опыт

психокоррекция профессионально нежелательных качеств личности; а также психологическое консультирование по результатам исследования и психологическое просвещение учащихся, их родителей, учителей.

 - посреднический, предполагающий организацию совместной деятельности учащихся, учителей, родителей с целью соотнесения профессиональных планов учащихся с ожиданиями их родителей; координацию их усилий для реализации личной профессиональной перспективы учащихся; информирование учащихся и родителей по вопросам, связанным с выбором профессии. Реализуется через проведение пед. советов, консилиумов, родительски собраний.

Соц.-пед. деятельность с учащимися на стадии выбора профессии осуществляется в два этапа:

1.психодиагностиеский

2.психолого-педагогический

1.На психодиагностическом этапе ведущей является деятельность психолога. Он проводит диагностическое исследование с целью изучения индивидуально-психологических особенностей развития личности учащихся.

Для этого этапа характерно использование следующих методов:

- исследования и диагностики: опрос (анкетирование), тестирование

- отработки и интерпретации данных: статистические методы.

Комплекс психодиагностических методик:

СПА (соц. психологическая адаптация) – оценивает степень адаптации личности в социуме

ОТеЦ (оценка терминальных ценностей)

МИС (методика исследования самоотношений) – изучает структуру отношения личности к собственному Я

УСК (уровень субъективного контроля) - изучает степень самостоятельности личности и его активность в достижении целей

Тест-опросник К.Леонгарда (адаптация Шмишека) – выявляет акцентуации характера

ОМО (опросник межличностных отношений)

Моторная проба Шварцландера - определяет уровень притязаний личности

Определение самооценки 

На основе анализа содержания качеств определяется основное содержание всего комплекса качеств, усиливающих дуг друга – сиптомокомлекс (комплекс качеств личности, имеющих между собой значимые связи, усиливающие другу друга и являющихся системообразующими для возникновения и развития профессиональных деструкций педагогов.

2.Н а психолого- пед. этапе основным субъектом деятельности выступает соц. педагог, который организует и непосредственно участвует в проведении профориетационных мероприятиях. Ведущее место среди профориентационных мероприятий должно быть отведено курсу «Введение в профессию».

Успешная реализация соц.психологической  помощи учащимся в профессиональном самоопределении обусловлена посреднической деятельностью соц. педагога и психолога с родителями и учителями. В ходе такой деятельности соц. педагог и психолог решают следующие задачи:

- организация и проведение родительски собраний, пед. советов, психолого-педагогических консилиумов

- координация деятельности субъектов, оказывающих учащимся соц.-пед. помощь в профессиональном самоопределении

- информирование по актуальным вопросам профессионального самоопределения (психолого-пед. просвещение)

Данная технология может иметь несколько вариантов применения. Например, основным субъектом может выступать педагог-психолог, реализующий и психологическую, и образовательную, и частично посредническую деятельность, а соц. педагог – только часть посреднических функций.

Возможен вариант технологии, когда она осуществляется тремя основными взаимодействующими субъектами:

Психолог – функции психологической составляющей

Соц. педагог – функции посреднической составляющей

Преподаватель – функции образовательной составляющей

Дата: 2019-12-22, просмотров: 273.