Киевский период (X- XIII вв.) занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитании и обучение.
Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, от православия, которое сделалось с 988 г. официальной религией Киевской Руси. Остановив выбор на восточном христианстве, Киевская Русь разделила с Византией враждебную настороженность к католицизму и западноевропейской педагогической традиции («латинской учености»).
Главным фактором зарождения и развития восточнославянской письменной культуры и образования в Киевской Руси стало не внешнее воздействие. Объективно они были предопределены появлением городов и государственных институтов.
Элементы византийской культуры перешли в культуру и образование Киевской Руси. Так, у византийцев были заимствованы жанр и стилистика «жития святых», поучений и проповедей, где черпались идеалы и программа воспитания. В качестве образца поучений можно указать «Изборник Святослава» (1076), материал которого взят из ряда религиозных источников («Притчи Соломона», «Премудрости Иисуса – сына Сирахова» и др.) Во многих списках были распространены поучения византийца Иоанна Златоуста (344-407).
Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским. Его сочинения предназначались высокообразованным людям. Рассуждая о сущности воспитания, Туровский утверждал, что его успех основан на вере в Бога. Туровский говорил о том, что человек приобретает знания прежде всего с помощью органов чувств.
Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096). «Поучение…» требует воспитания любви к Богу и страха божьего, строгого выполнения церковных обрядов. В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу.
Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий в Киевской Руси была семья. Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в семье. Так, княгиня Ольга сама воспитала сына Святослава. Церковь видела свою задачу в контроле за семейным воспитанием. В семье бояр приглашались домашние учителя-священники. Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.
На протяжении периода с X – XIII вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и других городах (Переяславль, Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром и др.) Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием. Обучение велось в индивидуальной форме. Ребенок начинал учиться с семи лет. Родители платили за обучение. Школы учения книжного носили элитарный характер; учениками обычно были дети представителей высших сословий. Учение книжное давало элементарное и повышенное образование. Ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе (флоре и фауне).
Система начального обучения в Древней Руси выглядела не как совокупность регулярных учебных заведений, а как определенные формы общественно-педагогической практики. Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Мастера грамоты занимались с детьми всех сословий. Они обучали чтению, письму и счету. При этом использовались особые дощечки, на которых была вырезана азбука. Такие учебные пособия были доступны всем слоям общества.
На протяжении X – XI вв. письменность проникла во все слои населения Руси. Киевская Русь не уступала по уровню образованности Центральной и Западной Европе. Дошедшие до нас около 500 рукописей XI – XIII вв. – лишь малая часть богатства, которым располагали древнерусские книжники. Свидетельством этого богатства является замечательный памятник древнерусской культуры – «Слово о полку Игореве» (конец XII в.).
В истории обучения и воспитания в Русском государстве средневековой эпохи прослеживаются 2 этапа: XIV – XVI вв. и XVII в.
Первый этап непосредственно связан с многовековой борьбой русского народа за свою государственность и национальную независимость. Иноземный гнет, непрерывные оборонительные войны, которые пришлось вести (в XIII – первой половине XV вв.), отрицательно сказались на просвещении.
Главными средоточиями культуры, книжности и образованности стали монастыри.
Воспитание русского человека происходило прежде всего в семье и при общении с наставниками (книжники-монахи, приходские священники).
Общий уровень образованности в Московском государстве XV – XVI вв. оставался весьма низким. Система специального повышенного образования практически отсутствовала.
На государственной службе находилось ограниченное число людей, от которых требовались особые знания (медики, архитекторы, переводчики). Таких людей обычно приглашали из-за границы.
Между тем, в XVI в. Московское государство включается в политическую и экономическую жизнь Европы. В этих условиях росла нужда в европейски образованных людях, обладавших знанием латинского языка
берутся из клинической практики.
В ходе непосредственного изучения особое значение приобретают наблюдения — массовые и одиночные, как с применением опросных листов, так и без них.
Применяется также составление характеристик, психограмм и т.п.
Экспериментальные исследования в области педагогической антропологии тесно связаны с инновационными проектами. Среди них наиболее актуальны модели модернизированного содержания образования, модели воспитывающей и обучающей среды, а также системы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 291.