Сегодня, когда назрела необх-ть создания нов.парадигм воспитания, особое значение приобретает нов.профессия — соц.педагог, и соответ-но разработки по соц.п-ке. Наука обратилась к углубленным исследованиям проблем соц.п-ки, стремясь осмыслить лучший опыт соц.восп-я с целью формирования соц-пед. службы. Последняя призвана обеспечить диагностику, коррекцию и управление отношениями в социуме в интересах становления и разв-я полноценной, физ-ки, психич. и нравственно здор-й, соц.защищенной и творчески активной личности.
Д-ть соц.работника направлена на поддержание, разв-е и реабилитацию инд-ой и соц.субъектности, тогда как соц.п-г осуществляет воспитание ч-ка в социуме. Специфика его работы, в отличие от работы шк.учителя или другого работника народного образования, состоит в том, что ему приходится работать непосредственно с семьей и на «улице». Осн.функциями соц.работника явл-ся:
— диагностическая (постановка соц.диагноза «заболевания» клиента);
— терапевтическая (определение возможных средств «лечения»: исправление ситуации, условий, непосредственное оказание помощи, консультирование, психотерапия, коррекция и т.д.);
— диспетчерская (в случае, требующем вмешательства др.специалистов: психолога, психотерапевта, сексолога, экономиста, юриста и т.д. или содействия органов власти, обеспечение их дальнейшего участия в судьбе клиента);
— информ-ая (сбор инф-ии о клиенте, семье или группе семей, проблемах и условиях социума для обеспечения результативности соц.«вмешательства»; и вместе с тем обеспечение клиентов информацией о социальных услугах, предоставляемых конкретной службой или учреждением данного региона).
Соц.работник области образования, как показывает мировой опыт, помогает р-ку справиться с соц-ми, и психол-ми проблемами в процессе социализации. В связи с этим функции соц.раб-ка конкретизир-ся применительно к этой задаче:
• д-ть соц.раб-ка направл. на оказание помощи р-ку в сит-ях дезадаптации;
• соц.работник обеспечивает и контролирует выполнение норм и стандартов соц.обеспечения для лиц, пользующихся льготами, соц.пособиями, пенсиями;
• защищает ребенка от жизненных рисков, семейных бедствий, связанных с нетрудоспособностью, несостоят-тью род-ей исполнять род-кие обязанности;
• выс-ет посредником между р-ком и соц.окружением — школой, семьей;
• орг-ет и проводит консультации для детей, пед.коллектива, родителей, общественных и гос.служб по проблемам охраны и защиты детства, обр-ия.
Социальные работники и социальные педагоги занимаются решением одних и тех же проблем, и их задачи реализуются в одной и той же плоскости.
В России специальность «социальный педагог» еще только формируется, хотя на рынке труда уже определилось ее более самостоятельное положение, чем специальность «соц.работник». Должностные обязанности соц. педагога в соответствии с Тарифно-квалификационной характеристикой включают в себя:
— осуществление комплекса мероприятий по восп-ю, обр-ию, развитию и соц.защите л-ти в учр-ях и по месту жительства обуч-ся (воспитанников, детей);
— изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условий жизни;
— выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки;
— посредничество между л-тью обуч-ся (восп-ков, детей) и учр-ем, семьей, средой, специалистами разл. соц.служб, ведомств и административных органов;
— определение задач, форм, методов соц-педагогической работы, способов решения личных и соц.проблем, принятие мер по соц.защите и соц.помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей);
— организация различных видов социально ценной д-ти обучающихся (восп-ков, детей) и взрослых, мероприятий, напр-х на развитие соц.инициатив, реализацию соц.проектов и программ, участие в их разработке и утверждении;
— установление гуманных, нравственно здоровых отношений в соц.среде;
— содействие созданию обстановки психолог.комфорта и безопасности л-ти обуч-ся (воспитанников, детей), забота об охране их жизни и здоровья;
— осуществление работы по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
— взаимодействие с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), спец-ми соц.служб, сем. и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
Таким образом, социальный педагог осуществляет свою деятельность на основе системного подхода, что позволяет включить в социальное развитие подростков различные государственные и общественные структуры, семью, школьные коллективы и прежде всего самого учащегося.
Социальная работа в системе образования и в школе находит все большее применение. В свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям системы образования, участие социальных работников и социальных педагогов становится все более необходимым.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 266.