Основы социально-педагогической деятельности в системе социальной работы.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сегодня, когда назрела необх-ть создания нов.па­радигм воспитания, особое значение приобретает нов.профес­сия — соц.педагог, и соответ-но разработки по со­ц.п-ке. Наука обратилась к углубленным иссле­дованиям проблем соц.п-ки, стремясь осмыслить лучший опыт соц.восп-я с целью формирования соц-пед. службы. Последняя призвана обеспечить диагностику, коррекцию и управление отношениями в социуме в интересах становления и разв-я полноценной, фи­з-ки, психич. и нравственно здор-й, соц.защи­щенной и творчески активной личности.

Д-ть соц.работника направлена на поддер­жание, разв-е и реабилитацию инд-ой и соц.субъектности, тогда как соц.п-г осуществля­ет воспитание ч-ка в социуме. Специфика его работы, в отличие от работы шк.учителя или другого работника народного образования, состоит в том, что ему приходится ра­ботать непосредственно с семьей и на «улице». Осн.функциями соц.работника явл-ся:

диагностическая (постановка соц.диагноза «за­болевания» клиента);

терапевтическая (определение возможных средств «лечения»: исправление ситуации, условий, непосредственное оказание помощи, консультирование, психотерапия, коррек­ция и т.д.);

диспетчерская (в случае, требующем вмешательства др.специалистов: психолога, психотерапевта, сексолога, эко­номиста, юриста и т.д. или содействия органов власти, обес­печение их дальнейшего участия в судьбе клиента);

информ-ая (сбор инф-ии о клиенте, семье или группе семей, проблемах и условиях социума для обеспечения результативности соц.«вмешательства»; и вместе с тем обеспечение клиентов информацией о социальных услугах, пре­доставляемых конкретной службой или учреждением данного региона).

Соц.работник области образования, как показы­вает мировой опыт, помогает р-ку справиться с соц-ми, и психол-ми проблемами в процессе социализации. В связи с этим функции соц.раб-ка конкретизир-ся применительно к этой задаче:

• д-ть соц.раб-ка направл. на оказа­ние помощи р-ку в сит-ях дезадаптации;

• соц.работник обеспечивает и контролирует выпол­нение норм и стандартов соц.обеспечения для лиц, пользующихся льготами, соц.пособиями, пенсиями;

• защищает ребенка от жизненных рисков, семейных бедст­вий, связанных с нетрудоспособностью, несостоят-тью ро­д-ей исполнять род-кие обязанности;

• выс-ет посредником между р-ком и соц.ок­ружением — школой, семьей;

• орг-ет и проводит консультации для детей, пед.коллектива, родителей, общественных и гос.служб по проблемам охраны и защиты детства, обр-ия.

Социальные работники и социальные педагоги занимаются решением одних и тех же проблем, и их задачи реализуются в одной и той же плоскости.

 В России специальность «социальный педагог» еще только формируется, хотя на рынке труда уже определилось ее более самостоятельное положение, чем специальность «соц.работник». Должностные обязанности соц. педагога в соот­ветствии с Тарифно-квалификационной характеристикой включают в себя:

— осуществление комплекса мероприятий по восп-ю, об­р-ию, развитию и соц.защите л-ти в учр-ях и по месту жительства обуч-ся (воспитанников, детей);

— изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросре­ды, условий жизни;

— выявление интересов и потребностей, трудностей и про­блем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучаю­щихся (воспитанников, детей) и своевременное оказание им со­циальной помощи и поддержки;

— посредничество между л-тью обуч-ся (восп-ков, детей) и учр-ем, семьей, средой, специалиста­ми разл. соц.служб, ведомств и административ­ных органов;

— определение задач, форм, методов соц-педагогичес­кой работы, способов решения личных и соц.проблем, принятие мер по соц.защите и соц.помощи, реа­лизации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей);

— организация различных видов социально ценной д-ти обучающихся (восп-ков, детей) и взрослых, меро­приятий, напр-х на развитие соц.инициатив, реализацию соц.проектов и программ, участие в их раз­работке и утверждении;

— установление гуманных, нравственно здоровых отноше­ний в соц.среде;

— содействие созданию обстановки психолог.ком­форта и безопасности л-ти обуч-ся (воспитанников, детей), забота об охране их жизни и здоровья;

— осуществление работы по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сбе­регательных вкладов, использованию ценных бумаг обучаю­щихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;

— взаимодействие с учителями, родителями (лицами, их за­меняющими), спец-ми соц.служб, сем. и молодежных служб занятости, с благотворительными органи­зациями и др. в оказании помощи детям, нуждающимся в опе­ке и попечительстве, с ограниченными физическими возмож­ностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстре­мальные ситуации.

Таким образом, социальный педагог осуществляет свою дея­тельность на основе системного подхода, что позволяет включить в социальное развитие подростков различные госу­дарственные и общественные структуры, семью, школьные кол­лективы и прежде всего самого учащегося.

Социальная работа в системе образования и в школе нахо­дит все большее применение. В свете социальных проблем, при­сущих школе и другим учреждениям системы образования, участие социальных работников и социальных педагогов ста­новится все более необходимым.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 266.