Социально-педагогическая работа в пенитенциарной системе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Подход к преступности как соц-негативному явлению предполагает соотв-ю стратегию борьбы, кот.вклю­чает разв-е системы профил-и преступного пов-я и с-мы наказания за противоправное пов-ние (пенитенциар­ной системы).

Пенитенциарный — относ-ся к наказанию, преимуще­ственно уголовному.

В системе органов внутренних дел (МВД) на смену инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН), подразделениям по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ПППН) в соответствии с ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних» (1999) пришли подразделения по делам несовершен­нолетних (ПДН). Приемники-распределители для несовершенно­летних преобразованы в центры временной изоляции. Законом РФ «О милиции» (1991) профилактическая деятельность органов внутренних дел распространяется в первую очередь на подрост­ков, совершивших преступление или правонарушение. В после­дние годы активно развивается движение специалистов по за­креплению особого направления в юриспруденции — ювенальной юстиции.

Ювенальная юстиция — система правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов несовершен­нолетних, т.е. охватывающих ту сферу, где ребенок выступает в качестве субъекта права. Согласно другому подходу — система норм и институтов, которые связаны с ребенком как субъектом право­нарушений, т.е. в которых ребенок выступает как субъект крими­нального поведения, с одной стороны, и объект профилактиче­ского, судебно-следственного и пенитенциарного воздействия, с другой.

Исправительными учреждениями, согласно Уголовно-испол­нительному кодексу РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (с изменениями от 8 января, 21, 24 июля 1998 г.), явля­ются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрь­мы, лечебные исправительные учреждения. Несовершеннолетние отбывают наказание в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года.

Согласно минимальным стандартным правилам ООН, касаю­щимся отправления правосудия в отношении несовершеннолет­них («Пекинские правила»), 1985 г., Несовершеннолетним в исправи­тельных учреждениях должна обеспечиваться вся необх.помощь — соц-я, психол-я, мед-я, физ-я, а также помощь в области образования и проф.подготовки. Согласно ст. 109 УПК РФ, воспитательная работа с осужден­ными к лишению свободы направлена на их исправление, фор­мирование у них уважительного отношения к человеку, обще­ству, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Участие осужденных в воспитательных мероприятиях учитывает­ся при определении степени их исправления, а также при приме­нении к ним мер поощрения и взыскания. Для оказания помощи администрации воспитательной коло­нии в организации учебно-воспитательного процесса, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц при колонии создаются:

• общеобразовательные школы;

• попечительские советы из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объеди­нений и граждан;

• родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных.

В перечне сотрудников, осуществляющих воспитательную ра­боту, в вышеназванных документах отсутствует социальный ра­ботник или социальный педагог. В настоящее время обосновыва­ется необходимость включения этих специалистов в штат испра­вительных колоний для несовершеннолетних.

Л. В. Мардахаев выделил основные направления исправительно-педагогической работы в исправительных учреждениях:

· карательно-воспитательное, предполагающее исправление, перевоспитание в рамках Уголовного кодекса Российской Феде­рации;

· исправительно-воспитательное;

· образовательное и трудовое.

Работа соц.педагога с заключенными может осущ-ся в несколько этапов.

1-й этап — при поступлении осужденного в колонию педа­гог изучает его документы, документы суда, его личность и при­чины отклонения в поведении. На основании этого планируется социально-педагогическая работа с осужденным, определяются ее формы и методы.

2-й этап — реализуется составленная программа. Подопечному оказывается помощь в адапта­ции к группе, предусматривается принятие мер в случае возник­новения конфликта с другими воспитанниками. Анализируется процесс исправления. Поддерживаются отношения с родственниками, семьей. Идет поиск дополнитель­ных контактов вне стен колонии, которые могли бы стать в даль­нейшем опорой для ресоциализации.

3-й этап — по отбытии наказания оценивается результат ра­боты, предпринимаются предварительные и последующие шаги по сопровождению подопечного вне колонии, нормализации его ресоциализации, поддерживаются отношения как с самим подо­печным, так и его родственниками. При необходимости оказывается поддержка в трудоустройстве, определении на дальнейшую учебу (в форме ходатайств, рекомендательных писем).

Таким образом, в учреждениях отечественной пенитенциар­ной системы в настоящее время нет специалистов социальной службы, их функции исполняются всеми сотрудниками этих уч­реждений.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 286.