Теория и практика соц.восп-я в России после Октяб.революции (1917г.).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Переломным моментом в развитии соц-пед.процесса стала Октябр. революция. Новое правительство признало наиболее соответствующей идеалам социализма модель трудовой школы, «школы труда», кот. была разработана на Западе и имела некоторое распространение в дореволюционной России.

Пе­дагоги-марксисты ориентировались на то, что школа должна вы­полнять особые функции восп-я и непролетарских, и полу­пролетарских слоев населения. Такое расширение социальной фун­кции учебно-воспитательных учреждений могло бы осуществиться только при условии самого активного включения школы в борьбу за победу нового общественного строя. 

С первых послереволюционных лет важнейшей социально-пе­дагогической задачей стало гармоничное развитие детей, подрос­тков и молодежи. Идея всестороннего развития личности привле­кала многих педагогов (Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский,А.С.Макаренко.). В ее основе лежали представления социа­листов-утопистов о человеке будущего, концепции многих зару­бежных и отечественных философов-идеалистов, различные ре­лигиозно-этические воззрения, а также народные представления о совершенстве человека. Утверждалось, что при коммунизме, само определение которого происходит от латинского слова «общий», восторжествуют духовные, подлинно человеческие потребности, отвечающие об­щественной природе хомосапиенс.

Уже в первых своих выступлениях послереволюционных лет А.В.Луначарский отмечал, что к «дорогим и неоспоримым идеа­лам коммунистической педагогики» относятся идеи всесторонне­го развития личности и политехнического образования на базе соединения обучения с производительным трудом. Социальную роль образования он усматривал в создании физической и соци­альной среды, соответствующей материальным и духовным потребностям человека. Позиция А.В.Луначарского хоть и была близка взглядам Н.К.Крупской, все же отличалась большей гиб­костью, акцентом на культурные ценности человечества. Ему была близка идея соединения марксизма с общечеловеческими и педа­гогическими ценностями. А.В.Луначарский считал, что всесто­роннее развитие личности возможно лишь в условиях бесклассо­вого общества и, строя новое общество, мы тем самым заклады­ваем фундамент для всестороннего развития человека. Целью воспитания станет социальное воспита­ние граждан в духе коммунизма, гармоническое развитие каждой отдельной личности. 

 Сем.восп-е при социализме также должно стать социальным. Женщина, занятая трудом на общественном производ­стве, будет освобождена от тяжких семейных обязанностей. Дети будут собраны в спец. уч-восп-х заведенияx, где их воспитанием займутся специально подготовленные пе­дагоги. 

Первая опытная станция была создана С.Т.Шацким, в которой была организована работа соц-пед.комплекса, включающего дошк.учреждения, школы, клубы, научно-исследовательский цент. Гл.проблема – взаимодействие школы с окр. средой.

А.С.Макаренко была создана колония «для малолетних правонарушителей», гл.направлением кот-го стал путь труд.общины. Гл.ставка делалась на воспитат.коллектив, функции которого оберегать детей от превратностей жизни, приобщать к основам жизнед-ти в общ-ве.

В этот период большое внимание уделялось андрогогике – науке о воспитании взрослых людей.

47. Осн.тенденции и периоды развития соц.педагогики на современном этапе (к.20-н.21 века)

Современная система соц.воспитания строится на опр.нормативно-правовой базе. Законодательные ос­новы соц-пед.д-ти в интересах дет­ства начали формироваться в РФ в начале 1990-х гг. в развитие положений Конвенции ООН о правах ре­бенка (1989 г.). В июне 1992 г. появился указ Президента РФ «О пер­воочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обес­печении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Ос­новные права и свободы человека и гражданина, непосредствен­но связанные с процессом воспитания, закреплены в гл. 2 Кон­ституции РФ (1993).

Проблемам восп-я детей посвящен ряд статей Сем.кодекса РФ (1995 г.). В ст. 63 и 64 гов-я о том, что род-ли имеют право восп-ть своих детей и несут ответст-ть за их восп-е.

Вопросы воспитания отражены в указе Президента РФ от 14 мая 1996 г. «Об основных направлениях семейной политики». В ст. 8 гово­рится, что цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни населения.

В Законе РФ «Об образовании» (1992 г.) вопросы воспитания детей отражены в ст. 2, 14, 32, 50. В них речь идет о принципах государственной политики в области образования, компетенции и ответственности образовательных учреждений, правах и соци­альной защищенности школьников.

Опр.толчок в становлении нормативно-правовой базы соц.восп-я детей и защиты детства дал принятый и июле 1998 г. ФЗ«Об основных гарантиях правы ребенка в РФ», в котором в качестве важнейших приоритетов гос.заботы о детях названы подготовка к полноценной жизни в обществе, развитие у детей общественно значимой и творческой активности; восп-е высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

В 1993 г. была разработана комплексная социальная программа «Дети России», состоявшая из нескольких целевых программ и получившая в 1994 г. статус президентской. Структура каждом целевой программы («Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха» и др.) представляла собой характеристику проблемы, цель и задачи про­граммы, основные направления ее реализации.

В ноябре 2000 г. Правительство РФ утвердило примерные поло­жения «О специализированных учреждениях для несовершенно­летних, нуждающихся в социальной реабилитации», «О социаль­но-реабилитационном центре для несовершеннолетних»; «О со­циальном приюте для детей»; «О центре помощи детям, остав­шимся без попечения родителей».

Должности соц.пед-га вводятся в штатное расписа­ние консультативного отделения и отделения психолого-пед.помощи в Центрах психолого-пед.помощи населению. Должность соц.педагога предусмотрена Правительством РФ и в Комплексном центре соц.обслуживания населе­ния, в частности, в отделениях психолого-педа.помощи семье и детям, консультативном, реабилитации детей и под ростков с огр.возможностями.

В Концепции модернизации образования на период до 2010 г.. принятой Правительством РФ 29 декабря 2001 г., воспитание признано приоритетным направлением в образовании, в деятельности всех его субъектов, органичной составляющей частью педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс образования и развития.

К наст.времени формируется совр.концепция детского движения в России. Детские объединения рас-ся как часть общего соц.движения, как важнейший институт социализации подрастающего поколения.

Важной проблемой совр.периода разв-я России является подготовка специалистов, готовых профессионально осуществлять соц-пед.д-ть. Еще в 1989 Гос.комитет СССР по народному обр-ию создал при Академии пед.наук СССР временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа—микрорайон» под руководством В.Г.Бочаровой. Итогом работы этого коллектива стало обоснование новой профессии «соц.педагог». 7 июля 1990 г. коллегия Госкомитета СССР по народном образованию приняла решение «О введении института соц.педагогов», а месяцем раньше (21.06.1990 г.) был издан приказ «Об открытии специальности "Соц.педагогика" для высших и средних спец.учебных заведений». В соответствии с этим приказом были разработаны учебные планы и в декабре 1990 г. направлены во все педаг.учебные заведения.

В апреле 1991 г. приказом Государственного комитета СССР по народному образованию была утверждена квалификационная характер-ка «Соц.педагог». К началу 1991/92 учебного года вузы страны получили программно-методические материалы.

Концептуальные подходы в сфере подготовки студентов к со­циально-педагогической деятельности в условиях университета были изучены костромскими учеными (Н.Ф.Басов, 2000 г.). Спе­цифику подготовки социальных педагогов в системе среднего спе­циального образования основательно разрабатывали В.Ш.Маслен­никова и Г. В. Мухамедзянова (Казань).

Из докторских диссертаций, защищенных в институте педагогики социальной работы РАО в последние годы, можно назвать работу Л.Е.Никитиной «Развитие социальной педагогики в России» (2001). В ней систематизированы исторические предпосылки возникновения социальной педагогики как науки; определены объектно-предметная область и проблемное поле социальной пе­дагогики; разработаны концептуальные основы социально-педа­гогической парадигмы общественного развития в современном со­циально-политическом контексте и т.д.

Многие годы широкие исследования проблем социальной пе­дагогики проводятся в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) под руководством члена-корреспопдента РАО, профессора А. В. Мудрика.

 В вопросе определения места соци­альной педагогики в системе наук сложились подходы В.И.Загвязинского, А. В. Мудрика (педагогика социальной

48.Политика гос-ва по обеспечению права граждан на образование, по защите интересов семьи, по защите детства.

Образование –это процесс и результат деятельности систем учреждений и гос-ых ния.мероприятий обучения и воспитания с точки зрения профессиональной направленности.

Задачи образования в обществе: 1) определяет качество трудовых ресурсов и конкуренто-способность экономики страны; 2) обеспечивать воспроизводство социально-профессиональной структуры общества; 3) определяет тенденции развития профессиональных возможностей трудового потенциала страны.

Цели гос. Политики в сфере образования- это создание условий для реализации гражданами своих прав на образование по структуре и качеству соответствующие потребностям развития экономики и гражданского общества. На уровне гос-ва разработана и осуществляется Федеральная программа развития образования. Ее главная цель- формирование гармоничного развития социальноактивной и творческой личности средствами образования.

Основные задачи программы:1) предоставление общедоступного, бесплатного начального, основного и среднего образования, а так же на коркусной основе бесплатного высшего образования; 2) гармоничное развитие личности и ее творческой способности на основе формирования мотивации к образованию и самообразованию; 3) развитие нормативно-правовой социально-экономической организационной и содержательной основы реализации государственной образовательной политики; 4) формирование системы демократического государственно-общественного управления образования; 5) достижение эффективности и высокого качества образования научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений.

Реформирование системы образования осуществляется по направлениям: 1) переход к 12 летнему среднему образованию; 2) введение ЕГЭ; 3) поощрение развития частных образовательных учреждений; 4) введение кредитования в сфере образования, расширение полномочий ВУЗа и среднеспециальных учебных заведений на введение платных услуг за образование; 5) развитие законодательства и совершенствования систем регулирующих образовательный процесс.

Политика по защите интересов семьи и детства определена как семейная политика. Семейная политика, комплекс практических мер предстовляющих семьям с детьми определенные социальные гарантии цель которых улучшить благосостояние и обеспечить функционирование семьи в интересах общества. Семейная политика нацелена на смягчение экономических проблем семьи, направлена на более полное удовлетворение семейных нужд. Важнейшим условием эффективности семейной политики является деференцированный подход учитывающий особенности социально-экономического развития страны, исторического этапа трансформации института семьи, моделей и структуры семьи, их доходов, потребностей и интересов. Политика в отношении семьи проявлялась прежде всего в регулировании брачно-семейных отношений, стимулировании рождаемости, материальной поддержки семей с детьми. Только в 1996г. Семейная политика в России получила гос. Определение в указе президента «Об основных направлениях гос. Семейной политики.» от 14.05.96г №712. Согласно Коституции РФ семья, материнство, детство находиться под защитой гос-ва. Среди нормативно-правовых актов направленных на социальную поддержку семьи, материнства, защиту и обеспечение прав детей, решение острых проблем профилактики безнадзорности, правонарушений и подростков, развитие системы социального обслуживания семьи и детей, необходимо назвать: основные направления гос. Социальной политики по улучшению положения детей в РФ (национальный план действий в интересах детей.) Семейный Кодекс; в рамках президентской программы «Дети России»- федеральные целевые программы « Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «развитие и социального обслуживания детей и семьи»; положение «о приемной семье»; « основные направления гос. Семейной политики» ; Закон РФ «О гос. Пособиях гражданам, имеющих детей» ; «О национальном плане действий по улучшению положения женщины и повышению ее роли в обществе» .

Основные направления семейной политики: 1) улучшение материальных условий жизнидеятельности семей, профилактика безнадзорности; 2) обеспечение условий для совмещения трудовой, профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей и личными интересами человека; 3) оказание всесторонней помощи семье в воспитании детей, поддержка одаренных детей; 4) обеспечение охраны здоровья матери и ребенка; 5) защита прав несовершеннолетних, профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений; 6) усиление внимания к неполным, имеющим детей инвалидов, малообеспеченным семьям с целью создания благоприятных условий для их жизнедеятельности; 7) всесторонняя подготовка к браку семейной жизни и планированию семьи; 8) профилактика семейного неблагополучия.

Для реализации основных направлений семейной политики разрабатывается целы ряд государственных документов: 1) доклад о положении семей в РФ; 2) национальный план действий в отношении семьи (среднесрочная гос. Семейная политика;3) целевая федеральная программа Семья; 4) целевая ведомственная программа улучшений условий жизнедеятельности семьи; 5) федеральная программа координации деятельности субъектов семейной политики; 6) положения о гос- ой фамилистической (семейной экспертизе); 7) региональные концепции и программы семейной политики.

Речь идет о комплексном подходе к семье, способности всех субъектов семейной политики отстоять ее интересы в обществе.

- метод принуждения (при взыскании алиментов в пользу детей, при реализации права ребенка на наследство и жилплощадь, при защите его права на общении с находящимися в разводе супругами и другими родственниками)

- метод анализа и прогноза в развитии системы соц. защиты детства.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 249.