Зарождение социально-педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этап становления соц-пед. практики (время существования первобытного общества) связан с процессом возникновения зачатков воспитательных механизмов трансляции от поколения к поколению опыта жизнедеятельности у хабилисов, ископаемых гоминид, существовавших 2,5 – 1,5 млн лет назад (наличие каменных, деревянных, костяных  орудий, которые знаменовали собой зарождение социальности, создания специфических соц. средств передачи опыта), развитием охоты как первой формы кооперации, повлиявшей на становление воспитания. Дальнейшее формирование соц.-пед. практики характеризуется развитием речи как средства общения и способа координирования полученного опыта у архантропов, которое способствовало складыванию первых методов воспитания и обучения – одобрение или неодобрение действий ребенка, а также становление естественного разделения труда у петикантропов; оформление кровнородственных и семейно-брачных отношений; зарождение зачатков искусства и религии; совершенствование специальной деятельности по передаче потомкам накопленного способом ритуалов, в которых передавались элементы трудового процесса, соц. стереотипы поведения в целом, дифференциация в подготовке мальчиков и девочек, различия в их воспитании; существование воспитания как сложившегося общественного явления, разного по полу, возрасту, содержанию; применение в процессе воспитания имитирующих игр; появление в конце первобытно-общинного периода специальных центров воспитания – домов молодежи; проявление устойчивой тенденции к осуществлению семейного воспитания, которое пришло на смену коллективному. Соц.-пед мысль существовала на данном этапе только на уровне обыденного сознания и отражалась в фольклоре в форме педагогических идеалов и конкретных рекомендаций.

В раннепервобытных родовых общинах охотников и собирателей восп-й процесс уже обладал целями, содержанием, средствами, методами и формами. Границы усвоения всеобщей культуры при этом ставились не только половозрастными различиями, естественная всеобщ­ность которых не включала их в насильственные воспитательные рамки. Отсюда — практически полная ненасильственность воспитания как гл.фактор его эффективности. Требования взрослых не выступали для ребенка как их произвол, тем более что воспитательное вмешательство в процессе роста было минимальным, ограниченным самым важным и обходимым для требований жизни. В первобытной общине старшие учи ли детей всему, что знали и умели сами.

Ребенок в первобытных общинах жил одной жизнью со взрослыми, от него не было никаких тайн, кроме религиозных. С раннего возраста ребенок получал, как правило, правдивые и неупрощенные сведения о жизни взрослых, об их взаимоотношениях и занятиях. С самого начала дети усваивали знания, умения и навыки, необх-е для осуществления разл.видов д-ти, усваивали нормы и ценности, принятые всем коллективом. Это имело следствием раннее соц.созревание детей в первобытных общинах. К 9—11 годам они, как правило, овладевали важнейшими элементами общест.опыта, вели себя как взрослые люди. Именно с этого возраста начинался новый важнейший этап в жизни и воспитании ребенка — он проходил после спец.подготовки к обряду посвящения (инициации) в пол­ноправные члены первобытного коллектива.

В период первобытного общества произошло зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности. Жизнь и воспитание первобытного человека происходило приметивно. Стихийное возникновение цели воспитания заключалось в подготовек к простейшему существованию. Зачатки пед. мысли развивались только на уровне обыденного сознания. Они сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре. Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. В начале воспитание сводилось к передаче жизненного опыта. Выделение человека из животного царства сопровождалось постепенным переходом к сознательной передачи опыта собирательства и охоты, средством передачи опыта стала речь. Воспитание как передача опыта из поколения в поколение начало принимать черты особого вида деятельности. Существенной предпосылкой и фактором становление воспитания стало эволюция материнских связей между людьми первобытной эпохи. Воспитание возникло из потребностей людей в общении и оказалось тесно связанной с эволюцией форм приемственного труда. Изготовление и использование труда являлось непременным условием существования. Для этого была необходима передача опыта. Без помощи старейших дети немогли овладеть опытом. Потому роль в организации обучении детей неизбежно возросла. Специфической особенностью человечества являлось групповое приемственное начало воспитания. Приемственное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни. Единственными ориентирами деференциации воспитания стали пол и возраст. Воспитание происходило исходя из общественного образа жизни. Дети приучались к уходу за животными и ремеслу.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 246.