Проблемы социального воспитания в эпоху Средневековья
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие социальное воспитание возникло в античные времена. Под ним понималось такое воспитание, которое должно давать детям и юношам государство, чтобы подготовить примерных граждан (Платон, Аристотель).

Средние века – огромный исторический пласт, охватывающий более 12

столетий (5-16в.) В рамках средневековья выделяют 3 периода:

1.раннее средневековье (5-10в.)

2.развитое средневековье (10-13в.)

3.позднее средневековье (Возрождение) (14-16в.)

Деятели средних веков отрицали античную культуру как языческую, отвергая при этом и античные идеалы всесторонне развитой личности. Развитие средневекового образования связано с развитием церковной культуры, поскольку знания были необходимы для преподавания церковной догматики, необходимой для принятия крещения. В н.7в. в Ирландии и Британии открывают первые церковные школы. Организация и содержание образования в них определятся идеями философа античности А.Блаженного. Он настаивал на том, чтобы в программу обучения были включены светские знания (языки, история, диалектика, риторика). Церковные школы подразделяли на закрытые (внутренние) – для подготовки к монашескому постригу; и открытые (внешние) – для обучения детей прихожан (кафедральные и епископские). Огромное значение уделялось воспитанию нравственности. Уровни обучения:

- элементарный (чтение, письмо, счет)

- средний (латинский язык, риторика, диалектика)

- повышенный (арифметика, астрономия, теория музыки)

В воспитание и образование в эпоху развитого средневековья (13в.) пришло новое философское учение (схоластика). Она выработала новый тип культуры, ориентированный на абстрактное богословие. Ф.Аквинский (1226-1274) выработал схоластику как вероучение в научной форме. Развитие схоластики привело к упадку старой школы (грамматику и логику вытеснила новая латынь). В каждом монастыре учреждалась школа средней ступени, а для завершения обучения – высшей (курс обучения рассчитан на 6-8 лет). При завершении изучался тот же цикл, но на более высоком уровне. Через 14-16 лет обучения можно было получить степень бакалавра, научную степень. Учителя и ученики объединялись в корпорации, которые назывались университетами. Обычно они состояли из 4-х факультетов: артистический (начальный, где изучали 7 «свободных» искусств), юридический, медицинский и богословский (старший). К 13в. начался бурный рост городов, для обучения горожан стали открывать различные школы (магистровские, церковные, гильдейские), независимые от церкви-школы счета, родного языка, латинского языка. В рыцарской системе образования мальчики 10-12 лет попадали в дом знатного феодала или ко двору короля в качестве пажа. В 14-16 лет ребенок становился оруженосцем, в 18-21 посвящали в рыцари. Девочки знати воспитывались дома или при монастырях, обучались грамоте, языку, рукоделию.

В 13в. в связи с экономическим развитием общества школьное образование переживает кризис. Преподавание многих дисциплин сводится к минимуму. В городах образование сводят до 2-3х лет. Это привело к деградации схоластического обучения.

Средневековый Восток за 14 столетий своего развития оставил богатое педагогическое наследие. Колоссальную роль в воспитании играли: ислам, буддизм, индуизм.

Важнейшим соц. институтом в мусульманском мире признавалась семья. Ответственность за воспитание детей, как перед Аллахом, так и перед общиной нес отец семейства. Именно в семье начиналось воспитание покорности, скромности и веры. С 4-5 лет мальчики воспитывались в мужской половине дома, девочки в женской. Обучение проходило, как правило, в мечетях. Изучали Коран, чтение, письмо и счет. В такой школе обучались дети торговцев, ремесленников, крестьянской верхушки. Феодальная аристократия нанимала домашних учителей. В этом случае программа была более широкой. Она включала изучение не только грамматики, литературы, истории, но и хороших манер, а также физические и военные упражнения. Важное место отводилось воспитанию нравственности. По мнению мусульманских средневековых мыслителей, знание обязательно должно сочетаться с воспитанием. В середине 10в. стали возникать высшие учебные заведения - медресе, которые в 11-12в. получили распространение по всему Ближнему Востоку. В них преподавались традиционные науки и мусульманское право. Важнейшей задачей воспитания является очищении души и тела от дурных наклонностей, бесчеловечных обычаев, фанатизма, жажды власти.

Определенные изменения потерпели индуистская и буддийская педагогические традиции в Индии. Более доступной была система буддийского образования. Дети с 5-8 лет и до 15-28 лет обучались в буддийских монастырях, в которых большое внимание уделялось воспитанию послушания. Обучение имело ярко выраженную религиозно-философскую основу. Наряду с общим минимумом предметов миряне, обучавшиеся в монастырях, осваивали подготовку к предполагаемой будущей деятельности. В средневековой Индии постепенно сложилась система образования, которая существовала уже в исламском мире, хотя она и имела свои особенности. Учились как дома, так и в школах, которые существовали при мечетях и монастырях. Заметные изменения в системе воспитания и обучения в Средневековую эпоху произошли в Китае. В период со 2в. до н.э. по 2в. н.э. появились бумага для письма, что сильно изменило средства обучения, повысив его эффективность. Официальной идеологией воспитания и обучения становится конфуцианство, которое в 12в. было подвергнуто ревизии. В результате получает распространение неоконфуцианство – идейная основа теории и практики воспитания в Китае. Целью воспитания являлось безусловное подчинение младших старшим, детей родителям, подчиненных – своим руководителям. Система обучения была традиционной: обучение ребенка проходило в начальной государственной школе с 6-7 лет и длилось 7-8 лет. (Девочки получали только домашнее воспитание). В результате ученик должен был знать более 20 тыс. иероглифов,

Дата: 2019-12-22, просмотров: 337.