1) Лекция о возможностях Интернета; 2) беседа о вреде курения; 3) диспут о молодежных субкультурах; 4) выступление депутата о перспективах развития района; 5) доклад об изменении климата; 6) выступление в дискуссии о роли книги в современном мире.
Подготовьте небольшое выступление на одну из полемических тем, с учетом конкретной аудитории, которой оно адресовано.
1) Чем отличается ваше поколение от предыдущих; 2) Как наиболее эффективно организовать свой день; 3) Должны ли девушки служить в армии; 4) Почему студенты должны участвовать в субботниках; 5) Какого человека можно назвать патриотом.
Назовите причины коммуникативной неудачи Джерри, персонажа повести М. Ларни «Четвертый позвонок», на уроке литературы в американской школе. Определите его речевую стратегию, дайте ей оценку.
– Дорогие друзья! По расписанию теперь у нас должен быть урок истории литературы.
– Аааэээоооххх! – послышался дружный зевок класса.
– Из классного журнала я узнал, что на последнем уроке вам с помощью учебного фильма было рассказано о сущности литературы. Может ли кто-нибудь из вас теперь коротко ответить, что такое литература в широком смысле слова?
Никто не выразил желания. Джерри спокойно ждал некоторое время, но наконец решил пойти классу еще немного навстречу:
– Все письменные и печатные творения человеческого духа вообще называются литературой ...
– Сухо! – простонала какая-то утонченная душа на задней парте.
Джерри постучал указкой по краю стола и продолжал:
– Однако возьмем теперь литературу в ее более узком значении и рассмотрим ту ее часть, которая называется художественной литературой.
– Мура! – раздалось на задней парте. <...>
– Давайте смотреть кино, – предложил кто-то.
– Кино! – закричал весь класс, – Давайте нам кино!
– Стереоскопическое! – заметил Уэсли Кэтзервуд. – Мой папаша заплатит.
Джерри ждал тишины. Но наконец он стал бить кулаками по столу и закричал:
– Тихо!!
– Мы имеем право говорить! – крикнул какой-то круглощекий, упитанный мальчуган в первом ряду.
– Я прошу тишины! – повторил учитель. – Это не кинотеатр, а школа.
Джерри подошел к доске, взял мел и повысил голос:
– Для того чтобы дремать или ворковать в темноте, существуют кинотеатры, а в школе Общества свободного воспитания вы насладитесь плодами просвещения. Достаньте записные книжки и ручки! Сейчас мы рассмотрим различные виды, или жанры, литературы. Художественная литература имеет три основных жанра: лирический, драматический и эпический.
Джерри обратил к классу свою спину и прикоснулся скрипучим мелом к блестящей черной поверхности доски. Но едва лишь он успел написать слово «лирика», как получил неприятный удар по затылку. Мел выпал из руки учителя, и он медленно, стирая с затылка красноватый томатный сок, повернулся к классу.
– Кто бросил? – спросил он требовательно.
Три десятка воплощенных надежд на будущее молчали, как чулок в сапоге.
– Кто бросил? – спросил Джерри снова.
Ответа не было. Молодые подбородки дружно работали, перемалывая жевательную резину, и вина скрылась в прекрасной солидарности. Джерри снова показал классу спину, поднял с пола мел и неожиданно обернулся назад. Дети сидели, мирно скрестив руки, потому что знали коварные приемы учителей, рассчитанные на то, чтобы захватить врасплох. Джерри вспомнил успокоительные слова седьмой заповеди: «Не зови надзирателя или дворника на помощь, если нет прямой угрозы твоей жизни». И в самом деле: с ним ведь пока еще никакой беды не случилось!
Профессия учителя всегда немного беспокойна, поскольку хорошие советы легче давать, чем принимать. Он решил продолжать урок, как будто совершенно ничего не произошло.
– Итак, наиболее глубоко эмоциональный и в то же время наиболее непосредственный литературный жанр – это лирика. Но пойдем дальше!
Он повернулся, чтобы написать на доске слово «драма», однако оно застряло на первой букве, потому что класс начал теперь широкое наступление.
Проведите анализ общения учителя и учеников с точки зрения гендерных отношений в одном из фильмов, посвященных школе ( «Доживем до понедельника», «Большая перемена», «Географ глобус пропил», «Общество мертвых поэтов», «Класс» и др.). Одинаково или по-разному общается учитель со школьниками и школьницами? Как он к ним обращается? Какие коммуникативные тактики и стратегии использует?
Дата: 2019-12-22, просмотров: 635.