Прочитайте фрагмент статьи Д.И. Писарева «Реалисты». Согласны ли вы с предложенной трактовкой популярного изложения?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Популяризатор должен постоянно предвидеть все вопросы, сомнения и возражения своего читателя; он сам должен ставить и разрешать их; такая тактика имеет двоякую выгоду: во-первых, предмет освещается со всех сторон; во-вторых, вопросы и возражения прерывают собою монотонное течение речи, поддерживают и напрягают постоянное внимание читателя, который, в противном случае, легко может вдаться в полумашинальное чтение, то есть пропускать через свою голову отдельные мысли, не вдумываясь в их отношение к целому. Не только группировка мыслей и общий тон изложения, но даже самый язык, выбор слов и оборотов имеют очень значительное влияние на успех или неуспех популярно-научного сочинения. Удачное выражение, меткий эпитет, картинное сравнение чрезвычайно много прибавляют к тому удовольствию, которое доставляется читателю самим содержанием книги или статьи. А так как просвещать читателя помимо его собственной воли нет ни малейшей возможности, то и не следует ни под каким видом пренебрегать теми техническими средствами языка, которые могут увеличить удовольствие читателя, не вредя основной идее вашего труда.

2. Охарактеризуйте способы ввода и развития определений в следующих примерах из лекций М.К. Мамардашвили:

 Кант прекрасно определил человечество: человечество — это коммуникабельность, то есть некий организм, который охвачен всесообщением, или сообщенность.

 

 Ведь что такое истина? Истина — это ничем не вынужденное понимание.

 

 Я имею в виду искусство в широком смысле слова. В данном случае некий организованный текст сознания, который способен что-то порождать.

 

Избегая психологических различений, скажем: глупость — это то, что думается само собой, а умное — это то, что мы мыслим сами. А теперь попробуйте, взвесьте, сколько в нашей голове глупого и как мало того, что мы действительно подумали сами.

 

3. Познакомьтесь с правилами определения понятий, сформулированными в «Учебнике логики» Г. Челпанова. Выберите несколько терминов (из области математики, химии, биологии, географии и др.) и дайте им определения, опираясь на признак рода и видовое отличие.

 

1. Определение должно быть соразмерным, т.е. таким, в котором объёмы определяемого и определяющего тождественны, т.е. одинаково велики… Если сказать, что «лошадь есть домашнее животное», то это определение будет слишком широким; в нём объём определяющего будет более широким, чем объём определяемого понятия (в объём домашнего животного, кроме лошади, входят ещё коровы, собаки и т.п.). Относительно такого определения можно также сказать, что в него не входит указание существенного признака данного понятия. Если в определении опущены существенные признаки понятия, тогда оно окажется слишком широким, как в только что приведённом примере.

2. Определение не должно делать круга. Это правило требует, чтобы определяемое понятие не определялось посредством понятия, которое само делается понятным только посредством определяемого. Возьмём, например, определение «вращение есть движение вокруг оси». Это определение понятия «вращение» посредством понятия «ось» делает круг, ибо само понятие «ось» определяется только через понятие «вращение» (как известно, ось – это прямая, вокруг которой происходит вращение). Таким образом, ясно, что в нашем определении получается круг: понятие «вращение» определяется посредством понятия «ось», а понятие «ось» – посредством понятия «вращение».

3. Определение не должно быть отрицательным, оно должно указывать признаки, присущие данному понятию, а не чуждые ему, ибо эти последние для нас неважны и, кроме того, их можно указать очень много. К числу определений, которые вследствие своего отрицательного характера непригодны, нужно отнести следующие: «жидкость есть то, что не твёрдо и не газообразно», «точка есть то, что не имеет частей и не имеет никакой величины». Отрицательные определения не раскрывают содержания понятия, они оставляют содержание понятия неопределённым.

4. Определение должно быть ясным, т.е. в определении нельзя пользоваться выражениями двусмысленными, метафорическими и вообще мало понятными. Нарушение этого правила приводит к попытке сделать понятным неизвестное через посредство ещё менее известного (ignotum per ignotius). Например, выражения «архитектура есть застывшая музыка» и «нужда есть мать изобретения» – это есть образные выражения, которые не объясняют значения термина.

 

4. Прочитайте следующие определения понятий. Найдите среди них такие, которые составлены некорректно, определите причину ошибок, отредактируйте их.

Термин – слово или словосочетание, обозначающее определенное понятие какой-нибудь области науки, техники, искусства.

Метрополитен – вид городского пассажирского транспорта в виде рельсовой - обычно подземной - электрической железной дороги.

Остров – часть суши, со всех сторон окруженная водой.

Чемпион – человек, занявший первое место на соревнованиях.

Доклад – публичное сообщение – развернутое изложение какой-либо темы.

Встреча – собрание, устраиваемое с целью познакомиться с кем-чем-либо.

Золотой – драгоценный металл желтого цвета.

Ягода – небольшой сочный плод кустарников, полукустарников и травянистых растений.

 

5. Определите и объясните риторические термины (оратор, манипуляция, демагогия, полемика, дискуссия, дебаты и  др.), указав признак рода и признак вида. Выполните задание в группе, сравните полученные толкования, найдите самые удачные.

6. Приведите примеры различных способов объяснения понятий (имеются в виду указание на их объем, сравнение, аналогия, перечисление, описание признаков, словарное толкование, анализ значения слова и др.).

7. Переработайте статьи из «Большой советской энциклопедии» с опорой на принципы популярного изложения с учетом особенностей адресата (дети, подростки, студенты гуманитарных и негуманитарных специальностей).

 

1) Автотомия, аутотомия (от авто... и греч. tomē — отсечение), самокалечение, защитная реакция, наблюдаемая у многих животных при резком раздражении, например при схватывании хищником. А. заключается в самопроизвольном отбрасывании конечностей, хвоста или других частей тела. Термин "А." ввёл и обстоятельно изучил это явление бельгийский физиолог Л. Фредерик (1883). А. распространена у беспозвоночных животных: некоторые гидроидные полипы и актинии отбрасывают щупальца, немертины и кольчатые черви — конец тела, морские лилии, звёзды и другие иглокожие — лучи, моллюски — сифоны, ракообразные — клешни и другие конечности. Из позвоночных животных А. свойственна только ящерицам; они отбрасывают хвост. А. — рефлекторный процесс; место А. у каждого животного определённое. У ящериц, например, А. управляется нервным центром, находящимся в спинном мозгу, а перелом происходит при резком сокращении мышц в том месте позвоночника, где расположена поперечная хрящевая пластинка. А. обычно связана со способностью восстанавливать утраченные части тела — регенерацией, которая легче всего происходит в месте А.

 

2) Подмалёвок в живописи (главным образом в масляной живописи), подготовительная стадия работы над картиной. На стадии П. обычно в одном тоне прорабатывается светотенью объём изображаемых предметов и фигур, тёмными тонами — тени, светлыми — освещенные части картины. П. выполняется в два цвета или многоцветно с расчётом на просвечивание его через те тонкие слои красок, которые наносятся на завершающей стадии работы (см. Лессировка). Многослойная живопись с применением П. и лессировок была распространена до середины 19 в., когда её вытеснила живопись алла прима. В масляной живописи эпохи Возрождения П. часто исполняли темперой.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 394.