Счета активные и пассивные. Бухгалтерская проводка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В бухгалтерском учете существуют счета активные, пассивные и активно-пассивные.

Активные счета предназначены для учета хозяйственных средств по их составу и размещению, они отражают содержание активной части бухгалтерского баланса.

К активным счетам относятся следующие: «Основные средства», «Нематериальные активы», «Материалы», «Топливо», «Запасные части», «Касса», «Расчетный счет», «Готовая продукция», «Товары» и другие.

В активных счетах поступление на предприятие средств производства, денежных средств отражается (записывается) по дебету, а выбытие – по кредиту. Сальдо на активных счетах всегда будет по дебету.

Пассивные счета предназначены для учета источников образования хозяйственных средств по их целевому назначению и отражают содержание пассивной части Баланса.

На пассивных счетах увеличение источников средств (или задолженности за полученные хозяйственные средства) отражается по кредиту, а их уменьшение – по дебету.

Сальдо на пассивных счетах всегда будет по кредиту. К пассивным счетам относятся следующие: «Уставный капитал», «Паевой капитал», «Прибыль» и другие счета.

Активно-пассивные счета – это счета, в которых сальдо может быть и по дебету, и по кредиту. Если на активно-пассивном счете сальдо будет по дебету, то его назначение – активный счет и отражать его следует в активе баланса, если сальдо по кредиту, то его назначение – пассивный счет и отражать его нужно в пассиве Баланса.

К активно-пассивным относятся такие счета: «Расчеты по налогам и платежам», «Расчеты с бюджетом» и другие .

Обороты по дебету и кредиту активных и пассивных счетов – это сумма хозяйственных операций за отчетный период.

 

Общая схема построения активного и пассивного счетов имеет такой вид (рисунок 1.7, 1.8):

 

Активный счет

 

Дебет                                  (Название счета)                               Кредит

Сальдо до начала операции  
Увеличение (+) Уменьшение (-)
Оборот Сальдо на конец операции Оборот

 

Рисунок 1.7 – Схема построения активного счета

 

Пассивный счет

 

Дебет                                       (Название счета)                            Кредит

  Сальдо до начала операции
Уменьшение (-) Увеличение (+)
Оборот Оборот Сальдо на конец операции  

 

Рисунок 1. 8 – Схема построения пассивного счета

 

Перед записью хозяйственной операции на счета необходимо определить:

– какие счета по назначению затронула эта операция;

– являются затронутые счета активными или пассивными;

– какие изменения (увеличение или уменьшение) вызвала операция на затронутых счетах.

 

Пример 2.

При открытии предприятия учредители внесли в качестве вклада в уставный фонд 1000 грн. наличными. Рассмотрим, что произойдет на счетах в результате отражения этих операций.

Во-первых, в кассе предприятия появились наличные деньги в сумме 1000 грн., т.е. произошло увеличение денежных средств. Соблюдая основной принцип учета – двойную запись, определим, за счет чего поступили эти средства, каков их источник. А источник – учредители, их взносы в уставный фонд.

Таким образом, был сформирован уставный фонд. Следовательно, в данной операции принимают участие счета 301 «Касса в национальной валюте» и 40 «Уставный капитал». Отразим эту операцию на счетах:

а) определим, к какому типу счетов относятся счета «Касса» и «Уставный капитал». Счет «Касса» учитывает наличные денежные средства, которыми обладает предприятие, и, следовательно, является активным. Счет «Уставный капитал» отражает источник, за счет которого эти средства получены, и, следовательно, он пассивный. Исходя из этого, наличный остаток и увеличение средств мы отразим по стороне «Дебет», а начальный остаток и увеличение источников средств – по стороне «Кредит»;

б) откроем счета 301 «Касса в национальной валюте» и 40 «Уставный капитал». Для этого запишем в таблицы счетов начальные остатки. В данном случае они равны нулю;

в) приход денежных средств запишем на счет 301 «Касса в национальной валюте». Образование источников этих средств – на счет 40 «Уставный капитал» (рисунок 1.9).

 

Счет № 40

«Уставный капитал»

Дебет                            Кредит

 

Счет № 301

«Касса в национальной валюте»

Дебет                                Кредит

  С нач.= 0 1000   С нач.= 0 1000    
         

 

Рисунок 1.9 – Запись хозяйственной операции на счета

 

Такая запись хозяйственной операции (в дебет одного счета и кредит другого счета) называется корреспонденцией счетов или бухгалтерской проводкой.

Корреспонденция счетов или бухгалтерская проводка – указание дебета и кредита счетов, затрагиваемых данной операцией, а также ее суммы и последующее отражение этой суммы в отчетных документах.

Бухгалтерскую проводку схематически можно представить в следующем виде (рисунок 1.10, таблица 1.1).

 

Счет №

 

Дебет      Кредит

 

Счет №

 

Дебет      Кредит

  СУММА      
         

 

Рисунок 1.10 – Общая схема бухгалтерской проводки


Таблица 1.1 – Общая схема бухгалтерской проводки

Содержание операции Дебет Кредит Сумма
Внесение учредителями в качестве взноса в уставный фонд 1000 грн. наличными      

 

г) определим теперь конечные остатки по счетам (рисунок 1.11)

 

Счет № 40

«Уставный капитал»

 

Дебет                    Кредит

 

Счет № 301

«Касса в национальной валюте»

 

Дебет                               Кредит

  С нач. = 0   1000   С кон. = 1000   С нач. = 0               1000   С кон. = 1000  
         

 

Рисунок 1.11 – Определение конечных остатков по счетам

 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 270.