Предметом бухгалтерского учета является изучение состояния и использования средств предприятия в процессе хозяйственной деятельности.
Объектами бухгалтерского учета являются хозяйственные средства и хозяйственные процессы.
Средства предприятия принято группировать по двум признакам: по их составу и размещению, по источникам их образования и целевому назначению. По составу и размещению средства делятся на:
– основные;
– оборотные;
– отвлеченные.
Рассмотрим эти группы более подробно (рисунок 1.1).
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА |
ОСНОВНЫЕ |
| ОТВЛЕЧЕННЫЕ | ||
ОБОРОТНЫЕ | ||||
Предметы труда | Средства в расчетах | Готовая продукция | Денежные средства |
Рисунок 1.1 – Классификация хозяйственных средств
по составу и размещению
К основным средствам относятся здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства. Они используются в хозяйственной деятельности длительное время, изнашиваются постепенно и тем самым переносят свою стоимость на готовую продукцию частями, по мере износа. Это, например, принадлежащее фирме здание, в котором находится офис или производственные цеха, станки, компьютерная и оргтехника, автомобили, являющиеся собственностью фирмы, и т.п.
В составе оборотных средств можно выделить:
– предметы труда – сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты. Они используются в процессе производства однократно и полностью потребляются в течение одного производственного цикла, поэтому вся их стоимость сразу переносится на себестоимость готовой продукции. Например, со склада выдано в цех 1000 м ткани, из этой ткани сшиты плащи, вся ткань использована. Таким образом, стоимость ткани полностью перешла в стоимость готовой продукции;
– незавершенное производство, т.е. предметы, находящиеся в незаконченном производственном процессе;
– готовая продукция, находящаяся на складе, либо уже отгруженная потребителю;
– денежные средства – денежные средства фирмы в банке на расчетном и прочих счетах и наличные в кассе. Они используются для расчетов с поставщиками и потребителями, расчетов с работниками по заработной плате и т.д.;
– средства в расчетах – задолженность различных юридических и физических лиц перед предприятием. Например, задолженность покупателей за отгруженную, но еще не оплаченную продукцию, суммы, выданные работнику под отчет, авансовые перечисления. При этом предприятия и лица, которые должны данному предприятию, называются дебиторами, а сама задолженность – дебиторской.
Отвлеченные средства возникают в связи с получением и распределением дохода. Часть дохода, использованная на платежи и взносы в бюджет, отчисления от прибыли, направленные на финансирование различных фондов (экономического стимулирования и т.п.), покрытие убытка, называются отвлеченными средствами. Эти средства, фактически не участвуя в основной деятельности фирмы, «отвлечены» на определенные цели.
Основным принципом группировки хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению, является степень их за-крепления за данным предприятием, фирмой (рисунок 1.2). Исходя из этого, хозяйственные средства делятся на две группы:
– собственные (закрепленные);
– заемные (привлеченные).
| ||||
Рисунок 1.2 – Классификация хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению
Собственными источниками средств являются:
Уставный капитал – это зафиксированная в учредительных документах общая стоимость активов, являющихся взносом собственников (участников) в капитал предприятия.
Паевой капитал – это совокупность средств физических и юридических лиц, добровольно размещенных в обществе, для осуществления его хозяйственно-финансовой деятельности.
Дополнительный вложенный капитал – это сумма превышения стоимости реализации выпущенных акций над их номинальной стоимостью.
Другой дополнительный капитал - в нем представлены суммы дооценки необоротных активов, бесплатно полученные необоротные активы, суммы средств, внесенных учредителями предприятий сверх размера уставного фонда.
Резервный капитал – это сумма резерва, создаваемая за счет нераспределенной прибыли отчетного периода, если его создание предусмотрено учредительными договорами.
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – сумма прибыли, реинвестированная в предприятие, или сумма непокрытого убытка. Нераспределенная прибыль – это собственный капитал предприятия, оставшийся после выплаты дивидендов и отчислений в резервный фонд.
Неоплаченный капитал - в этой статье пассива Баланса отражается сумма задолженности собственников (участников) по взносам в уставный фонд. Используется для отражения дебиторской задолженности участников по взносам в капитал предприятия.
Изъятый капитал – предназначен для отражения фактической себестоимости собственных акций, выкупленных у акционеров с целью их перепродажи или аннулирования.
Обеспечение будущих расходов и платежей – используется для отражения обязательств предприятий, для которых сумма или время будущих платежей не определены. К этому разделу относятся расходы на оплату будущих отпусков с учетом сборов на обязательное пенсионное и социальное страхование, средства, предназначенные для обеспечения гарантийных обязательств, расходы на дополнительное пенсионное страхование и т.д.
Целевое финансирование и целевые поступления – предназначены для учета средств, полученных от прочих физических и юридических лиц (в т.ч. гранты, субсидии Правительства и пр.) для осуществления мероприятий целевого назначения.
Заемными источниками средств являются:
Долгосрочные обязательства. Согласно пункту 4 П(С)БУ 2 долгосрочные обязательства – это все обязательства, не являющиеся текущими , т.е. которые не будут погашены в течение двенадцати месяцев, начиная с даты баланса, или в течение операционного цикла. В этом разделе отражаются суммы задолженности предприятия:
– банкам по полученным займам (стр. 440);
– относительно обязательств по привлечению заемных средств, на которые начисляются проценты (стр. 450);
– по другим долгосрочным обязательствам (стр. 470).
Текущие обязательства – это обязательства, которые будут погашены в обычном ходе операционного цикла предприятия или должны быть погашены на протяжении 12 месяцев, начиная с даты баланса. В их состав входят:
- краткосрочные кредиты банков;
- текущая задолженность по долгосрочным обязательствам;
- векселя выданные;
- кредиторская задолженность за товары;
- текущие обязательства по расчетам;
- другие текущие обязательства.
Следующим объектом бухгалтерского учета являются хозяйственные процессы – заготовление, производство, реализация. Все они совершаются на предприятии одновременно и состоят из отдельных хозяйственных операций.
Под хозяйственной операцией подразумевается каждый свершившийся факт, оформленный документально. Например, в процессе заготовления осуществляются следующие операции: отгрузка товара продавцом (счет-фактура, накладная), доставка товара на склад (счет), прием товара на склад (приходный ордер склада), оплата как самого товара, так и транспортных расходов (платежное поручение, выписка банка).
При анализе результатов хозяйственных процессов определяется, насколько оптимально использовала фирма свои ресурсы.
Методом бухгалтерского учета называется совокупность способов и приемов, которые позволяют ему осуществлять свои контрольные, аналитические и управленческие функции.
Основными элементами метода бухгалтерского учета являются:
– документация и инвентаризация;
– оценка и калькуляция;
– система счетов и двойная запись;
– баланс и отчетность.
Документация – способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета. Каждая операция оформляется определенным документом, который является письменным свидетельством ее совершения и придает юридическую силу данным учета. Каждый документ должен быть оформлен надлежащим образом, т.е. содержать необходимые реквизиты (наименование предприятия, наименование документа, номер, дату, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение) и подписи лиц, ответственных за совершение данной хозяйственной операции (директора, бухгалтера, кассира, зав. складом, начальника цеха и др.).
Документация обеспечивает сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия.
Однако в процессе деятельности иногда происходят явления, которые невозможно оформить соответствующими документами. Это, например, неточности при приеме и отпуске материальных ценностей, естественная убыль, ошибки в учете, хищения и пр. Поэтому, для того, чтобы выяснить фактическое наличие материальных ценностей, основных и денежных средств, проводится инвентаризация. Инвентаризация – проверка объектов в натуральном виде с целью установления соответствия их фактического количества данным бухгалтерского учета. Расхождения, которые обнаружены в результате сопоставления данных бухгалтерского учета и фактического наличия ценностей, документируют. Данные инвентаризации используются для уточнения, корректировки показателей учета, отражения тех явлений, которые не были учтены.
Для того, чтобы определить общий объем основных и оборотных средств, проследить за их движением в процессе хозяйственной деятельности, применяется оценка. Оценка – способ денежного измерения хозяйственных средств, источников их образования и процессов. Основные принципы оценки – отражение в учете основных средств по их первоначальной стоимости, а материальных ценностей – по их фактической себестоимости.
Калькуляция – расчет затрат на изготовленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, т.е. определение их фактической или плановой себестоимости. Калькуляция лежит в основе оценки объектов бухгалтерского учета и выполняется по его данным.
Для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций используются счета бухгалтерского учета. На каждый объект учета открывается отдельный счет, записи в котором делают только на основании документов. Например, на одном счете учитываются основные средства предприятия, их поступление и выбытие, на другом – отражаются расчеты с поставщиками и подрядчиками, на третьем – движение денежных средств на расчетном счете в банке и т.п.
Все совершающиеся хозяйственные операции вызывают изменения в составе средств предприятия. Эти изменения взаимосвязаны и взаимообусловлены (что? – за счет чего?). Поэтому каждая хозяйственная операция затрагивает два счета и должна записываться дважды – на одном счете и на втором. Это правило называется принципом двойной записи. Например, предприятие приобрело у поставщика материалы, оплатив их стоимость со своего расчетного счета. Какие изменения произошли в результате этой операции? Во-первых, уменьшились денежные средства на расчетном счете, во-вторых, поступили на склад приобретенные материалы – увеличилось их количество. Мы видим, что задействовано два счета, поэтому следует отразить эту операцию на двух счетах.
Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и позволяет контролировать полноту и правильность записей на счетах.
Баланс – способ обобщения и группировки хозяйственных средств и их источников на определенный момент времени. Баланс состоит из двух частей, в которых отражается одно и то же – хозяйственные средства предприятия, но с разных сторон. В одной части – состав средств (основные средства, касса, готовая продукция), а в другой – источники, за счет которых эти средства сформированы (уставный фонд, прибыль, банковские кредиты и т.д.). Важнейшей особенностью Баланса является равенство итогов двух его сторон. Данные бухгалтерского баланса необходимы для контроля над наличием и структурой хозяйственных средств и источников, для анализа финансового состояния предприятия и прогнозирования дальнейшей его деятельности. Баланс – это основа, стержень бухгалтерской отчетности.
Отчетность дополняет, расшифровывает те данные, которые содержатся в Балансе. Она включает в себя, например, сведения о движении основных средств и фондов, о структуре доходов, о себестоимости и др., т.е. в различных формах отчетности отражается та или иная сторона деятельности предприятия, а в Балансе – состояние всех средств в общем и конечный итог хозяйственной деятельности.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 311.