Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс – это система показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, состояние его средств и источников.
Бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу, составляемую на определенный момент времени. В левой части этой таблицы – активе Баланса – содержится информация о средствах предприятия с точки зрения их состава и размещения, а в правой части – пассиве Баланса – информация об источниках формирования и назначении источников средств, т.е. и в активе, и в пассиве Баланса отражены одни и те же средства, но они рассматриваются с разных точек зрения: в активе – что?, в пассиве – за счет чего? Следовательно, главная особенность Баланса – равенство итогов (сумм) средств, находящихся в его активе и пассиве.
Пример 1.
а) в банке получен кредит в размере 100 грн. Деньги зачислены на расчетный счет;
б) приобретены материалы на сумму 540 грн. Их покупка оплачена из кассы;
в) погашена задолженность поставщику за поставку леса – 3780 грн., деньги перечислены с расчетного счета;
г) частично погашен кредит банка в размере 500 грн. с расчетного счета;
д) из прибыли направлено в фонд материального поощрения 700 грн.
Числа без знака показывают остатки средств на начало отчетного периода, а со знаками – суммы производственных хозяйственных операций, при этом «+» соответствует приходу средств, а «-» – их расходу.
Окончательный итог Баланса подсчитывается путем суммирования всех чисел по активу и по пассиву Баланса (рисунок 1.3).
АКТИВ | ПАССИВ | ||
Расчетный счет Касса Материалы | 56870 +1000 -3780 -500 2400 -540 3550 +540 | Прибыль Задолженность поставщикам Кредит банка Фонд материального поощрения | 4500 -700 4320 -3780 54000 +1000 -500 0 +700 |
Первоначальный итог | 62820 | Первоначальный итог | 62820 |
Окончательный итог | 59540 | Окончательный итог | 59540 |
Рисунок 1.3 – Таблица баланса
Счет и его структура
В процессе деятельности предприятия происходит большое количество различных хозяйственных явлений, процессов. Что-то покупается, что-то продается, поступают деньги в кассу, начисляется и выплачивается зарплата и т.д. Разобраться и правильно отразить в учете эти операции невозможно, не группируя их по однородным признакам. Именно для такой группировки используется счет.
Бухгалтерский счет – это учетный символ, который используется для записи и обобщения увеличения или уменьшения определенного вида доходов, расходов, активов, обязательств и собственного капитала предприятия, учреждения, организации. Счет можно представить в виде двусторонней схемы (рисунок 1.4), в одной части отражается увеличение средств, в другой – их уменьшение.
Счет № ____
Дебет Кредит
Рисунок 1.4 – Схематическое представление бухгалтерского счета
По своей форме бухгалтерский счет – это таблица, левая часть которой называется «дебет» (от лат. debit – «он должен»), в ней отражаются хозяйственные операции, а правая - «кредит» (от лат. credit – «он верит»).
В бухгалтерском счете та сумма, которую мы записываем на счет из Баланса (по соответствующей статье), называется «остаток» или «сальдо». Сальдо – это разница между итогами записей по дебету и кредиту счетов с учетом произошедших изменений на счете на конец отчетного периода. Этот остаток мы используем при составлении Баланса на начало следующего периода по отчетному периоду (месяцу, кварталу). Итог записей по дебету и кредиту счета, без включения в этот итог сальдо на начало периода, является оборотом по бухгалтерскому счету.
Например, остаток по Балансу на 1 сентября по счету «Текущие счета в национальной валюте» составлял 500 тыс. грн. 1 сентября были совершены такие хозяйственные операции:
1. Поступила на текущий счет выручка от реализации продукции -150 тыс. грн.
2. Перечислены с текущего счета в государственный бюджет средства - 85 тыс. грн. Рассмотрим состояние и движение средств на текущем счете (рисунок 1.5).
Дебет Счет «Текущие счета в национальной валюте» Кредит
Сальдо 500 000 1. 150 000 Оборот 150 000 | 2. 85 000 |
Оборот 85 000 | |
Сальдо 565 000 |
Рисунок 1.5 – Схематическое представление состояния
и движения средств на текущем счете
План счетов представляет собой перечень счетов, их номера и названия. Рассмотрим особенности нового Плана счетов.
В отличие от прежних счетов, новые бухгалтерские счета разбиты на классы. Первая цифра кода счета определяет, к какому классу относится счет. Такое разделение позволяет быстрее сориентироваться в том, в каких строках форм финансовой отчетности (Баланса и Отчета о финансовых результатах) следует отражать сальдо или обороты того или иного счета.
Остатки по счетам, первой цифрой кода которых является 1,2,3, свидетельствующая об их принадлежности к классам 1 «Необоротные активы», 2 «Запасы», 3 «Средства, расчеты и прочие активы», отражаются в соответствующих статьях актива Баланса.
В соответствующих статьях пассива Баланса отражаются остатки по счетам, первая цифра кода которых 4, 5 или 6, т.е. по счетам, которые относятся к классам 4 «Собственный капитал и обеспечение обязательств», 5 «Долгосрочные обязательства», 6 «Текущие обязательства».
Если первая цифра кода счета 7, 8 или 9, т.е. счет относится к классам 7 «Доходы и результаты деятельности», 8 «Расходы по элементам» или 9 «Расходы деятельности», то обороты по этому счету переносятся в Отчет о финансовых результатах и в Балансе не отражаются.
Кроме того, в новом Плане счетов еще имеются счета, первая цифра кода которых - 0 (т.е. они относятся к классу 0 «Забалансовые счета»). Эти счета предназначены для учета ценностей, не принадлежащих предприятию, списанной дебиторской задолженности, бланков строгого учета и т.д. Показатели этих счетов в балансе предприятия не отражаются.
Вторая цифра кода счета определяет номер счета конкретного класса. По двум цифрам кода счета можно определить, в какой статье Баланса или Отчета о финансовых результатах должны быть отражены показатели этого счета. Например, счета 20 «Производственные запасы» и 28 «Товары» – это счета класса 2, и сальдо по этим счетам отражается в активе Баланса в строках 100 и 140, а счета 70 «Доход от реализации» и 93 «Расходы на сбыт» – это счета классов 7 и 9, и обороты по этим счетам отражаются в соответствующих строках Отчета о финансовых результатах, наименования которых соответствуют названиям счетов.
Далее представлена схема согласования счетов бухгалтерского учета с формой 1 «Баланс» (рисунок 1.6).
Актив | Пассив |
I. Необоротные активы | I. Собственный капитал |
Счета 10-19 | Счета 40-46 |
II. Оборотные активы | II. Обеспечение последующих расходов и платежей |
Счета 20-38 | Счета 47-49 |
III. Расходы будущих периодов | III. Долгосрочные обязательства |
Счет 39 | Счет 55 |
IV. Текущие обязательства | |
Счета 60-68 | |
V. Доходы будущих периодов | |
Счет 69 |
Рисунок 1.6 – Схема согласования счетов бухгалтерского учета
с формой 1 «Баланс»
Большинство кодов счетов, приведенных в новом Плане счетов, состоит из трех цифр. Третья цифра кода счета определяет номер субсчета (счета второго порядка). Использование субсчета не является обязательным, то есть, если у предприятия при ведении учета и формировании финансовой отчетности возникает необходимость в применении соответствующих субсчетов, то оно их использует, а если нет, то предприятие может применять двузначные счета.
Например, применение субсчета 311 "Текущие счета в национальной валюте" не имеет смысла, если предприятие работает только с одним текущим счетом в национальной валюте – достаточно использовать счет 31 "Счета в банках".
Аналогично, для учета доходов, если основная деятельность предприятия – это реализация товаров, можно не применять субсчет 702 "Доход от реализации товаров", а использовать счет 70 "Доходы от реализации". В то же время обороты по всем субсчетам счета 70 отражаются в строке 010 Отчета о финансовых результатах общим итогом, а в конце отчетного года при заполнении примечаний к финансовой отчетности необходимо будет отдельно указать, например, сумму дохода по бартерным контрактам, часть дохода по бартерному контракту со связанными сторонами и т. п. Поэтому, для того, чтобы в дальнейшем не делать отдельные выборки, лучше для отражения таких доходов все-таки использовать (предусматривать) специальные субсчета.
Следует учесть, что, в соответствии с Приказом № 291, предприятие, исходя из потребностей управления, контроля, анализа и учета, может вводить самостоятельно новые субсчета (счета второго, третьего порядка), но с обязательным сохранением кодов (номеров) субсчетов, установленных этим Приказом.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 289.