Программа «Ден соолук» выстроена с учетом приоритетов и сконцентрирована на них. Таким образом, она не нацелена на решение одновременно всех определяющих факторов системы здравоохранения, на увеличение масштабов оказания всех услуг, и на устранение всех препятствий, существующих в системе здравоохранения. Приоритеты были тщательно отобраны посредством диалога и на основе опыта прошлого, для полной уверенности в полном выполнении взятых обязательств.
Основываясь на структуре бремени заболеваний и обязательствах Кыргызской Республики по достижению Целей Развития Тысячелетия, для программы «Ден соолук» были отобраны четыре приоритетные направления для улучшения показателей здоровья, а именно: сердечно-сосудистые заболевания, здоровье матери и ребенка, туберкулез и ВИЧ инфекция.
В данном разделе содержится описание ожидаемых результатов по каждому из приоритетных направлений, ключевые услуги системы здравоохранения, необходимые для достижения этих результатов, а также освещаются основные барьеры, которые существуют в системе здравоохранения и препятствуют надлежащему оказанию ключевых услуг.
Ожидаемые результаты представлены на двух уровнях. Сначала определены ожидаемые изменения показателей здоровья[5], а затем установлены более конкретные ожидаемые результаты для Программы (по 3-5 для каждого программного направления), которые имеют наибольшее влияние на улучшение показателей здоровья. Охват ключевыми услугами и внедрение всех мероприятий будет мониторироваться, при этом, ожидаемые результаты играют роль контрольной панели: если по ним не наблюдается положительной динамики, то достижение ожидаемых изменений показателей здоровья маловероятно.
Ключевые услуги представлены в трех важных измерениях. Первое - ключевые мероприятия на уровне населения: изменения поведенческих, социальных и экологических факторов, которые окажут влияние на показатели здоровья. Второе - ключевые индивидуальные медицинские услуги, основанные на принципах доказательной медицины, которые должны предоставляться населению в необходимом объеме и качестве. Третье – роли и взаимодействие поставщиков ключевых услуг, для обеспечения непрерывного наблюдения за состоянием здоровья.
Барьеры в системе здравоохранения, препятствующие надлежащему предоставлению ключевых услуг, определены и сгруппированы по основным функциям системы здравоохранения: услуги общественного здравоохранения, предоставление индивидуальных услуг, финансирование, формирование ресурсов (кадры, лекарственные средства, информационные системы) и стратегическое управление. Имеется различие между ключевыми услугами, о которых говорилось выше и разделом предоставление услуг (общественное здравоохранение и индивидуальные услуги). Ключевые услуги рассматривают содержание предоставляемых услуг (что), в то время как компоненты в разделе преодоления барьеров, препятствующих оказанию услуг в системе здравоохранения, фокусируются на структурных и организационных вопросах (как).
· 3.1. Сердечно-сосудистые заболевания
Сердечно-сосудистые заболевания уносят жизни молодых людей работоспособного возраста, создавая, таким образом, огромное экономическое и социальное бремя. Кыргызстан занимает 6-е место среди стран Евразийского региона по стандартизованному показателю смертности от коронарной болезни сердца (КБС), а по смертности от мозгового инсульта находится на первом месте (ВОЗ, 2004). Основной вклад (более 90%) в смертность от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) вносят острый инфаркт миокарда (ОИМ) и гипертоническая болезнь (ГБ). За последние годы произошел рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний среди возрастной группы 30-39 лет - на 31,2 %, и среди возрастной группы 40-49 лет – на 47,8 %. Деятельность системы здравоохранения в вопросах диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний является неэффективной[6]. Одной из причин такой ситуации является поведение нашего населения, которое характеризуется употреблением табачных изделий, злоупотреблением алкоголя, нерациональным питанием, а также низкой осведомленностью о факторах риска ССЗ и возможностях лечения. С другой стороны, данная ситуация обусловлена с недостаточным выявлением, регистрацией и консультированием пациентов с артериальной гипертензией на уровне ПМСП, слабым выявлением и консультированием пациентов с факторами риска развития ССЗ (курение, сахарный диабет и др.). Также отмечается отсутствие практики обязательного назначения аспирина пациентам с острым коронарным синдромом (ОКС), отсутствием транспорта в районах и селах для своевременной госпитализации при неотложных состояниях, недостаточное использование эффективных услуг при инфаркте миокарда (аспирин, бета-блокаторы, тромболитики), отсутствием специализированного лечения пациентов с инсультом, и отсутствием эффективных мер по вторичной профилактике (реабилитации) на всех уровнях системы здравоохранения.
Ожидаемые результаты Программы | Ожидаемое улучшение показателей здоровья |
· Увеличение количества выявленных случаев гипертонической болезни (ГБ) на 10 % каждый год на уровне первичной медико-санитарной помощи (3,9% взрослого населения состоят на учете по ГБ). | · 1,5% ежегодного снижения смертности от ССЗ |
· Увеличение эффективности системы здравоохранения по контролю гипертонической болезни на 50% к 2016 | |
· Увеличение доли пациентов, госпитализированных с ОИМ, которые получили стандартный пакет услуг: тромболитик, аспирин, гепарин, бета-блокатор. |
Для достижения этих результатов, необходимо обратить внимание на повышение качества медицинских услуг на уровне первичной медико-санитарной помощи, полноту медицинских услуг и использование эффективных технологий на уровне стационарного лечения и скорой неотложной помощи. Также необходимо принятие мер по первичной и вторичной профилактике гипертонической болезни и острого коронарного синдрома.
3.1.1. Ключевые мероприятия на уровне населения. Необходимо принятие мер, направленных на изменение поведения населения в отношении факторов риска развития ССЗ, с фокусом на такие факторы как потребление табачных изделий, злоупотребление алкоголя, нерациональное питание. Также необходимо улучшить осведомленность населения о методах и принципах лечения, о неблагоприятных исходах при несоблюдении режима лечения. Ключевые мероприятия на уровне населения, в рамках программы «Ден соолук», включают в себя:
3.1.1.1. Повышение осведомленности населения о факторах риска ССЗ и методах лечения, симптомах, при которых необходимо срочно обратиться в организации здравоохранения для оценки возможного инфаркта миокарда или инсульта, важности соблюдения назначенного лечения, и о льготных лекарственных программах.
3.1.1.2. Межсекторный подход к мероприятиям, направленным против потребления табачных изделий с использованием доказательных методов, таких как значительное повышение налога на табачные изделия, обязательное обеспечение зон, свободных от курения, запрет курения в общественных местах, размещение иллюстрированных предупреждений на упаковках табачных изделий, а также информационные кампании по борьбе с табакокурением в средствах массовой информации (СМИ) и через сельские комитеты здоровья (СКЗ);
3.1.1.3. Развитие межсекторального взаимодействия по снижению злоупотребления спиртных напитков (вопросы ценорегулирования, ограничение рекламы, времени и места продажи и т.д.), а также изменение поведения в отношении нерационального питания (снижение потребления продуктов питания с повышенным содержанием соли и насыщенных жиров).
3.1.2. Ключевые индивидуальные услуги – улучшение качества предоставления медицинских услуг в организациях здравоохранения. Меры по улучшению качества на уровне организаций здравоохранения должны привести к обеспечению эффективных и доступных услуг на всех уровнях системы здравоохранения для всех, кто в них нуждается.
3.1.2.1. Улучшение профилактики и ведение сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) на уровне первичного звена здравоохранения путем внедрения доказательных методов диагностики и лечения:
A. Выявление пациентов, употребляющих табачные изделия и предоставление им консультации по отвыканию и прекращению;
B. Правильное выявление, регистрация и ведение пациентов с артериальной гипертензией (АГ) и острым коронарным синдромом (ОКС) на уровне первичного звена здравоохранения.
C. Выявление и лечение сахарного диабета (СД) на уровне первичного звена, как одного из факторов риска развития ССЗ.
D. Назначение эффективной фармакотерапии пациентам с высоким риском артериальной гипертензии (АГ) и острым коронарным синдромом (ОКС).
E. Принятие мер по повышению приверженности пациентов с АГ и пациентов, перенесших ОКС, к назначенному лечению.
3.1.2.2. Адекватность стационарного лечения будет повышена путем улучшения и внедрения стандартов медицинской помощи, и расширения доступности диагностики и лечения:
A. Оказание эффективных услуг, использование эффективных лекарственных средств, которые снижают риск смертности от ОИМ и предотвращают повторные случаи.
B. Обеспечение доступа к тромболитической терапии пациентов с инфарктом миокарда.
C. Обеспечение предоставления качественного наблюдения и лабораторных процедур для больных ССЗ на уровне территориальных и областных больниц.
D. Соответствующее ведение и ранняя реабилитация больных, перенесших острый инфаркт миокарда (ОИМ) и острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), на уровне областных больниц.
3.1.2.3. Услуги неотложной помощи будут улучшены путем повышения эффективности бригад скорой медицинской помощи (СМП) на уровне районов, по оказанию помощи больным с ОКС и ОНМК, на основе определения перечня необходимого оборудования и лекарственных средств, для пациентов с ОКС и ОНМК и оснащение необходимым оборудованием (закупка оборудования) автомашин скорой медицинской помощи (СМП).
3.1.3. Преемственность и новые модели услуг. Не требуется внесения существенных изменений в систему организации помощи больным с ССЗ. Но необходимы меры по оптимизации этих услуг для обеспечения преемственности между уровнями. В качестве новой модели предоставления услуг необходимо изучить более рациональное месторасположение кардиологов из ЦСМ и амбулаторно-диагностических отделений (АДО) территориальных больниц (ТБ) путем тестирования новой модели в пилотных районах.
3.1.3.1. Взаимодействие СКЗ-КУЗ-ГСВ. Улучшить систему информирования работников первичного звена и их руководителей о пациентах с гипертонией, выявленных на скрининговых исследованиях, проводимых силами СКЗ, через кабинеты укрепления здоровья (КУЗы).
3.1.3.2. Взаимодействие стационары-ЦСМ/ГСВ/ФАП. Необходимы меры, которые приведут к улучшению взаимодействия стационаров с первичным звеном здравоохранения и результаты выписки из стационаров с последующими рекомендациями будут доступны работникам первичного звена для продолжения дальнейшего лечения (улучшение систем направлений и перенаправлений, информационный обмен, специализированная помощь для пациентов с высоким риском).
3.1.3.3. Оптимизировать систему предоставления специализированных услуг в амбулаторных условиях для больных с высоким риском АГ.
3.1.4. Барьеры. Основные барьеры системы здравоохранения, препятствующие предоставлению ключевых услуг и достижению ожидаемых результатов Программы по контролю ССЗ, сгруппированы по всем функциям системы здравоохранения и представлены в таблице (таблица 2). На основе программно-специфических барьеров составлен план мероприятий данного раздела.
Таблица 2
Матрица барьеров
Дата: 2019-12-22, просмотров: 265.