Как подчеркнуто в предыдущих разделах, ряд барьеров системы здравоохранения препятствуют оказанию ключевых услуг населению в рамках приоритетных направлений. В программе «Ден соолук» осуществляется целенаправленный подход к укреплению системы здравоохранения, уделяя внимание устранению тех барьеров системы здравоохранения, которые были определены ранее. Многие барьеры, указанные в предыдущем разделе, были одинаковыми и повторялись во всех четырех приоритетных направлениях, они были определены как системные барьеры. В этом разделе представлен подход программы «Ден соолук» по устранению системных барьеров по разным функциям: общественное здравоохранение (раздел 4.1), индивидуальные услуги (раздел 4.2), финансирование здравоохранения (раздел 4.3), формирование ресурсов (раздел 4.4) и стратегическое управление (раздел 4.5) .
· 4.1. Общественное здравоохранение
В реализации задач службы общественного здравоохранения для достижения ожидаемых результатов Программы имеются ряд барьеров, связанных с: а) отсутствием межсекторального подхода в вопросах развития здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний с учетом социальных детерминант здоровья; б) недостаточной вовлеченности и ответственности населения в охране и укреплении своего здоровья и слабой коммуникационной стратегией; в) механизмами деятельности службы, не адаптированными требованиям современной концепции общественного здравоохранения. На основе этих барьеров деятельность службы общественного здравоохранения в рамках программы «Ден соолук» будет переориентирована на усиление межсекторального сотрудничества (4.1.1.) по формирование культуры здоровья, изменение поведенческих стереотипов населения, повышение уровня знаний об основных аспектах здоровья и направление усилий на искоренение социальных, поведенческих и других факторов, влияющих на здоровье, а также расширение услуг по укреплению здоровья (4.1.2.) и оптимизацию службы общественного здравоохранения (4.1.3.).
4.1.1. Усиление межсекторального подхода в деятельности общественного здравоохранения
Решение проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, требуют активного вовлечения всех секторов общества. В этой связи, необходима платформа для межсекторального и мультидисциплинарного взаимодействия по вопросам охраны и укрепления здоровья, ориентированным на социально-экономические детерминанты здоровья, где будет определен вклад каждого сектора. Кроме того, необходимо развивать механизмы регулярной, непрерывной координации на самом высоком правительственном уровне для ведения эффективной межсекторальной работы. Услуги общественного здравоохранения будут направлены на внедрение новых подходов в решении проблем, связанных с социальными детерминантами здоровья (алкоголь, наркотики, потребление табачных изделий, качество жизни, питание, травматизм, стрессы, инфекции и др.), на создание новых видов партнерства в вопросах охраны и укрепления здоровья, с активным вовлечением всего сообщества, на повышение готовности государства к новым угрозам и чрезвычайным ситуациям и т.д.
В итоге, необходимы дальнейший пересмотр и модернизация законодательной базы здравоохранения для ведения эффективной межсекторной работы (например, привлечение и повышение ответственности бизнес структур, гражданского сообщества за сохранение и укрепление здоровья населения) с учетом новых функций здравоохранения.
К числу основных направлений деятельности относятся:
4.1.1.1. Создание Межсекторального Координационного совета по общественному здравоохранению при Премьер-министре Кыргызской Республики и Форума по общественному здравоохранению.
4.1.1.2. Разработка и внедрение Стратегии по профилактике и контролю неинфекционных заболеваний в КР с учетом социальных детерминант здоровья (ОЗМиР, ТБ, ВИЧ инфекция, гепатиты «B» и «C», травмы, стрессы и др.).
4.1.1.3. Внедрение стратегии продвижения принципов здорового образа жизни, с активным вовлечением сектора образования (программы «Здоровые школы», «Здоровые лицеи» и др.).
4.1.1.4. Дальнейшее развитие межсекторального взаимодействия в вопросах микронутриентного обогащения продуктов питания (фортификация муки, йодирование соли и др.).
4.1.1.5. Разработка и совершенствование законодательной базы в области общественного здравоохранения (разработка проектов Закона КР «О социальной рекламе в Кыргызской Республике», Закона КР «О биологической безопасности», разработка и принятие технических регламентов, внесение изменений и дополнений в Закон КР «Об общественном здравоохранении» и др.).
4.1.2. Расширение услуг по укреплению здоровья
Выделение укрепления здоровья в отдельную службу с последующей интеграцией с ПМСП способствовали развитию комплексного подхода в решении вопросов укрепления здоровья, создании условий участия населения в профилактических мероприятиях. Усиление вопросов укрепления здоровья будет проводиться посредством расширения работы с некоммерческими организациями (НКО) и сообществами, определение эффективных подходов для работы с населением в городах и крупных районных центрах, расширение деятельности по укреплению здоровья и здоровому образу жизни и координация деятельности по укреплению здоровья по приоритетным направлениям программы «Ден соолук». Программа «Действие сообществ по вопросам здоровья» (ДСВЗ) в дальнейшем получит законный статус и будет распространяться по всем районам. Мероприятия по укреплению здоровья будут включать в себя активное вовлечение и усиление роли СМИ, улучшение межсекторального сотрудничества, развитие политической приверженности, социальной рекламы и вовлечения населения.
К числу основных направлений деятельности относятся:
4.1.2.1. Расширение работы с сообществами, внедрение и институционализация Программы ДСВЗ во всех регионах.
4.1.2.2. Разработка и внедрение механизма вовлечения городского населения в программы по укреплению здоровья и профилактики заболеваний (программа «Здоровые города» и др.).
4.1.2.3. Координация информационно-образовательных программ в рамках приоритетных направлений программы «Ден соолук».
4.1.2.4. Повышение роли СМИ по продвижению вопросов здоровья.
4.1.3. Оптимизация службы общественного здравоохранения
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения все еще остается одной из главных задач системы здравоохранения в сфере охраны и укрепления общественного здоровья. Для более эффективного обеспечения этой функции необходимы действия по структурно-финансовой реформе организаций государственного санитарно-эпидемиологического надзора, обеспечение адекватного финансирования услуг общественного здравоохранения, внедрение новых систем эпидемиологического надзора за приоритетными инфекционными и неинфекционными заболеваниями, проведение аккредитации лабораторий центров общественного здравоохранения, и обеспечение регулярной оценки услуг общественного здравоохранения.
4.1.3.1. Дальнейшее проведение структурно-функциональных преобразований и обеспечение адекватного финансирования, и укрепление материально-технической базы организаций государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ГСЭН).
4.1.3.2. Техническое содействие аккредитации лабораторий центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
4.1.3.3. Укрепление кадрового потенциала службы общественного здравоохранения.
4.1.3.4. Дальнейшее развитие и внедрение новых систем эпидемиологического надзора за заболеваниями, и усиление государственного регулирования.
4.1.3.5. Усиление деятельности по обеспечению безопасности медицинских процедур и утилизации медицинских отходов.
4.1.3.6. Обеспечение регулярной внешней и внутренней оценки деятельности службы общественного здравоохранения на основе согласованной методологии оценки индикаторов.
· 4.2. Предоставление индивидуальных медицинских услуг
Существование барьеров в области индивидуальных услуг, препятствующих надлежащему предоставлению ключевых услуг неблагоприятно скажется не только на приоритетных направлениях, но и на всех услугах здравоохранения, предоставляемых в рамках ПГГ. Деятельность по компоненту индивидуальные услуги нацелена на усиление системы предоставления медицинских услуг и устранение барьеров, препятствующих оказанию ключевых услуг в системе здравоохранения, подрывающих процесс достижений результатов в четырех конкретных программных направлениях. Основные барьеры, преодоление которых станет ключевым в данном разделе Программы это: а) неэффективная система предоставления индивидуальных услуг для населения, следствием чего является снижение посещаемости ПМСП, растущее количество госпитализации в стационары, где при этом отмечается большое число необоснованных госпитализаций и полипрагмазия; б) отсутствие статуса полной автономии в управлении деятельностью организаций здравоохранения, которая отражается на качестве предоставляемых услуг (неэффективный внутриучрежденческий менеджмент, лабораторная служба и т.д.); в) низкий потенциал системы предоставления индивидуальных услуг в управлении и непрерывном улучшении качества.
Преодоление указанных барьеров будет происходить путем дальнейшей оптимизации предоставления индивидуальных медицинских услуг на различных уровнях здравоохранения (4.2.1.), обеспечения реализации полной автономии поставщиков медицинских услуг (4.2.2.), укрепления системы управления и улучшения качества (4.2.3.).
4.2.1. Дальнейшая оптимизация предоставления медицинских услуг населению на различных уровнях здравоохранения
Для достижения устойчивого улучшения медицинской помощи, в качестве основных задач в данном разделе рассматриваются вопросы оптимизации медицинской помощи и лабораторных услуг на всех уровнях, повышение доступности населения к скорой и неотложной помощи, к узкоспециализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, а также вопросы улучшения инфраструктуры, реструктуризация и оптимизация стационарных услуг в городах Бишкек и Ош. Политическое решение о том, что организации первичного звена не будут объединяться со стационарами, а больницы общего профиля не будут разъединяться, является краеугольным камнем в дальнейшей организации предоставления индивидуальных медицинских услуг.
4.2.1.1. Совершенствование предоставления первичной медико-санитарной помощи населению
Желание максимально приблизить все необходимые услуги для населения, привело к перегруженности первичного звена сектора здравоохранения множеством задач, заполнению огромного числа отчетно-учетной документации. Необходимо пересмотреть и реорганизовать задачи, выполняемые на уровне учреждений первичного звена, уделяя особое внимание следующим мероприятиям:
A. Усилить роль медицинского персонала ФАПов в предоставлении медицинских и профилактических услуг, по приоритетным медико-санитарным проблемам здравоохранения на основе определения минимального перечня услуг для ФАП, и механизмов финансового стимулирования.
B. Улучшить взаимодействие ГСВ с ЦСМ и ТБ по вопросам организации и предоставления помощи и усиление их потенциала в осуществлении мониторинга и поддержки деятельности ФАПов.
C. Оптимизировать деятельность ЦСМ в предоставлении первичной медико-санитарной помощи населению с решением вопросов узких специалистов ЦСМ, функционирования СМП, развития стоматологической службы и улучшением взаимодействия со стационарами.
D. Пересмотр деятельности ЦОВП в усилении предоставления первичной медико-санитарной помощи населению.
E. Развить систему стационарозамещающих технологий с решением вопроса их финансовой обеспеченности.
4.2.1.2. Оптимизация предоставления стационарных услуг на различных этапах оказания помощи
Несмотря на успехи по реструктуризации стационаров районов и областей, осталась нерешенной проблема реорганизации больниц в г. Бишкек и г.Ош. Отсутствие разграничения функций организаций здравоохранения вторичного и третичного уровней и системы направления привело к дублированию их деятельности, нерациональному использованию материальных и финансовых ресурсов. Отсутствие квалифицированной амбулаторно-диагностической специализированной помощи при стационарах не позволяет регулировать поток пациентов и обеспечивать профильную и обоснованную госпитализацию. Для решения поставленной задачи определены следующие направления деятельности:
A. Структурировать систему предоставления стационарных услуг (картирование сети стационаров, табель оснащения, нормативы, система поэтапной преемственной помощи, объемы и виды услуг, система направления и перенаправления, лабораторно-диагностические услуги).
B. Усилить роль областных больниц по предоставлению высокоспециализированных медицинских услуг и оказанию консультативно-методической помощи районным больницам.
C. Реорганизовать системы предоставления амбулаторной специализированной помощи (АДО и КДО) в стационарах (нормативные акты, финансирование, система направления и перенаправления, учетно-отчетная форма).
4.2.1.3. Развитие службы оказания экстренной и неотложной медицинской помощи
Одной из приоритетных проблем в системе предоставления индивидуальных медицинских услуг является обеспечение скорой и неотложной медицинской помощи. Ситуация усугубляется недостаточной укомплектованностью бригад СМП квалифицированными кадрами, несовершенными механизмами их финансирования. Для решения поставленной задачи определен ряд мероприятий:
A. Создать структурно-функциональную модель на основе картирования системы предоставления экстренной и неотложной медицинской помощи с рациональной дислокацией, нормативными актами.
B. Улучшить качество неотложной помощи путем повышения потенциала кадров.
C. Обеспечить готовность организаций здравоохранения к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций на основе необходимых нормативных актов и организационной подготовки к функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций.
D. Обеспечить готовность всех стационаров республики к оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи населению.
4.2.1.4. Развитие специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи
Система здравоохранения должна обеспечить адекватное развитие специализированных и высокотехнологичных (кардиохирургия, трансплантология, онкология, паллиативная терапия, радиология) услуг и улучшить доступность для всего населения страны. Специализированная помощь (психиатрия, онкология, туберкулез и др.) нуждается в улучшении качества услуг, улучшении их взаимодействия с организациями общей лечебной сети. Для решения обозначенных вопросов определены следующие направления деятельности:
A. Упорядочить деятельность организаций здравоохранения третичного уровня на основе четких критериев, видов и объемов услуг.
B. Разработка концепции развития специализированной медицинской помощи (психиатрия, онкология, туберкулез, паллиативная помощь и др.), и внедрение механизмов обеспечения доступности этих услуг для населения.
C. Завершить реструктуризацию системы предоставления индивидуальных медицинских услуг в городах Бишкек и Ош.
D. Перевод специализированной медицинской помощи (психиатрия, онкология и др.) в систему Единого плательщика.
4.2.2. Внедрение новых институциональных взаимоотношений в системе предоставления индивидуальных услуг (автономия поставщиков, новые рычаги управления)
Автономия поставщиков услуг, внедрение механизмов их подотчетности, станет решающим для принятия практики управления качеством на уровне учреждений. Полная автономия поставщиков – новые институциональные взаимоотношения между поставщиками, Министерством здравоохранения КР и Фондом обязательного медицинского страхования - повлечет необходимость в четком определении дополнительных структурных и функциональных изменений.
4.2.2.1. Совершенствование нормативной базы и регуляторной основы для повышения автономии организаций здравоохранения
Одной из причин нереализованности механизмов по автономии поставщиков явилось отсутствие четкой регламентации данного подхода (Закон КР «Об организациях здравоохранения»). Для усиления автономии, децентрализации управления необходимы эффективные рычаги управления, механизмы и инструменты. Рычаги должны иметь как внешнюю (взаимодействие с МЗ и ФОМС и др.), так и внутреннюю направленность (внутриучрежденческий менеджмент). Это позволит упорядочить управление при условии выделения достаточных средств и управленческих возможностей, которое впоследствии отразится на эффективности и потенциале поставщиков услуг.
A. Гармонизировать нормативную базу по регулированию деятельности организаций здравоохранения, их взаимодействию с местными органами самоуправления и Министерством здравоохранения и плательщиком.
B. Совершенствовать механизмы и рычаги управления для эффективного внутрисекторального взаимодействия поставщиков с Министерством здравоохранения (контракты по предоставлению базовых услуг + возможность развить новые услуги), с ФОМС (договора по оплате обязательного объема услуг), и другими организациями здравоохранения (по дополнительным услугам на основе договоров и др.).
C. Внедрить механизмы повышения потенциала поставщиков услуг по управлению в условиях автономии для эффективного планирования и достижения поставленных целей.
D. Расширить хозяйственную самостоятельность учреждений здравоохранения через повышение ответственности за экономические результаты деятельности, на основе единой системы критериев.
4.2.3. Укрепление системы управления и улучшения качества
Для обеспечения качественных услуг необходима эффективная система управления качеством, которая включает в себя планирование качества, её мониторинг и систему непрерывного улучшения качества. Многие мероприятия по улучшению качества реализуются без должного вовлечения поставщиков услуг – организаций здравоохранения. Созданные структуры (комитеты качества) не обучены системе улучшения качества, не отработаны механизмы внедрения клинических протоколов и руководств в деятельность медицинских работников, существующие механизмы стимулирования (КТУ) не основаны на показателях качества. Поэтому необходимо создать все необходимые условия для того, чтобы сами поставщики услуг могли управлять и улучшать качество услуг.
4.2.3.1. Внедрение системы управления качеством в организациях здравоохранения
Управление качеством включает несколько аспектов (внутренний мониторинг и оценка качества, планирование и непрерывное улучшение качества), и успех проводимых мероприятий будет зависеть от их комплексности и постоянства. Необходимо внедрять механизмы и инструменты для управления качеством на уровне организаций здравоохранения, наращивать критическую массу руководителей организаций здравоохранения с опытом в вопросах управления качеством, внедрять финансовые механизмы, стимулирующие качество. Одним из аспектов качества медицинских услуг является вопрос обеспечения безопасности всех процедур, поэтому вопросы контроля внутрибольничной инфекции будут развиты соответствующим образом.
A. Оптимизировать систему управления качеством в организациях здравоохранения.
B. Повысить потенциал организаций здравоохранения по управлению качеством.
C. Внедрить механизмы стимулирования мотивации поставщиков услуг (организации здравоохранения, медицинские работники) к оказанию качественных услуг.
D. Усилить деятельность организаций здравоохранения в области контроля внутрибольничной инфекции.
4.2.3.2. Внедрение системы повышения качества медицинских услуг в деятельность организаций здравоохранения
Реализация системы повышения качества (СПК) в организациях здравоохранения, является важным необходимым условием в деятельности организаций здравоохранения. Но для эффективного его внедрения необходимы инструменты и подходы, которыми будут владеть сами поставщики услуг. Возможность использовать существующую информационную систему в выявлении проблем и отслеживании изменений является важным звеном в системе улучшения качества. Практика изучения удовлетворенности пациента поможет сделать мероприятия по улучшению качества более эффективными. Система повышения качества является хорошим инструментом для внедрения утвержденных КП и руководств в практическое здравоохранение.
A. Совершенствовать механизмы непрерывного внедрения клинических протоколов и руководств, основанных на доказательной медицине (стандарты качества, индикаторы) в практическое здравоохранение.
B. Совершенствовать деятельность по внутреннему мониторингу в организациях здравоохранения.
· 4.3. Финансирование здравоохранения
Компонент «Финансирование здравоохранения» в соответствии с общей стратегией программы «Ден соолук» также сфокусирована на повышении качества и улучшении показателей здоровья населении. Для достижения поставленных целей необходимо устранение системных барьеров, таких как отсутствие сбалансированности бюджетного финансирования сектора государственным обязательствам и потребностям в услугах здравоохранения (4.3.1.), несовершенная система оплаты медицинских услуг, вследствие чего наблюдается постоянный рост количественных показателей оказанных услуг, но не улучшаются качественные показатели (4.3.2.), низкая эффективность управления финансовыми ресурсами здравоохранения (4.3.3.).
Для преодоления этих барьеров, компонент финансирование сфокусирует свое внимание на укреплении трех основных функций финансирования (сбора, аккумулирования средств и закупок), внедрении механизмов экономического стимулирования качества с фокусом на ключевые области Программы: ОЗМиР, ССЗ, ТБ и ВИЧ, и повышение эффективности управления финансовыми ресурсами сектора.
4.3.1. Отсутствие сбалансированности бюджетного финансирования государственным обязательствам в предоставлении услуг здравоохранения
Неадекватное финансирование сектора государственным обязательствам и потребностям населения в услугах здравоохранения привело к возникновению финансового разрыва, что в первую очередь отражается на лекарственном обеспечении организаций здравоохранения и инфраструктуре сектора, а также не позволяет включать все необходимые услуги в ПГГ.
Отсутствие средств в организациях здравоохранения не позволяет обеспечить пациентов с инфарктом миокарда эффективными лекарственными препаратами (тромболитиками), беременных женщин с послеродовыми кровотечениями - препаратами 2-го ряда (мизипростол) для остановки кровотечений, стационары - базовым оборудованием для диагностики ГБ или ОИМ, станции (отделения) скорой медицинской помощи – санитарными автомашинами с необходимым оборудованием, тогда как это является крайне важным для улучшения качества предоставления медицинских услуг и показателей здоровья населения.
Низкий уровень финансирования мероприятий по строительству и ремонту лечебных учреждений на протяжении 20-ти лет привел к серьезному ухудшению инфраструктуры сектора, включая системы водоснабжения и отопления. Плохое состояние больниц нивелирует все усилия медицинских работников по мероприятиям инфекционного контроля и утилизации медицинских отходов - УМО (средства личной безопасности, инструментарий и др.), в результате чего в туберкулезных учреждениях не всегда возможно обеспечить разделение пациентов с лекарственно-устойчивыми формами, а также пациентов с положительным результатом мазка мокроты от пациентов с отрицательным результатом мокроты.
Таким образом, решение данного вопроса заключается в улучшении механизмов сбора, аккумулирования и распределения средств, нахождении приемлемого баланса между государственным и частным финансированием сектора, увеличения капитальных инвестиций для улучшения инфраструктуры сектора и более четком определении и распределении функций и ответственности всех структур сектора. Для решения поставленных задач определены следующие направления деятельности:
4.3.1.1. Повышение устойчивости государственного финансирования здравоохранения
В программе «Ден соолук» Кыргызстан по-прежнему привержен принципам единства и солидарности в сфере финансирования здравоохранения, при этом усилия будут направлены на повышение его устойчивости:
A. Улучшение процесса планирования доходов и расходов сектора здравоохранения в контексте со стратегией развития сектора и прогнозных показателей государственного бюджета.
B. Создание основ для государственно-частного партнерства в системе здравоохранения путем привлечения частного сектора в процесс реализации программ здравоохранения.
C. Формирование и проведение эффективной инвестиционной политики по привлечению средств международных доноров в сектор здравоохранения, регулирование действий международных организаций на территории Кыргызской Республики в области здравоохранения.
D. Разработку и внедрение программы капитальных инвестиций в здравоохранении для обновления инфраструктуры и медицинского оборудования.
4.3.1.2. Укрепление системы «Единого плательщика» посредством увеличения финансирования Программы государственной гарантии
Существующая система сбора и аккумулирования средств имеет очевидные выгоды с точки зрения солидарности, позволяет обеспечить всеобщий охват населения услугами здравоохранения. Поэтому система Единого плательщика представляет собой краеугольный камень будущего социального благополучия населения. Однако, в исследованиях, проведенных различными организациями, было отражено наличие финансового разрыва Программы госгарантий (от 25% до 37%), это означает, что обязательства поставщиков по предоставлению медицинских услуг по Программе госгарантий не подкрепляются государственным финансированием, и как следствие, это приводит к росту расходов населения и увеличению финансового бремени. Ключевые сферы для решения данной задачи:
A. Укрепление существующих в ФОМС механизмов сбора средств на реализацию Программы государственных гарантий.
B. Перевод существующей бюджетно-страховой системы финансирования Программы госгарантий от инфраструктуры к медицинскому страхованию.
C. Комплексный пересмотр политики сооплаты при реализации ПГГ и льгот для удовлетворения потребностей бедных, включая сооплату на роды.
4.3.1.3. Определение и распределение функций и ответственности субъектов финансирования
Финансовая система здравоохранения состоит из деятельности Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, ФОМС и организаций здравоохранения. Необходимо обеспечить прозрачность использования ресурсов и контроль затрат сектора, определить сферы деятельности, полномочия и ответственность каждого субъекта, правила и порядок их взаимоотношений и функционирования путем обеспечения четкой системы отчетности и подотчетности между субъектами здравоохранения. В связи с чем, имеет огромное значение:
A. Определение и разграничение роли, функций, полномочий и ответственности: Министерства здравоохранения - управление и генерирование ресурсов; Фонда ОМС - финансирование деятельности сектора; организации здравоохранения - предоставление медико-санитарных, фармацевтических, профилактических, и других услуг.
B. Совершенствование законодательства, регулирующего взаимоотношения Министерства здравоохранения, ФОМС и Министерства финансов по вопросам формирования государственной политики бюджетного финансирования сектора, координации совместной деятельности для реализации программ в сфере здравоохранения.
C. Формирование бюджета на программной основе: разработку нормативных документов, определяющих порядок и правила формирования программ здравоохранения, полномочия и ответственность реализующих органов, разделение организаций здравоохранения и финансовых потоков по программам, в том числе:
Программы здравоохранения |
Исполнители
4.3.2. Несовершенная система оплаты медицинских услуг
Финансирование здравоохранения без привязки к качественным показателям системы предоставления услуг не может оказать действенного влияния на улучшение состояния здоровья населения и здравоохранения в целом. Для решения данного вопроса в рамках настоящей Программы система финансирования поставщиков медицинских услуг подлежит кардинальному изменению, направленному на усиление финансовой самостоятельности организаций здравоохранения и минимизации степени влияния/вмешательств со стороны Плательщика/Покупателя во внутренние процессы поставщиков, разработку и внедрение методов оплаты за качество работы, наряду с усилением стратегических закупок и роли договоров между покупателем и поставщиками.
4.3.2.1. Улучшение механизмов закупки/оплаты медицинских услуг в системе Единого плательщика
A. На базе существующих механизмов финансирования внедрение методов экономического стимулирования за улучшение качества медицинского обслуживания в системе Единого плательщика;
B. Улучшение существующей оплаты стационарной помощи для усиления мотивации поставщиков услуг в оптимизации структуры стационарных услуг, отказа от необоснованных госпитализаций, и развитии стационарозамещающих технологий;
C. Разработка и внедрение индикаторов деятельности организаций здравоохранения, отражающих качественные показатели, и систему их мониторинга и оценки по приоритетным направлениям программы «Ден соолук».
D. Дальнейшая оптимизация закупок услуг ПМСП. Финансовое обеспечение профилактической деятельности на уровне ПМСП
E. Аккумулирование средств здравоохранения местного бюджета г. Бишкек в общем бюджете сектора для обеспечения финансирования организаций здравоохранения г.Бишкек по правилам и принципам Единого плательщика
F. Интеграция вертикальных систем предоставления специализированных медицинских услуг (психиатрия, туберкулез, онкология, гематология) в Программу госгарантий и финансирование по конечным результатам деятельности в системе Единого плательщика
4.3.2.2. Закупка услуг по лекарственному обеспечению граждан на амбулаторном уровне
Значительный клинический и экономический эффект программ льготного лекарственного обеспечения, особенно при заболеваниях, регулируемых на первичном уровне, показывает, что в них заложен огромный потенциал для улучшения доступности лекарств для населения. Имеется необходимость совершенствования данного направления на основе новых подходов с учетом потребностей населения и показателей здоровья, а также улучшить инструменты управления программами.
A. Улучшение механизмов закупки услуг по Дополнительной программе ОМС «Лекарственное обеспечение застрахованных граждан на первичном уровне» на основе приоритизации лекарственного обеспечения уязвимых категорий пациентов (хронические больные, дети и беременные женщины).
B. Совершенствование механизмов услуг по лекарственному обеспечению граждан на амбулаторном уровне в рамках Программы государственных гарантий.
C. Совершенствование договорных отношений между поставщиками фармацевтических услуг и покупателем с акцентом на равноправность партнеров и снижение финансовых рисков поставщиков.
4.3.2.3. Совершенствование системы оплаты услуг Министерством здравоохранения
A. Совершенствование финансирования общественного здравоохранения, разработка критериев и механизмов экономического влияния объемов финансирования на деятельность общественного здравоохранения;
B. Совершенствование механизмов закупки услуг по Фонду высокотехнологичной помощи;
C. Дальнейшее реформирование механизмов финансирования остальных программ, администрируемых Министерством, с фокусом на финансирование образовательных программ.
4.3.3. Низкая эффективность управления финансовыми ресурсами здравоохранения
Без эффективно функционирующей системы финансирования здравоохранения невозможно достичь всеобщего охвата населения медико-санитарными услугами, сохранить и усилить позиции здравоохранения в достижениях предыдущих реформ по обеспечению финансовой защиты населения и доступности медицинских услуг. Крайне важно сфокусировать усилия на повышении потенциала руководителей и финансовых работников сектора, создании условий и стимулов для поставщиков медицинских услуг в повышении знаний по вопросам финансового менеджмента, внутреннего контроля и управленческого учета. Фидуциарные аспекты, отраженные в процессе реализации «Манас таалими», имеют продолжение и в настоящей Программе, поскольку неразрывно связаны с вопросами повышения потенциала сектора и эффективного управления финансовыми ресурсами системы. Данный раздел Программы определяет направления, необходимые для повышения потенциала и эффективности управления финансовыми средствами сектора, а также для снижения фидуциарных рисков, препятствующих успешному исполнению целей и задач программы «Ден соолук».
4.3.3.1. Фидуциарные аспекты для повышения эффективности управления ресурсами здравоохранения
Развитие потенциала поставщиков медицинских услуг и их финансовая устойчивость являются одним из ключевых моментов реформы здравоохранения. С переходом на прогрессивные методы финансирования, повышением управленческой и финансовой автономии поставщиков увеличивается их ответственность за объем и качество предоставляемых услуг. Для эффективного управления закупками и договорными процессами при планировании и исполнении бюджета здравоохранения, необходимо дальнейшее развитие профессиональных и управленческих навыков, как плательщиков, так и поставщиков услуг. Необходимо совершенствование информационных технологий.
A. Повышение потенциала специалистов Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, ФОМС, руководителей и финансовых работников организаций здравоохранения. Формирование системы финансового менеджмента в здравоохранении.
B. Продолжение и завершение процессов по автоматизации учета и отчетности.
C. Интеграция информационных систем Фонда ОМС и Министерства здравоохранения, создание единого медицинского и финансового информационного ресурса.
D. Совершенствование и институционализация процесса сбора данных и составления Национальных Счетов Здравоохранения.
E. Улучшение механизмов закупки, повышение потенциала специалистов по разработке и оценке технических спецификаций на уровне министерства и в организациях здравоохранения.
F. Усиление службы внутреннего аудита и внутреннего контроля. Разработка нормативных документов по созданию системы внутреннего контроля для организаций здравоохранения. Усиление внутриучрежденческого менеджмента.
G. Финансовый и операционный аудит по международным стандартам на ежегодной основе.
4.3.3.2. Повышение финансовой автономии поставщиков услуг
Новые институциональные отношения предполагают большую самостоятельность организаций здравоохранения в планировании и управлении ресурсами. Опыт предыдущих реформ ясно показывает, что механизмы оплаты медицинских услуг должны стимулировать эффективные действия поставщиков в оптимизации системы предоставления услуг, снижении расходов и улучшении качества. Необходимо направить усилия на улучшение управления организациями здравоохранения для генерирования сбережений, которые высвободили бы ресурсы для оказания наиболее важных услуг и улучшения их качества.
A. Повышение автономии Поставщика в использовании средств государственного бюджета, обязательного медицинского страхования и сооплаты.
B. Совершенствование законодательства в области управления внутренними ресурсами поставщиков (финансовые, материальные, кадровые и т.п.), повышение оперативности и эффективности их использования и сохранности.
C. Внедрение контрактной системы между поставщиками услуг и органами управления для четкого определения и разграничения функций и ответственности, а также усиления автономии и подотчетности поставщиков.
· 4.4. Формирование ресурсов для здравоохранения
Политика формирования ресурсов представляет собой важную часть Программы, которая заключается в обеспечении необходимого объема ресурсов для эффективного функционирования системы здравоохранения. Процесс формирования и мобилизации ресурсов начинается с того, что опираясь на существующий ресурсный потенциал сектора здравоохранения, необходимо дальнейшее их наращивание в соответствии с осуществляемой стратегией.
Разработка политики формирования ресурсов осуществляется по следующим направлениям: инвестирование в человеческие ресурсы (4.4.1.), лекарственная политика (4.4.2.) и информационные системы здравоохранения (4.4.3.)
4.4.1. Инвестирование в человеческие ресурсы
Основные барьеры, стоящие перед кадровой политикой системы здравоохранения это: нерациональное распределение врачебных кадров из-за чего имеется критическая ситуация с человеческими ресурсами в республике, особенно в отдаленных и труднодоступных районах (4.4.1.1.), несоответствие системы подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения и современным международным стандартам (4.4.1.2.).
4.4.1.1. Нерациональное распределение врачебных кадров из-за чего имеется критическая ситуация с человеческими ресурсами в республике, особенно в отдаленных и труднодоступных районах
В Кыргызстане нехватка кадровых ресурсов здравоохранения в сельской и отдаленной местности усугубляется, а по существу даже вызывается крайне неравномерным распределением. Главными проблемами являются не абсолютное количество подготовленных кадров, а количество необходимых для сельских регионов специалистов (например, врачей в области семейной медицины), отсутствие социальных и экономических условий для привлечения молодых специалистов и слабая вовлеченность представителей органов МСУ и МГА в решение вопросов обеспечения кадрами на местах. На сегодняшний день, два основных условия определяют выбор специалистов места работы - это наличие жилья (социальный пакет, степень развитости социальной инфраструктуры) и заработная плата.
Поэтому кадровая политика должна быть направлена на получение максимального эффекта от имеющихся ресурсов, внедрение новых технологий, социальной направленности в кадровой работе, повышение мотивации врачебного и сестринского труда.
Для преодоления барьеров и решения проблем необходимо провести следующие мероприятия:
A. Совершенствование механизмов привлечения молодых специалистов в сельские и отдаленные районы, предусматривающие заключение договоров между молодым специалистом и администрацией МСУ, МГА по предоставлению определенных социальных гарантий.
B. Совершенствование системы обязательного государственного распределения специалистов, получивших подготовку за счет средств государственного бюджета и повышение ответственности за отказ от обязательной двухлетней отработки.
C. Разработка механизмов перспективного планирования и комплектования медицинских кадров на основе формирования целевых заказов местных исполнительных органов, в том числе на основе соглашений путем привлечения частных инвестиций и спонсорских средств.
D. Привлечение медицинских образовательных организаций в решение вопросов планирования и мониторинга кадровых ресурсов для установления связи с практическим здравоохранением.
E. Разработка механизмов по оптимизации штатной численности врачебных кадров в г. Бишкек и г. Ош.
F. Дальнейшее формирование мотивирующих и социально-экономических факторов в целях создания привлекательности рабочих мест семейных врачей (врачей общей практики).
G. Повышение значимости среднего медперсонала в предоставлении медицинских услуг, развитие новых организационных форм и технологий сестринской помощи населению.
H. Улучшение управленческой культуры руководителей через создание и реализацию магистерской программы «Менеджмент в здравоохранении», ориентированный на внедрение управленческой и финансовой автономии в организациях здравоохранения.
I. Совершенствование информационного обеспечения в области управления кадровыми ресурсами здравоохранения.
4.4.1.2. Несоответствие системы подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения и современным международным стандартам
Перспективы развития здравоохранения зависят от качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров, как главного стратегического ресурса здравоохранения. На сегодняшний день основным требованием рынка труда государственного и частного сектора здравоохранения КР является подготовка конкурентоспособных специалистов такого уровня и качества, которые отвечали бы потребностям общества в целом. Поставленные задачи должны обеспечиваться существующей системой медицинского образования, ключевыми элементами которой являются уровень профессорско-преподавательского состава, обеспечение учебно-методической литературой, наличие клинической базы, государственные образовательные стандарты высшего и средне-профессионального образования, а также система послевузовского и дополнительного профессионального образования. Соответственно основными путями решения задач будут следующие мероприятия:
A. Совершенствование системы медицинского и фармацевтического образования в соответствии с международными стандартами путем разработки и внедрения государственных образовательных стандартов высшего медицинского и фармацевтического и последипломного образования, основанных на доказательной медицине.
B. Проведение подготовки и прохождение медицинскими образовательными учреждениями процедуры аккредитации согласно международно-признанным критериям медицинского образования.
C. Повышение квалификации преподавателей медицинских образовательных организаций через дальнейшее обучение и внедрение доказательной медицины в учебные программы дисциплин.
D. Повышение потенциала региональных медицинских образовательных учреждений, ведущих подготовку медицинских кадров на уровне ПМСП.
E. Оптимизация системы непрерывного обучения для семейных врачей и среднего медицинского персонала в сельских и отдаленных районах.
F. Разработка медицинскими образовательными организациями и организациями здравоохранения механизма по прохождению студентами всех уровней практики в региональных клинических базах, что которое может оказать положительное влияние на привлечение и наем их в регионы.
G. Создание образовательных программ обучения по Общественному здравоохранению на уровне международных стандартов.
H. Формирование государственного задания медицинской науке в рамках приоритетных направлений Программы.
Для снижения кадрового кризиса необходимо вкладывать инвестиции в развитие ресурсов здравоохранения, создавать условия и способствовать справедливому распределению и использованию человеческих ресурсов.
4.4.2. Лекарственная политика
Основной целью данного подкомпонента является обеспечение доступа населения к качественным и безопасным лекарственным средствам.
4.4.2.1. Совершенствование государственного регулирования обращения лекарственных средств
Для цели по обеспечению населения качественными и безопасными лекарственными препаратами необходимо более эффективное законодательное регулирование и соблюдение принципов прозрачности и подотчетности в обращении лекарств на рынке.
В связи с тем, что план мероприятий Государственной лекарственной политики на 2006-2010 гг. исполнен, необходимо разработать новый дизайн Национальной лекарственной политики на 2012-2016 гг. с учетом современных тенденций в здравоохранении и фармацевтическом секторе.
A. Принять меры для достижения более эффективного законодательства. Обеспечить общественную экспертизу (участие) при формировании и мониторинге государственной лекарственной политики.
B. Разработать проект Национальной лекарственной политики Кыргызской Республики на 2012-2016 гг. с планом реализации и индикаторами оценки.
C. Развитие ИС ДЛОиМТ и обеспечение доступности информации о качестве и безопасности лекарственных средств. Совершенствовать инструменты по мониторингу ЛС, закупок ЛС в ОЗ, поставок противодиабетических, противоопухолевых, психотропных и др. жизненно-важных препаратов.
4.4.2.2. Обеспечение качества лекарственных средств
В Кыргызстане имеется потенциальная опасность наличия субстандартных или фальсифицированных лекарств на рынке. В Кыргызской Республике фармацевтическая деятельность не обосабливается от других видов коммерческой деятельности, и не оговаривается ее специальное положение, как части системы здравоохранения, требующей проведения специальных профессиональных проверок.
A. В Национальную лекарственную политику Кыргызской Республики на 2012-2016 гг. включить стратегию и план действий по предотвращению на фармацевтическом рынке субстандартных и фальсифицированных лекарств.
B. Усиление фармацевтической инспекции, включая совершенствование законодательства для обеспечения необходимых полномочий фармацевтической инспекции, обеспечение доступности информации о проверках/инспекциях для общественности.
C. Внесение изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О лекарственных средствах» в части перехода с системы подтверждения соответствия на систему государственного контроля ЛС и обеспечения необходимых полномочий фармацевтической инспекции.
4.4.3. Информационные системы здравоохранения
В стране созданы элементы информационно-коммуникационной инфраструктуры для нужд медицины, положено начало применению и распространению современных информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения. В настоящее время проводится работа по созданию Единой информационной системы здравоохранения (ЕИСЗ), состоящей из трех уровней: республиканского, областного и территориального (локальный).
4.4.3.1. Внедрение унифицированных и стандартизированных медицинских информационных систем
Начиная с 2003 года, ведутся работы по интеграции и переводу всех программ на единую платформу в целях обеспечения целостности данных, достоверности медико-статистических данных, расширения возможностей для анализа и контроля, повышения производительности обработки информации и улучшения политики безопасности. Использование единых нормативно-справочных идентификаторов позволит осуществить интеграцию, стандартизацию и унификацию различных информационных систем.
A. Введение единой системы стандартов и приведение к ней всех информационных ресурсов, для обеспечения совместимости специализированного программного обеспечения и баз данных в общей части.
B. Создание устойчивой системы мониторинга деятельности сектора здравоохранения по достижению результатов, внедрение методологии анализа и использования данных анализа и мониторинга на всех уровнях, включая Министерство здравоохранения, ФОМС, РМИЦ, организации здравоохранения.
C. Создание единого медико-информационного центра: объединение ИСФОМС и МЗ с передачей информационного центра РЦРЗиИТ в РМИЦ.
D. Дальнейшее развитие индивидуализированных баз данных для создания системы персонифицированного учета и улучшение качества медицинских услуг для населения.
E. Создание защищенной мультисервисной ведомственной (корпоративной) сети здравоохранения. Обеспечение надежности баз данных, информационных систем (РМИЦ, ФОМС, Нацстатком).
4.4.3.2. Широкое внедрение современных технологий в системе образования и телекоммуникаций
До настоящего времени проведенные в секторе здравоохранения отдельные работы в направлении внедрения технологий телемедицины не привели к существенным результатам, актуальность ее развития для нашей республики очень высока. Для широкого внедрения телемедицины необходимо создание единой телемедицинской сети (далее ТМС), которая позволит приблизить специализированную медицинскую помощь для жителей регионов. Важным компонентом телемедицины является дистанционное обучение и повышение квалификации специалистов.
A. Разработка, адаптация и внедрение программного обеспечения с использованием международных медицинских информационных стандартов, в том числе стандарта DICOM.
B. Создание телемедицинской сети (ТМС), Интернет сайтов и ресурсов по телемедицине. Обучение с последующей сертификацией специалистов для телемедицины.
· 4.5. Стратегическое управление
Сильное руководство и эффективное управление на всех уровнях системы здравоохранения являются важным условием успешного продвижения реформ. В данном разделе Программы определены следующие ключевые барьеры: незавершенность распределения функций управления, оказания медицинских услуг, финансирования здравоохранения (4.5.1.); недостаточная вовлеченность органов государственной власти к решению проблем охраны и укрепления здоровья населения (4.5.2.).
4.5.1. Незавершенность распределения функций управления, оказания медицинских услуг, финансирования здравоохранения
Важным шагом в реформировании здравоохранения является разделение функций управления, финансирования и предоставления услуг, с четким определением обязанностей, ответственности и подотчетности различных структур сектора здравоохранения: Министерства здравоохранения, Фонда обязательного медицинского страхования и организаций здравоохранения.
Система управления на всех уровнях сектора должна обеспечить достижение ожидаемых результатов в выбранных ключевых областях Программы: контроль сердечно-сосудистых заболеваний, охрана здоровья матери и ребенка, контроль туберкулеза, ВИЧ инфекции.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 269.