Проект
Национальная программа реформирования здравоохранения
Кыргызской Республики
«Ден соолук» на 2012-2016 годы
Проект, декабрь 2011 год.
Содержание
Список сокращений. 3
Введение. 5
1. Основные достижения и уроки, извлеченные в ходе внедрения Национальной программы реформирования системы здравоохранения «Манас таалими». 7
1.1. Обзор программы «Манас таалими». 7
1.3. Извлеченные уроки и незавершенные вопросы, которые должны быть решены программой « «Ден соолук»». 10
2.1. Миссия и принципы Программы.. 14
2.2. Стратегический подход. 15
2.3. Политические обязательства и структурные (рамочные) условия. 18
3. Ожидаемые результаты и ключевые услуги по приоритетным направлениям программы «Ден соолук». 18
3.1. Сердечно-сосудистые заболевания. 20
3.2. Здоровье матери и новорожденного. 24
3.4. Туберкулез. 31
3.5. ВИЧ инфекция. 35
4. Преодоление системных барьеров, препятствующих охвату ключевыми услугами через усиление всех функций системы здравоохранения. 39
4.1. Общественное здравоохранение. 39
4.2. Предоставление индивидуальных медицинских услуг. 42
4.3. Финансирование здравоохранения. 47
4.4. Формирование ресурсов для здравоохранения. 54
4.5. Стратегическое управление. 59
5. Стратегия реализации Программы.. 63
6.1.Достижения в области Мониторинга и Оценки (М&О) в программе «Манас таалими». 73
Список сокращений
Сокращение | Наименование сокращений |
SWAp | Широкосекторальный подход (Sector Wide Approach) |
АДО | Амбулаторно-диагностическое отделение |
АРВ | Антиретровирусные препараты |
БД | База данных |
БК | Палочка Коха (туберкулезная палочка) |
ВИЧ | Вирус иммунодефицита человека |
ВОЗ | Всемирная организация здравоохранения |
ГБ | Гипертоническая болезнь |
ГСВ | Группа семейных врачей |
ГСИН | Государственная система исполнения наказания |
ГСЭН | Государственный санитарно-эпидемиологический надзор |
ДКТ | Добровольное консультирование и тестирование |
ДП ОМС | Дополнительная программа обязательного медицинского страхования |
ДСВЗ | Действие сообществ в вопросах здоровья |
ДЭН | Дозорно-эпидемиологический надзор |
ЕИСЗ | Единая информационная система здравоохранения |
ЕП | Единый плательщик |
ЖВЛС | Жизненно-важные лекарственные средства |
ЖК КР | Жогорку Кенеш Кыргызской Республики |
ИВБДВ | Интегрированное ведение болезней детского возраста |
ИППП | Инфекции, передающиеся половым путем. |
ИС | Информационная система |
КБС | Коронарная болезнь сердца |
КДО | Консультативно-диагностическое отделение |
КИОД | Комплексное исследование оценки действий. Исследование охвата домохозяйств КР |
КП | Клинические протоколы |
КР | Кыргызская Республика |
КТУ | Коэффициент трудового участия |
ЛЖВ | Лица, живущие с ВИЧ инфекцией |
ЛПВ | Лица, пострадавшие от ВИЧ инфекции |
ЛС | Лекарственные средства |
МАК | Медицинская аккредитационная комиссия |
МВД | Министерство внутренних дел КР |
МГА | Местная государственная администрация |
МЛУ ТБ | Множественно-лекарственная устойчивость туберкулеза |
МСУ | Органы местного самоуправления |
НКО | Некоммерческие организации |
НМО | Непрерывное медицинское образование |
ОЗ | Организации здравоохранения |
ОЗМиР | Охрана здоровья матери и ребенка |
ОИМ | Острый инфаркт миокарда |
ОКС | Острый коронарный синдром |
ООБ | Областная объединенная больница |
ПГГ | Программа государственных гарантий |
ПМСП | Первичная медико-санитарная помощь |
ППМР ПТС | Предупреждение передачи от матери к ребенку ВИЧ инфекции Противотуберкулезная служба |
РМИЦ | Республиканский медико-информационный центр |
РЦРЗиИТ | Республиканский центр развития здравоохранения и информационных технологий |
СДЗ | Социальные детерминанты здоровья |
СЕО | Совместные ежегодные обзоры |
СКЗ | Сельские комитеты здоровья |
СМИ | Средства массовой информации |
СМП | Скорая медицинская помощь |
СМЭ | Судебно-медицинская экспертиза |
СПК | Система повышения качества |
ССЗ | Сердечно-сосудистые заболевания |
СЕО | Совместный ежегодный обзор |
ТБ | Территориальная больница |
ТМС | Телемедицинская сеть |
ТП | Туберкулиновая проба |
УМО | Управление медицинскими отходами |
ФАП | Фельдшерско-акушерский пункт |
ФОМС | Фонд обязательного медицинского страхования |
ЦОВП | Центр общей врачебной практики |
ЦРТ | Цели развития тысячелетия |
ЦСМ | Центр семейной медицины |
ЧС | Чрезвычайные ситуации |
ШШКК | Швейцарско-Шведско-Кыргызский проект |
ЭКГ | Электрокардиограф |
ЭПУ | Эффективный перинатальный уход |
Введение
Национальная программа реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012-2016 годы (далее – Национальная программа «Ден соолук») является логическим продолжением предыдущих Национальных программ реформы системы здравоохранения Кыргызской Республики «Манас» (1996 -2005 гг.) и «Манас таалими» (2006-2011 гг.).
В ходе реализации указанных программ создана законодательная база новой системы здравоохранения Кыргызской Республики. Были приняты законы КР «О системе Единого плательщика в финансировании здравоохранения Кыргызской Республики» (2003 г.), «Об организациях здравоохранения в Кыргызской Республике» (2004 г.), «Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике» (2005 г.), «Об общественном здравоохранении в Кыргызской Республике» (2009 г.), внесены изменения в законы КР «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике» (2000 г.), «О местном самоуправлении и местной государственной администрации в Кыргызской Республике» (2000 г.), «О медицинском страховании граждан в Кыргызской Республике» (2003 г.).
Постановлениями Правительства Кыргызской Республики, начиная с 2001 года, ежегодно утверждается Программа государственных гарантий, предусматривающая оказание бесплатной, льготной или платной (официальная сооплата) медицинской помощи, в зависимости от социального статуса граждан и наличия или отсутствия у них медицинского страхования.
С 2006 года реформирование системы здравоохранения осуществляется в рамках широкосекторального подхода (Sector Wide Approach - SWAp). В рамках SWAp, Министерство здравоохранения КР осуществляет внедрение программы «Манас таалими», Партнеры по развитию направили свою помощь на приоритетные задачи Программы, созданы совместные процессы и инструменты для мониторинга прогресса. Министерством здравоохранения организованы совместные обзоры сектора два раза в год, в ходе которых осуществляется углубленная оценка достижений и недостатков, планируются мероприятия на будущее. Эти новые методы работы в рамках SWAp дали ощутимые результаты, а именно - повысилась руководящая роль Министерства здравоохранения КР в разработке; реализации и мониторинге реформ; улучшилась степень синхронизации донорских средств с приоритетами Национальной программы реформы здравоохранения и координации всех мероприятий, осуществляемых в секторе здравоохранения; повысилась степень использования доказательств в разработке политики и мониторинг процессов. Учитывая высокую эффективность настоящего подхода, Правительство Кыргызской Республики сохраняет приверженность принципам SWAp при разработке и реализации программы «Ден соолук».
В рамках программ «Манас» и «Манас таалими» была внедрена признанная на международном уровне модель финансирования здравоохранения. Несмотря на экономические трудности, за последние пять лет уровень финансирования здравоохранения увеличился, в том числе и благодаря донорским средствам, проведены структурные изменения системы финансирования. Усовершенствованная модель финансирования здравоохранения и увеличение объема средств позволили добиться результатов в финансовой защите населения, доступе к медицинской помощи и эффективности. Эти достижения являются значимыми, особенно учитывая факт социально-политической нестабильности, которая сохранялась в течение последних 5-6 лет, а также ограниченных ресурсов из-за экономической ситуации[1].
Однако, несмотря на ряд достижений, сохраняются и существенные недостатки. Вопреки ожиданиям, не отмечено значимого улучшения показателей здоровья населения в отношении сердечно-сосудистых заболеваний, состояния материнского и детского здоровья; вызывает обеспокоенность ситуация с ростом случаев устойчивых к лекарственным средствам туберкулеза. Для улучшения здоровья граждан Кыргызстана настоятельной необходимостью является дальнейшее изменение поведения населения в отношении своего здоровья и повышение качества услуг здравоохранения. Именно эти задачи призвана решить программа «Ден соолук». Основываясь на достижениях программ «Манас» и «Манас таалими», и руководствуясь основными принципами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Программа направлена на обеспечение универсального (всеобщего) охвата населения качественными медико-санитарными и профилактическими услугами, независимо от социального статуса, гендерных различий и статуса застрахованности населения.
Программа «Ден соолук» была разработана в течение 2010 и 2011 годов под руководством Министерства здравоохранения Кыргызской Республики при сотрудничестве всех заинтересованных структур и поддержке ВОЗ, других партнеров по развитию, активно задействованных в рамках SWAp. В разработке Программы участвовало ряд технических рабочих групп, координируемых группой экспертов. Программа была обсуждена с политиками, специалистами здравоохранения, гражданским обществом и партнерами по развитию, вклад которых и сформировал окончательную версию Национальной программы реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012-2016 годы.
Миссия
Миссия настоящей Программы заключается в создании необходимых условий для охраны и укрепления здоровья населения и каждого человека в отдельности, независимо от социального статуса и гендерных различий.
Принципы
Данная Программа построена на основе преемственности с достигнутыми преобразованиями предыдущих лет реформирования, а также с учетом нынешней социально-политической ситуации в стране и основана на принципах, представленных в таблице 1:
Таблица 1.
Таблица 2
Матрица барьеров
Таблица 3
Таблица 4
Таблица 5
Исполнители
4.3.2. Несовершенная система оплаты медицинских услуг
Финансирование здравоохранения без привязки к качественным показателям системы предоставления услуг не может оказать действенного влияния на улучшение состояния здоровья населения и здравоохранения в целом. Для решения данного вопроса в рамках настоящей Программы система финансирования поставщиков медицинских услуг подлежит кардинальному изменению, направленному на усиление финансовой самостоятельности организаций здравоохранения и минимизации степени влияния/вмешательств со стороны Плательщика/Покупателя во внутренние процессы поставщиков, разработку и внедрение методов оплаты за качество работы, наряду с усилением стратегических закупок и роли договоров между покупателем и поставщиками.
4.3.2.1. Улучшение механизмов закупки/оплаты медицинских услуг в системе Единого плательщика
A. На базе существующих механизмов финансирования внедрение методов экономического стимулирования за улучшение качества медицинского обслуживания в системе Единого плательщика;
B. Улучшение существующей оплаты стационарной помощи для усиления мотивации поставщиков услуг в оптимизации структуры стационарных услуг, отказа от необоснованных госпитализаций, и развитии стационарозамещающих технологий;
C. Разработка и внедрение индикаторов деятельности организаций здравоохранения, отражающих качественные показатели, и систему их мониторинга и оценки по приоритетным направлениям программы «Ден соолук».
D. Дальнейшая оптимизация закупок услуг ПМСП. Финансовое обеспечение профилактической деятельности на уровне ПМСП
E. Аккумулирование средств здравоохранения местного бюджета г. Бишкек в общем бюджете сектора для обеспечения финансирования организаций здравоохранения г.Бишкек по правилам и принципам Единого плательщика
F. Интеграция вертикальных систем предоставления специализированных медицинских услуг (психиатрия, туберкулез, онкология, гематология) в Программу госгарантий и финансирование по конечным результатам деятельности в системе Единого плательщика
4.3.2.2. Закупка услуг по лекарственному обеспечению граждан на амбулаторном уровне
Значительный клинический и экономический эффект программ льготного лекарственного обеспечения, особенно при заболеваниях, регулируемых на первичном уровне, показывает, что в них заложен огромный потенциал для улучшения доступности лекарств для населения. Имеется необходимость совершенствования данного направления на основе новых подходов с учетом потребностей населения и показателей здоровья, а также улучшить инструменты управления программами.
A. Улучшение механизмов закупки услуг по Дополнительной программе ОМС «Лекарственное обеспечение застрахованных граждан на первичном уровне» на основе приоритизации лекарственного обеспечения уязвимых категорий пациентов (хронические больные, дети и беременные женщины).
B. Совершенствование механизмов услуг по лекарственному обеспечению граждан на амбулаторном уровне в рамках Программы государственных гарантий.
C. Совершенствование договорных отношений между поставщиками фармацевтических услуг и покупателем с акцентом на равноправность партнеров и снижение финансовых рисков поставщиков.
4.3.2.3. Совершенствование системы оплаты услуг Министерством здравоохранения
A. Совершенствование финансирования общественного здравоохранения, разработка критериев и механизмов экономического влияния объемов финансирования на деятельность общественного здравоохранения;
B. Совершенствование механизмов закупки услуг по Фонду высокотехнологичной помощи;
C. Дальнейшее реформирование механизмов финансирования остальных программ, администрируемых Министерством, с фокусом на финансирование образовательных программ.
4.3.3. Низкая эффективность управления финансовыми ресурсами здравоохранения
Без эффективно функционирующей системы финансирования здравоохранения невозможно достичь всеобщего охвата населения медико-санитарными услугами, сохранить и усилить позиции здравоохранения в достижениях предыдущих реформ по обеспечению финансовой защиты населения и доступности медицинских услуг. Крайне важно сфокусировать усилия на повышении потенциала руководителей и финансовых работников сектора, создании условий и стимулов для поставщиков медицинских услуг в повышении знаний по вопросам финансового менеджмента, внутреннего контроля и управленческого учета. Фидуциарные аспекты, отраженные в процессе реализации «Манас таалими», имеют продолжение и в настоящей Программе, поскольку неразрывно связаны с вопросами повышения потенциала сектора и эффективного управления финансовыми ресурсами системы. Данный раздел Программы определяет направления, необходимые для повышения потенциала и эффективности управления финансовыми средствами сектора, а также для снижения фидуциарных рисков, препятствующих успешному исполнению целей и задач программы «Ден соолук».
4.3.3.1. Фидуциарные аспекты для повышения эффективности управления ресурсами здравоохранения
Развитие потенциала поставщиков медицинских услуг и их финансовая устойчивость являются одним из ключевых моментов реформы здравоохранения. С переходом на прогрессивные методы финансирования, повышением управленческой и финансовой автономии поставщиков увеличивается их ответственность за объем и качество предоставляемых услуг. Для эффективного управления закупками и договорными процессами при планировании и исполнении бюджета здравоохранения, необходимо дальнейшее развитие профессиональных и управленческих навыков, как плательщиков, так и поставщиков услуг. Необходимо совершенствование информационных технологий.
A. Повышение потенциала специалистов Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, ФОМС, руководителей и финансовых работников организаций здравоохранения. Формирование системы финансового менеджмента в здравоохранении.
B. Продолжение и завершение процессов по автоматизации учета и отчетности.
C. Интеграция информационных систем Фонда ОМС и Министерства здравоохранения, создание единого медицинского и финансового информационного ресурса.
D. Совершенствование и институционализация процесса сбора данных и составления Национальных Счетов Здравоохранения.
E. Улучшение механизмов закупки, повышение потенциала специалистов по разработке и оценке технических спецификаций на уровне министерства и в организациях здравоохранения.
F. Усиление службы внутреннего аудита и внутреннего контроля. Разработка нормативных документов по созданию системы внутреннего контроля для организаций здравоохранения. Усиление внутриучрежденческого менеджмента.
G. Финансовый и операционный аудит по международным стандартам на ежегодной основе.
4.3.3.2. Повышение финансовой автономии поставщиков услуг
Новые институциональные отношения предполагают большую самостоятельность организаций здравоохранения в планировании и управлении ресурсами. Опыт предыдущих реформ ясно показывает, что механизмы оплаты медицинских услуг должны стимулировать эффективные действия поставщиков в оптимизации системы предоставления услуг, снижении расходов и улучшении качества. Необходимо направить усилия на улучшение управления организациями здравоохранения для генерирования сбережений, которые высвободили бы ресурсы для оказания наиболее важных услуг и улучшения их качества.
A. Повышение автономии Поставщика в использовании средств государственного бюджета, обязательного медицинского страхования и сооплаты.
B. Совершенствование законодательства в области управления внутренними ресурсами поставщиков (финансовые, материальные, кадровые и т.п.), повышение оперативности и эффективности их использования и сохранности.
C. Внедрение контрактной системы между поставщиками услуг и органами управления для четкого определения и разграничения функций и ответственности, а также усиления автономии и подотчетности поставщиков.
· 4.4. Формирование ресурсов для здравоохранения
Политика формирования ресурсов представляет собой важную часть Программы, которая заключается в обеспечении необходимого объема ресурсов для эффективного функционирования системы здравоохранения. Процесс формирования и мобилизации ресурсов начинается с того, что опираясь на существующий ресурсный потенциал сектора здравоохранения, необходимо дальнейшее их наращивание в соответствии с осуществляемой стратегией.
Разработка политики формирования ресурсов осуществляется по следующим направлениям: инвестирование в человеческие ресурсы (4.4.1.), лекарственная политика (4.4.2.) и информационные системы здравоохранения (4.4.3.)
4.4.1. Инвестирование в человеческие ресурсы
Основные барьеры, стоящие перед кадровой политикой системы здравоохранения это: нерациональное распределение врачебных кадров из-за чего имеется критическая ситуация с человеческими ресурсами в республике, особенно в отдаленных и труднодоступных районах (4.4.1.1.), несоответствие системы подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения и современным международным стандартам (4.4.1.2.).
4.4.1.1. Нерациональное распределение врачебных кадров из-за чего имеется критическая ситуация с человеческими ресурсами в республике, особенно в отдаленных и труднодоступных районах
В Кыргызстане нехватка кадровых ресурсов здравоохранения в сельской и отдаленной местности усугубляется, а по существу даже вызывается крайне неравномерным распределением. Главными проблемами являются не абсолютное количество подготовленных кадров, а количество необходимых для сельских регионов специалистов (например, врачей в области семейной медицины), отсутствие социальных и экономических условий для привлечения молодых специалистов и слабая вовлеченность представителей органов МСУ и МГА в решение вопросов обеспечения кадрами на местах. На сегодняшний день, два основных условия определяют выбор специалистов места работы - это наличие жилья (социальный пакет, степень развитости социальной инфраструктуры) и заработная плата.
Поэтому кадровая политика должна быть направлена на получение максимального эффекта от имеющихся ресурсов, внедрение новых технологий, социальной направленности в кадровой работе, повышение мотивации врачебного и сестринского труда.
Для преодоления барьеров и решения проблем необходимо провести следующие мероприятия:
A. Совершенствование механизмов привлечения молодых специалистов в сельские и отдаленные районы, предусматривающие заключение договоров между молодым специалистом и администрацией МСУ, МГА по предоставлению определенных социальных гарантий.
B. Совершенствование системы обязательного государственного распределения специалистов, получивших подготовку за счет средств государственного бюджета и повышение ответственности за отказ от обязательной двухлетней отработки.
C. Разработка механизмов перспективного планирования и комплектования медицинских кадров на основе формирования целевых заказов местных исполнительных органов, в том числе на основе соглашений путем привлечения частных инвестиций и спонсорских средств.
D. Привлечение медицинских образовательных организаций в решение вопросов планирования и мониторинга кадровых ресурсов для установления связи с практическим здравоохранением.
E. Разработка механизмов по оптимизации штатной численности врачебных кадров в г. Бишкек и г. Ош.
F. Дальнейшее формирование мотивирующих и социально-экономических факторов в целях создания привлекательности рабочих мест семейных врачей (врачей общей практики).
G. Повышение значимости среднего медперсонала в предоставлении медицинских услуг, развитие новых организационных форм и технологий сестринской помощи населению.
H. Улучшение управленческой культуры руководителей через создание и реализацию магистерской программы «Менеджмент в здравоохранении», ориентированный на внедрение управленческой и финансовой автономии в организациях здравоохранения.
I. Совершенствование информационного обеспечения в области управления кадровыми ресурсами здравоохранения.
4.4.1.2. Несоответствие системы подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения и современным международным стандартам
Перспективы развития здравоохранения зависят от качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров, как главного стратегического ресурса здравоохранения. На сегодняшний день основным требованием рынка труда государственного и частного сектора здравоохранения КР является подготовка конкурентоспособных специалистов такого уровня и качества, которые отвечали бы потребностям общества в целом. Поставленные задачи должны обеспечиваться существующей системой медицинского образования, ключевыми элементами которой являются уровень профессорско-преподавательского состава, обеспечение учебно-методической литературой, наличие клинической базы, государственные образовательные стандарты высшего и средне-профессионального образования, а также система послевузовского и дополнительного профессионального образования. Соответственно основными путями решения задач будут следующие мероприятия:
A. Совершенствование системы медицинского и фармацевтического образования в соответствии с международными стандартами путем разработки и внедрения государственных образовательных стандартов высшего медицинского и фармацевтического и последипломного образования, основанных на доказательной медицине.
B. Проведение подготовки и прохождение медицинскими образовательными учреждениями процедуры аккредитации согласно международно-признанным критериям медицинского образования.
C. Повышение квалификации преподавателей медицинских образовательных организаций через дальнейшее обучение и внедрение доказательной медицины в учебные программы дисциплин.
D. Повышение потенциала региональных медицинских образовательных учреждений, ведущих подготовку медицинских кадров на уровне ПМСП.
E. Оптимизация системы непрерывного обучения для семейных врачей и среднего медицинского персонала в сельских и отдаленных районах.
F. Разработка медицинскими образовательными организациями и организациями здравоохранения механизма по прохождению студентами всех уровней практики в региональных клинических базах, что которое может оказать положительное влияние на привлечение и наем их в регионы.
G. Создание образовательных программ обучения по Общественному здравоохранению на уровне международных стандартов.
H. Формирование государственного задания медицинской науке в рамках приоритетных направлений Программы.
Для снижения кадрового кризиса необходимо вкладывать инвестиции в развитие ресурсов здравоохранения, создавать условия и способствовать справедливому распределению и использованию человеческих ресурсов.
4.4.2. Лекарственная политика
Основной целью данного подкомпонента является обеспечение доступа населения к качественным и безопасным лекарственным средствам.
4.4.2.1. Совершенствование государственного регулирования обращения лекарственных средств
Для цели по обеспечению населения качественными и безопасными лекарственными препаратами необходимо более эффективное законодательное регулирование и соблюдение принципов прозрачности и подотчетности в обращении лекарств на рынке.
В связи с тем, что план мероприятий Государственной лекарственной политики на 2006-2010 гг. исполнен, необходимо разработать новый дизайн Национальной лекарственной политики на 2012-2016 гг. с учетом современных тенденций в здравоохранении и фармацевтическом секторе.
A. Принять меры для достижения более эффективного законодательства. Обеспечить общественную экспертизу (участие) при формировании и мониторинге государственной лекарственной политики.
B. Разработать проект Национальной лекарственной политики Кыргызской Республики на 2012-2016 гг. с планом реализации и индикаторами оценки.
C. Развитие ИС ДЛОиМТ и обеспечение доступности информации о качестве и безопасности лекарственных средств. Совершенствовать инструменты по мониторингу ЛС, закупок ЛС в ОЗ, поставок противодиабетических, противоопухолевых, психотропных и др. жизненно-важных препаратов.
4.4.2.2. Обеспечение качества лекарственных средств
В Кыргызстане имеется потенциальная опасность наличия субстандартных или фальсифицированных лекарств на рынке. В Кыргызской Республике фармацевтическая деятельность не обосабливается от других видов коммерческой деятельности, и не оговаривается ее специальное положение, как части системы здравоохранения, требующей проведения специальных профессиональных проверок.
A. В Национальную лекарственную политику Кыргызской Республики на 2012-2016 гг. включить стратегию и план действий по предотвращению на фармацевтическом рынке субстандартных и фальсифицированных лекарств.
B. Усиление фармацевтической инспекции, включая совершенствование законодательства для обеспечения необходимых полномочий фармацевтической инспекции, обеспечение доступности информации о проверках/инспекциях для общественности.
C. Внесение изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О лекарственных средствах» в части перехода с системы подтверждения соответствия на систему государственного контроля ЛС и обеспечения необходимых полномочий фармацевтической инспекции.
4.4.3. Информационные системы здравоохранения
В стране созданы элементы информационно-коммуникационной инфраструктуры для нужд медицины, положено начало применению и распространению современных информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения. В настоящее время проводится работа по созданию Единой информационной системы здравоохранения (ЕИСЗ), состоящей из трех уровней: республиканского, областного и территориального (локальный).
4.4.3.1. Внедрение унифицированных и стандартизированных медицинских информационных систем
Начиная с 2003 года, ведутся работы по интеграции и переводу всех программ на единую платформу в целях обеспечения целостности данных, достоверности медико-статистических данных, расширения возможностей для анализа и контроля, повышения производительности обработки информации и улучшения политики безопасности. Использование единых нормативно-справочных идентификаторов позволит осуществить интеграцию, стандартизацию и унификацию различных информационных систем.
A. Введение единой системы стандартов и приведение к ней всех информационных ресурсов, для обеспечения совместимости специализированного программного обеспечения и баз данных в общей части.
B. Создание устойчивой системы мониторинга деятельности сектора здравоохранения по достижению результатов, внедрение методологии анализа и использования данных анализа и мониторинга на всех уровнях, включая Министерство здравоохранения, ФОМС, РМИЦ, организации здравоохранения.
C. Создание единого медико-информационного центра: объединение ИСФОМС и МЗ с передачей информационного центра РЦРЗиИТ в РМИЦ.
D. Дальнейшее развитие индивидуализированных баз данных для создания системы персонифицированного учета и улучшение качества медицинских услуг для населения.
E. Создание защищенной мультисервисной ведомственной (корпоративной) сети здравоохранения. Обеспечение надежности баз данных, информационных систем (РМИЦ, ФОМС, Нацстатком).
4.4.3.2. Широкое внедрение современных технологий в системе образования и телекоммуникаций
До настоящего времени проведенные в секторе здравоохранения отдельные работы в направлении внедрения технологий телемедицины не привели к существенным результатам, актуальность ее развития для нашей республики очень высока. Для широкого внедрения телемедицины необходимо создание единой телемедицинской сети (далее ТМС), которая позволит приблизить специализированную медицинскую помощь для жителей регионов. Важным компонентом телемедицины является дистанционное обучение и повышение квалификации специалистов.
A. Разработка, адаптация и внедрение программного обеспечения с использованием международных медицинских информационных стандартов, в том числе стандарта DICOM.
B. Создание телемедицинской сети (ТМС), Интернет сайтов и ресурсов по телемедицине. Обучение с последующей сертификацией специалистов для телемедицины.
· 4.5. Стратегическое управление
Сильное руководство и эффективное управление на всех уровнях системы здравоохранения являются важным условием успешного продвижения реформ. В данном разделе Программы определены следующие ключевые барьеры: незавершенность распределения функций управления, оказания медицинских услуг, финансирования здравоохранения (4.5.1.); недостаточная вовлеченность органов государственной власти к решению проблем охраны и укрепления здоровья населения (4.5.2.).
4.5.1. Незавершенность распределения функций управления, оказания медицинских услуг, финансирования здравоохранения
Важным шагом в реформировании здравоохранения является разделение функций управления, финансирования и предоставления услуг, с четким определением обязанностей, ответственности и подотчетности различных структур сектора здравоохранения: Министерства здравоохранения, Фонда обязательного медицинского страхования и организаций здравоохранения.
Система управления на всех уровнях сектора должна обеспечить достижение ожидаемых результатов в выбранных ключевых областях Программы: контроль сердечно-сосудистых заболеваний, охрана здоровья матери и ребенка, контроль туберкулеза, ВИЧ инфекции.
Таблица 7
П№ п/п | Основные направления/разделы Программы | Ответственные исполнители 3-го ряда (центральный уровень) | Международные организации, вовлеченные в процесс реализации |
1 | Приоритетные направления Программы: | ||
1.1 | Сердечно-сосудистые заболевания | НЦКиТ, УОМП, ООЗ | USAID |
1.2 | Охрана здоровья матери и ребенка | НЦОМиД, УОМП, ООЗ | UNICEF, USAID, KFW |
1.3 | Туберкулез | НЦФ, УОМП, ООЗ | GF, USAID |
1.4 | ВИЧ инфекция | РЦ «СПИД», УОМП, ООЗ | GF, USAID |
2 | Компоненты Программы: | ||
2.1 | Общественное здравоохранение | ООЗ | WHO |
2.2 | Индивидуальные услуги | УОМП | KFW, USAID |
2.3 | Финансирование здравоохранения | УФ, ФОМС | KFW, USAID |
2.4 | Формирование ресурсов: | ||
- человеческие ресурсы | УКиОР, КГМА, КГМИиПК | SDC, USAID | |
- лекарственная политика | ДЛОиМТ, УОМП, ООЗ | KFW,WB | |
- информационные системы здравоохранения | РЦРЗиИТ, РМИЦ, ФОМС | KFW, USAID | |
2.5 | Стратегическое управление | УКиВР | WB, USAID |
Процесс реформирования здравоохранения будет обсуждаться на совместных обзорах и Саммитах по здравоохранению с участием доноров 2 раза в год, в ходе которых проводится углубленная оценка достижений и недостатков, планируются мероприятия на будущее. Механизмы и процедуры проведения ежегодных совместных обзоров будут разработаны в начале реализации Программы.
Более детально механизмы управления реализацией Программы, финансовые процедуры, включая закупки, описаны в Операционном руководстве
1) Управление процессом реализации Программы описывает механизмы координации деятельности всех структур, вовлеченных в процесс, как внутри сектора, так и вне его, охватывая вопросы межсекторального взаимодействия, мероприятия по обеспечению мониторинга и оценки реализации Программы, а также систему отчетности и подотчетности на различных уровнях здравоохранения.
2) Руководство по финансовым процедурам и закупкам описывает правила и процедуры, по которым будет проводиться финансирование сектора, механизмы и инструменты, позволяющие повысить эффективность использования ресурсов здравоохранения. Для обеспечения прозрачности использования средств и проводимых закупках предполагается разработать систему финансовой отчетности Министерства перед донорами, которая будет представляться на ежеквартальной основе.
6. Стратегия мониторинга и оценки Национальной программы «Ден соолук» на 2012-2016 гг.
Пакет индикаторов MиО.
Ежегодный пакет индикаторов является краеугольным камнем стратегии MиО и разработан в полном соответствии со структурой программы «Ден соолук». Пакет индикаторов состоит из двух разделов, которые представлены основными ожидаемыми результатами/индикаторами по приоритетным программам и общей деятельности системы здравоохранения, предусмотренной в рамках программы «Ден соолук». Данные разделы предназначены для отслеживания прогресса в реализации ключевых услуг по четырем приоритетным направлениям (раздел 1) и по компонентам Программы, включая устранение барьеров, выявленных в каждой функциональной области системы здравоохранения (раздел 2):
1. Индикаторы по Приоритетным направлениям (ключевые услуги)
1.1. Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ)
1.2. Охрана матери и ребенка (ОЗМиР)
1.3. Туберкулез (ТБ)
1.4. ВИЧ-инфекция (ВИЧ)
2. Общий пакет индикаторов мониторинга реализации программы «Ден соолук»
2.1. Индикаторы влияния
2.2. Индикаторы следствия
2.3. Индикаторы результата по компонентам Программы
- Общественное здравоохранение
- Индивидуальные медицинские услуги
- Финансирование здравоохранения
- Формирование ресурсов здравоохранения, и
- Стратегическое управление
Анализ данных
В рамках программы «Ден соолук» запланировано усиление потенциала системы здравоохранения по анализу и использованию результатов МиО. При проведении анализа данных дополнительно предполагается усиление роли РМИЦ и его областных структур, а также организаций здравоохранения третичного уровня. Таким образом:
на национальном уровне - первичный анализ проводится управлениями МЗ КР, ответственными за реализацию компонентов программы «Ден соолук» и Национальными центрами, ответственными за реализацию приоритетных направлений. Ответственность за свод всех данных, заключительный анализ и подготовку ежегодного отчета по Национальному пакету индикаторов несет Управление координации и внедрения реформ МЗ КР совместно с РМИЦ;
на областном уровне – функция свода и анализа данных по реализации программы «Ден соолук» выполняется ОЦСМ совместно с ОМИЦ. Директор ОЦСМ, являясь областным координатором по здравоохранению, представляет отчет по Пакету индикаторов на областном уровне в Областную государственную администрацию (Комитет по здравоохранению) и Координационную комиссию по управлению системой здравоохранения в областях 2 раза в год для обсуждения.
Ключевая роль в усилении потенциала системы здравоохранения по анализу и использованию данных, как на национальном, так и на областном уровне может быть возложена на ЦАПЗ с учетом накопленного ими опыта в разработке учебных программ и организации обучающих мероприятий, а также в проведении оценочных исследований.
|
|
|
Рис.4. Организации, вовлеченные в процесс МиО в рамках программы «Ден соолук»
Контроль качества
Поскольку отличительной чертой стратегии МиО программы «Ден соолук» является вовлечение в процесс МиО новых структур, таких как ОЗ третичного и областного уровня, а также акцент на сборе данных по охвату ключевыми услугами непосредственно на уровне поставщиков, то возрастает роль контроля качества собираемых данных. Эта функция возлагается на АБ КР, АГСВиСМ, ЦАПЗ с возможным привлечением представителей ФОМС, организаций здравоохранения и гражданского сектора. Предполагается, что группа, сформированная из представителей вышеперечисленных организаций и обученная относительно МиО приоритетных направлений и компонентов программы «Ден соолук» будет ежегодно осуществлять контроль качества данных.
(i) Исследования охвата. Исследования охвата будут новым аспектом в стратегии MиО программы «Ден соолук» вследствие новой структуры самой Программы «Ден соолук». В Программе, ключевые услуги для населения, представляя второй блок, играют важную роль в усилении системы здравоохранения с одной стороны, и в улучшении показателей здоровья с другой. Тем не менее, данных об охвате ключевыми услугами в рутинной информационной системе нет. Для устранения этого пробела, каждые два года в течение реализации Программы будут проводиться исследования охвата (в 2012 году в качестве исходного исследования, в 2014 году – для среднесрочной оценки, и в 2016 году – для оценки в конце программы) отдельно по каждому из четырех приоритетных направлений. Данные исследования будут документировать охват населения ключевыми услугами и индивидуальными услугами, а также отражать ситуацию с барьерами, имеющимися на уровне поставщиков услуг и препятствующими дальнейшему расширению охвата.
Исполнители
Исследования охвата будут проводиться под руководством МЗ КР, совместно с представителями ЦАПЗ (научная и методологическая поддержка) и ведущими организациями третичного уровня по четырем приоритетным направлениям (реализация).
(ii) Исследования системы здравоохранения с акцентом на устранение барьеров. Оценочные исследования, проводившиеся начиная с 2000 года по различным аспектам системы здравоохранения, остаются важными. Процесс поручения проведения данного вида исследований отрабатывался в течение нескольких лет методом проб и ошибок, и в настоящее время хорошо налажен и дает Министерству здравоохранения КР ценную информацию для принятия решений. Во время реализации пограммы «Ден соолук» предусматривается проведение оценок системы здравоохранения с акцентом на системные барьеры, уже определенные в Программе, или возникающие в ходе ее реализации. Процесс определения тем для исследований будет происходить на ежегодной основе для обеспечения гибкости и максимального соответствия приоритетам политики и вопросам Министерства здравоохранения КР..
Исполнители
Исследования будут проводиться под руководством МЗ КР представителями ЦАПЗ и другими организациями, имеющими исследовательский потенциал.
Крупномасштабные исследования. Кыргызстан является единственной страной в Центральной и Восточной Европе и на постсоветском пространстве, проводящей исследования домохозяйств и опрос пациентов с регулярными интервалами времени. Исследование домохозяйств обеспечивает ключевую информацию о финансовой защищенности и доступе к услугам, информацию, которую нельзя получить из рутинных источников данных. Исследование/опрос выписанных пациентов является основным источником информации о неформальных выплатах, которая является ключевым показателем объема или размера финансового разрыва в ПГГ. Проведение обоих видов исследований будет продолжено, так как они остаются критически важными для успеха реализации программы «Ден соолук».
Сроки проведения
Проведение исследования домохозяйств запланировано на 2013 и 2016 годы Исследование выписанных из стационаров пациентов предлагается провести в 2014 и 2016 годах.
Исполнители
Крупномасштабные исследования будут проводиться под руководством МЗ КР, совместно с представителями ЦАПЗ и НСК, ФОМС и другими организациями.
[1] Министерство здравоохранения Кыргызской Республики, 2011 год, Отчет «Оценка реализации Национальной программы реформы здравоохранения Кыргызской Республики «Манас таалими»
[2] Оценка реализации Национальной программы реформы здравоохранения Кыргызской Республики «Манас таалими»: Отчет. Апрель 2011
[3] www.hpac.kg
[4] Кожокеев К., Мурзалиева Г. и Манжиева Е., 2008. Почему наши врачи уезжают? Изучение причин миграции медицинских работников из Кыргызстана, Документ исследования политики № 51, Центр развития системы здравоохранения; ВОЗ – ЕВРО.
[5] Ожидаемые изменения показателей здоровья, указанные в Программе еще обсуждаются и могут быть изменены.
[6] Что подтверждается результатами нескольких исследований, проведенных за последние 5 лет: 1, 2, 3, 4.
[7] Здоровье населения и деятельность организаций здравоохранения КР в 2010 году. РМИЦ, 2010 г.
[8] Государственный доклад о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения КР за 2010 год. Министерство здравоохранения КР 2010 г.
Проект
Национальная программа реформирования здравоохранения
Кыргызской Республики
«Ден соолук» на 2012-2016 годы
Проект, декабрь 2011 год.
Содержание
Список сокращений. 3
Введение. 5
1. Основные достижения и уроки, извлеченные в ходе внедрения Национальной программы реформирования системы здравоохранения «Манас таалими». 7
1.1. Обзор программы «Манас таалими». 7
1.3. Извлеченные уроки и незавершенные вопросы, которые должны быть решены программой « «Ден соолук»». 10
2.1. Миссия и принципы Программы.. 14
2.2. Стратегический подход. 15
2.3. Политические обязательства и структурные (рамочные) условия. 18
3. Ожидаемые результаты и ключевые услуги по приоритетным направлениям программы «Ден соолук». 18
3.1. Сердечно-сосудистые заболевания. 20
3.2. Здоровье матери и новорожденного. 24
3.4. Туберкулез. 31
3.5. ВИЧ инфекция. 35
4. Преодоление системных барьеров, препятствующих охвату ключевыми услугами через усиление всех функций системы здравоохранения. 39
4.1. Общественное здравоохранение. 39
4.2. Предоставление индивидуальных медицинских услуг. 42
4.3. Финансирование здравоохранения. 47
4.4. Формирование ресурсов для здравоохранения. 54
4.5. Стратегическое управление. 59
5. Стратегия реализации Программы.. 63
6.1.Достижения в области Мониторинга и Оценки (М&О) в программе «Манас таалими». 73
Список сокращений
Сокращение | Наименование сокращений |
SWAp | Широкосекторальный подход (Sector Wide Approach) |
АДО | Амбулаторно-диагностическое отделение |
АРВ | Антиретровирусные препараты |
БД | База данных |
БК | Палочка Коха (туберкулезная палочка) |
ВИЧ | Вирус иммунодефицита человека |
ВОЗ | Всемирная организация здравоохранения |
ГБ | Гипертоническая болезнь |
ГСВ | Группа семейных врачей |
ГСИН | Государственная система исполнения наказания |
ГСЭН | Государственный санитарно-эпидемиологический надзор |
ДКТ | Добровольное консультирование и тестирование |
ДП ОМС | Дополнительная программа обязательного медицинского страхования |
ДСВЗ | Действие сообществ в вопросах здоровья |
ДЭН | Дозорно-эпидемиологический надзор |
ЕИСЗ | Единая информационная система здравоохранения |
ЕП | Единый плательщик |
ЖВЛС | Жизненно-важные лекарственные средства |
ЖК КР | Жогорку Кенеш Кыргызской Республики |
ИВБДВ | Интегрированное ведение болезней детского возраста |
ИППП | Инфекции, передающиеся половым путем. |
ИС | Информационная система |
КБС | Коронарная болезнь сердца |
КДО | Консультативно-диагностическое отделение |
КИОД | Комплексное исследование оценки действий. Исследование охвата домохозяйств КР |
КП | Клинические протоколы |
КР | Кыргызская Республика |
КТУ | Коэффициент трудового участия |
ЛЖВ | Лица, живущие с ВИЧ инфекцией |
ЛПВ | Лица, пострадавшие от ВИЧ инфекции |
ЛС | Лекарственные средства |
МАК | Медицинская аккредитационная комиссия |
МВД | Министерство внутренних дел КР |
МГА | Местная государственная администрация |
МЛУ ТБ | Множественно-лекарственная устойчивость туберкулеза |
МСУ | Органы местного самоуправления |
НКО | Некоммерческие организации |
НМО | Непрерывное медицинское образование |
ОЗ | Организации здравоохранения |
ОЗМиР | Охрана здоровья матери и ребенка |
ОИМ | Острый инфаркт миокарда |
ОКС | Острый коронарный синдром |
ООБ | Областная объединенная больница |
ПГГ | Программа государственных гарантий |
ПМСП | Первичная медико-санитарная помощь |
ППМР ПТС | Предупреждение передачи от матери к ребенку ВИЧ инфекции Противотуберкулезная служба |
РМИЦ | Республиканский медико-информационный центр |
РЦРЗиИТ | Республиканский центр развития здравоохранения и информационных технологий |
СДЗ | Социальные детерминанты здоровья |
СЕО | Совместные ежегодные обзоры |
СКЗ | Сельские комитеты здоровья |
СМИ | Средства массовой информации |
СМП | Скорая медицинская помощь |
СМЭ | Судебно-медицинская экспертиза |
СПК | Система повышения качества |
ССЗ | Сердечно-сосудистые заболевания |
СЕО | Совместный ежегодный обзор |
ТБ | Территориальная больница |
ТМС | Телемедицинская сеть |
ТП | Туберкулиновая проба |
УМО | Управление медицинскими отходами |
ФАП | Фельдшерско-акушерский пункт |
ФОМС | Фонд обязательного медицинского страхования |
ЦОВП | Центр общей врачебной практики |
ЦРТ | Цели развития тысячелетия |
ЦСМ | Центр семейной медицины |
ЧС | Чрезвычайные ситуации |
ШШКК | Швейцарско-Шведско-Кыргызский проект |
ЭКГ | Электрокардиограф |
ЭПУ | Эффективный перинатальный уход |
Введение
Национальная программа реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012-2016 годы (далее – Национальная программа «Ден соолук») является логическим продолжением предыдущих Национальных программ реформы системы здравоохранения Кыргызской Республики «Манас» (1996 -2005 гг.) и «Манас таалими» (2006-2011 гг.).
В ходе реализации указанных программ создана законодательная база новой системы здравоохранения Кыргызской Республики. Были приняты законы КР «О системе Единого плательщика в финансировании здравоохранения Кыргызской Республики» (2003 г.), «Об организациях здравоохранения в Кыргызской Республике» (2004 г.), «Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике» (2005 г.), «Об общественном здравоохранении в Кыргызской Республике» (2009 г.), внесены изменения в законы КР «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике» (2000 г.), «О местном самоуправлении и местной государственной администрации в Кыргызской Республике» (2000 г.), «О медицинском страховании граждан в Кыргызской Республике» (2003 г.).
Постановлениями Правительства Кыргызской Республики, начиная с 2001 года, ежегодно утверждается Программа государственных гарантий, предусматривающая оказание бесплатной, льготной или платной (официальная сооплата) медицинской помощи, в зависимости от социального статуса граждан и наличия или отсутствия у них медицинского страхования.
С 2006 года реформирование системы здравоохранения осуществляется в рамках широкосекторального подхода (Sector Wide Approach - SWAp). В рамках SWAp, Министерство здравоохранения КР осуществляет внедрение программы «Манас таалими», Партнеры по развитию направили свою помощь на приоритетные задачи Программы, созданы совместные процессы и инструменты для мониторинга прогресса. Министерством здравоохранения организованы совместные обзоры сектора два раза в год, в ходе которых осуществляется углубленная оценка достижений и недостатков, планируются мероприятия на будущее. Эти новые методы работы в рамках SWAp дали ощутимые результаты, а именно - повысилась руководящая роль Министерства здравоохранения КР в разработке; реализации и мониторинге реформ; улучшилась степень синхронизации донорских средств с приоритетами Национальной программы реформы здравоохранения и координации всех мероприятий, осуществляемых в секторе здравоохранения; повысилась степень использования доказательств в разработке политики и мониторинг процессов. Учитывая высокую эффективность настоящего подхода, Правительство Кыргызской Республики сохраняет приверженность принципам SWAp при разработке и реализации программы «Ден соолук».
В рамках программ «Манас» и «Манас таалими» была внедрена признанная на международном уровне модель финансирования здравоохранения. Несмотря на экономические трудности, за последние пять лет уровень финансирования здравоохранения увеличился, в том числе и благодаря донорским средствам, проведены структурные изменения системы финансирования. Усовершенствованная модель финансирования здравоохранения и увеличение объема средств позволили добиться результатов в финансовой защите населения, доступе к медицинской помощи и эффективности. Эти достижения являются значимыми, особенно учитывая факт социально-политической нестабильности, которая сохранялась в течение последних 5-6 лет, а также ограниченных ресурсов из-за экономической ситуации[1].
Однако, несмотря на ряд достижений, сохраняются и существенные недостатки. Вопреки ожиданиям, не отмечено значимого улучшения показателей здоровья населения в отношении сердечно-сосудистых заболеваний, состояния материнского и детского здоровья; вызывает обеспокоенность ситуация с ростом случаев устойчивых к лекарственным средствам туберкулеза. Для улучшения здоровья граждан Кыргызстана настоятельной необходимостью является дальнейшее изменение поведения населения в отношении своего здоровья и повышение качества услуг здравоохранения. Именно эти задачи призвана решить программа «Ден соолук». Основываясь на достижениях программ «Манас» и «Манас таалими», и руководствуясь основными принципами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Программа направлена на обеспечение универсального (всеобщего) охвата населения качественными медико-санитарными и профилактическими услугами, независимо от социального статуса, гендерных различий и статуса застрахованности населения.
Программа «Ден соолук» была разработана в течение 2010 и 2011 годов под руководством Министерства здравоохранения Кыргызской Республики при сотрудничестве всех заинтересованных структур и поддержке ВОЗ, других партнеров по развитию, активно задействованных в рамках SWAp. В разработке Программы участвовало ряд технических рабочих групп, координируемых группой экспертов. Программа была обсуждена с политиками, специалистами здравоохранения, гражданским обществом и партнерами по развитию, вклад которых и сформировал окончательную версию Национальной программы реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012-2016 годы.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 333.