Обеспечение полноценного лечебного питания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организация питания ослабленных детей в дошкольных учреждениях имеет свои особенности. Нормы питания в та­ких детских садах увеличены и характеризуются повышенным содержанием продуктов, богатых белками, минеральными веществами, витаминами.

Однако было бы неверно замыкаться на таком традицион­ном подходе, когда главным правилом является лишь расши­рение и увеличение рациона.

К числу задач лечебного питания А. А. Визель, М. Э. Гурылева относят: обеспечение организма полноценным пита­нием в условиях повышенного распада белков, ухудшения об­мена жиров и углеводов, усиленного расхода витаминов и ми­неральных веществ; повышение защитных сил организма, на­правленных против инфекции и интоксикации; нормализацию обмена веществ; восстановление тканей, пораженных болез­нью.

В настоящее время педиатры считают нецелесообразным ограничивать больного ребенка в питании, так как растущий детский организм испытывает высокую потребность в основ­ных пищевых веществах и калориях, и при большинстве за­болеваний эта потребность практически не отличается от по­требностей здорового ребенка. Кроме того, во время болез­ни протекающие в организме обменные процессы, требую­щие значительного расхода энергии, часто активизируются. Поэтому полноценное питание нужно обеспечивать с самого раннего периода заболевания (А. С. Алексеева, JI. В. Дружищ нина, К. С. Ладодо и др.).                                                 

Большую роль в лечебном питании играет белок, особенно при хронической пневмонии, тяжелых ожогах и некото­рых других недугах. Кроме того, белок необходим всем де­тям в период выздоровления, так как благодаря ему проис­ходит нормальное течение восстановительных процессов.

Выздоравливающим требуются и жиры, преимуществен­но растительные масла, принимающие активное участие в обменных процессах. В жирах нуждается организм при вос­палении легких, заболеваниях верхних дыхательных путей, экземах.

Во время болезни расходуется большое количество энер­гии, основным источником которой являются углеводы. Они к тому же обеспечивают более экономное расходование орга­низмом белка и жира. Это особенно важно, когда из-за бо­лезни приходится ограничивать их потребление. Углеводы содержатся в овощах, фруктах, молоке. Но вот при аллер­гии назначаются диеты с уменьшенным или измененным со­ставом углеводов.

Организм больною ребенка испытывает потребность в витаминах — катали шторах, ускорителях процессов обмена веществ, в частности, и витамине С — аскорбиновой кисло­те, повышающей сопротивление организма воздействию ок­ружающей среды и побудителям инфекционных заболеваний.

При организации питания больного ребенка следует учи­тывать характер лечения. Например, продолжительное при­мирение антибиотиком и сульфамидных препаратов может вызвать дефицит фолиевой кислоты. В этом случае следует употреблять продукты, богатые фолиевой кислотой (печень,

почки, зелень).

Немаловажное значение для больных детей имеет режим питания. То есть соблюдение определенных интервалов меж­ду приемами пищи. При большинстве заболеваний рекомен­дуемся кормить ребенка чаще обычного — до 5—6 раз в день, небольшими порциями, что облегчает усвоение пищевых ве­ществ и способствует восстановлению нарушенных функций организма, а следовательно,  и более скорому выздоровлению.

Очевидно, что все это предполагает учет многообразных биохимических, в том числе фармакологических, свойств пищи.

Тезис о том, что пища не просто восполняет потраченную человеком энергию,  ни и обладает фармакологическими свойствами, впервые был сформулирован Гиппократом и позднее развивался знаменитыми врачами прошлого — Арнольдом из Вилановы, Риденгамом и другими. К сожалению, фармакологические свойства пищи не всегда учитываются даже современными врачами, а ведь.  как писал уже в нынешнем сто­летии академик АМН А А Покровский, многие из биологи­ческих веществ обнаруживаются в продуктах в рав­ных, а  иногда в более высоких дозах, чем они используются в фармакологии. К тому же многие из веществ, содержащих­ся в пище, попадая в организм человека, становятся пред­шественниками наиболее сильнодействующих соединений. Изолированные из пищи и тканей, они служат предметом фармакологических исследований.

Это следует специально учитывать еще и потому, что мы довольно часто имеем дело с детьми, ослабленными не толь­ко болезнью, но и побочным действием медикаментов. На­пример, установлено, что противотуберкулезные препара­ты повышают потребность организма в витаминах группы В, поэтому их назначают больным дополнительно (Р. И. Воро­бьев).

Подбирая рацион лечебного питания, необходимо также знать, какими целебными свойствами обладают различные продукты.

Так, издавна у многих народов применялось кумысолече­ние, которое в XIX столетии получило научное обоснование. Кумыс — продукт брожения кобыльего молока, содержащий белки в легко усваиваемой расщепленной форме, большое количество витамина С, алкоголь в количестве 1—3 процента, угольную и молочную кислоты и т. п. Первое медицинс­кое сообщение о кумысе на русском языке было сделано в 1834 г. профессором Спасским. Первое кумысолечебное за­ведение было открыто в 1858 г. недалеко от Самары врачом Постниковым. Научно обоснованное лечение кумысом с пол­ным комплексом санаторно-диетического режима было нача­то в России в 1920 г. Будучи высококачественным питатель­ным продуктом, кумыс одновременно оказывает благопри­ятное действие на функции желудочно-кишечного тракта (осо­бенно при пониженной кислотности желудка), повышает ап­петит, положительно влияет на обмен веществ. Применение кумыса снижает явления лекарственной непереносимости у больных туберкулезом, дает возможность легче перенести операцию по поводу туберкулеза. Но он противопоказан боль­ным с острой формой туберкулеза.

Лечебные свойства мяса обусловлены наличием в нем био­логически активных веществ. Мясная пища (если нет соответствующих противопоказаний) назначается больным анемией, гнойными (особенно хроническими) процессами в легких, в костях, при туберкулезе легких, в период реконвалесценции (выздоровления), после изнуряющих заболеваний ж в некоторых других случаях.

Лечебными свойствами обладают многие растения, кото­рые в истории человечества стали первым фармакологичес­ким средством. В результате в практике традиционной («на­родной») и научной медицины сложилось особое направле­ние — фитотерапия (лечение растениями).

Части больных с хроническими болезнями системы дыха­ния в той или иной степени свойственны аллергические ре­акции на действие различных веществ, в том числе и лекар­ственных препаратов. В принципе аллергия может развить­ся и на лекарственные растения. Это требует их тщательного отбора и подбора, исключает использование безадресных ап­течных фитосборов и диктует соблюдение принципа индиви­дуализации.

Лекарственные растения, применяемые для лечения забо­леваний бронхов и легких, в том числе туберкулеза легких, должны обладать следующими свойствами: фитонцидным, Противовоспалительным, отхаркивающим, муколитическим (секретолитическим), обволакивающим (мягчительным), бронхорасширяющим (бронхолитическим), антигипоксантным, иммуномодулирующим, седативным (успокаивающим). При необходимости общее лечение следует сочетать с мест­ным (ингаляциями). Монотерапия, как правило, недоста­точно эффективна. Обычно используют фитосборы из не­скольких растений, позволяющие суммировать действие от­дельных их компонентов.

Таким образом, к условиям полноценного лечебного пи­тания ослабленных детей относятся: а) включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и D, минеральны­ми солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, ме­дью), а также белком — строительным материалом для реге­нерации эпителия в бронхолегочной системе; б) разнообра­зие рациона питания; в) использование дифференцирован­ных диет в зависимости от особенностей течения болезни и восстановительного периода; г) сочетание лечебного питания и фитотерапии.

К сожалению, систематическое соблюдение этих — «иде­альных» — условий в российских санаторных детских садах не представляется возможным по известным причинам социаль­но-экономического порядка. По тем же причинам не удалось в полной мере выполнить их (за исключением условий а) и г)) в рамках ОРР на базе нашего экспериментального дош­кольного учреждения. Однако по мере преодоления крити­ческой ситуации в социально-экономической сфере санатор­ные детские сады должны быть ориентированы на выполне­ние именно этих условий.

 

Применение психогигиенических и психопрофилакгических методов и средств       

Как правило, более 50 процентов контингента санаторных детских садов составляют дошкольники из социально и психологически дезадаптированных семей. Это обстоятельство : усиливает негативное влияние болезни на развивающуюся пси­хику ослабленного ребенка, тогда как именно она представляет один из важнейших факторов оздоровления.    

В ОРР санаторного детского сада особое значение имеет изучение личности каждого воспитанника, поскольку инди­видуальные различия среди ослабленных детей выражены резче, чем среди здоровых. При этом нужно выявить факторы, которые могут стать причиной предневротических и невротических состояний, и создать условия, когда положительные эмоции будут преобладать в ежедневной жизнедеятельности  ребенка.                               

Отсюда — необходимость широкого внедрения психогиги­енических и психопрофилактических методов и средств в прак­тику ОРР с ослабленными детьми. В традиционной деятельности учреждений такого типа эти средства и методы пред­ставлены узко и фрагментарно; специалисты чаще всего об­ращаются к ним стихийно и далеко не всегда квалифициро­ванно. Становится актуальной задача разработки специфичес­кой системы психогигиенической и психопрофилактической работы с ослабленными детьми, встроенной в общую систе­му ОРР санаторного детского сада.

Разбирая этот вопрос, Ю. Ф. Змановский рекомендовал применение психолого-педагогических средств, направленных на купирование и предупреждение у детей негативных аффек­тивных проявлений. К таким средствам он относил: индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребенком и родителями, подвижные, сюжетно-ролевые и особенно ре­жиссерские игры, музыкотерапию, соответствующим образом организованные продуктивные виды деятельности, а так­же отдельные приемы рациональной психотерапии и технику мышечной релаксации как базовый компонент аутогенной тренировки.

Ю. Ф. Змановский писал и о необходимости использования в оздоровительной работе различных психогимнастичес­ких упражнений. Следуя этому, мы включили в систему ОРР с ослабленными детьми элементы психогимнастики, имею­щие полифункциональное предназначение.    

Психогимнастика — это курс специальных занятий (этю­дов, упражнений и игр), направленных не только на коррек­цию, но и на развитие различных сторон психики ребенка.

В настоящее время разработаны различные варианты пси­хогимнастических комплексов (Дж. Морено, Д. Джекобсон, А. Верной, Г. Юнова, А. И. Захаров, М. И. Чистякова и др.) для детей и подростков. Их широко применяют на практике педагоги, психологи, психотерапевты. Эти комплексы слу­жат эффективным средством для развития эмоциональной сферы и формирования межличностных взаимодействий. Результат достигается путем мышечной релаксации и специ­ально организованной продуктивной деятельности дошколь­ников.

Все это может быть использовано и в работе с ослаблен­ными детьми. Тем не менее, отбирая те или иные психогим­настические упражнения и игры, мы исходили из присущих ослабленным детям индивидуальных особенностей (психичес­ких и психофизиологических свойств и состояний): неуверен­ности, замкнутости, заторможенности, быстрой утомляем<э- сти, повышенной тревожности. Отбираемые средства долж­ны обеспечивать коррекцию именно этих особенностей.

В то же время приоритет в ОРР с ослабленными детьми должен быть отдан развивающим психотерапевтическим тех­никам, ориентированным на формирование творческих спо­собностей, и прежде всего — воображения ребенка как усло­вия достижения терапевтического эффекта.


ЛИТЕРАТУРА

Алиев М. Н. Физическое воспитание дошкольников с ослабленным здоровьем. Ашхабад, 1984.

Антипкин Ю. IМассаж и физкультура для детей с различными заболеваниями и нарушениями развития. Киев, 1993.

Аркин Е. А. Дошкольный возраст. М., 1948.

АркинЕ.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.

АрямовИ.А. Особенности детского возраста. М., 1955.

Бернштейн Н. А. Ловкость и ее развитие. М., 1991.

Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. М., 1974.

Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.

Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М., 1983.

Васильева И. В. Сам себе целитель. Новосибирск, 1992.

Воробьев?. И. Исцеление пищей. М., 1996.

Воропаева И. Я Коррекция эмоциональной сферы младших школь­ников.

Вопросы психологии, психогигиены, психофизиологии, социо­логии и психоэнергетики в угольной промышленности. М., 1980.

Выгодская И. Г., Пеллингер Е. А., Успенская Л. П. Устранение заи­кания у детей в игре. М., 1984.

ГурвичА.Г. Теория биологического поля. ML; Л., 1930.

ГуревичМ., Озерецкий Н. Психомоторика. М.; Л., 1930.

Давыдов В. В. Теория деятельности и социальная практика // Воп­росы философии. 1996. № 4.

Деметр Р. Бегай, ползай, прыгай. М., 1972.

Детские народные подвижные игры / Сост. А В. Кенеман, Т. И. Осо- кина. М., 1995.

Динейка К. В. Десять уроков психофизической тренировки. М., 1987.

Егоров Б. Б. Ю. Ф. Змановский: система эффективного закалива­ния // Начальная школа: плюс — минус. 2000. № 7.

Ефименко Н. Н. Театр физического развития и оздоровления де­тей дошкольного и младшего школьного возраста. М.,-1999.

Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Т. 1, 2. Раз­витие произвольных движений. М., 1986.

Зинченко В. П., Моргунов Е: Б. Человек развивается: очерки псй- хологии. М., 1995.

Зинченко В. П. Интуиция Н. А. Бернштейна: движение — это жи­вое существо // Вопросы психологии. 1996. № 6.

Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. М., 1989.

Змановский Ю. Ф., ЛукояновЮ. Е. С аттестатом здоровья. М, 1981.

Игры -- обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусииско- го. М., 1994.

Ильенков Э. В. Диалектическая этика. М., 1984.

Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен челове­ка. Новосибирск, 1991.

Кириллов И. Л. Сюжетная игра и психологическое здоровье дош­кольников // Начальная школа: плюс — минус. 2000. № 7.

Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 1997-1999.

Кудрявцев В. Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками // Начальная шко­ла: плюс — минус. 2000. № 7.

Короткое И. М. Подвижные игры детей. М, 1987.

Крючков В. В., Зубов В. Н. Методические рекомендации по фор­мированию школьной зрелости у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания. Орехово-Зуево, 1992.

Лисицкая Т. Ритмическая гимнастика. М., 1995.

Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в шко­ле. М., 2000.

Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников. М., 1993.

Пономарев С. А. Для самых маленьких. М., 1988.

Развивающее образование в системе дошкольного воспитания / Под ред. В. Т. Кудрявцева и Н. А. Смирновой. Дубна, 1995.

Рампа Т. Лобсанг. Ты вечен. Киев, 1993.

Роговин А. Хочу сделать сам. М., 1984.

Русские народные игры «Березовая карусель» / Сост. Г. Наумен­ко. М., 1980.

Сагайдачная Е. А., Яковлева Т. С. Научные основы проектирова­ния творчески развивающих технологий физического воспита­ния дошкольников // Развивающее образование в систе­ме дошкольного воспитания / Под ред. В. Т. Кудрявцева и Н. А. Смирновой. Дубна, 1995.

Спирина В. П. Закаливание детей. М., 1978.

Ткаченко Т. Использование физминуток для развития пальцевой моторики // Дошкольное воспитание. 1989. № 3.

УманскаяА. Что такое вирус гриппа, как сберечься от бронхита. М., 1995.

Физкультура в школе. 1987. № 2, 4; 1988. № 4, 10, 11; 1989. № 1,

: 7, 9.

Хейзинга И. Homo Iudens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997.

Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.

Швалева Т. А. Комплексы утренней и ритмической гимнастики. Абакан, 1992.

Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.


Штефанюк И. В. Музыкально-эстетическая деятельность как сред­ство оздоровления детей дошкольного возраста // Начальная школа: плюс — минус. 2000. № 7.

Яэдовецкий В. С. Физическое воспитание детей и подростков с ослабленным здоровьем. Киев, 1991.


[1] ХейзингаЙ. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.,1992.

[2] Зинченко В. П. Интуиция Н. А. Бернштейна: движение — это жи­вое существо // Вопросы психологии. 1996. № 6.-

[3] «Неизвестная земля» — лат.

[4] В данном случае под рефлексией понимается сознательная ентация ребенка на основания своих действий /В. В. Давыдов). Ц- ходимость в такой ориентации обнаруживается, в частности, тай, г ребенок сталкивается с задачей придания собственным движения»' разно-символического выражения.

[5] Кудрявцев В. Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет. М., 1998.

[6] Кудрявцев В. Т., НестерюкТ. В. Организация двигательно-оздо- ровительных моментов на занятиях дошкольников в группе. М., 1998.

г Кудрявцеве.Т., НестерюкТ. В. Развитие двигательной активно­сти и оздоровительная работа с детьми 4—7 лет. Ч. I, И. М., 1999.

[8] Формулируются применительно ко всем возрастным группам, так как для каждой из них сохраняют свое непреходящее значение.

[9] Излагается по кн.: АркинЕ.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.

[10] Эти характеристики применительно к данной й последующим воз­растным группам приводятся по кн.: Запорожец А. В. Избр. психол. труды. Т. 2. Развитие произвольных движений.

[11] Работа в этой и других возрастных группах проводится как на сп< циальных занятиях, так и вне их.

[12] Рекомендуется преимущественно для использования в рамках двигательно-оздоровительных моментов на занятиях.

[XIII] Музыкальное сопровождение подбирается по усмотрению педаго­га и может варьироваться.

[XIV] При выполнении данных упражнений не следует стремиться к тому, чтобы дети точно схватывали и передавали через движения экспрес­сию музыкальных произведений. Эти упражнения, во-первых, носят характер пробных заданий, которые позволяют детям предварительно сориентироваться в новой ситуации, самостоятельно поэксперименти­ровать с возможными способами действия в ней. Во-вторых, они способствуют активизации уже накопленного ребенком опыта вы­полнения музыкально-ритмических^движений.

1 Излагается по кн.: Арямов И. А. Особенности детского возраста. М., 1953.

[XV]Дети с прогрессирующими формами сколиоза должны заниматься в специальных кабинетах лечебной физкультуры.

[XVI] См.также подраздел «Приобщение к физической культуре», п. «Упражнения для разных групп мышц».

[17] Для укрепления свода стопы и мелких мышц папьцев ног реко­мендуется использовать все упражнения, предназначенные для работы в предшествующей группе.

[18] Музыкальное сопровождение подбирается по усмотрению педаго­га и может варьироваться.

[19] См. также подраздел «Приобщение к физической культуре», п, «Упражнения для разных групп мышц».                                                                   

[20] Наряду с новыми упражнениями на занятиях используются в* упражнения, предназначенные для работы в предшествующих группу

[21] Излагается по кн.: Антипкин Ю. Г. Массаж и физкультура для де­тей с различными заболеваниями и нарушениями развития осанки. Киев, 1993.

[22] Излагается по кн.: Антипкин Ю. Г. Массаж и физкультура для де- II-и с различными заболеваниями и нарушениями развития осанки. К пси, 1993.

N .464

[23] Подробнее см.: Кармаева О. А., Кудрявцев В. Т. Методолого-тео- ретические основы системы дошкольного образования (К концепции дошкольной ступени негосударственного образования). М., 1996; Раз­вивающее образование в системе дошкольного воспитания / Под ред. В. Т. Кудрявцева и Н. А. Смирновой. М:, 1995.

[24] Некоторые упражнения, аналогичные данным, приводились л предыдущих разделах. Здесь мы их рассматриваем несколько подробнее.

[25] РоговинА. Хочу сделать сам. М., 1984.

[26] Толбанова А. Комплекс пальчиковой гимнастики для детей общим недоразвитием речи // Дошкольное воспитание. 1981. № 9.

[27] Крючков В. В., Зуев В. Н. Методические рекомендации по форми- ршшнию школьной зрелости у детей дошкольного возраста средствами фшического воспитания. Орехово-Зуево, 1992.

[28] См. разделы, посвященные дыхательной и звуковой гимнастике^ в вышеуказанной Программе развития двигательной активности и оз­доровительной работы с детьми и в пособии по этой Программе.

[29] Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.

[30] При выполнении ряда упражнений используется демонстрацион­ный и раздаточный счетный материал, имеющийся в группе. В этих случаях количество упражнений указывается воспитателем с опорой на данный материал. 

[31] Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение за­икания у дошкольников в игре. М., 1984.




Дата: 2019-12-09, просмотров: 229.