I. «Сбор фруктов». И. п. — стоя. Потянуть одну руку вверх, словно срываешь с дерева плод, подняться на носочки, спина прямая — опуститься в и. п. Повторить другой рукой.
2. «Ветряная мельница». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Одна рука на поясе, вторая, словно крыло ветряной мельницы, описывает круги, постепенно увеличивая скорость в зависимости от силы ветра. Поворот делает и туловище. Затем круги описывают обе руки.
«Угадай, чей голосок»
По считалке выбирается водящий, который встает в центр круга и закрывает глаза. Дети идут по кругу и произносят:
Собрались мы все в кружок,
Ты послушай нас, дружок,
Угадай — чей голосок?
По указанию воспитателя один из детей говорит: «Это я, узнай меня». Водящий должен узнать, чей это был голос. В конце игры отмечаются дети, которые с первого раза узнали по голосу участника игры.
Цель: развитие слухового внимания и сообразительности.
«Запомни свой цвет»
Играющие разбиваются на 3—4 группы. Игрокам каждой группы даются кружки (кубики, флажки, платочки) определенного цвета (красного, синего, зеленого, белого и др.). Воспитатель, находясь в центре зала, поднимает кружок и называет цвет (например — белый). Дети с кружками белого цвета должны подбежать к нему, в то время как дети с кружками другого цвета — отбежать от него и разбежаться по залу. В конце определяется та команда, которая точнее и быстрее реагировала на сигнал, соответствующий своему цвету.
Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения реагировать на цвет.
«Пушбол»
Игра проводится с помощью воздушного шарика, который играющие перебрасывают через сетку команде противника и не дают упасть на пол на своей стороне. В каждой комаде по 5—6 игроков. Побеждает команда, которая за время проведения тайма большее количество раз перебросила шарик противникам.
Цель: развитие меткости, ловкости, внимания, быстроты реакции.
«Зеркало»
По считалке выбирается водящий. Он встает перед детьми и говорит:
Эй, ребята, не зевайте, А за мною повторяйте.
Водящий показывает разнообразные физические упражнения, которые за ним повторяют дети, «зеркально» выполняя движения.
Движения для показа:
1. «Цапля». И. п. — стоя на одной ноге, вторая согнута в колене, руки в стороны, вниз.
2. «Ласточка». И. п. — стоя на одной ноге, вторая нога вытянута назад, руки в стороны.
3. «Силачи». И. п. — ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки, подняты к плечам.
Цель: формирование умения ориентироваться на слово при организации действия как условие развития его произвольности.
«Каравай»
В землю зернышко посадим —
Очень малое оно.
Дети садятся на корточки, сжимаются в комочек, голову прячут в колени.
Но как солнышко засветит,
Прорастет мое зерно.
Очень медленно, словно росток, дети начинают подниматься, имитируя проросшие растения.
Ветер тучку пригнал
И водички нам дал...
Наклоны в стороны, вперед, назад с поднятыми вверх руками.
Сожнет косарь зерно
И размелет его.
Дети имитируют движения косаря, взмахивая руками перед собой.
А хозяйка из муки
Испечет нам пироги.
Дети месят тесто, пекут пироги.
И большой каравай
Всем на радость раздавай!'
Вот такой высоты,
Вот такой ширины,
Каравай, каравай,
Всех улыбкой одаряй.
Дети поднимают руки вверх, в стороны, показывая, какой каравай. Наклон вперед с улыбкой, руки в стороны.
«Тишина»
Дети ходят по залу, произнося слова:
Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Засыпайте, малыши!
Произнеся последние слова, дети останавливаются и принимают одну из поз, в которой и находятся в течение всего времени звучания тихой музыки (10—20 секунд). Победителями становятся те, кто не пошевелился до конца мелодии.
Позы сна:
1. «Дерево». И. п. — стоя, плотно прижав одну ногу к другой, руки над головой, словно ветви, касаются друг друга пальцами, глаза закрыты.
2. «Кустик». Присев, опираясь на руки, опускают голову, глаза закрыты.
«Зайка»
Дети строятся в две колонны по 5—6 человек. В руках у стоящего во главе каждой колонны по мешочку с песком.
Скачет зайка, прыг да скок,
За далекий тот лесок...
С последним словом направляющие кладут мешочки с песком на голову. Принимают положение: руки на поясе, локти назад, спина прямая. Прыжками на двух ногах с продвижением вперед прыгают до кустика (предмета, его обозначающего). Обогнув кустик, направляющие, сняв с головы мешочек, бегом возвращаются к своей колонне.
Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
ИГРЫ-АТТРАКЦИОНЫ
«Проворные мотальщики»
К середине трехметровой бельевой веревки привязывают указатель-ленточку (бантик яркого цвета). Концы веревки прикрепляются к эстафетным палочкам длиной 20—30 см. Соревнующиеся расходятся и натягивают веревку. По сигналу взрослого игроки быстро наматывают веревку на эстафетные палочки, продвигаясь к середине. Выигрывает тот, кто первым коснется указателя на середине.
«Веселые поварята»
Формируются две команды по 2—3 человека. Игра проводится в виде эстафеты. Для каждой команды готовится по комплекту одежды поваренка (колпак, фартук, пальто, шарф, халат) и комплекты детской посуды (чайник, кастрюля, чашка, ложка, вилка, ведро). Участники игры по сигналу воспитателя бегут от старта к месту, где для каждой команды сложены все атрибуты игры. Играющие решают, кто в каждой команде будет поваренком. Быстро помогают поваренку одеться в ту одежду, которая необходима. Затем из кукольной посуды сервируют стол, правильно разложив предметы, предназначенные для чаепития. А поваренок должен пантомимически изобразить, какое блюдо он приготовил. Побеждает команда, первой выполнившая задание-эстафету.
«Футбол»
Дети играют в футбол парами. В каждой паре нога одного из игроков привязывается у щиколотки к ноге другого. Таким образом каждая пара превращается в одного трехногого футболиста. Команды противников пытаются «общей» ногой забросить легкий надутый мяч в ворота соперников и защитить свои ворота от нападения. Побеждает команда, забившая больше голов противнику. Каждая команда на поле включает в себя 4—6 человек.
Старшая группа
Цель этих игр: развитие находчивости, сообразительности, сноровки, выразительности движений, умения перевоплощаться, ориентироваться на действия других при построении индивидуального действия, реагировать на слово.
«Репка»
Игра на тему известной народной сказки. Играющие делятся на две команды по 6 человек. Между играющими распределяются роли: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка.
На расстоянии 4—5 м от играющих ставятся репки (2 кегли).
По сигналу в каждой команде бежит сначала дед. Обежав репку, добегает до своей команды, к нему присоединяется бабка, и, взявшись за руки, они уже вдвоем обегают репку,: Затем, захватив следующего участника, снова обегают репку. Сорвать репку можно только тогда, когда все участнику команды, взявшись за руки, добегут до нее. Побеждает та. команда, которая первой вернулась на свое место с репкой в руках.
«Поезда»
Организуются две команды по 5—7 человек. Взяв друг друга за пояс, по сигналу воспитателя игроки обеих команд начинают движение от стартовой черты. Ведущие каждой команды перед выполнением нового вида движения изображают гудки поезда.
1. Ходьба по рельсам — по двум параллельным извилистым линиям, след в след.
2. Бег за ведущим со сменой направления между препятствиями (кеглями, флажками, мячами).
3. Ходьба по лежащему на полу мосту-бревну высотой 10— 15 см.
Побеждает команда, первой прибывшая к финишу.
«Магазин игрушек»
Одна группа детей изображает покупателей, другая — игрушки. Продавец «заводит» каждую игрушку: ребенок начинает изображать в движении ту или иную игрушку по своему выбору (куклу, клоуна, кошку, солдата, волшебника и др.). Покупатель, отгадавший игрушку, берет ее себе.
«Цирк»
Одни игроки изображают зрителей, другие — артистов (клоунов, силачей, жонглеров, акробатов и т. д.). Зрители должны отгадать, какие артисты перед ними выступают); Здесь возможны объединения детей (например: дрессировщик со львами или медведями, канатоходцы, клоуны и т. п.).
«Путешествие по дну моря»
Соревнуются две команды по 5 человек. В каждой команде между игроками распределяются роли морских животных, которые будут соревноваться между собой в скорости передвижения. Это краб, рак, черепаха, осьминог, морской конек.
По сигналу педагога или с окончанием слов «никто не разберет» крабы со старта начинают движение к финишу. Прибывший к финишу краб одной команды звонит в колокольчик, а краб другой команды ударяет в бубен, что является сигналом для начала движения следующего игрока. Соревнование продолжается до тех пор, пока все игроки не пересекут финишную прямую. Победившей считается команда, быстрее достигшая финиша и правильно имитировавшая движения морских животных.
На дне морском, среди кораллов дивных,
Живет прекрасный, удивительный «народ»,
Ползает и плавает красиво...
Но вот куда, зачем, никто не разберет.
Вот краб ползет,
Клешни вперед расставив.
(Ходьба на низких четвереньках с упором на локти и колени.)
А рак, смотрите, Ловко пятится назад.
(Ходьба на низких четвереньках назад.)
Под панцирем ползет морская черепаха — Непробиваемый подводный вездеход.
(Ходьба на средних четвереньках с упором на кисти и колени, спина с напряжением выгнута.)
Но кто же это весело шагает? Конечно, это добрый осьминог!
(Ходьба на высоких четвереньках с опорой на пальцы рук и ног.)
Морской конек резвится и играет, Прыжок вперед И в сторону прыжок!
(Прыжки с продвижением вперед на корточках, руки на коленях.)
«Птицы в клетке»
Играющие делятся на 2 группы. Одна группа детей берется за руки, изображая клетку. Другая, изображая птиц, располагается вне клетки.
Под музыку марша или галопа дети, стоящие в круге, двигаются приставными шагами или прыжками вправо, а птицы, имитирующие полет, двигаются свободно влево, вытянув руки в стороны. По команде воспитателя клетка останавливается и играющие поднимают руки вверх, образуя воротца.
Музыкальное сопровождение меняется, и под мелодию польки «птицы» начинают пробегать под воротцами в клетку и выбегать из нее.
Неожиданно по сигналу воспитателя музыка прекращается и клетка закрывается. Игроки, стоящие в круге, опускают руки. Птицы, оказавшиеся в клетке, считаются пойманными. Они встают в круг, и клетка увеличивается. Игра продолжается, пока все птицы не будут пойманы. Условия: клетка может захлопываться только по сигналу. Все птицы во время звучания польки должны обязательно пробегать через клетку. Не сумевшие сделать этого считаются - пойманными. Затем играющие меняются ролями.
«Не задень веревочку»
Дети размещаются по площадке в Произвольном порядке. Двое ребят держат натянутую длинную (2—3 м) веревочку на; высоте 20—22 см и ходят вдоль площадки вперед и назад. Играющие свободно бегают по площадке и перепрыгивают через веревочку.
В конце отмечаются дети, которые ни разу не задели веревку во время прыжков. |
«Косари»
По считалке выбираются 3 водящих — косари, остальные играющие — цветы. Каждый играющий получает цветную! ленту, обозначающую цветок: желтая лента — одуванчик, белая — ромашка, синяя — василек. Ленты закрепляются у играющих сзади на поясе. Водящие заранее договариваются, кто какой цветок будет срывать. Играющие произносят текст и имитируют движения: цветы, стоя на месте, раскачиваются, двигают руками-листочками, растут. Косари делают энергичные движения руками в сторону-вперед и ходят между цветам и по полю.
Слова цветов:
Зелен, зелен луг, все цветет вокруг,
И роса блестит, и коса звенит.
Одуванчик, василек и ромашка здесь растут.
Слова косарей:
Я косой траву скошу и букетик наберу.
Раз, два, три...
На слова: «Раз, два, три» — цветы разбегаются, стараясь добежать до условленного места. Косари срывают с убегающих ленточки только своего цвета, так как по договору каждый косарь собирает или только одуванчики, или ромашки,: или васильки. Побеждает тот, кто больше сорвал ленточек, соответствующих заданному цветку. i
«Наоборот»
Дети встают по кругу. В центре — ведущий с мячом в руке. Показывая движения или действия с мячом, он бросает его одному из игроков со словами: «Сделай наоборот!» Игрок, получивший мяч, должен выполнить противоположное движение и вернуть мяч ведущему (например, при под- бросе ведущим мяча вверх — ударить об пол, при перебросе из рук в руки — прокатить по полу, при приседании с мячом — подпрыгнуть). В конце игры отмечаются дети, правильно выполнявшие противоположные действия.
«Голубки»
Играющие «голуби» (белые, сизые) имеют прикрепленные на поясе ленточки определенного цвета, обозначающие масть. Под текстовое сопровождение (стихотворение Н. Колпаковой «Голубки») дети имитируют движения голубей:
Прилетели голубки на зеленые лужки,
Они пили, они ели, возле берега сидели. Шу!
На сигнал: «Шу!» — выбегают два птицелова и ловят голубков только своей масти (срывают ленточки с пояса убегающих). По сигналу воспитателя: «Стоп!» — бег прекращается, и подсчитывается, сколько голубей поймал каждый птицелов. Победителем становится тот, кто сорвал больше лент своего цвета.
«Тень»
Дети разбиваются на пары и распределяют между собой роли ведущего и тени (для каждой пары). Ведущие читают стихи Е. Овдиенко:
Во дворе за мною тень ходит, бродит целый день,
Убегаю — догоняет, отстаю — не отстает.
Про меня она все знает, мои тайны выдает.
Во время чтения ведущий движется различным образом. Тень, идущая за ним, повторяет все движения. Когда оканчивается чтение стихотворения, каждый ведущий поворачивается к своей тени и говорит:
Мне играть с тобой не лень,
Догони-ка меня, тень!
Дети, изображающие тень, догоняют своих напарников. Игра продолжается со сменой ролей в паре.
«Усни-трава»
Текстовое сопровождение игры — стихотворение И. Токмаковой.
Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растет усни-трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова.
Как шепнет она слова,
Сразу никнет голова.
На площадке расположены обручи-домики, в которых стоят играющие. «Сова», выбранная по считалке, стоит в стороне, в руках у нее «усни-трава» (пучок лент, вырезанных из бумаги, или скрепленные вместе зеленые ленты). После того как дети дочитают стихотворение, сова взмахивает пучком со словами:
Глазки закрывайте, голову склоняйте!
Играющие закрывают глаза, принимая любую позу засыпающего. Сова проходит около спящих и перед каждым хлопает в ладоши. Проснувшийся выходит из обруча и идет за совой след в след; повторяя ее движения. Когда все играющие выйдут из своих домиков, сова хлопает 2 раза, после чего все дети и сама сова бросаются занимать домики.
Оставшийся без домика становится совой. Игра возобновляется.
«Ловлю птиц на лету»
В центре располагается водящий с легким мячом, привязанным на резинке к руке, — это охотник. Остальные — птицы, летающие вокруг. Под музыку птицы летают вокруг охотника, стараясь увернуться от мяча.
Охотник пытается мячом осалить летающих птиц, поворачиваясь в разные стороны, но не сходя с обозначенного места. Осаленные птицы приседают на месте. По окончании музыки охотник подсчитывает количество сбитой дичю Игра повторяется с другим охотником. В конце игры отмечается победитель, осаливший наибольшее число игроков.
«Белые мвдведи»
По считалке выбирается Белый медведь, живущий на льдине, остальные, медвежата, располагаются по всей площадке. Белый медведь с криком: «Выхожу на ловлю!» — догоняет медвежат, салит и уводит на льдину. Двое пойманных медвежат берутся за руки и тоже помогают ловить остальных. Но они должны пойманного взять в круг сцепленных рук, после чего медвежата кричат: «Медведь, на помощь!» Медведь подбегает, осаливает игрока и уводит на льдину. Когда на льдине появляются двое следующих медвежат, они тоже парой начинают ловить остальных. Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все медвежата. Последний пойманный становится Белым медведем.
«Колобок»
Играющие делятся на две команды и строятся в колонны по 5—6 человек. В руках у капитанов команд по мячу-колобку. Хором дети проговаривают:
Наш веселей колобок Покатился на лужок. Кто быстрей его вернет, Приз команде принесет.
С последним словом капитаны команд поднимают мяч над головой, прогибаются назад и передают его следующему игроку. Стоящие последними игроки команд бегут с мячом вперед и встают впереди своих команд. Игра продолжается до тех пор, пока первые игроки (капитаны) вновь не окажутся впереди.
Условия игры: при передаче мяча ноги в коленях не сгибать, спина прямая. Игру можно проводить и из положения сидя, ноги скрестив, или сидя, ноги вытянув и раздвинув шире плеч. Дети располагаются на расстоянии 0,4—0,5 м друг от друга.
Разновидность игры: передача мяча может вестись по шеренге, или можно передавать мяч между ног.
«Пескарь»
По считалке выбирается ведущий-пескарь. Отмечаются берега водоема, за пределы которого водящий не имеет права выбегать. Играющие произносят слова:
В воде водится пескарь, Он, конечно, рыбий царь. Но его я проведу, В плен к нему не попаду.
Проговаривая текст, дети бегут от одного берега водоема к другому. Пескарь, не выходя за пределы водоема, пятнает их. Игроки, которых осалил пескарь, останавливаются и принимают заранее обусловленную позу. Пойманных можно выручить, коснувшись их рукой при возврате с другого берега.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 225.