Раздел IV. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО- РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ОСЛАБЛЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Условием эффективности и достижения комплексности оз­доровительно-развивающей работы (ОРР) с ослабленными детьми является ее организация на базе единых взаимосвя­занных (и в какой-то мере взаимопересекающихся) принци­пов. Эти принципы вычленяются не произвольно, а отра­жают приоритеты ОРР и характеризуют ее целостную модель.

Данные принципы раскрываются нами через систему по­ложений о:

• приоритетности развивающих форм ОРР;

• необходимости развития двигательной активности на основе преобладания циклических упражнений;

• формировании у детей навыков рационального дыхания и правильной осанки;

• использовании системы эффективного закаливания;

• организации оздоровительного режима с учетом состо­яния здоровья ослабленного ребенка;

• применении психогигиенических и психопрофилактичес­ких средств.

Остановимся теперь на каждом из этих положений подробно.

 

Приоритетность развивающих форм ОРР

Принцип приоритетности развивающих форм работы с ос­лабленными детьми — ведущий, на нем базируются и осталь­ные принципы ОРР.

Как уже было сказано выше, традиционная методика та­кова: прямой показ взрослым (обучающим) образца движе­ния — многократное воспроизведение детьми этого образца н однородных условиях с целью образования прочных дина­мических стереотипов (как основы навыка) — перенос усво­енного образца в новые ситуации, где соответствующее ему движение могло бы выполняться вариативно и навык благо­даря этому закрепился бы окончательно.

Мы уже указывали, что сложившаяся система физического воспитания не обеспечивает в должной мере ни двигательно­го, ни тем более общего психофизиологического развития дошкольников. Как то, так и другое протекают стихийно — вне и помимо специально организованного педагогического процесса в массовых ДОУ.

Постепенный моторный тренаж составляет неотъемлемую (и, пожалуй, самодовлеющую) часть физкультурно-оздоро­вительной работы и с ослабленными детьми. Здесь он во многом «оправдывается» необходимостью более тщательного, соблюдения режима, строгого дозирования физических на­грузок. Однако это справедливое требование нередко обора-! чивается запретом на любое содержательное обогащение двит гательной деятельности детей, на придание ей новых форм* отличных от принятых, что уже никак нельзя признать кор­ректным. Более того, это отрицательно сказывается на не-; посредственных результатах ОРР.

Такой подход к организации двигательной активности ос­лабленных детей в традиционных детских садах вполне отве­чает духу господствующей там компенсаторно-реабилитацион­ной системы оздоровительно-воспитательной работы. В ее русле минимизация и дозирование нагрузок приводят к уп­рощению двигательных возможностей дошкольников.

По нашему мнению, сегодня возникает необходимость Н замене этой традиционной системы на развивающую. Зада­чи компенсации и реабилитации при этом не снимаются, а решаются в более широком гуманитарном контексте. Ребенок из объекта медико-педагогических воздействий превращается в субъект своего оздоровления, которое выступает одной из линий его нормального развития. Практика оздоровлений становится практикой самоизменения ребенка, где задачи оздоровления, воспитания и развития совпадают друг с другом.

В доступной форме дошкольник, а тем более ослабленный, с самого начала должен осмыслить, что его собственное тело и телесные движения не являются некоторой готовой данностью. Как мы уже писали об этом выше, они должны стать для ребенка особым объектом освоения, преобразования, познания и оценки. Необходимо, чтобы мир дви­жений открывался детям как особая, необыденная действительность, как специфическая культура, к которой еще толь ко предстоит приобщиться. Движение должно носить для малыша характер чудесного события. Это позволит разорвать порочный круг психосоматических стереотипов, порождении перенесенной болезнью.

Итак, содержание и формы ОРР должны быть выстроены таким образом, чтобы ребенок изначально мог действовав активно и творчески.

На программно-технологическом уровне в рамках предло­женной нами модели ОРР с ослабленными детьми мы стре­мились выполнить перечисленные выше требования. Для это­го мы модифицировали «Программу развития двигательной активности и оздоровительной работы с дошкольниками» В. Т. Кудрявцева (см. раздел I) с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей ослабленных детей. И апро­бировали ее в старшей и подготовительной группах санатор­ного туберкулезного детского сада. В настоящем разделе в качестве примеров мы будем приводить преимущественно иллюстрации из области работы по этой Программе (за ис­ключением специально оговоренных случаев).

Первое условие успешной работы с ослабленными деть­ми — обогащение их творческого потенциала, прежде всего — возможностей воображения.

Психосоматическое развитие ослабленного ребенка в ходе организованного воспитания и оздоровления должно разво­рачиваться как процесс проблематизации, творческого пре­образования обыденного двигательного опыта дошкольника и его эталонов (традиционная — не развивающая система физического воспитания лишь дублирует и педагогически «закрепляет» этот опыт и эти эталоны).

Иными словами, двигательные эталоны, включая и эта­лоны основных видов движений, изначально задаются нами не в готовом виде, а в проблемной форме. При этом педа­гог фиксирует внимание детей на противоречиях и парадок­сах, присущих движению как таковому. Игровое эксперимен­тирование с возможностями собственного тела при построе­нии тех или иных движений позволяет детям разрешать воз­никшие проблемы.

Благодаря такой схеме построения работы ребенок не толь­ко прочнее усваивает заданные двигательные эталоны, но и на доступном для себя уровне осмысливает источники их про­исхождения и границы их применимости. В этом состоит развивающее значение инверсионных действий.

Более подробное применение «перевертышей» в физичес­ком воспитании дошкольников, а также трудности, возни­кающие при их использовании, мы приводили в первом раз­деле. Хотелось бы отметить только то, что в работе с ослаб­ленными детьми такие трудности оказываются стрессогенны ми и зачастую непреодолимыми.

Как и в работе со здоровыми детьми, с педагогической точки зрения более трудоемким (на первых порах), но в ито­ге оправдывающим себя представляется другой путь. Проблематизация, инверсия, творческое преобразование двигатель­ного эталона (в том числе — через его инверсию) осуществляются на тех этапах, когда еще не достигнуто его «прочное»; усвоение, хотя ребенок уже обладает известным опытом выполнения данного движения по образцу. Но это должно быть именно формирующееся, пребывающее в становлении, а вовсе не закостеневшее умение. Поэтому желательно, чтобы: первое знакомство детей с вводимым образцом и его творческое изменение протекали в пределах одного занятия. Ребенку это должно быть представлено как целостный акт -событие. Другими словами, детям с самого начала необходим мо увидеть целое раньше частей, что и является ведущей функцией творческого воображения (В. Т. Кудрявцев).

Двигательное воображение выполняет функцию переконструирования и достраивания тех исходных сенсомоторных образов, в которых отражаются подвижные состояния тела ребенка. Наряду с этим оно связывает разнородные группы движений (простейший пример: взмахи рук и бег при изоб­ражении полета птицы в подвижной игре) и отдельные движения в единый динамичный двигательный ансамбль, при дает им целостный смысл в неординарных двигательных cитуациях. Такие связки могут носить противоречивый и даже парадоксальный характер (например, на бегу ребенок должен попасть мячом в мишень), что, однако, не разрушает смысловой целостности движений, которая задана их общей творческой направленностью.

Развитая способность к построению подобных «связок» служит проявлением двигательной «находчивости» (Н. А. Берн штейн). В этой находчивости проявляется сила двигательного воображения ребенка, перешедшая в план реального умения.

В настоящее время в лабораториях нашего Института определены самые разнообразные средства развития двигательного воображения, ряд из которых мы использовали в раба те с ослабленными детьми. Так, развитию двигательное воображения способствуют специальные игровые задания выполняя которые, ребенок должен преодолеть стереотип действия (движения) с данным предметом (старшая группа). При этом ребята придумывают новые способы применения прел меток физкультурного инвентаря. Скажем, если этим прея метом является мяч, то они пытаются «рисовать» им невидимые контуры различных вещей (цветка, звезды, самолет и др.), раскручивать его на полу, словно волчок, раскачиваться на кем, как на качелях, ноешь его на голове вместо шляпы и т. д. (Т. С. Яковлева, Е. А. Сагайдачная).                                                                              

Эффективным средством развития двигательного вообра­жения выступают подвижные игры, хотя их использование в работе с ослабленными детьми имеет ряд ограничений, прежде всего — физиолого-гигиенического характера.

Подвижные игры для работы с детьми, перенесшими ту­беркулезную интоксикацию, мы классифицировали так:

I группа — подвижные игры с незначительной психофи­зической нагрузкой. Это игры, используемые сразу после того, как болезнь пошла на спад. В основном задействуют- ся мелкие и средние группы мышц. Не рекомендуются игры, вызывающие резкие перепады настроения

II группа — подвижные игры с умеренной психофизичес­кой нагрузкой. Эти игры рекомендуются через 2—3 недели после выздоровления и провозятся со сменой нагрузки на раз­личные мышечные труппы. Вводятся игры под стихотворный текст или песни. Эмоционально они несколько ярче, чем игры I группы.

III группа — подвижные игры с тонизирующей психофи­зической нагрузкой. Они проводятся через 3—4 недели пос­ле выздоровления и требуют дозированной физической на­грузки, координации сложных движений, введения элемен­та эстафет, соревнований.

IV группа — подвижные игры с тренирующей психофи­зической нагрузкой. Эти игры рассчитаны на детей, физи­чески подготовленных, несмотря на имеющее место заболе­вание. Они проводятся с большой нагрузкой на все виды мышц, требуют выносливости, быстроты движений.

Деление на группы, конечно, условно, главное — педа­гог должен четко определить, какие цели ОРР он преследу­ет, проводя эти игры.

Вторым условием работы с ослабленными детьми являет­ся развитие осмысленности, эмоциональной регуляции м про­извольности движений и действий.

Формирование произвольности движений ребенка (под­робнее в первом разделе) тесно связано с развитием их эмо­циональной регуляции. Эта задача не может быть решена лишь путем создания внешней атмосферы радости, бодрости и т. п. при выполнении дошкольниками тех или иных дви­жений. Наш опыт ОРР с ослабленными туберкулезной ин­токсикацией детьми показывает, что во многих случаях этот традиционный прием просто не срабатывает.

Для того чтобы превратиться в произвольное, движение должно стать не только ощущаемым, но и эмоционально пе­реживаемым. Для этого необходимо выразительное оформ­ление не только внешних условий построения (выполне­ния) движения, но прежде всего его «внутренней картины» (А. В. Запорожец).

Ожидаемого результата можно добиться через выявление смысловой составляющей движения, в частности — через его; игровое выполнение. Например, ходьба. Она может выра­жать определенное внутреннее состояние и настроение: ребе­нок изображает уверенную походку, усталую походку, бодрую» походку и т.д. (старшая группа). При этом педагог обращаем внимание детей на походку как на выразительный компонент ходьбы, постепенно создавая у них представление о красивой походке. Этим предваряется работа по совершенствованию тех­нических навыков ходьбы. Аналогичную цель преследует иг­ровое упражнение на координацию движений ног и рук «Ма­рионетки» (старшая группа). В нашей работе с ослабленны­ми детьми применяется целая серия подобных упражнений и игр.           

Третье условие — создание и закрепление целостного по­зитивного психосоматического состояния при выполнении раз­личных видов деятельности.

Эффект достигается благодаря полифункциональности раз­вивающих упражнений. Например, на нефизкультурных за­нятиях в старшей и подготовительной группах нами исполь­зуется игровое упражнение «Лепим умелую и уверенную руку»; Подробное описание игры и определение ее значения для ре­бенка даны в первом разделе.

Четвертое условие продуктивной работы с ослабленными детьми — формирование осознания значимости и уникальное" ти своих и чужих психических и физических возможностей.

Это значит, что нужно учить детей обращать внимание на смысловую, выразительную характеристику движений, на твор­ческий подход к выполнению их в парных и групповых уп­ражнениях.

Проиллюстрируем это положение на примере физкультур­ных занятий в старшей группе. Прежде чем научить детей бро­сать мяч разными способами, им предлагается попробовать себя в выразительном движении. Перебрасывая мяч друг дру­гу, они обмениваются своеобразными «посланиями»: поле! мяча должен выражать определенное внутреннее состояние -i радость и грусть, усталость и бодрость, сосредоточенность У несобранность, серьезный и шаловливый настрой. Таким образом ребята гораздо быстрее и успешнее овладевают техническими навыками движения.

Пятое условие — достижение оздоровительных эффекте!

преимущественно опосредованным способом — через работу с психомоторной сферой ребенка.

Результат обеспечивается, во-первых, организацией сис­темы оздоровительных мероприятий на двигательно-игровой основе, а во-вторых, созданием условий для творческого ос­воения детьми простейших умений самокоррекции психосо­матического состояния. Благодаря этому ребенок становится подлинным субъектом ОРР, полноправно разделяя эту фун­кцию со взрослым (педагогом, медиком).

Закаливающие процедуры, коррекция осанки и пр. осу­ществляются в процессе творческого движения и игры. Вспомним пример игры с элементами самомассажа, когда происходит целенаправленное воздействие на БАТК (подроб­но изложено в первом разделе).

На сходные принципы мы ориентировались и при органи­зации особых оздоровительных моментов и процедур, в час­тности — закаливающих (контрастный душ, контрастные тем­пературные воздействия на воздухе, хождение босиком, цик­лические упражнения на воздухе и др.). Так, например, полоскание горла отварами трав или холодной водой более эффективно, когда в игре дети предварительно «энергетичес­ки обрабатывают», «заряжают» жидкость руками, желая себе здоровья. Оздоровительный эффект хождения босиком воз­растает, когда дети решают при этом своеобразные задачи — с завязанными глазами они пытаются ощупывать поверхность ступнями, ощущая особенности ее рельефа, и затем переда­ют свои впечатления, создавая ее модель из пластилина, сли­чая эти впечатления. Водные процедуры сопровождаются «исследованием» возникающих при соприкосновении с водой ощущений (например, контрастных) и т.д.

Все вышеизложенное служит отправной точкой для состав­ления комплексов упражнений, нацеленных на развитие ос­новных видов движений, мелких мышц руки и лица, на при­нятие и сохранение позы, на укрепление разных групп мышц, на коррекцию осанки; на отбор и модификацию спортивных, музыкально-ритмических, дыхательных и звуковых упражне­ний, подвижных игр, процедур закаливания, психогигиени­ческих и психопрофилактических средств. Так, например, эффект дыхательных упражнений возрастает, когда дети ими­тируют через дыхание различные явления, действия — ура­ган, легкий ветерок, пылесос, велосипедный насос, наду­вание шариков и т. д. Результативность процедур закаливаю­щего массажа увеличивается благодаря включению в них иг­ровых моментов, связанных с активизацией воображения (ребенок создает на своем теле «рисунок», двигаясь под стру ей стационарного душа). Умение держать равновесие хорош закрепляется при индивидуальном или совместном кружени; в образе снежинок, волчка, пропеллера, летающей тарелки гайки (с приседанием) и т. п. •

Развитие двигательной активности детей на основе

преобладания циклических упражнений

Установлено, что на протяжении дошкольного период ослабленные дети отстают от своих здоровых сверстников ц только по абсолютным показателям суточных объемов основных видов движений, но и по годовым приростам среднее; точной двигательной активности (М. Н. Алиев с сотр.). Вместе с тем полноценная двигательная активность (в ее доступных формах) является залогом успешного оздоровления ослабленных детей.

Многие исследователи (Е. В. Хрущев, С. Д. ГТоляко» Н.И.Бочарова, Е.Н.Вавилова, Е. Г. Леви-Гориневская Т. И. Осокина, Ю. Ф. Змановский, Г. П. Юрко и др.) одни из основных условий организации двигательной активное! ослабленного ребенка считают систематическое использован циклических упражнений в ходьбе, беге и т. п. Длительны! равномерно повторяющиеся циклические упражнения рассматриваются как наиболее важный компонент двигателыного режима растущего организма, который на физиологическом уровне способствует нормализации работы сердечно-сосудистой и, что особо важно для нас, дыхательной систем, а также повышению умственной и физической работоспособности, созданию и закреплению позитивного эмоционально: фона.       

 

Различные виды циклических двигательных упражнений являются к тому же физиологически обоснованными средствами развития общей выносливости, а она у ослабленных детей совсем не высока. По мнению специалистов, существует прямая корреляция между показателями развития этого качества и уровнем сформированности двигательных умений и навыков.  

Такие циклические упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки, аэробика, плавание, ходьба на лыжах, скольжение на коньках, как считает Ю. Ф. Змановский, вплотную занимавшийся этой проблемой, содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению змоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.

Е. В. Хрущев, С. Д. Поляков и другие показали, что наи­большей оздоровительной эффективностью обладают цикли­ческие упражнения со средними и даже малыми нагрузками. По мнению Н. И. Бочаровой, эти же циклические упражне­ния на открытом воздухе имеют большую оздоровительную ценность.

Особое место среди циклически организованных движений принадлежит ходьбе. Как известно, ходьба — одно из пер­вых движений, которыми овладевает ребенок после умения ползать. В ней участвует весь опорно-двигательный аппарат человека, одновременно в работу включается до 50 процен­тов мышц тела..

При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы спины и живота, формируются мелкие мышцы стоп, вырабатывается правильная осанка. Кроме того, в ходьбе тренируются дыхательная и сердечно-сосудис­тая системы, активнее происходит обмен веществ. Во время ходьбы группой у детей воспитываются согласованность дви­жений, организованность, умение ориентироваться на пло­щадке, в разнообразных и часто меняющихся условиях мест­ности.

Ходьба представляет собой циклические движения умерен­ной активности, когда происходит повторение одних и тех же циклов двигательных действий (шаги правой и левой ногой). Руки двигаются поочередно в направлении вперед-назад со­гласованно с движениями ног. В процессе ходьбы имеет ме­сто постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что обеспечивает длительную работоспособность не­рвно-мышечного аппарата.

Поэтому ходьба широко применятся в физическом воспи­тании детей разных возрастов. Величина нагрузки при ходь­бе зависит от скорости и условий движения. Так, при мед­ленной ходьбе по относительно ровной поверхности (грунтовой или асфальтовой дорожке) интенсивность нагрузки не­значительна. Но она намного увеличивается, если повысить темп движения, включить преодоление спусков и подъемов, идти по дорожкам с разным грунтом (песчаным, травянис­тым). Предельная нагрузка на стопы ребенка равна его двой­ному весу. Это значит, например, что при массе ребенка в 10 кг его стопы выдерживают нагрузку до 20 кг.


В работе е ослабленными детьми используются различные виды оздоровительной ходьбы. Приступая к занятиям ею, рекомендуется сразу же начать с обучения детей навыкам пра­вильного дыхания (подробнее о них см. ниже). Оно должно быть ритмичным: на 2—4 шага — вдох, 3—6 шагов — выдох Оздоровительная ходьба не должна превышать 1,5—2 часов остановками после 20—30 минут движения. При появлении признаков утомления необходимо сразу же дать возможность детям отдохнуть.

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что существует зависимость между умением управлять своим дыханием и уровнем сформированности двигательных умений и навыков, развитие и закрепление которых протекает в ход выполнения циклических упражнений.

К циклическим видам движений также относится оздоровительный бег. Многочисленные исследования, проведенные в последние годы физиологами и медиками, показали, что медленный бег, особенно на свежем воздухе, — не только эффективное средство повышения общей физической подготовленности, но и фактор укрепления здоровья детей.

В отличие от спортивного бега, имеющего множеств противопоказаний, требующего высокой физической подготовки и, следовательно, доступного не всем детям, оздоровительный бег является эффективным средством, благоприятно воздействующим на все физиологические системы и ncихические функции.

Систематические занятия бегом улучшают работу легких, сердца, головного мозга и мышц, помогают более быстрому восстановлению сил после умственных нагрузок. Занятия : на свежем воздухе, как известно, улучшают самочувствие, закаливают организм, формируют правильную осанку, вырабатывают силу воли, целеустремленность и другие качества, необходимые в повседневной жизни.

В беге, как и в ходьбе, необходимы хорошая координация движения рук и ног, правильная осанка, целесообразная (в зависимости от бега) постановка ноги на опору. Многократное повторение разных циклов (толчка, полета и приземления) позволяет совершать бег длительное время, не испытывая перенапряжения, развивая выносливость. Внешняя легкость бега связана с наличием оптимальных условий и координации движений. Одним из основных моментов, обеспечивающих хорошие результаты (оптимальную скорое и продолжительность бега), является его ритмичность.

Оздоровительный бег — одно из важных для здоровья бенка движений, позволяющих регулировать нагрузку, укрепляющих сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Многие авторы (Ю. Ф. Змановский, Е. Н. Вавилова, В. Г. Фролов и другие) считают оздоровительный бег эффективным средством повышения функциональных возможностей орга­низма.

Старшие дошкольники в состоянии применять рациональ­ную технику бега в зависимости от конкретных условий, по­этому им удается бегать продолжительное время без появле­ния признаков утомления.

Оздоровительный бег завоевал в последнее время большую популярность в основном как средство общего развития и выносливости и повышения функциональных возможностей организма. В этом беге важно выдержать невысокий темп, не ускорять, не замедлять его, бежать ритмично. Шаги при медленном беге короткие, нога ставится на переднюю часть стопы или эластично переходит с пятки на носок. Движе­ния рук, согнутых в локтях, находящихся на уровне пояса, спокойные, плечи расслаблены. Привычка бегать помогает получить ежедневную дозу движений, необходимую для нор­мальной жизнедеятельности организма.

Прыжки, как и бег, — неотъемлемая часть двигательной деятельности ребенка. Прыжковые упражнения укрепляют костно-мышечный аппарат ног и туловища, тренируют гла­зомер, развивают координацию движений. Они выполняются толчком упругих ног, незначительно согнутых в коленях. Отталкивание происходит за счет активного разгибания стоп.

Прыжки со скакалкой относятся к циклическим упражне­ниям. Они занимают значительное место в работе с детьми дошкольного возраста, способствуют повышению выносли­вости, тренируют чувство ритма, укрепляют сердечно-сосу­дистую и дыхательную системы, мышцы ног. В прыжках с короткой скакалкой дети проявляют большую активность и на­стойчивость. Прыжки с продвижением вперед, с ноги на ногу, длительно повторяющие равномерное движение, раз­вивают выносливость так же, как и беговые упражнения.

Следующим видом циклических нагрузок, обладающим мощным оздоровительным общеразвивающим действи­ем, является плавание (Ю. Ф. Змановский, С. П. Громова, Е. Н. Вавилова, Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. JI. Богина и др.). Оно отличается от всех других спортивных упражне­ний неограниченным возрастным диапазоном применения. Как и другие циклические упражнения, плавание оказывает благотворное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхатель­ную системы: улучшает терморегуляцию, газообмен, сон, по­вышает работоспособность.

Плавание выступает также эффективным средством про­филактики и даже лечения нарушения осанки и сутулости — позвоночник ребенка выпрямляется, мышцы рук и ног вы­полняют ритмические движения, влияющие на его гибкость.

Наибольшей результативностью отличаются циклические упражнения, когда они сочетаются с воздействием естествен­ных сил природы — воздуха, солнца и т.д. Соответствующие упражнения составляют основное содержание утренней заряд­ки, различных видов факультативных занятий, прогулок, физ­культурных и других форм организации физического воспи­тания.

Как известно, обязательным условием при включении занятия циклических упражнений служит их частая смена при* многократной повторяемости (до 12 раз) одного упражнения

Однако цикличность и повторяемость не всегда означаю стереотипность и монотонность. Двигательные стереотипа можно и нужно преодолевать. В этом источник творческой активности ослабленного ребенка, которая имеет для нет жизненно важный смысл. Возможность изменения характера движения должна быть заложена уже в содержание циклических упражнений. Так, дети старшей группы, выполняя одни и те же движения при групповой ходьбе, могут из ражать перемещение стрелок часов, течение реки и т. п., самостоятельно придумывать разные варианты групповой ход бы, включающие эти движения. Упражняясь в прыжках скакалками, они могут, с одной стороны, имитировать движения лягушат или зайчат, а с другой — вращение колеса; зрения и т. п. При групповой ходьбе перед ними ставится : дача изображения поезда, змеи, медленно накатывающей волны. Им предлагается самостоятельно придумывать нов варианты групповой ходьбы. В рамках ряда вышеперечисленных упражнений возможно чередование ходьбы с бегом, прыжками и другими движениями (например, по команд «Поезд набирает скорость», «Слон превращается в зайчика» ходьба переходит в бег).

Циклические движения при этом будут приобретать ра личный смысловой оттенок и тем самым видоизменяться, этом плане представляется продуктивным сочетание упражнений циклического, ациклического и смешанного характера.

Разумеется, использование циклических упражнений работе с ослабленными детьми имеет свои особенности. Поскольку им противопоказаны чрезмерные нагрузки на органы дыхания, предусмотрены различные регламентации: обычный бег должен быть заменен легким бегом или оздоровительной ходьбой, сокращается количество прыжков, уменьшается физическая нагрузка при проведении упражнений по плаванию и т. д. Кроме того, внутренняя неоднородность кон­тингента воспитанников санаторных детских садов вызывает необходимость в индивидуальном дозировании нагрузок при выполнении циклических упражнений.

Использование циклических упражнений в ОРР с ослаб­ленными детьми предполагает соблюдение ряда общих гиги­енических требований: а) нагрузка должна возрастать по мере повторения упражнений и определяться изменением их содер­жания; б) обязательным условием проведения упражнений служит формирование навыков рационального дыхания; в) налагается запрет на любую физическую и психическую пере­грузку; г) при выполнении упражнений у детей следует фор­мировать и поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Формирование у детей навыков рационального дыхания и правильной осанки

Для ослабленного детского организма правильное дыхание, которое способствует развитию и укреплению грудной клет­ки, является залогом оздоровления. Е. А. Аркиным были ука­заны средства формирования полноценного дыхания: а) уп­ражнения в беге, б) гимнастика дыхательных мышц, в) обу­чение технике дыхания (дыхание через нос, с закрытым ртом, глубокий вдох, продолжительный выдох); 4) постановка со­ответствующих певческих навыков. Все они должны быть использованы в оздоровительной работе с ослабленными деть­ми.

По мнению Е. А. Аркина, обучение правильному дыханию следует проводить методом терпеливого показа, повторного напоминания, лучше всего после упражнений, связанных с большой тратой энергии (бега, продолжительной марширов­ки, прыжков и т. д.). Особого внимания требует выдох: он должен быть медленным, продолжительным. Более 2—3 раз подряд выполнять такие упражнения не стоит.

Каким же содержанием должны быть насыщены средства формирования навыков рационального дыхания? Этот воп­рос остается открытым как для теории, так и для практики ОРР с ослабленными детьми. На наш взгляд, тот или иной ответ на него определяет характер получаемого оздоровитель­ного эффекта, и шире — общую результативность ОРР.


Так, П. П. Болдурчиди предложил интересную систему обучения рациональному дыханию с использованием стати­ческих дыхательных упражнений. Обучение начинается с рас­сказа о сильных и смелых космонавтах, которые научились правильно дышать перед полетом. После этого детям пред­лагается раздеться по пояс и в положении сидя подготовить­ся к упражнению. Педагог обращается к ребятам: «Покажите вашу грудь, положите на нее обе ладони».

Далее детям предлагается, держа ладони на груди, «по­нюхать, как пахнут цветочки» — сделать вдох, а затем «сдуть пух с одуванчика» — сделать выдох. В фазе вдоха грудь нуж­но опускать. Каждый вдох и каждый выдох совершается на протяжении 2—3 секунд. Обращается внимание детей на мед­ленное и бесшумное выполнение каждого вдоха и выдоха. Упражнение повторяется 2—3 раза, со зрительным и тактиль­ным контролем за движением грудной клетки. Затем несколь­ко ребят по очереди рассказывают, что они «видели» во вре­мя каждого вдоха и выдоха. Если рассказ кого-либо не отра­жает правильного представления о только что выполненном упражнении, его обязательно поправляют другие. В заключение дошкольнику объясняют, что это грудной тип дыхания.

После того как дети проделали упражнение на грудное! дыхание, они принимают исходное положение лежа на спи­не, кладут руки (ладонями) на грудь и при зрительном кон­троле выполняют 1—2 раза то же упражнение.

Далее переходят к обучению брюшному дыханию. Дети, сидя на полу, слушают объяснения педагога и наблюдают, как он демонстрирует-брюшное дыхание. Во время показа упражнения их внимание сосредоточивается на следующем; «когда вы нюхаете цветочки», надо сделать вдох, в это вре­мя выпячивается живот, т.е. «надувается мячик», а «когда сдуваете пух с одуванчика» (т.е. производится выдох), необ­ходимо подтянуть живот и сделать «ямочку». Это упражне­ние повторяется 3 раза. Затем детям объясняется, что этс брюшное дыхание.

На следующем занятии (через день) ребятам предлагается представить, а троим-четверым из них по очереди рассказать как выполняется грудное и брюшное дыхание. Одного-двух детей просят показать только те упражнения, о которых рас; сказывал педагог. После этого статические дыхательные упражнения выполняются всей группой, по команде, 2—3 раза

Создав представление о грудном и диафрагмальном дыхании на втором занятии, педагог переходит к более сложному — обучению полному (смешанному типу) дыханию, чт тоже предваряется объяснением и показом.

Сначала, лежа на спине, ребенок направляет свои усилия на последовательное включение в акт вдоха диафрагмы и груд ной клетки: выпячивается передняя брюшная стенка, и расширяется грудная клетка. Выдох начинается с одновремен­ного опускания грудной клетки и с подтягивания брюшной стенки. При этом воспитатель кладет свои ладони — одну на грудь, другую — на переднюю брюшную стенку ребенка и в форме игры «Покатай руки» (3—4 раза) предлагает сделать глубокий вдох, а затем продолжительный выдох.

Так у ребенка формируется представление о последователь­ности движения брюшной стенки и грудной клетки во время вдоха и выдоха.

Далее навык закрепляется: воспитатель снова показывает и объясняет движение, а несколько ребят выполняют упраж­нение под его руководством. Это помогает дошкольникам осмыслить свои движения и контролировать их. Педагог при­бегает и к словесным указаниям. Например, в начале вдоха говорит: «Выпячивайте животик», «Расширяйте грудь», во время выдоха: «Сужайте грудную клетку», «Подтяните живо­тик». Или: «Дыхание не задерживайте, делайте медленней» и т.п. Дается оценка качества выполнения движений (хоро­шо, очень хорошо, неправильно и т.п.).

Последующее закрепление проходит с использованием спе­циального методического приема. Дети разучивают слова:

Воздух набираю, мячик надуваю, Воздух выдуваю, ямку получаю.

Потом эти слова вместо команды произносит педагог, а дети выполняют упражнения в статическом дыхании. Ребята достаточно прочно усваивают, что во время продолжитель­ного вдоха надо надуть «мячик», т. е. выпятить брюшную стенку, поднять животик, расширить грудную клетку; во вре­мя же продолжительного выдоха — получить «ямку», т. е. од­новременно опустить грудную клетку и переднюю стенку жи­вота (опустить грудь и животик).

Первоначально продолжительность каждого вдоха и выдо­ха равняется 2—3 секундам. По мере развития и совершен­ствования навыков полного дыхания при статических дыха­тельных упражнениях выдох делается продолжительнее вдоха (например, вдох —3 секунды, эыдох — 4 секунды и т. д.).

Мы столь подробно охарактеризовали систему работы, предложенную П. П. Болдурчиди, так как она позволяет ре­шать в единстве целый спектр оздоровительных и воспитатель­ных задач. Обучение правильному дыханию и нормализация соответствующих функций организма осуществляются через формирование осмысленности, осознанности и произвольности движений и действий, развитие определенных представлений (но не воображения). Модифицированный вариант разработки П. П. Болдурчиди мы использовали в ходе! нашей экспериментальной ОРР с ослабленными детьми.

Для полноценного обучения рациональному дыханию не-j обходимо добиваться оптимального сочетания вдоха и выдоха с одной или несколькими фазами движений. Это достигается при выполнении динамических дыхательных упражнений. Физические упражнения, в которых вдох и выдох coвмещаются с биомеханическими фазами движения, общеизвестны (например, поднять руки вверх — вдох; опустить руки вниз — выдох и т. д.).

Немалый интерес вызывают данные, полученные А. Б. Гадальсманом, К. М. Смирновой и др. Они свидетельствуют о том, что у детей младшего школьного возраста, в отличие взрослых, не так заметно уменьшается жизненная емкость легких при изменении положения тела. В частности это относится к позе низкого старта, когда туловище просто складывается на манер перочинного ножа. Авторы считают, благодаря такой особенности дети сравнительно легко приспосабливаются к выполнению даже сложных движений.

Исследования В. В. Гневушева показывают, что навь сочетания каждого замедленного вдоха и выдоха с постепенно возрастающим количеством движений активизирует функции дыхательного аппарата.

Но даже старшим дошкольникам этот навык дается с трудом. Ему надо обучать последовательно. Поэтому после пополнения статических дыхательных упражнений целесообразно перейти к сочетанию дыхания с простейшими, лучше имитационно-игровыми, упражнениями (данную разработку мы также модифицировали и применяли в рамках ОРР с ослабленными детьми).

Таково, например, имитационное упражнение «Пловец». Движения пловца выполняются в сходном положении — лея на животе, ладони под подбородком. На 2—3 секунды, выпрямляют руки вверх-вперед, поднимают голову, прогибаются — делают вдох на 2—3 секунды. Затем они развод руки в стороны и возвращают их в исходное положение выдох, и т.д. Движения сопровождаются словами воспитателя: «поплыли», «поплыли».

Имитационные упражнения могут выполняться и из положения сидя: «Птицы летят» — развести руки в стороны, лову поднять, посмотреть вверх — вдох, опустись руки — выдох; «Комочек» — сидя на стульчике, обхватить ноги и прижать их к груди; на 2—3 секунды выпрямиться, встать и раз­вернуть плечи — вдох, на 2—3 секунда вернуться в исходное положение — сжаться в комочек, опустить голову на коле­ни — выдох.

Рекомендуем имитационное упражнение «Подросли»: стоя, на 2—3 секунды поднять руки вверх-в стороны — вдох, на 2— 3 секунды опустить их — выдох; «подрасти» можно, подни­мая руки и потягиваясь, стоя на носках или отставляя пра­вую (левую) ногу назад на носок. Из того же исходного по­ложения выполняются упражнения «Самолет», «Насос» — со­ответственно повороты и наклоны туловища с чередованием вдоха и выдоха.

В 5—6-летнем возрасте дети осознанно сочетают вдох и выдох как с движениями при наиболее благоприятных био­механических условиях, так и в условиях с некоторым сопро­тивлением. Следует воспитывать у ребят умение правильно сочетать дыхание и с темпом движения. Для этого после 10— 12 занятий физическими упражнениями можно переходить к обучению совмещения каждого уровня вдоха и выдоха с по­степенно возрастающим количеством движений. Например, в имитационном упражнении «Пловец» — лежа на животе на одном вдохе поднять руки вверх-в стороны и опустить через стороны, затем то же движение сделать на одном выдохе.

На наш взгляд, в основе навыков рационального дыха­ния лежат не любые формы регуляции действий, а лишь те, которые связаны с «осмысленной моторикой» ребенка (А. В. Запорожец). Это следует учитывать, приступая к фор­мированию таких навыков и у ослабленных детей. Осмыслен­ная моторика внутренне сопряжена с работой детского вооб­ражения. Поэтому особую ценность имеют дыхательные уп­ражнения, выполнение которых предполагает еш активиза­цию: «рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур, дыхание в контрастном ритме с изображением различных объектов и ситуаций (короткие и прерывистые вдохи и вы­дохи — «паровозик», медленные и размеренные — «океанс­кий лайнер») и др.

Единство оздоровительных и образовательных аспектов работы с ослабленными детьми обеспечивает сочетание ды­хательных и звуковых упражнений. В модифицированном варианте Программы В. Т. Кудрявцева дыхательные и звуко­вые упражнения объединены в рамках одного раздела.

В старшей группе это могут быть упражнения: на имита­цию действий через дыхание; дыхание в разном ритме; игро­вое упражнение «Змейка»; очистительное дыхание; вдох через левую ноздрю, выдох через правую и наоборот; произнесе­ние гласных звуков посредством дыхания без напряжения голосовых связок; вдохи и выдохи при наклонах в разные сто­роны в положении стоя и сидя по-турецки. При этом соче­тание упражнений дыхательной и звуковой гимнастики непос­редственно реализуется разными способами (подробнее в пер­вом разделе).-

На сочетании элементов дыхательной и звуковой гимнас­тики (учитывая близкую перспективу перехода к школьному обучению) полностью построено содержание соответствующей работы в подготовительной группе санаторного туберкулезного детского сада (игровые упражнения «Лошадка», «Ворона», «Зевота», «Смех», «Покорители космоса», «Затаивание», «Поплыли — полетели!», «Дыхание "шмелем"»). Важно от­метить, что подобное сочетание также способствует развитию осмысленной моторики при дыхании.

Значение ее нельзя переоценить и в ходе формирования правильной осанки как фактора полноценного дыхания. По­скольку прямая вертикальная поза не является у человека биогенетически (наследственно) фиксированной, возникает задача ее «постановки» через особую систему прижизненно складывающихся движений и действий. Собственно, такова естественная тенденция развития осанки.

Любого ребенка, тем более ослабленного, сначала нужно убедить, что поза — это выразительная характеристика поло­жения тела в пространстве, и создать условия для ее освое­ния. Это может быть сделано при помощи специальных иг­ровых упражнений, которые мы применяли в старшей груп­пе (см. первый раздел): «Стоп-кадр», «Скульптор и глина», имитация и самостоятельное придумывание контрастных поз- «перевертышей» и др. Все это напрямую связано с совершен­ствованием осанки. Наряду с этим творчески развивающий характер должны носить и собственно упражнения для фор­мирования и коррекции осанки (напряжение и расслабление мышц спины с изображением движений разных животных — медведя, слона, бабочки, зайчика и т.д.).

Использование системы эффективного закаливания

Работая в санаторном туберкулезном детском саду, мы уделяли серьезное внимание изучению проблемы закалива­ния. В медицинской литературе отмечается огромное значе­ние закаливания детей, больных туберкулезом (М. Е. Маршак, В. Г. Лучинский, В. П. Рудин, П. С. Медовиков, П. Г. Кор­ней).

Как показали исследования, систематические воздействия холодом влияют на больных туберкулезом легких так же, как и на здоровых — повышают устойчивость организма к холо­ду. Значительных результатов добился В. П. Рудин, проводив­ший лечение воздушными ваннами не только летом, но и осе­нью, и зимой.

Заметно эффективны водные процедуры — после их при­ема у туберкулезных больных улучшались сон и аппетит.

Закаливание, как отмечал Е. А. Аркин, для ослабленного ребенка имеет еще большее значение, чем для здорового. Малыш, носящий в себе туберкулезный токсин или имею­щий временно не действующий очаг туберкулеза, отличается болезненной чувствительностью, пониженной сопротивляе­мостью и может стать жертвой любой инфекции. Ослабить эту чувствительность, усилить сопротивляемость организма помо­жет закаливание. Правда, в санаторном саду оно должно ве­стись более осмотрительно, чем в обычном дошкольном уч­реждении, под скрупулезным контролем врача; меры закали­вания должны быть индивидуализированы по отношению к отдельным детям.

Ведущие принципы закаливания, разработанные еще в 1910 г. Г. Н. Сперанским, сформулированы в современной редакции Ю.Ф. Змановским следующим образом: осуществ­лять закаливание можно только в то время, когда ребенок практически здоров; интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно, соответственно воз­растающим в процессе закаливающей тренировки компенса­торным возможностям растущего организма; требуются сис­тематичность и последовательность при проведении закалива­ния.

Эти принципы, а также положение об общности системы закаливания в обычном и санаторном ДОУ (Е. А. Аркин) мы взяли за основу своей работы с ослабленными детьми: днев­ной сон летом на воздухе и воздушные ванны (зимой — в помещении, весной и летом — на участке), обтирание, об­ливание, солнечные ванны и т. п.

Однако, как показывают многочисленные научно-практические разработки и наш собственный опыт, традиционные методы закаливания эффективны, в первую очередь, в ка­честве начальных процедур (воздушные ванны, водные нож­ные ванны, полоскание горла).

Наибольшим воздействием обладают нетрадиционные ме­тоды закаливания, к которым относятся прежде всего кон­трастные методики в пульсирующем режиме. Именно контрастные воздушные и водные ванны обеспечивают тот уровень повышения защитных сил организма, какой вообще способ­но дать закаливание. Если традиционное закаливание пред­полагает адаптацию к холоду, то пульсирующий микрокли­мат предполагает также и тепло, то есть те два фактора, кон­траст между которыми (внезапное охлаждение после перегре­вания) чаще всего провоцирует заболевание ребенка. Созда­вая модель воздействия «тепло — холод», можно рассчиты­вать на выработку быстрых целесообразных терморегулирующих реакций (Ю. Ф. Змановский, Ю. Е. Лукоянов).

Происходящая таким образом тренировка механизмов тер­морегуляции повышает резистентность организма, т. е. устой­чивость его к действию различных болезненных факторов.

Методика контрастного воздушного закаливания такова. К концу дневного сна в одной из комнат группового поме­щения (спальне, игровой или раздевалке) температура воз­духа снижается до 6—18 "С. В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон, и, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2— 3 минут 3—4 физических упражнения, охватывающих все группы мышц. Это могут быть: подтягивание к груди согну­тых колен с обхватом их руками и последующим выпрямле­нием, перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно корпусу, покачивание согнутых колен в правую и в левую сторону с противоположным дви­жением рук, а также различные упражнения в положении лежа на боку, сидя, лежа на животе. Затем по команде ве­дущего дети встают с постели, быстро снимают спальную одежду и, оставаясь лишь в трусах или майках й трусах, вы­полняют в течение 1—1,5 минуты циклические движения уме­ренной интенсивности {бег, ходьба, танцевальные элемен­ты, нестандартные физические упражнения) попеременно в «холодном» и «теплом» помещениях, то есть принимают об­щую воздушно-контрастную ванну.

Температура в «теплом» помещении сначала 23—26 °С, а в «холодном» на 3—5 градусов ниже. Разница темпера­тур увеличивается в течение 1,5—2 месяцев до 12-15 граду­сов за счет снижения температуры в «холодной» комнате. Температура воздуха в «теплом» помещении поддерживает­ся с помощью подогревателей, в «холодном» понижается за счет интенсивного проветривания, летом вплоть до сквоз­няков.

Во время пребывания в «теплом» помещении рекоменду­ется проводить с детьми разные подвижные игры, разучивать новые упражнения и танцевальные элементы. Хорошо включать в эти занятия различные виды ходьбы, маршировку, построения и перестроения для развития ориентировки в пространстве. Все это поддерживает интерес ребят закаливающей процедуре и создает положительный эмоциональный настрой.

Возможно использование специально оборудованной комнаты со спортивными снарядами и инвентарем, применяе­мым для развития и укрепления свода стоп. Этот инвентарь располагается так, чтобы вся группа детей могла заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому. Ха­рактер действий в «теплом» помещении отличается от дей­ствий в «холодном» более спокойным темпом, так чтобы ре­бята не перегревались во время выполнения физических уп­ражнений. Подвижные игры дают им возможность активно участвовать в проведении процедуры, развивают воображе­ние, находчивость.

Перебежек из одной комнаты в другую с пребыванием в каждой из них по 1—1,5 минуты за время занятий (12—15 минут) должно быть не менее шести. Заканчивается проце­дура быстрыми пробежками из «холодной» комнаты в «теп­лую» — в это время дети играют в «Самолетики», «Перелет­ных птиц», «Спутники планет».

Контрастное воздушное закаливание требует соблюдения принципа постепенности увеличения дозы холодового воздействия. Минимальный контраст температур в 3-4 градуса в начале проведения процедур спустя два-три месяца доходит до разницы в 13—15 градусов для детей 3—4 лет и до 15—20 градусов для детей 5—6 лет. Такой контраст температур под­держивается в течение всего времени закаливания.

Ритмичная мажорная музыка, сопровождающая контрас­тные воздушные ванны, положительно влияет на эмоцио­нальное состояние детей. Как правило, звучат мелодии и пес­ни из детского репертуара, хорошо знакомые дошкольникам, так что они охотно подпевают. Умеренная по интенсивности физическая деятельность играет роль своеобразного фона, на котором происходит активизация физиологических систем в процессе закаливания. Поэтому в данном случае качество выполнения упражнений не так важно. Главное — их коли­чественная сторона, т. е. продолжительность и степень энер­гичности выполнения.

Надо отметить, что после перенесенного острого респира­торного заболевания процедура воздушно-контрольного зака­ливания в первые 5—7 дней должна быть по времени сокращенной вдвое, а одежда детей — индивидуально щадящей (гольфы или чешки, майка).

К нетрадиционным методам закаливания относится и хож­дение босиком. При этом еще укрепляются своды и связки стоп.

Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже 18 °С. Вначале в носках (в течение 4—5 дней), затем полно­стью босиком — по 3—4 минуты. Ежедневно время процеду­ры увеличивается на 1 минуту и постепенно доводится до 15— 20 минут. Хождение босиком рекомендуется во всех возрас­тных группах. Дети старших групп могут проводить босиком утреннюю зарядку (в помещениях), физкультурные занятия, подвижные игры. Смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп, которое происходит главным обра­зом под воздействием низких температур пола или земли.

В своей работе мы сочетали данный вид закаливания с играми и упражнениями для профилактики плоскостопия (по модифицированному варианту Программы В. Т. Кудрявцева). В старшей группе это были: ходьба на носках с различным положением рук, по ребристой доске, палке или толстому шнуру, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки на но­сок, на месте ~ не отрывая носки от пола; перекаты с носка на пятку стоя на полу или на палке; катание палки и мяча ступ­ней и пальцами ноги вперед — назад; «рисование» простых геометрических фигур катанием резинового мячика по повер­хности пола, захват и подъем пальцами ног мелких предме­тов (палочек, камешков, шишек); игровое упражнение «Если бы ноги стали руками» (условное выполнение ногами функ­ций рук); перешагивание через гимнастические палки, набив­ные мячи.

Еще более интенсивными нетрадиционными закаливающи­ми средствами служат контрастные водные воздействия, так как теплопроводность воды в двадцать восемь раз выше, чем воздуха.

Контрастный душ — наиболее эффективный метод зака­ливания детей в домашних условиях. Однако мы использо­вали его в нашем экспериментальном санаторном туберкулез­ном детском саду, компенсируя отсутствие в нем закрытого бассейна, максимально приспособленного для проведения процедур контрастного закаливания.

Кстати, методика контрастного душа сходна с методикой закаливающих процедур в условиях бассейна. После непро­должительной утренней зарядки ребенок встает под душ, об­ливается водой температурой в 36—38 °С в течение 30— 40 секунд, затем температура воды снижается на 2—3 граду­са, а продолжительность обливания сокращается до 20—25 се­кунд. Так процедура повторяется два раза. Через одну-пол- торы недели разница температур воды возрастает до 4—5 гра­дусов и так постепенно в течение двух-трех месяцев доводит­ся до 19—20 градусов — для детей 5—6 лет.

Следующий вид контрастных процедур, практиковавших­ся нами, — водные ножные ванны. Ноги (нижняя треть го­лени) опускаются в емкость с водой температурой 32 °С — летом и 33 °С — зимой. Продолжительность ванн от 2—3 до 4—5 минут. Каждую неделю температура воды снижается. Она может дойти до 18 °С (и даже ниже).

Контрастные ножные ванны могут проводиться в виде по­переменного местного обливания ног водой из двух емкостей, имеющих разную температуру. Начинаем с контраста в 7 гра­дусов (от 37—38 °С до 30—31 °С) и трех-, четырехкратной сме­ны воды разной температуры. Через месяц ежедневного зака­ливания можно достичь контраста в 15—18 градусов при шес­ти-, восьмикратной смене температур. Вначале ноги погружают в теплую воду на 1—2 минуты, затем сразу в холодную на 10 секунд. Постепенно время нахождения в холодной воде уве­личивается до 15—16 секунд. По окончании процедуры ноги вытираются полотенцем и растираются до покраснения.

Полоскание горла прохладной водой со снижением ее тем­пературы является методом профилактики заболеваний носог­лотки. Ослабленные туберкулезом дети особо подвержены им, более того, эти заболевания могут выступать вторичными следствиями (проявлениями) перенесенной или переносимой туберкулезной интоксикации. Поэтому таким детям также мо­жет быть рекомендован данный вид закаливания (после, кон­сультации врача и санации носоглотки). Старшие дошколь­ники умеют полоскать горло и начинают эти процедуры при температуре воды 36—37 °С. Далее она снижается каждые 2— 3 дня на 1 градус и доводится до комнатной.

Процедура такого закаливания может включать в себя иг­ровые составляющие, тогда она приобретает более осмыслен­ный и произвольный характер. Для этой цели нами исполь­зовалась, например, полифункциональная развивающая игра с элементами звуковой гимнастики «Волшебный напиток».

Родителям, воспитателям, педагогам, всем, кто занима­ется с детьми, необходимо знать, что перерыв в закалива­нии на 2—3 недели снижает сопротивляемость организма про­студным факторам, и потому он крайне нежелателен. Но нельзя и не учитывать, индивидуальные особенности ребенка,

его возраста, возможно, существующую повышенную чув­ствительность к закаливающим процедурам. Не рекомендуется проводить их на фоне отрицательных эмоциональных состоя­ний, например, страха, беспокойства, обиды. Это может привести к невротическим расстройствам.

Организация оздоровительного режима с учетом состояния здоровья ослабленного ребенка

Правильная организация режима дня является одним из центральных звеньев ОРР.

Существуют различные подходы к определению понятия «режим», которое рассматривается исследователями с разных сторон.

И. П. Павлов считал, что физиологическую основу режи­ма составляет «динамический стереотип». Эту линию продол­жает Э. С. Вильчковский. Он полагает, что в результате со­блюдения режима дня формируется сложный динамический стереотип, в котором каждый режимный момент становится условным раздражителем для последующей деятельности ре­бенка.

А. П. Чабовская в понятие «режим» включает рациональ­ную продолжительность и четкое чередование различных ви­дов деятельности и отдыха детей в течение суток. По мне­нию Т. Н. Сердюковской, режим — это длительность, орга­низация и распределение в течение суток всех видов деятель­ности, отдыха и приемов пищи. Его выполнение служит од­ним из обязательных условий эффективной работы дошколь­ного учреждения.

По определению С. А. Пономарева, режим — это после­довательное распределение во времени основных физиологи­ческих потребностей дошкольника (сон, прием пищи, бодр­ствование) и оздоровительных мероприятий (закаливающие процедуры, массаж, гимнастика, подвижные игры и т.д.).

Несколько иной позиции придерживался Ю. Ф. Змановс- кий. С его точки зрения, неправильно понимать режим как жестко регламентированный распорядок дня с обязательным повторением в строго установленное время тех или иных ме­роприятий. Оптимальный дифференцированный оздорови­тельный режим — это регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамическая, изменяюща­яся в зависимости от вновь возникающих обстоятельств.

Приоритетное значение правильной организации режима в санаторном детском саду придавал Е. А Аркин. Особое тре­бование, отмечал он, заключается в обеспечении разумного 278 баланса между двигательной активностью и отдыхом. Это связано с тем, что ослабленные дети, с одной стороны, в большей степени нуждаются в отдыхе, чем здоровые, а с другой — дефицит движений негативно сказывается на их пси­хофизическом состоянии.

Выход из этой противоречивой ситуации Е. А. Аркин ус­матривал прежде всего в удлинении времени сна на полча­са — час. В исключительных случаях (истощение, плохое пи­тание) целесообразно к обычному дневному сну присоединить еще лежание в течение 30—40 минут после завтрака. Пере­рывы для отдыха во время занятий, прогулок, подвижных игр должны быть чаще, чем в обычном детском саду. Надо иметь в виду, что даже самые короткие промежутки отдыха (3—5 минут) оказывают на ребенка благотворное влияние благодаря его способности легко восстанавливать свои силы.

Вместе с тем, как показывают современные исследования, режим и его организация зависят от многих обстоятельств.

Так, С. П. Громова, развивая идеи Ю. Ф. Змановского, считает, что оздоровительный режим должен быть построен с учетом особенностей соматического и нервно-психического здоровья, биоритмологического профиля, возрастных разли­чий, эмоционального состояния и других внутренних и вне­шних факторов, оказывающих воздействие на организм ре­бенка.

Особенности индивидуального биоритмологического про­филя определяют физическую и умственную работоспособ­ность, а также эмоциональную реактивность в первой и во второй половине дня. Согласно Ю. Ф. Змановскому, режим следует рассматривать как приурочивание, налаживание, на­стройку биоритмов растущего организма применительно к конкретным условиям окружающей среды.

Среди множества биологических ритмов ведущая роль при­надлежит ритмам околосуточным, индивидуальные проявле­ния которых разделяют детей на представителей преимуще­ственно утреннего («жаворонки») или вечернего («совы») типов и аритмиков (смешанный тип).

Особого внимания требуют аритмики и «сЪвы» (с низкой работоспособностью в утреннее время). Большинство из них составляют часто болеющие дети.

Не без основания можно предположить, что причинами, способствующими возникновению отдельных заболеваний, могут быть повторяющиеся нарушения режима дня. Стоит прислушаться к утверждению Б. В. Шеврыгина, что режим и биоритмы в жизнедеятельности ребенка идут рука об руку. То есть правильное распределение по времени сна, отдыха, при­ема пищи помогает нормальному функционированию всех органов.

Систематическая, целенаправленная двигательная и дру­гая деятельность, построенная с учетом индивидуально-диф­ференцированного оздоровительного режима, преобладание положительных эмоций, высокого и среднего уровня двига­тельной активности с использованием преимущественно цик­лических упражнений, проведение оздоровительно закалива­ющих мероприятий могут содействовать некоторой коррекции биоритмологического профиля дошкольников.

Наряду с околосуточными ритмами важную роль в состоя­нии здоровья детей играют сезонные ритмы.

Ряд исследований показал, что рост респираторных забо­леваний осенью и весной связан с нарушениями слаженнос­ти ритмов и, как следствие этого, со снижением устойчиво­сти организма к болезнетворным воздействиям.

Весной ускоряется ход «внешних» часов: увеличивается продолжительность светового дня, возрастают солнечная ак­тивность, а также напряжение магнитного поля Земли. Внут­ренние биологические часы детского организма активно реа­гируют на это резким ростом амплитуды большинства био­ритмов. Как следствие этого — повышается возбудимость не­рвной системы ребенка, сокращается количество гормонов эн­докринных желез, ухудшается работа желудочно-кишечного тракта.

В весеннее время организм становится несколько разла­женным, поскольку происходит ощутимая эндокринная пе­рестройка. Понижается сопротивляемость различного рода не­благоприятным воздействиям, в том числе и перепадам по­годы. Все это в итоге приводит к снижению иммунитета, по­этому весной отмечается подъем воспалительных заболеваний, а также появление аллергии у детей.

Ю. Ф. Змановский и С. П. Громова предложили четыре типа сезонных оздоровительных режимов дня на осенний, зимний, весенний и летний периоды. Для нас это очень важно, так как Ослабленные дети особо чувствительны к смене сезонов, которая сказывается на их психосоматическом состо­янии.

При сравнительном изучении сезонных режимов просле­живается изменение продолжительности прогулок в зависи­мости от множества факторов, влияние которых на состоя­ние здоровья детей нельзя не учитывать. Это и непосредствен­ное воздействие погодных условий, и непрямое воздействие климата, ряд компонентов которого оказывает либо положи­тельное, либо отрицательное влияние ни здоровье ребенка.

Анализ данных, полученных М. Н. Алиспым, показывает, как изменяется по сезонам года среднесуточный километраж двигательной активности у детей дошкольного возраста с ос­лабленным здоровьем и у их здоровых сверстникоп.

Наиболее высокие показатели среднесуточного километража у тех и у других отмечаются в летний период.

Осенью двигательная активность заметно снижается, что обусловлено уменьшением длительности дня, увеличением числа ненастных дней, сокращением времени пребывании де­тей на воздухе.

Наиболее низкие показатели двигательной активности у ослабленных детей и здоровых дошкольников характерны для зимнего периода. Это объясняется теми же причинами, что и осенью. К тому же воспитатели, опасаясь простудить детей в зимнее время, особенно в холодные дни, не всегда выво­дят их на прогулку, сокращают ее продолжительность и заня­тия по физической культуре в основном проводят в закры­том помещении. Если же дети и выходят на улицу, то зани­маются в теплой одежде, которая ограничивает их движе­ния.

Объем двигательной активности весной по сравнению с зимним периодом заметно повышается, что связано с уве­личением продолжительности дня, количества теплых дней и времени пребывания ребят на открытом воздухе.

По данным С. П. Громовой, в осенне-зимне-весенний пе­риод уровень средней двигательной активности старших дош­кольников составляет 143 минуты, уровень высокой активно­сти — 60 минут; в летний период эти показатели соответствен­но равняются 230 и 65 минутам.

Прогулки — один из существенных компонентов рациональ­ного построения режима дня. Это наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий сниженные в процессе дея­тельности функциональные ресурсы организма, в первую оче­редь — работоспособность. Пребывание на воздухе способ­ствует повышению сопротивляемости детского организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нор­мализуются аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных усло­вий. При небольшом дожде ее можно организовать на веран­де, под навесом, в любом другом защищенном от резкого ветра и осадков месте.

Чтобы длительность ежедневного пребывания детей на

воздухе соответствовала физиолого-гигиеническим нормам, Т. Л.Богина и Н. Т. Терехова рекомендуют утренний прием детей производить на участке в течение всего года, утреннюю гимнастику и часть физкультурных занятий тоже проводить на воздухе; четко выполнять режим дня. Нельзя допускать, что­бы на прогулке дети находились длительное время в однооб­разной позе. Необходимо переключать их на другую деятель­ность и менять место игры. Важно, чтобы на протяжении всей прогулки ребенок был в состоянии теплового комфор­та. Для этого одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям.

Не менее важной составной частью режима является сон, особенно необходим он ослабленным детям. И здесь требу­ется индивидуальный подход. Дело в том, что даже доста­точно длительный, но поверхностный сон не обеспечивает нужный детскому организму отдых. Сон может считаться благотворным, если он глубокий, спокойный, продолжитель­ный. Но, как известно, в детских учреждениях ребят под­нимают после дневного (режимного) сна обычно всех сразу, в то время как некоторые из них еще находятся в стадии глу­бокого физиологического сна. Частое повторение такого не­верного педагогического приема может вредно отразиться на здоровье ребенка.

На серьезную роль полноценного сна в жизни дошкольни­ка неоднократно в своих работах указывал Ю. Ф. Змановский. Он считал, что индивидуальные различия в продолжитель­ности сна у детей очень велики. Поэтому необходимо опре­делить продолжительность дневного и ночного сна у каждого ребенка, а также «управлять сном» детей, добиваясь, чтобы, малыш ежедневно (и днем, и ночью) засыпал в одно и то же время.

Продолжительность и качество дневного сна поддаются воздействию правильно организованного оздоровительного режима и положительного эмоционального фона. В резуль­тате многие из тех, кто спал мало или вообще не мог заснуть днем, стали спать дольше и засыпать нормально.

Все изложенное выше свидетельствует о том, что режим: предполагает рациональное чередование покоя и деятельнос­ти (включая активный отдых), смену одного вида деятельно­сти другим, принципиально отличающимся по характеру воз-, действия на организм ребенка. В этом случае каждый но­вый режимный момент превращается в своеобразный отдых, снимающий утомление, вызванное предшествующей деятельностью.

Большинство принципов и рекомендаций по организации режима в обычных ДОУ распространимо и на работу с ослабленными детьми (о внесением соответствующих уточнений в конкретные показатели допустимых нагрузок, временного соотношения покоя и деятельности и т.д.).

Приходится констатировать, что оздоровительная; санаторных детских садах практикует режим долечиваний худшем случае — «эалечивании»), который заимствуется из медицинских учреждений (стационаров и амбулаторий). Это — способ работы в наличным состоянием здоровья, в из­вестных пределах спасительной и необходимый. Однако в сво­ей гипертрофированной и необоснованно пролонгированной форме он может стать фактором, обесценивающим и разру­шающим пошлинную перелом и ну оздоровления. В любом случае он остается «режимом болезни», а не «режимом здо­ровья», который столь необходим для ослабленных детей.

Для правильной организации жизнедеятельности таких де­тей, конечно, нужно четко соблюдать систему повторяющихся режимных моментов: времени приема пищи, укладывания на дневной сон, общей длительности пребывания на открытом воздухе и в помещениях. Но остальные компоненты оздоро­вительного режима должны носить динамический характер.

Следует избегать традиционной формализации режимных моментов. Эффективность оздоровительной работы зависит не только и не столько от их последовательности и повторяемости, сколько от содержания, которое в ряде случаем мо­жет и должно носить развивающий характер.

Так, в соответствии с разработанной нами моделью ОРР в структуру нефизкультурных занятий (по изобразительной деятельности, конструированию, подготовке к чтению и пись­му и др.) включаются особые двигательно-оздоровительные моменты. Их содержание составляют творческие задания на развитие мелких мышц руки, мимики и артикуляции, а так­же элементы психогимнастики.

Например, вместо привычного «Мы писали, мы писа­ли...» детям на занятиях, сопряженных с организацией про­дуктивной деятельности, можно предложить в качестве раз­рядки проимитировать процедуру мытья рук под струей воды с разным напором и затем обсудить возникающие при этом контрастные ощущения. На занятиях музыкально-театрально- го цикла, а также при ознакомлении дошкольников с худо­жественной литературой мы применяем целый комплекс за­даний на развитие мимики и артикуляции в сочетании с эле­ментами дыхательной гимнастики (мы также используем их вне занятий в условиях свободной деятельности, на прогулках, при подготовке к утренникам, праздникам и т.п.). Наряду с этим дыхание может превратиться в своеобразную продуктивную деятельность: дети «рисуют» дыханием в воз­духе и на стекле и т.д.

Вообще, как показывает наш опыт, дыхательные упраж­нения (учитывая помимо всего прочего их циклический ха­рактер) должны стать неотъемлемой частью оздоровительно­го режима ослабленных детей.



Дата: 2019-12-09, просмотров: 322.