Краткая характеристика физического и психического развития воспитанников подготовительной группы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тенденции физического развития'. У детей 6—7 лет продолжается процесс окостенения скелета. К концу дош­кольного возраста скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся не только более сильными, но и значительно более выносливыми, подвижными, ловкими. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длитель­ные прогулки, долго бегать, прыгать без большого утомле­ния, выполнять более сложные трудовые поручения и физ­культурные упражнения. Этому способствует развитие круп­ной и мелкой мускулатуры.

Последнее изменение неразрывно связано с развитием мозга ребенка, с совершенствованием его нервной деятельности и обнаруживается в растущей возможности управлять своими движениями. Старший дошкольник способен различать, с одной стороны, воздействия, поступающие из внешнего мира (сигналы, указания, движения), с другой стороны — реакции на них, например, собственные движения и дей­ствия.

Шести-, семилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые часто наблюдаются у детей трех—пяти лет. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний со стороны взрослого (воспитателя), производят многие из них, могут выполнять ряд движений и более сложных действий в определенной последовательности контролируя их и изменяя.

Возможность произвольно регулировать свои движении является наиболее существенным показателем физической) развития старшего дошкольника.        

Итак, ребенок постепенно овладевает своими движениями, особенно мелкими движениями руки, учится управляя! не только крупной, но и мелкой мускулатурой, движениям каждого пальца.

Все эти изменения обусловлены не только созревание мозговых структур и механизмов самих по себе, но и тем опытом деятельности, который накапливает ребенок, в том числе и в процессе целенаправленного обучения.

Тенденции психического развития. В этом возрасте игр продолжает оказывать свое влияние на детское развития. Однако к концу дошкольного детства качественно меняют ее содержание и формы (игра все более глубоко отражает взаимоотношения взрослых, в ней возрастает доля инициатив ребенка, она становится подлинно коллективной, приобретает вариативность и т.д.; дети в некоторых случаях начинав отдавать предпочтение играм с правилами, осваивают дидактические игры; интенсивно развивается режиссерская игр возникают новые виды игр: игры-фантазирования и др.).

В то же время к числу основных источников психического развития прибавляется учение (его элементарные форы в более ранних возрастах не обладали такой значимость» У детей зарождается бескорыстный «теоретический» интерес к новым знаниям и умениям — безотносительно к их практической полезности, складываются обобщенные формы п знания. Это приводит к своеобразной интеллектуализации всех психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.), что, в свою очередь, определяет новый уровень ра вития произвольного поведения.

Все это сказывается и на психологических особенностях движений детей 6—7 лет.

Успехи в развитии произвольности движений, которые наметились на предшествующей ступени дошкольного детства в виде тенденции (см. выше), приобретают устойчивый ха­рактер.

Вместе с тем в данном возрасте специфически проявляет­ся влияние игры на выполнение двигательных заданий, ко­торое на разных возрастных этапах не является однородным. Например, в специальном экспериментальном исследовании были смоделированы две игровые ситуации. В первом-слу­чае дети должны были прыгать, изображая в игре спортсме­на-прыгуна, т. е. принимая определенную роль. Во втором случае должны были совершать прыжки в ситуации игры «Зай­цы — охотники», где основная задача зайцев состояла в том, чтобы не попасть в руки охотников. Причем прыжки через воображаемый ручей были обусловлены дополнительными правилами игры. Эксперименты показали, что средняя длина совершаемых детьми прыжков в условиях второй задачи ока­залась значительно больше, чем в условиях первой.

Хотя во всех группах детей-дошкольников наблюдалось указанное различие, с возрастом оно сокращалось. Это объяс­няется тем, что в ходе развития ребенка значение вообража­емой ситуации в его играх уменьшается, тогда как роль пра­вила, наоборот, возрастает. У старших дошкольников игры с правилами приобретают доминирующее значение и выпол­нение действия по какому-либо правилу в ряде случаев само становится игрой. (Это обстоятельство следует иметь в виду, в частности, при отборе подвижных игр на физкультурных за­нятиях.)

Кроме того, в этом возрасте у детей усиливается учебная мотивация в ходе выполнения ими двигательных заданий и связанная с ней направленность на усвоение новых знаний и умений, даже если оно происходит в игровой ситуации. Так, у детей среднего дошкольного возраста, игравших в «Зайцы — охотники», различие в успешности выполнения двигательного задания (перепрыгнуть ручей) при наличии иг­ровых или учебных мотивов было значительным: средняя дли­на прыжка с разбега составляла соответственно 49 и 15 см. В старшем дошкольном возрасте эти показатели сближаются (соответственно 74 и 65 см).


К концу дошкольного детства усиливается роль подража­ния при формировании произвольных движений. Речь вдет не о внешнем копировании ребенком рисунка действия дру­гого человека (взрослого), которое доступно уже детям ран­него возраста. Речь идет об активном подражании, предпо­лагающем выделение ребенком из действий, взрослого образ­ца движения, которое еще только предстоит построить. Вы делить этот образец дошкольник может лишь на основе собственной поисковой, ориентировочной деятельности. К решению этой сложной задачи он должен быть подготовлен всем ходом своего предшествующего развития. , Как показывают специальные исследования, дети 6—7 лет овладевают навыком путем такого подражания явно успешнее, л ем при обучении «методом пассивных движений», когда взрослый просто руководит рукой ребенка.          

 


Дата: 2019-12-09, просмотров: 293.