Тенденции физического развития'. У детей 6—7 лет продолжается процесс окостенения скелета. К концу дошкольного возраста скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся не только более сильными, но и значительно более выносливыми, подвижными, ловкими. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, прыгать без большого утомления, выполнять более сложные трудовые поручения и физкультурные упражнения. Этому способствует развитие крупной и мелкой мускулатуры.
Последнее изменение неразрывно связано с развитием мозга ребенка, с совершенствованием его нервной деятельности и обнаруживается в растущей возможности управлять своими движениями. Старший дошкольник способен различать, с одной стороны, воздействия, поступающие из внешнего мира (сигналы, указания, движения), с другой стороны — реакции на них, например, собственные движения и действия.
Шести-, семилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые часто наблюдаются у детей трех—пяти лет. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний со стороны взрослого (воспитателя), производят многие из них, могут выполнять ряд движений и более сложных действий в определенной последовательности контролируя их и изменяя.
Возможность произвольно регулировать свои движении является наиболее существенным показателем физической) развития старшего дошкольника.
Итак, ребенок постепенно овладевает своими движениями, особенно мелкими движениями руки, учится управляя! не только крупной, но и мелкой мускулатурой, движениям каждого пальца.
Все эти изменения обусловлены не только созревание мозговых структур и механизмов самих по себе, но и тем опытом деятельности, который накапливает ребенок, в том числе и в процессе целенаправленного обучения.
Тенденции психического развития. В этом возрасте игр продолжает оказывать свое влияние на детское развития. Однако к концу дошкольного детства качественно меняют ее содержание и формы (игра все более глубоко отражает взаимоотношения взрослых, в ней возрастает доля инициатив ребенка, она становится подлинно коллективной, приобретает вариативность и т.д.; дети в некоторых случаях начинав отдавать предпочтение играм с правилами, осваивают дидактические игры; интенсивно развивается режиссерская игр возникают новые виды игр: игры-фантазирования и др.).
В то же время к числу основных источников психического развития прибавляется учение (его элементарные форы в более ранних возрастах не обладали такой значимость» У детей зарождается бескорыстный «теоретический» интерес к новым знаниям и умениям — безотносительно к их практической полезности, складываются обобщенные формы п знания. Это приводит к своеобразной интеллектуализации всех психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.), что, в свою очередь, определяет новый уровень ра вития произвольного поведения.
Все это сказывается и на психологических особенностях движений детей 6—7 лет.
Успехи в развитии произвольности движений, которые наметились на предшествующей ступени дошкольного детства в виде тенденции (см. выше), приобретают устойчивый характер.
Вместе с тем в данном возрасте специфически проявляется влияние игры на выполнение двигательных заданий, которое на разных возрастных этапах не является однородным. Например, в специальном экспериментальном исследовании были смоделированы две игровые ситуации. В первом-случае дети должны были прыгать, изображая в игре спортсмена-прыгуна, т. е. принимая определенную роль. Во втором случае должны были совершать прыжки в ситуации игры «Зайцы — охотники», где основная задача зайцев состояла в том, чтобы не попасть в руки охотников. Причем прыжки через воображаемый ручей были обусловлены дополнительными правилами игры. Эксперименты показали, что средняя длина совершаемых детьми прыжков в условиях второй задачи оказалась значительно больше, чем в условиях первой.
Хотя во всех группах детей-дошкольников наблюдалось указанное различие, с возрастом оно сокращалось. Это объясняется тем, что в ходе развития ребенка значение воображаемой ситуации в его играх уменьшается, тогда как роль правила, наоборот, возрастает. У старших дошкольников игры с правилами приобретают доминирующее значение и выполнение действия по какому-либо правилу в ряде случаев само становится игрой. (Это обстоятельство следует иметь в виду, в частности, при отборе подвижных игр на физкультурных занятиях.)
Кроме того, в этом возрасте у детей усиливается учебная мотивация в ходе выполнения ими двигательных заданий и связанная с ней направленность на усвоение новых знаний и умений, даже если оно происходит в игровой ситуации. Так, у детей среднего дошкольного возраста, игравших в «Зайцы — охотники», различие в успешности выполнения двигательного задания (перепрыгнуть ручей) при наличии игровых или учебных мотивов было значительным: средняя длина прыжка с разбега составляла соответственно 49 и 15 см. В старшем дошкольном возрасте эти показатели сближаются (соответственно 74 и 65 см).
К концу дошкольного детства усиливается роль подражания при формировании произвольных движений. Речь вдет не о внешнем копировании ребенком рисунка действия другого человека (взрослого), которое доступно уже детям раннего возраста. Речь идет об активном подражании, предполагающем выделение ребенком из действий, взрослого образца движения, которое еще только предстоит построить. Вы делить этот образец дошкольник может лишь на основе собственной поисковой, ориентировочной деятельности. К решению этой сложной задачи он должен быть подготовлен всем ходом своего предшествующего развития. , Как показывают специальные исследования, дети 6—7 лет овладевают навыком путем такого подражания явно успешнее, л ем при обучении «методом пассивных движений», когда взрослый просто руководит рукой ребенка.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 293.