Позы, принимаемые детьми при осаливании «пескарем»:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. «Стрекоза» — стоять на носках, руки на поясе, локти назад.

2. «Ласточка» — стоя на одной ноге, вторую прямую ногу вытянуть назад, руки в стороны.

3. «Больной воробей» — стоя на одной ноге, вторую, со­гнутую в колене, крепко держать за щиколотку, сохраняя рав­новесие балансированием свободной рукой.

 

«Большие и малые колеса»

Ребята образуют два круга, один в другом. По команде под музыку круги (колеса) движутся в противоположные сторо­ны. Резкая смена характера музыки или хлопок дает сигнал к изменению направления движения колес. Побеждает ко­манда, сделавшая меньше ошибок.

 

«Найди камешек»

Играющие стоят по кругу лицом к центру, руки за спи­ной. В центре водящий. По сигналу дети передают друг другу камешек (мешочек, мяч). Водящий старается определить, у кого в данный момент находится передаваемый камешек. Тот, к кому обращается водящий, протягивает руки и пока­зывает их. Если водящий угадал, то игрок, у которого пред­мет обнаружен, становится водящим.

 

«Снайперы»

I ВАРИАНТ. «Запасы белочки»

Команды игроков от стартовой черты забрасывают шиш­ки, мячи, мешочки с песком в вертикальную мишень — «бе­лочке в дупло забрасываем орешки» (вертикально на уровне глаз прикрепляется обруч £ закрепленным мешком).

II ВАРИАНТ. «Буратино»

Набрасываются кольца на любопытный нос Буратино. На стене закреплен щит с изображением лица Буратино, на ко­тором выдается длинный нос.

III ВАРИАНТ. «Ловись, рыбка, большая и малая»

Дети имитируют движение удочки, которой ловят рыбу в реке. Предлагается вытащить из мешка предмет — рыбу, на­звать; какую рыбу поймал, и забросить ее в садок (корзину,

стоящую на расстоянии 2—3 м). Заранее оговаривается, ка­кой предмет какую рыбу обозначает: кубик — сом, мешочек с песком — щука, мяч — пескарь и т. д.

Игра в «кувшинчик»

Водящий ударяет мячом о землю со словами: Я кувшинчик уронил(а) И об пол его разбил (а). Раз, два, три — - Его, (имя ребенка), лови!

На слово «лови» сильно бьет мячом о землю и отбегает. Мяч на лету подхватывает тот ребенок, чье имя назвали.

Игра продолжается.

 

ИГРЫ-АТТРАКЦИОНЫ

«Проворные пальцы»

Соревнуются две команды по 2—3 человека. К гимнасти­ческим папкам, укрепленным горизонтально, привязывают­ся 15—20 лент одинаковой длины. По сигналу каждая ко­манда бежит к своей гимнастической палке с лентами и за­вязывает банты на всех лентах. Выигрывает команда, быст­рее всех справившаяся с заданием.

 

«Многоборцы»           

Играющие выполняют разнообразные задания, передавая эстафету от одного участника к другому. По сигналу две ко­манды по 5—6 человек производят действия в определенном порядке:

1. Пройти, держа в руке по 3 спичечных коробка, постав­ленные ребром друг на друга.

2. Пройти по гимнастической скамейке, сохраняя равно­весие и держа на голове мешочек с песком.

3. Пролезть в обруч с ложкой в руках, не расплескав набранную в нее воду.

4. Не слезая с табурета, собрать 5—10 предметов, разло­женных вокруг него в радиусе 0,5—0,7 м.

5. Проползти под препятствием высотой 30—40 см, не задев прикрепленного к нему колокольчика.

 

«Толкни ядро»


Ядрами являются надутые до одинаковой величины плот­ные воздушные шарики, в которые налито по '/2 стакана воды. Соревнующиеся со стартовой черты должны толкнуть воздушный шар-ядро. Побеждает тот, кто толкнул ядро даль­ше всех.

Подготовительная группа

Цель этих игр: развитие быстроты реакции, оперативнос­ти мышления, находчивости, сообразительности, сноровки, умения ориентироваться на слово, перевоплощаться, овла­дение языком движений.

 

«Волшебные превращения»

По считалке выбираются двое водящих, остальные игра­ющие образуют большой свободный круг. Предварительно ребята договариваются, герои какой сказки начинают игру (волк и заяц, Иван-царевич и Кощей Бессмертный и т. д.). Игра ведется под музыкальное сопровождение. По сигналу: «Раз, два, три — игру веди!» — заяц убегает — волк до­гоняет—Чувствуя, что волк может схватить его, заяц быст­ро встает перед одним из игроков, образующих круг. Тот дол­жен придумать свой образ. Вместо зайца он может превра­титься в охотника, который выхватывает ружье (вытягивает руки, имитируя ствол) и начинает догонять волка. Волк, убе­гая, тоже может встать перед любым игроком круга, и тогда новый игрок, в ином образе, может начать преследовать охот­ника (например, в образе патрульного, делая вид, что он сви­стит). Охотник, убегая от патруля, может превратиться в дерево, а патрульный — в дровосека и т. д. Игра продолжа­ется до тех пор, пока догоняющий не осалит убегающего или не закончится определенный фрагмент музыкального со­провождения.

По окончании игры целесообразно спросить у ребят, ка­кой образ оставил у них самое яркое впечатление и почему. Положительно отмечаются дети, сумевшие создать наиболее эмоционально насыщенные образы.

 

«Паук»

В игре принимают участие две команды по 4—5 человек. Каждая команда встает внутрь большого  обруча и поднимает его на уровень пояса или груди. Участники команды стано­вятся единым организмом — «пауком».

Две команды — два соревнующихся «паука» двигаются наперегонки от старта до финиша, согласуй внутри каждого круга свои движения. Побеждает команда, быстрее пришед­шая к финишу.

По окончании игры нужно попытаться определить, какое внутреннее состояние (настроение) игроков помогло луч­ше согласовать их движения или, наоборот, препятствовало этому.

Цель игры: развитие умения реагировать на действия дру­гих при построении индивидуального действия.

 

«Найди ошибку»

Часть детей надевает маски (кошки, зайчика, медведя и др.). Ребята заранее договариваются, кого они будут изображать, причем их действия не будут соответствовать избранной маске. Например, медведь будет действовать как зайчик, зайчик — как кошка, кошка — как медведь и т: д. Дети без масок долж­ны внимательно смотреть и определять, кто из зверей ошиба­ется. После окончания игры группы меняются ролями. Мож­но придумывать разнообразные варианты проведения этой игры.

 

«Король»

Играющие по считалке выбирают короля, остальные — работники. Они договариваются между собой о том, какую работу будут делать. Затем играющие подходят к королю и вступают с ним в диалог:

— Здравствуй, король!

— Здравствуйте!

— Не нужны ли вам работники?

— Нужны.

— Какие?

После этой реплики работники показывают разные виды работ. Король должен правильно назвать их.

 

I ВАРИАНТ. Каждый играющий показывает свой вид де­ятельности.

И ВАРИАНТ. Играющие изображают совместные работы.

 

«Танец с елочкой»

Задача этой игры состоит во включении в праздничный танец всех участников карнавала.

На стул, поставленный перед елкой, садится девочка с искусственной елочкой в руках, к ней подходят два мальчика и приглашают на танец. Девочка одному отдает елочку, а с другим идет танцевать. К оставшемуся мальчику подходят две девочки, и так до тех пор, пока все участники не включатся в танец.

 

«Фигура»

Водящий, выбранный по считалке, стоит в середине за­ла. Дети под музыку выполняют различные движения, а по сигналу: «Стоп! Раз, два, три! Стройная фигура, поскорей замри!» — останавливаются.

Во время проговаривания водящим текста играющие при­нимают одну из заранее оговоренных поз:

1. «Часовой» — ноги вместе, лопатки сблизить.

2. «Самолет» — ноги врозь, наклон вперед прогнувшись, руки в стороны.

3. «Звездочка» — стойка ноги врозь, руки за голову, лок­ти в сторону.

4. «Балерина» — стоя на правой ноге, согнутую левую поставить стопой на колено правой, руки в стороны.

5. «Египетский шаг» — носок левой ноги упирается в пятку правой на одной линии,толова гордо поднята, руки — чуть в стороны.

Водящий идет между играющими и указывает на детей, неправильно выполнивших свою стойку или двигающихся. По ходу он старается рассмешить играющих.

 

«Норка» («Туннель»)

Играют две команды по 5—6 человек. По сигналу первые игроки команд прыжками достигают норки — прикрепленного к обручу длинного рукава диаметром 70—80 см. По нему про­ползают на четвереньках, по-пластунски, в низком приседе, без помощи рук. Преодолев препятствие, дети бегом возвра­щаются к своим командам. Побеждает команда, в которой игроки быстрее справились с заданием.

Вариант: поезд едет по туннелю, то есть группа детей проходит цепочкой через туннель любым способом, но не {из­рывая цепи.

Цель: формирование быстроты реакции на новую ситуа­цию, стимулирование чувства азарта.

 

«Воевода»

Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к друго­му, произнося:

— Катится яблоко в круг хоровода,

— Кто его поднял, тот воевода...

Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч, — вое­вода. Он говорит:

— Я сегодня воевода.

Я бегу из хоровода.

Бежит за кругом, кладет мяч на пол между двумя игро­ками. Дети хором говорят:

Раз, два, не воронь И беги, как огонь!

Игроки 6eгyт по кругу в противоположные стороны, ста­раясь раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добе­жал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается.

«Скачет зайка»

По считалке выбирается зайка. Дети, взявшись за руки, идут по кругу с закрытыми глазами. Зайка внутри круга пе­редвигается прыжками на двух ногах в противоположном на­правлении под текстовое сопровождение (воспитателя или одного из детей):     

Скачет зайка быстроногий, Скачет зайка по дороге. Раз, два, три, четыре, пять — Сможет кто его поймать?

Дети поднимают руки, делая воротца. Зайка дотрагивает­ся до одного из играющих и выпрыгивает из круга, продол­жая прыжки за кругом под текстовое сопровождение:

Вот свернул в лесочек зайка, Поднял ушки, догоняй-ка, Эй, не зевай, зайку догоняй!

Играющие открывают глаза. По окончании чтения текста осаленный ребенок старается догнать зайку. Если ему это удается, то зайка водит снова; если же нет, становится сам зайкой, и игра продолжается.

«Аисты»

По кругу раскладываются обручи-гнезда, в которых стоят аисты на одной ноге. Водящий — аист без гнезда скачет внут­ри круга со словами:

Поскорей скажите,- кто Занял тут мое гнездо?.. Вот оно!

С последними словами он прыгает в любое гнездо. Хозя­ин гнезда и бездомный аист обегают круг извне, и тот, кто первым занимает гнездо, остается в нем. Второй становится водящим.

«Почта»


По кругу раскладываются обручи — адреса доставки почты (названия населенных пунктов и близлежащих городов). Каж­дый игрок получает адрес.

В центре стоит почтальон, в обручах — игроки-адреса­ты. Воспитатель объявляет: «Почта идет из Москвы в Петербург» (или какие-нибудь другие города). Игроки, чьи города названы, должны быстро поменяться местами. По­чтальон в это время стремится занять одно из свободных: мест. Если ему это удается, то оставшийся без места игрока становится почтальоном. Если почтальону долго не удается занять свободное место, то воспитатель Может объявить:" «Почта идет во все города», тогда все дети меняются друг b другом местами.

«Космонавты»

По площадке раскладываются обручи-ракеты. Каждая ра­кета предназначена для двух космонавтов. Играющих на не* сколько человек больше, чем мест в ракетах. Дети, прогова­ривая текст, идут по площадке и выполняют тренировочные упражнения, готовясь к полету:

Ждут нас быстрые ракеты Для полета на планеты. На какую захотим, На такую полетим! Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет!

Ребята разбегаются и попарно занимают ракеты. Вставим в обруч дети поднимают его над головой, сдвинув плечи плотно прижавшись друг к другу спинами и затылками. По команде: «Взлет!» — космонавты приставными шагами движутся по кругу. По команде: «Посадка!» — космонавты опускают обруч вниз и кладут у своих ног. Оставшиеся вне ракет дети оценивают самую красивую парную позу космонавтов В конце игры отмечаются самые внимательные игроки совершившие наибольшее число полетов.

 

Тренировочные упражнения, формирующий осанку («подготовка к полету»):

1. Ходьба по кругу на носочках, руки на поясе.    

2. Ходьба на внешней стороне стопы. Лопатки сблизить, голову гордо поднять.

3. «Птица перед взлетом». Корпус наклонен вперед, руки в стороны-вверх, назад. Голову поднять гордо.

4. «Тушканчик». Руки за головой. Присесть, спина пря мая, плечи отвести назад.

«Зайцы в огороде»

По считалке выбирается сторож, который охраняет ого­род — обозначенный круг диаметром 3—4 м. Все остальные — зайцы — находятся за кругом. По команде воспитателя зай­цы впрыгивают в огород и выпрыгивают из него. Сторож должен осалить зайца. Пойманные остаются внутри круга и прыгают на месте. Если сторож долго не может поймать всех зайцев, то он превращает осаленных в своих помощников — собачек, произнося слова: «Друзья мои, вы не зевайте, ло­вить зайчишек помогайте». Превращенные в собачек зайцы перестают прыгать и с лаем помогают салить остальных игро­ков. Победителем становится заяц, которого не удалось пой­мать ни сторожу, ни собачке.

«Повар и котята»

По считалке выбирается повар, который охраняет лежа­щие в обруче кегли-сосиски. Повар разгуливает внутри от­меченного пространства — кухни. Дети идут по кругу вокруг кухни и повара, выполняя различные упражнения на фор­мирование осанки, и произносят текст:

Плачут киски в коридоре, У котят большое горе: Хитрый повар бедным кискам Не дает схватить сосиски.

С последними словами котята забегают в кухню, стремясь схватить сосиску. Повар пытается осалить вбежавших и фо­ков. Пойманный замирает в застигнутой позе. Игра продол­жается до тех пор, пока все сосиски не будут украдены у по­вара. Котята, пойманные поваром, должны придумать на­звание своей зафиксированной позы.

«Маяк»

По считалке выбирается ведущий — служитель маяка, у него три флажка разных цветов (красный, желтый и зеле­ный).

Ведущий располагается в центре зала на возвышении. По всему залу расставлены подводные камни (кубы, кегли).

Играющие— гребцы в лодках. Когда на маяке ведущий поднимает зеленый сигнал, лодки спокойно движутся по пе­риметру площадки, на желтый сигнал — лодки огибают под­водные камни, стараясь не задеть их. Красный флаг — сиг­нал, по которому дети останавливаются и быстро приседают. В конце игры отмечаются гребцы, не путавшие сигналы.

«Делай наоборот»

По считалке выбирается ведущий, который, стоя лицом к играющим, показывает движения, повторяемые затем деть­ми. По сигналу воспитателя: «Делай наоборот» — ребята дол­жны делать противоположные движения (на подъем рук — руки опустить, на приседание — встать на носки, на поворот в одну сторону — поворачиваться в другую). По сигналу же: «Делай так...» — дети снова повторяют движения ведущего. В конце игры отмечаются наиболее внимательные.

«Делай так, делай этак»

До игры перед детьми ставятся условия: на слова «делай так...» — выполнять движения за ведущим, на слова «делай этак...» — движения не выполнять. Ведущий не только по­казывает движения, но и мимикой изображает настроение, характер, эмоции. Дети должны мимикой отразить состоя­ние ведущего.

«Светофор»

Две команды выстраиваются друг против друга. У веду­щего в руках кружки разного цвета: красный, желтый и зе­леный. Заранее оговариваются условия: на красный цвет — стоять, ноги вместе, руки плотно прижать к бокам; на зеле­ный — шагать, как военный; на желтый — хлопать. По сиг­налу — подъему кружка определенного цвета игроки выпол­няют заданные движения.

Тот, кто перепутал сигнал, отходит назад. Побеждает ко­манда, в которой к концу игры остается большее количество игроков.

Цель следующих игр: развитие меткости, ловкости, вни­мания, быстроты реакции.

«Запрещенные движения»

Играющие образуют хоровод вокруг елки. Ставится усло­вие, что можно вслед за водящим повторять под музыку все движения, кроме запрещенных (например, запрещается хло­пать в ладоши, приседать или класть руки на пояс).

Выбранный по считалке ведущий под музыку показывает различные движения (прыжки, повороты, наклоны). Дети повторяют движения. Неожиданно ведущий делает запрещен-' ное движение. Те из играющих, кто по невнимательности повторил запрещенное движение, должны сплясать или- спеть, после чего игра продолжается.

«Меткий стрелок»

Выбранный по считалке водящий встает в центр круга" С мячом в руках. Он бросает мяч игроку, стоящему в круге, называя его имя. Тот, кого назвали, ловит мяч и перебра­сывает его обратно.

Неожиданно водящий, подбрасывает мяч вверх. Подброшен­ный мяч — сигнал к тому, что дети должны разбежаться в зара­нее обозначенные кружки-домики, расположенные в 2—3 м от основного круга. Водящий, не выходя из круга, должен попасть в одного из игроков, находящегося в таком кружке-домике.

Игроки, стоящие в кружках, подпрыгивают, увертывают­ся от мяча.

Игрок, стоящий в кружке и поймавший мяч, становится водящим.

«Разноцветные мячи»

Дети хором читают стихи В. Сусловой: Разноцветный мячик По дорожке скачет. По дорожке, по тропинке, От березки до осинки, От осинки — поворот, Прямо к (Толе) в огород.

Играющие, стоя по кругу, передают или перебрасывают друг другу мяч. Получивший мяч на слово «поворот» ударяет мячом об пол в ритм тексту последней строки, в которую встав­ляется имя играющего, держащего мяч, после чего все разбе­гаются, а игрок с мячом старается осалить как можно больше ребят. Осаленные выбывают из игры. Через 1—2 мин. по сигналу воспитателя игра прекращается. В конце игры под­водится итог: кто из водящих осалил больше играющих.

 

ИГРЫ-АТТРАКЦИОНЫ ДЛЯ ПРАЗДНИКОВ

«Зверюшки, навострите ушки»

Все играющие делятся на несколько небольших групп — по желанию. Обручами обозначают домики для зайчиков, ми­шек, белочек, лисят. Каждый ребенок запоминает свою роль и роли других детей, которые тоже изображают живущих в домике зверюшек.

Под музыку зверюшки танцуют по всему залу. Зайчики прыгают, мишки тяжело топают, лисички мягко и плавно ходят, белочки мелко семенят ногами. На неожиданный воз глас воспитателя: «Охотники идут!» — дети должны быстро найти свой домик и свою семью.

Выигрывает та группа, участники которой хорошо запомнили заданные роли.

«Драгоценный груз»

От каждой команды предлагается выбрать двух сильных мальчиков, которые, сцепив кисти рук «решеткой», переносят на них предмет (мяч, кеглю) или сидящего ребенка (девочку или мальчика). Они должны знать заранее, кого или что понесут, и показать это в действии. Побеждает пара, наиболее ярко проиллюстрировавшая задуманное движение. Например, слон везет восседающего на нем шаха; носилыцики несут паланкин с принцессой; минеры осторожно переносяят бомбу и т. д.

«Вернись в круг»

В центре большого круга лежит обруч, в котором находятся, колокольчик (флажок, бубен). Два игрока, стоящие вне обруча по оба конца его воображаемого диаметра, по сигналу педа­гога бегут в разные стороны. На бегу они преодолевают полосу препятствий, находящуюся в большом круге. Игроки должны прибежать к своему месту старта с противоположной стороны. Прибежавший первым (победитель) звонит в колокольчик.

Преодоление препятствий осуществляется в форме:

— прыжков из обруча в обруч на двух ногах;

— ходьбы по болотным кочкам (разложенным по полу брусочкам);

— проползания под дугой высотой 35—40 см.

«Сумей построить»

Перед каждым игроком кладется 5—10 кирпичиков (куби­ков). Предлагается с завязанными глазами создать из них какую-либо постройку и сказать, что задумано. Выигрывает тот, кто первым построил задуманное за 30 секунд. (Время отсчитывают болельщики хором.)

«По кирпичикам»

У каждого игрока по два больших деревянных брусочка размером 15x30 см (кирпичика) из строительного набора. На один брусочек играющий встает, другой держит в руках. По сигналу играющий быстро наклоняется, кладет брусочек на пол, переступает на него, а предыдущий брусочек переносит вперед. Побеждает тот, кто быстрее пройдет по кирпичикам расстояние 5—6 метров.

 

Другой вариант — переступание из обруча в обруч.

«Бег с ракеткой»

Играющий двумя руками держит ракетку, на которой ле­жат 2 спичечных коробка, поставленных ребром друг на дру­га. Задача играющего — добежать до условленного места и вернуться назад, не уронив свою ношу.

Другой вариант — перенести в ложке картошку.

«Скользкая цель»

В 5—6 шагах от играющего ставится табуретка, на которую ребенок старается забросить мешочки с песком. Задача игро­ка — бросить мешочек так, чтобы он не соскользнул с табу­ретки или не сбил другой мешочек, уже заброшенный ранее.

Другой вариант — забросить.мешочки в обручи, ле­жащие на полу на расстоянии 6—7 метров.

«Лесная сказка»

Играющие делятся на две команды: «елочки» и «зайчики». Елочки двигаются мелкими шажками по кругу, руки назад- в стороны, ладонями от себя. Зайчики прыгают вокруг елочек на носках, руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу. Вос­питатель исполняет роль Деда Мороза.

Дед Мороз говорит:

Поморожу-ка я елки, станут белыми иголки, Снегом ветки распрямлю, отойду и посмотрю...

На слова Деда Мороза елочки замирают, встав на одну ногу, другая согнута в колене, руки в стороны ладошками вперед. Зайчики, присев, сжимаются в комочек. Дед Мо­роз дует на елочек и зайчиков. Елочки, опустив ногу, начи­нают раскачиваться из стороны в сторону, наклоняются впе­ред, прогнувшись, руки в стороны.

Выпрямившись, они говорят:

Ой, как вьюга нас ломает, То согнет, то разгибает. -

Зайчики садятся на пол, руки в упоре сзади, лрямые ноги поднимают вверх, удерживая их в течение 5—6 секунд, пос­ле чего опускают ноги со словами:

Сколько снега навалило, Как нас снегом придавило.

Дед Мороз хлопает в ладоши и освобождает детей от сне­га. Затем он отмечает тех елочек и тех зайчиков, которые вы­полняли упражнения наиболее правильно.

 

СЧИТАЛКИ ДЛЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Дети выполняют движения под текст считалок.


 


 


Средняя группа

Начинается считалка:

 На березу села галка,

Две вороны, соловей,

 

Три сороки, воробей.

 

Эй, Иван, Полезай в стакан.

Отрежь лимон

 И выйди вон!

 

Тары-бары

Растабары,

У Варвары

Куры стары.

 

Ой ты, зорька-заря,

Заря утренняя,

Кто до зорьки дойдет,

 Первым в хоровод войдет.

 

Ой, ты, зорька-заря,

Заря вечерняя,

А кто зореньку найдет,

Тот и вон пойдет.

 

Раз, два, три,

Четыре, пять,

Будем в прятки

Мы играть.

Небо, звезды,

Луг, цветы,

Ты пойди-ка, поводи!

 

За стеклянными дверями

Стоит Ваня с пирогами.

Здравствуй, Ванечка-дружок,

Сколько стоит пирожок?

Пирожок тот стоит — три,

А водить-то будешь ты!

 

Тара-тара-тара-ра, 

Вышли в поле трактора.

Стали пашню боронить,

Нам бежать, тебе водить!

 

Ахи, ахи, ахи, ох!

Машка села на горох!

 Уродился он густой,

Мы помчимся, ты постой!

 

Эй, Ванюша, посмотри –

 Мы пускаем пузыри,

Красный, синий, голубой:

 Выбирай себе любой!

 

Летела кукушка мимо сада,

 Поклевала всю рассаду

И кричала: «Ку-ку-мак,

Раскрывай один кулак!»

 

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком,

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

 

Жили-были, я ли, ты ли,

Между нами вышел спор,;

Кто затеял — позабыли,

 Не дружили до сих пор.

Вдруг игра на этот раз

Помирить сумеет нас?

 

Ты белый, ты яркий,

Ты в шубе, ты в шапке,

 У тебя красный нос,

Это ты — Дед Мороз!

Шла кукушка мимо сада,

Поклевала всю рассаду.

И кричала: «Ку-ку-мак,

Отжимай один кулак!»

 

Подогрела чайка чайник,

Пригласила девять чаек:

«Приходите все на чай!»

 Сколько чаек, — отвечай?

 

Ехала машина из Москвы,

 Потеряла три доски.

Стук-звон, выйди вон!

 

Скачет шустрый воробей.

Воробышек-пташка,

Серая рубашка,

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей!

 

Плыл по морю чемодан,

В чемодане был диван,

А в диване спрятан слон.

Кто не верит — выйди вон!

 

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад,

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет,

 А потом ложились спать.

Начинай считать опять!

Старшая группа


 

Голубь, гусь и галка —

Вот и вся считалка.

 

 

Пчелы в поле полетели,

 Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы,

Мы играем, водишь — ты!

 

Чижик в клетке сидел,

Чижик в клетке громко пел:

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Я на волю хочу!»

 

Стала курица считать

Маленьких цыпляток:

Белых — пять и черных — пять,

А всего десяток.

 

Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой, могучий,

Через тучи скачет он,

Кто не верит — выйди вон.

 

Шел баран по крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку,

Кто ее возьмет, тот и вон пойдет.

 

Катилася торба

С высокого горба.

В этой торбе

Хлеб, соль, пшеница.

 С кем ты хочешь поделиться?

 

Трынцы-брынцы-бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Выходи скорее вон!


 


 


Вышли мышки как-то раз

Поглядеть, который час.

Раз, два, три, четыре —

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон —

Убежали мышки вон.

 











Подготовительная группа

 

Ехал Фома по дороге, сломал колесо на пороге.

Сколько нужно гвоздей? Говори поскорей, \

Не задерживай добрых людей.

 

Чищу овощи для щей.

Сколько нужно овощей?

Три картошки,

две морковки,

лука полторы головки,

Да петрушки корешок,

да капустный кочешок.

Потеснись-ка ты, капуста, от тебя в кастрюле густо.

Раз, два, три, огонь зажжен, кочерыжка, выйди вон.

 

На садовой нашей грядке сколько цветиков растет!

 Маргаритки, ноготки, астры — пестрые цветы,

Георгины и левкой. Выбираешь ты какой?

 

Петушок, петушок, покажи свой кожушок!

Кожушок горит огнем, сколько перышек на нем?

Раз, два, три, четыре, пять — невозможно сосчитать!

 

Чтобы дом построить новый, запасают тес дубовый,

Кирпичи, железо, краску, гвозди, паклю и замазку,

А потом, потом, потом начинают строить дом.

 

— Паровоз, паровоз, что в подарок нам привез?

— Я привез цветные книжки, пусть читают ребятишки,

Я привез карандаши, пусть рисуют малыши.

 

Я себе купил дуду, я на улицу пойду,

 Громче, дудочка, дуди, мы играем, ты — води.

 

Есть у ежика иголки, очень колкие иголки.

В остальном на елку еж совершенно не похож.

 

Что за грохот, что за стук?

Сел комар в лесу на сук.

Треснул сук под комаром, вот откуда стук да гром.

 

«Тили-тили», — птички пели.

 Взвились, к лесу полетел

Стали птички гнезда вить.

Кто не вьет, тому водить.

 

Под горою вырос гриб.

Гриб увидел дед Архип.

Стал тянуть его из мха.

Только силушка плоха.

Обессилел дед Архип,

Ты поможешь вырвать гриб?

 

Зимний вечер темен, долог, посчитаю сорок елок.

Скину шубку на снежок, все, пожалуйста, в кружок.

А кому из нас водить, должен шубку перешить.

 

Скоро с юга прилетят и грачи, и цапли.

За окном уже звенят капли, капли, капли.

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь —

К нам весна идет опять,

Просим, просим, просим.

 

ИГРЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ

Нижеследующий материал включен в пособие с целью приобщения дошкольников к культуре народной подвижной игры. Введение народных игр в образовательный процесс должно сопровождаться коротким рассказом педагога о куль­турно-географических и ландшафгно-климатических особен­ностях и факторах жизни данного народа — автора той или иной игры. Вместе с тем игры подбирались с учетом при­оритетных линий развивающей педагогической работы, на­меченных а пособии (развитие двигательного воображения, осмысленной моторики, произвольности движений и др.).

Русские народные игры

«Воробей» (средняя группа)

Цель: развитие умения перевоплощаться, овладение язы­ком движений.

Дети берут себе названия птиц — воробей, сова, сини­ца, кулик и т. д. Участник, изображающий воробья, ложится и делает вид, что болен. Около воробья хлопочет сова. К сове подходит синица и спрашивает:

— Дома ли воробей?

— Дома.

— Что он делает?

— Болен лежит.

— Что у него болит?

— Плечики.

— Сходи, сова, в огород, сорви травки гречки, попарь ему плечики.

— Парила, синичка, парила, сестричка. Его пар не берет, только жару придает.

Все птицы подходят к сове и спрашивают:

— Дома ли воробей?

— Дома.

— Что он делает?

— По двору шныряет, крошки собирает, Дома не ночует, коноплю ворует.

Птицы бегут за воробьем, дразнят его и поют:

Ах ты, воробейка,                                            

Серая шейка.

В поле не ночуй,

Коноплю не воруй.

Сторожа придут,

Тебе ножки перебьют.

(Смоленская область)

 

«Волк и гуси» (средняя группа)

Цель: развитие умения координировать совместные действия. Один участник игры в середине хоровода изображает Волка, другой — Матку, все остальные — гуси. Матка переговаривается с гусями

- Гуси, мои гуси

А где, гуси, были?

— А мы были в поле,

На синем на море.

— - Кого, гуси, видели?

— А серого волка.

Унес волк гусенка

Вместо поросенка,

За ручку, за ножку,

За белый рукавчик!

После слов «унес волк гусенка» Волк выбегает из круга хоровода. Гуси становятся в ряд, обхватывая друг друга а пояс. Впереди встает Матка. Волк пытается вытянуть одно го гуся из ряда, но Матка мешает ему. Она кричит:

Гуси, мои гуси,

Щиплите Волка!

Да гоните:

По мхам, по болотам,

По крутым наволокам! (поемным лугам)

 

Гуси набрасываются на Волка и «щиплют» его.

(Московская область)

 

«Хмель» (средняя группа)

Цель: ориентировка в пространстве, развитие пантомимических умений. ;

Участники игры выбирают Хмель, вводят в круг со словами: Как за розвязью за зеленой, за белым цветом за мере мут­ным, за алым цветом за смородиной сеяли мы Хмель, приговаривали: Расти, наш Хмель, по тычинкам вверх! Без тебя, Хмелюшка, хоровод не водится, без тебя, Хмелюшка, игра не играется!

А затем поют:

Расти, расти, Хмель,

Садовый ты наш Хмель,

Расти, прирастайся,

На тын заплетайся:

Корнем глубоким,

Листом широким,

Маковкой золотой,

Всей своей красотой.

Мы тебя возьмем,

Мы тебя снесем —

В белые мешочки,

В дубовые сундучочки.

 

Хмель спрашивает:

— Как меня садили?

— Вот и этак, вот и так садили!

Играющие показывают движениями, как они это делали (и в дальнейшем все работы изображаются).

— Как меня поливали?

— Вот и этак, вот и так поливали!

— Как меня растили?

— Вот и этак, вот и так растили!

— Для кого растили?

— Для Иванушки!

Ребенок, чье имя было названо, подходит к Хмелю и пы­тается вытащить его из круга. Хмель сопротивляется:

Если меня не польют, меня не удержат — ни в дубовых бочках, ни в железных обручах. По двору раскачусь, обручи поснимаю, доски поломаю!

Участники поют Хмелю:

Хмель, ты наш Хмель,

Ты расти семь недель!

Мы тебя польем

И плетнем обнесем!

Хмель, ты наш Хмель,

Садовый ты наш Хмель!

 

«Иванушка» кричит:

— Рвите Хмель, теребите!

Хмель вырывается из круга, играющие гонятся за ним, поймав, «щиплют».

(Тверская область)

 

«Маковое зернышко» (старшая группа)

Цель: проведение праздников.

Из участников игры выбирают ведущего и ворону. Веду­щий переговаривается с вороной:

— Ворона, ворона, куда полетела?

— К ковалю на двор.

— На что тебе коваль?

— Косы ковать.

— На что тебе косы?

— Травку косить.

— На что тебе травка?

— Коровок кормить.

— А на что коровы?

— Молочко доить.

— На чгго молочко?

— Пастухов поить.

— На что пастухи?

— Кабанов пасти.

— На что кабаны?

— Гору рыть.

— На что горы?

— В тех горах маковое зерно.

— Для кого зерно? Ворона загадывает загадку:

Ходит пан по двору,

Придирается ко всему.

Колпачок аленький,

 Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Царская походка.

Раньше всех он встает,

Красны песенки поет. (Отгадка— петух)

 

Кто первым из участников игры отгадает загадку, стано­вится «вороной» и загадывает новую загадку.

(Костромская область)

 

«Дед Мороз» (старшая группа)

Цель: проведение аттракционов и праздников.

По считалке выбирается Дед Мороз и встает в центр на­рисованного на снегу круга. Его окружают остальные участ­ники игры, берутся за руки и, передвигаясь влево и вправо, приговаривают:                                               .

Дед Мороз,

Дед Мороз

Через дуб перерос,

Через дуб перерос,

Прикатил подарков воз:

Морозы трескучие,

Снега сыпучие,

Ветры завьюжные,

Метели дружные;

Холод-стужу напустил,

На реке мост намостил.

После этих слов дети разбегаются, а Дед Мороз их ловит. До кого дотронется, тот считается замороженным, входит в круг и там стоит неподвижно. Другие играющие могут его разморозить. Они бросают замороженному снежок, а тот, поймав его, должен попасть в Деда Мороза, который стара­ется увернуться.

Если Деду Морозу удастся заморозить троих, они готовят ему откуп — лепят снежную бабу. Возле бабы собираются все участники игры, ходят вокруг нее и поют:

Дед Мороз, Дед Мороз

Бабу снежную принес,

Баба, баба, беляком,

Получай-ка снега ком!

 

Затем, бросая по очереди снежки, разрушают ее.

Закончив эту игру, ребята под горкой ставят две ветки, изображающие ворота. И скатываются на санях (вениках, рогожках) с горки, стремясь проехать в ворота, не задев вет­ки. Участник, проехавший мимо ворот или сбивший ветку, выходит из игры.

Продолжая состязание, ребята становятся в круг. В цен­тре водящий скачет на одной ноге и передвигает льдинку. Этой льдинкой он старается попасть в ногу одному из стоящих ребят. Тот, увертываясь от льдинки, подпрыгивает. Кого льдинка коснется, тот становится водящим.

Вылепив большой снежный ком, соревнуются парами. Двое ребят встают друг против друга так, чтобы снежный ком был между ними. Взявшись за руки, тянут друг друга к себе, стараясь повалить на снежный ком. Кто первым коснется грудью кома, из игры выбывает, его место занимает другой участник.

(Ивановская облает

 

«В свинку» (подготовительная группа)

Цель: развитие меткости, ловкости, внимания, быстроты реакции,

В центре нарисованного круга выкапывается ямка, обозначает хлев. Рядом с хлевом кладут свинку (это мяч, сплетенный из лыка или прутьев вяза, связка шишек и т.д.); Из числа играющих выбирается матка. Она входит в круг с длин­ной палкой, заостренной на конце. Остальные ребята стано­вятся на линию круга и приговаривают: «Куба-куба-кубака, гони свинку до хлевка!» Матка подходит к свинке и, поддев ее палкой, отбрасывает как можно дальше в сторону. Все играющий бегут к свинке, перебрасывают ее друг другу ногами с возгласа-- ми: «Свинка, свинка, соломенная щетинка, мочальный Хвосток, полезай в хлевок!» Вталкивают ее в круг и пытаются загнать в хлевок. Матка мешает им и, как только свинка попадаем в круг, палкой выбрасывает ее оттуда. Ребята перебрасывают свинку ногами. Если им удастся загнать ее в хлев, выбирается другая матка, и игра продолжается.

(Костромская область)

 

«Кувшинчик» (старшая группа)

Цель: развитие меткости, ловкости, внимания, быстро­ты реакции.

Один из участников — водящий. Он берет мяч — «кув­шинчик» и, ударяя им о землю, поет:

Я кувшинчик уронил

И об пол его разбил.

Раз, два, три, Его, Ваня, лови!

Сразу же по окончании песни водящий сильно ударяет мяч о землю, а участник, имя которого было названо в песне, ловит его.

Игрок, поймавший мяч, отходит в сторону. А все осталь­ные поднимают руки, образуя над головой круг-колесо, и поют:

Мы знаем всё подряд,

 Что ребята говорят:

Оля, Коля, дуб зеленый,

Ландыш белый, зайка серый,

Брось!

Участник с мячом поет:

Я знаю всё подряд,

Что ребята говорят:

Дуб зеленый, ландыш, мак,

Я бросаю мяч — вот так! :

Он бросает мяч, стараясь попасть кому-нибудь из детей в сцепленные над головой руки. Кому попадет мячом в круг- колесо, тот и водит.

(Смоленская область)

 

«В холсты» (старшая и подготовительная группы)

Цель: развитие координации движений, умения сохранять равновесие.

Двое играющих ребят становятся друг против друга на поставленные под ноги чурки. Берут обеими руками за кон­цы жгут (веревку, палку). С возгласами: «Тяни холст, будет толст!» — тянут друг друга к себе, стараясь столкнуть с чур­ки. Проиграет тот, кто потеряет равновесие и коснется но­гой земли.

(Калужская область)

«Змейка» (подготовительная группа)

Цель: развитие находчивости, сообразительности, сноровки.

Рисуется большой круг. По окружности садятся играющие. За их спинами ходит водящий. Неожиданно он бросает на се­редину круга веревку — змейку. Все вскакивают, стремясь как можно быстрее встать на нее. Тот, кому места не хватит, вы­бывает из игры.

Водящий, бросая змейку в круг, постепенно укорачивает ее до тех пор, пока на нее сможет встать только один участ­ник, который и становится водящим.

(Московская область)

 

Белорусские игры

«Редьки» (старшая и подготовительная группы)

Цель: развитие умения ориентироваться на действия дру­гих и согласовывать с ними движения.

«Пан» стоит где-нибудь вдалеке, а «хозяин» — рядом с «редьками». Редьки садятся на траву одна за другой, обхва­тив обеими руками за пояс того, кто сидит впереди. Он поют:

Мы на грядке сидим

Да на солнышко глядим!

Мы сидим, сидим, сидим!

Мы глядим, глядим, глядим!

Хозяин перед грядками похаживает. Вдруг издалека слы­шится:

Динь-дилинь! Динь-дилинь!

. Это пан на лошади (на палочке) верхом едет. Он подъезжает к грядке, объезжает ее два-три раза, потом останавли­вается и спрашивает: «Дома ли хозяин?» Хозяин отвечает: «Дома! А кто там?» Пан говорит: «Сам пан!» Хозяин спраши­вает: «Что тебе надо?» Пан говорит:

Моя пани на печи лежала,

Свалилась с печи,

Ушибла плечи.

Охает, вздыхает,

Редьки желает.

Дай мне редьки?

Можно вырвать редьку?

Хозяин отвечает: «Можно! Дергай сам, какую хочешь!»

Пан подходит к редьке и пытается выдернуть ту, которая сидит последней. Редьки крепко держатся друг за друга. Пан дергает по очереди редьку в разных местах гряды. Если пан изловчится и выдернет редьку, он отводит ее к себе. Потом подходит к хозяину и опять спрашивает:

А можно мне еще одну редьку?

Можно, выдергивай! — разрешает хозяин.

Если пан сам не может выдернуть следующую редьку, он зовет на помощь первую редьку. Так продолжается до тех пор, пока на гряде ничего не останется.

Условия игры: выдергивать редьку можно только с разре­шения хозяина.

«Посадка картошки» (средняя группа)

Цель: проведение игр-аттракционов.

Создаются две команды по пять человек. В каждой команде игрок, стоящий первым, — капитан. Он держит в руках ме­шочек с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии двенадцати-тринадцати шагов от каждой колонны начерчены пять кружков. По сигналу капитаны подбегают к ним и са­жают картошку по одной в каждый кружок, затем возвра­щаются и передают мешочек следующему игроку, который бе­жит собирать картошку, и т. д.

Правила игры: капитаны стартуют по сигналу. Игроки не выходят за линию без мешочка. Если картошка упала, ее сле­дует поднять и только потом бежать.

Казахская игра

«Подними монету» (подготовительная группа)

Цель: развитие ловкости, быстроты реакции.

На противоположных сторонах площадки намечают линии старта и финиша. По площадке раскладывается большое коли­чество монет (камешков). Игроки выстраиваются вдоль ли­нии старта. По сигналу джигиты начинают скачки — пере­двигаются по направлению к линии финиша, имитируя скач­ку на конях. На скаку, не останавливаясь, наклоняются и поднимают монеты. Побеждает тот, кто смог во время ска­чек собрать больше монет.

Правила игры: начинать скачки можно только по сигна­лу. Во время скачек нельзя наталкиваться друг на друга. Под­нимая предмет, нельзя стоять на месте.

Киргизская игра

«Стрельба из лука» (старшая и подготовительная группы)

Цель: развитие меткости, ловкости, быстроты реакции.

Это одна из спортивных национальных игр киргизов, переходящая из поколения в поколение. Особенно ярко здесь проявляются мотивы эпоса «Манас». Стрельба из лука про­водится на лужайке или в лесу на свежем воздухе. Игра на­рядно и красочно оформляется (особенно костюмы, лук и стрелы).

До начала игры выбирают ведущего и договариваются, до какого счета будут играть. От места стоянки на расстоянии 3— 4 м укрепляют шест высотой 1 м, на него сверху надевают или привязывают к нему мишень (жамбы) с изображением зверей или цифр.

Ведущий стоит у специально очерченного места, к нему поочередно подходят игроки и стреляют по висящей мише­ни. Каждая Команда стремится получить большее количество очков и выиграть.

Правила игры: целиться можно в изображение любого зверя или цифры. Для усложнения игры стрельбу из лука про­водят не только с места, но и на бегу.

Дагестанская игра

«Надень папаху» (подготовительная группа)

Цель: проведение игр-аттракционов.

Джигит сидит на стуле. На восемь — десять шагов от не; отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы сориентировался, где стоит джигит. Водящему завязыва глаза, поворачивают кругом, дают в руки папаху. Он дол жен сделать определенное количество шагов и надеть пап; на джигита. Остальные участники игры считают вслух водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети.

Правила игры: водящий не должен подсматривать, а иг­рающие не должны подсказывать ему.

Немецкая игра                                                     

•«Прыжки в мешке» (подготовительная группа)      

Цель: умение ориентироваться и сохранять равновесие. ;

Дети делятся на несколько команд. В каждой команде пой 2—3 играющих. Они становятся друг за другом лицом к ис­ходной линии. Для каждой команды приготовлен чистый, со-J ответствующий росту детей мешок. Первые игроки команд под-' ходят к мешкам, берутся за их края, забираются в них. Затем они подтягивают мешки вверх до уровня пояса или груди так,1 чтобы те расправились, и крепко держатся за них. По коман-' де: «Вперед!» — игроки прыгают в мешках до обозначенной це­ли, а затем возвращаются к исходной линии. Тут они выби­раются из мешков и передают их следующим игрокам своих команд.

Правила игры: прыгать надо, отталкиваясь одновременно обеими ногами и не слишком быстро, бежать нельзя. Вна­чале, если кто-либо из детей затрудняется с выполнением задания, товарищ по команде может ему помочь. Выиграв­шей считается та команда, которая раньше справилась с за­данием.

Таджикская игра

«Сбор тюльпанов» (старшая группа)

Цель: развитие слухового внимания, сообразительности.


Играющие делятся на группы по три человека. Тройки становятся на расстоянии 1 м одна от другой. Перед игрока­ми проводится линия, с которой начинается игра. На рас­стоянии 15—20 м проводится еще параллельная линия, а от этой чертится еще одна параллельная линия на расстоянии 0,5 м. Таким образом получается коридор — арык. Выбирается водящий, его зовут Мавлюда. Водящий становится за линией арыка.

По первой команде игроки каждой тройки кладут руки на плечи друг другу, по второй команде — поют песни или рас­сказывают стихотворение и выполняют различные движения, продвигаясь вперед в сторону арыка.

Примерно это выглядит так:

— Жили-были три девочки.

Игроки шагают.

— Собирали тюльпаны.

Опускают руки и имитируют сбор тюльпанов.

— Бежали-бежали, до нового арыка добежали.

Все опять кладут руки на плечи и так бегут до арыка.

— У нового арыка воды нет.

Постукивают ногами о землю.

— И Мавлюда болеет.

Опускают руки и бегут за начальную черту.

Мавлюда гонится за тройками и ловит убегающих, но только до начальной черты. Если Мавлюде удается поймать игрока, то водящий меняется местами с пойманным. Мав­люда становится в тройку на место последнего. Если Мав­люда долго не может поймать игрока, тогда можно выбрать другого водящего. В заключение отмечают лучшего водяще­го и игроков, которые ни разу не были пойманы.

Правила игры: игроки должны доходить до линии арыка и убегать только после слов: «Мавлюда болеет». Водящий не имеет права выходить вперед, пока не услышит последнее слово. Если он выбежит раньше, пойманные не засчитыва- ются. Игрок считается пойманным, если Мавлюда коснулся его рукой.

Туркменские игры

«Хромая курица» (подготовительная группа)

Цель: проведение игр-аттракционов.

На расстоянии 8—10 м одна от другой проводятся две па­раллельные линии. Это старт и финиш. Все игроки разби­ваются на тройки. Два крайних игрока каждой тройки берут­ся за руки, а средний игрок закидывает левую ногу за руки своих товарищей. По сигналу все тройки бегут к финишу, при этом среднему игроку приходится скакать на одной ноге,4 слегка опираясь на плечи друзей. Тройка, прибежавшая к финишу раньше других, выигрывает.

Правила игры: если средний игрок во время бега коснется, левой ногой пола, то его тройка проигрывает. Среднему' игроку запрещается виснуть на плечах товарищей.

«Канатоходец» (средняя группа)

Цель: развитие произвольности движений, ловкости.

На площадке ребята чертят прямую линию длиной 6—; 10 м, по которой надо передвигаться как по канату. Разрешается сохранять равновесие, расставив руки в стороны.

Правила игры: игра начинается после произнесения слов:' Висит канат Натянутый. Пройди, Дурды, Сначала ты. Потом Мурад, Потом Рашид, Потом Илья, Потом и я!

Проигрывают те ребята, которые слетят с каната, т. е. сойдут с черты.

Украинская игра

«Колдун» (старшая и подготовительная группы)

Цель: развитие быстроты реакции, оперативности мышления.

В начале игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде: «Раз, два, три!» — или по окончании считалки все отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец таким образом будет захвачен трижды, становится кол­дуном.                                                                             

Все разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Однако колдун следит за своей жертвой, и только кто-либо снимает чары, он повторным прикосновением старается снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто отваживается выручить товариша.                                                                 

Правила игры: заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды — сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к убегающим.

Эстонские игры

«Король мавров» (средняя группа)

Цель: развитие умения перевоплощаться, овладение язы­ком движений.

Один из играющих становится королем мавров, все осталь­ные — маврами- Король встает за одной чертой, все осталь­ные — за другой на расстоянии десяти—двадцати шагов. Мав­ры подходят к королю и хором ведут с ним переговоры:

— Здравствуй, король мавров!

— Здравствуйте! Кто вы?

— Мы — мавры!

— Что вы умеете делать?

— Любую работу.

Играющие изображают какую-либо работу, о которой за­ранее договариваются, например, пилят, колют, копают и т. д. Если король отгадает, что они делают, игроки убегают, а король пытается их догнать. Тот, кого он догнал, стано­вится помощником короля. Игра продолжается до тех пор, пока все мавры не будут пойманы.

Правила игры: мавры убегают только по сигналу (отгады­вание королем вида их работы). Проигравшие переходят на сторону короля.

«Игра в школу» (подготовительная группа)

Цель: развитие меткости, ловкости, внимания, сноровки.

На площадке чертят прямоугольник, состоящий из пяти квадратов, стороны которых равны 60 см. Это классы. По считалке выбирают учителя. Он берет маленький камешек, прячет его за спиной в кулак, вытягивает руки вперед. Один из играющих — ученик — должен отгадать, в какой руке ка­мешек. Если ему это удается, то он получает право бросить свой камешек в первый класс, но сделать это надо так, что­бы камешек остался в квадрате. В таком случае он снова уга­дывает, в какой руке зажат новый камешек, и в случае уда­чи бросает его во второй класс.

Если камешек не попадет в квадрат или ученик не отгада­ет, в какой руке у учителя спрятан камешек, то он остается в первом классе. Очередь на игру переходит к следующему уче­нику. Кто первым закроет все классы, тот и побеждает.


 


 


 

Правила игры: если камень лег на черту, он считается не ; попавшим в квадрат. При повторении игры ребенок бросает камешек в тот квадрат, на котором он остановился в предыдущий раз.

Армянская игра

«Банки разрушились» (подготовительная группа)

Цель: развитие меткости, ловкости, быстроты реакции.

В середину начерченного круга ставят три цилиндричес­кие фигуры-банки одну на другую. Выбирают водящего, ко­торый стоит у круга. Другие игроки отходят на 3—5 м за на­черченную заранее линию, откуда бьют мячиком по банкам. Другой линией отмечают границу, до которой водящий мо­жет ловить игрока. Не попав в банку, игрок бежит к своему мячику, берет его и старается вернуться на место. Если во­дящий поймает его в этот момент, они меняются ролями. Если игрок добежит до мяча и поставит на него ногу, водя­щий не должен ловить его, но он может поймать игрока, когда тот побежит с мячом обратно. Если же игрок попал в бан­ки, он получает право спокойно вернуться на свое место. В течение игры можно несколько раз попадать в башню из банок, разрушая ее. Разрушенную башню складывает водя­щий. Пока башня не восстановлена, водящий не имеет пра- : ва бежать за игроками, поэтому игроки стараются отбить бан­ки как можно дальше.

Если водящий не успеет никого поймать, то все возвра- ; щаются на свои места и снова бьют по банкам. Но если он успеет поставить башню и поймать кого-нибудь из игроков, то с ним меняются ролями.

Правила игры: в башню из банок бьют, не заходя за ли­нию. Преследовать игрока можно только до условной линии, начерченной перед линией броска. Игроки должны брать только свой мячик.

Бурятская игра

«Белый шаман» (средняя группа)

Цель: развитие слухового внимания, сообразительности.

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга — водящий. Это белый шаман — добрый че­ловек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем под­ходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получив­ший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.


Правила игры: если получивший бубен неправильно по­вторит ритм, он выходит из игры.

 

 






Дата: 2019-12-09, просмотров: 260.