Вопросы для обсуждения
1. Подходы к разработке структуры педагогической деятельности (А.К.Маркова, Н.В.Кузьмина, А.И.Щербаков)
2. Мотивы педагогической деятельности:
а) понятие "мотив", "мотивация", "потребность" в общей психологии.
Значение мотивов деятельности, общая характеристика мотивов педагогической деятельности;
б) общая характеристика мотивов педагогической деятельности;
в) мотивация педагога и степень удовлетворенности профессией;
г) мотивация и центрация.
3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности:
а) общая характеристика понятия «индивидуальный стиль педагогической деятельности» (ИСПД);
б) общая характеристика ИСПД;
в) ИСПД в зависимости от ее характера.
4. Организация помощи педагога-психолога учителям в целях выработки оптимального ИСПД.
5. Феномен «эмоционального сгорания» педагога и проблемы работы школьного психолога по его предупреждению (психогигиена труда учителя).
6. Педагогические способности:
а) определение педагогических способностей, их содержание;
б) общие способности и педагогические и педагогические способности, структура педагогических способностей.
в) педагогические способности и характеристики педагога.
Литература
Основная:
1. Психология личности и профессиональной деятельности учителя Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004. – с. 394-451.
2. Психологические основы труда учителя // Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. – М., 2003. – с.83-174.
3. Зимняя И.А. Педагог как субъект педагогической деятельности // Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000. – с.132-166.
4. Психология труда педагога // Психология / Под ред. Сосновского Б.А. – М., 2005. – с.615-630.
Дополнительная:
1. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей //Вопр. психологии. - 1988. - № 5.
2. Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопр. психологии. - 1994.- № 4.
3. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.,1995.
4. Коссов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. - Москва-Воронеж, 1998.
5. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. - Л., 1961.
6. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.
7. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопр. психологии. - 1987. - № 6.
8. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. – М., 2001.
9. Немов Р.С. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. (Кн.3). -М., 1995.
10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.
11. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М., 1998.
12. Самоукина Н. Практический психолог в школе. - М., 1997.
13. Шадриков В.Д. Деятельность и способность. - М., 1994.
14. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя //Вопр. психологии.- 1987. - № 5.- с.40-48.
15. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М., 2004.
Задания для самостоятельной работы
1. Законспектировать: Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя //Вопр. психологии.- 1987. - № 5.- с.40-48.
2. Разработать план мероприятий работы психолога с учителями по разным проблемам: оказание психологической помощи начинающим учителям, оказание помощи в преодолении проблем дисциплины в классе и т.п.
3. Представить текст беседы с учителями по теме «Техники эмоциональной саморегуляции педагога».
Тема 13: Психология педагогического общения
Вопросы для обсуждения
1. Сущность, структура и функции общения в общей и социальной психологии.
2. Понятие «педагогическое общение»: его функции, структура, отличие от обыденного общения.
3. Индивидуальный стиль педагогического общения и его влияние на эффективность учебной деятельности, развитие личности ребенка, коммуникативную культуру межличностных отношений в коллективе учащихся.
4. Особенности общения педагогов в педагогическом коллективе.
5. «Профессиональные опасности» педагогического труда, связанные с низким уровнем развития коммуникативных качеств: конфликты с учащимися, психологическая перегрузка, эмоциональное выхолащивание педагога.
6. Работа психолога, направленная на помощь педагогу в поиске оптимального стиля педагогического общения.
Литература
Основная:
1. Педагогическое общение // Педагогическая психология / Под ред. Н.В.Клюевой. – М., 2004. – с.93-121.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000. – с. 322-366.
3. Психология труда педагога // Психология / Под ред. Сосновского Б.А. – М., 2005. – с. 615-622.
Дополнительная:
1. Зязюн И.А. и др. Основы педагогического мастерства. – М., 1989.- С.136-146.
2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987.
3. Кан-Калик А.В. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
4. Коломинский Я.Л., Березовин Н.А. Некоторые психологические проблемы социальной психологии. - М., 1977. - С.44-51.
5. Коротаев Я.В. Индивидуальный стиль педагогического общения //Вопр. психологии. – 1990. - № 2.
6. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979.
7. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная практическая психология. - СПб. 1998.
8. Стоунс Э. Психопедагогика. - М., 1984. - с.91-161, 440-441.
Задания для самостоятельной работы
1. Представить разработку тренинга педагогического общения.
2. Законспектировать:
- Коротаев Я.В. Индивидуальный стиль педагогического общения //Вопр. психологии. – 1990. - № 2;
3. Разработать беседу с учителями "Психология педагогического общения". Беседа должна обязательно содержать конкретные рекомендации психолога педагогам для оптимизации процесса педагогического общения.
4. Из периодической печати, литературы подобрать примеры успешной и неуспешной организации педагогического общения. Проанализировать психологические причины успешности и неуспешности организации педагогического общения.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 333.