Тема 11: Педагогическая деятельность: структура, мотивы, стили, способности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для обсуждения

1. Подходы к разработке структуры педагогической деятельности (А.К.Маркова, Н.В.Кузьмина, А.И.Щербаков)

2. Мотивы педагогической деятельности:

а) понятие "мотив", "мотивация", "потребность" в общей психологии.

Значение мотивов деятельности, общая характеристика мотивов педагогической деятельности;

б) общая характеристика мотивов педагогической деятельности;

в) мотивация педагога и степень удовлетворенности профессией;

г) мотивация и центрация.

3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности:

а) общая характеристика понятия «индивидуальный стиль педагогической деятельности» (ИСПД);

б) общая характеристика ИСПД;

в) ИСПД в зависимости от ее характера.

4. Организация помощи педагога-психолога учителям в целях выработки оптимального ИСПД.

5. Феномен «эмоционального сгорания» педагога и проблемы работы школьного психолога по его предупреждению (психогигиена труда учителя).

6. Педагогические способности:

а) определение педагогических способностей, их содержание;

б) общие способности и педагогические и педагогические способности, структура педагогических способностей.

в) педагогические способности и характеристики педагога.

 

Литература

Основная:

1. Психология личности и профессиональной деятельности учителя Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004. – с. 394-451.

2. Психологические основы труда учителя // Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. – М., 2003. – с.83-174.

3. Зимняя И.А. Педагог как субъект педагогической деятельности // Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000. – с.132-166.

4. Психология труда педагога // Психология / Под ред. Сосновского Б.А. – М., 2005. – с.615-630.

 

Дополнительная:

1. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей //Вопр. психологии. - 1988. - № 5.

2. Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопр. психологии. - 1994.- № 4.

3. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.,1995.

4. Коссов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. - Москва-Воронеж, 1998.

5. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. - Л., 1961.

6. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.

7. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопр. психологии. - 1987. - № 6.

8. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. – М., 2001.

9. Немов Р.С. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. (Кн.3). -М., 1995.

10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.

11. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М., 1998.

12. Самоукина Н. Практический психолог в школе. - М., 1997.

13. Шадриков В.Д. Деятельность и способность. - М., 1994.

14. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя //Вопр. психологии.- 1987. - № 5.- с.40-48.

15. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М., 2004.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Законспектировать: Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя //Вопр. психологии.- 1987. - № 5.- с.40-48.

2. Разработать план мероприятий работы психолога с учителями по разным проблемам: оказание психологической помощи начинающим учителям, оказание помощи в преодолении проблем дисциплины в классе и т.п.

3. Представить текст беседы с учителями по теме «Техники эмоциональной саморегуляции педагога».

 

 

Тема 13: Психология педагогического общения

Вопросы для обсуждения

1. Сущность, структура и функции общения в общей и социальной психологии.

2. Понятие «педагогическое общение»: его функции, структура, отличие от обыденного общения.

3. Индивидуальный стиль педагогического общения и его влияние на эффективность учебной деятельности, развитие личности ребенка, коммуникативную культуру межличностных отношений в коллективе учащихся.

4. Особенности общения педагогов в педагогическом коллективе.

5. «Профессиональные опасности» педагогического труда, связанные с низким уровнем развития коммуникативных качеств: конфликты с учащимися, психологическая перегрузка, эмоциональное выхолащивание педагога.

6. Работа психолога, направленная на помощь педагогу в поиске оптимального стиля педагогического общения.

 

Литература

Основная:

1. Педагогическое общение // Педагогическая психология / Под ред. Н.В.Клюевой. – М., 2004. – с.93-121.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000. – с. 322-366.

3. Психология труда педагога // Психология / Под ред. Сосновского Б.А. – М., 2005. – с. 615-622.

 

Дополнительная:

1. Зязюн И.А. и др. Основы педагогического мастерства. – М., 1989.- С.136-146.

2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987.

3. Кан-Калик А.В. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.

4. Коломинский Я.Л., Березовин Н.А. Некоторые психологические проблемы социальной психологии. - М., 1977. - С.44-51.

5. Коротаев Я.В. Индивидуальный стиль педагогического общения //Вопр. психологии. – 1990. - № 2.

6. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979.

7. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная практическая психология. - СПб. 1998.

8. Стоунс Э. Психопедагогика. - М., 1984. - с.91-161, 440-441.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Представить разработку тренинга педагогического общения.

2. Законспектировать:

- Коротаев Я.В. Индивидуальный стиль педагогического общения //Вопр. психологии. – 1990. - № 2;

3. Разработать беседу с учителями "Психология педагогического общения". Беседа должна обязательно содержать конкретные рекомендации психолога педагогам для оптимизации процесса педагогического общения.

4. Из периодической печати, литературы подобрать примеры успешной и неуспешной организации педагогического общения. Проанализировать психологические причины успешности и неуспешности организации педагогического общения.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 311.