Тема 5: Учебная деятельность. Мотивы учения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для обсуждения

1. Учебная деятельность - специфический вид деятельности. Предметное содержание учебной деятельности.

2. Внешняя структура учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности: определение, виды, возрастная специфика.

3. Умственные действия, операции и приемы учебной работы как средства достижения целей учебной деятельности.

4. Контроль и его функции в учебной деятельности. Формы и психологическая оценка учебной деятельности.

5. Индивидуальные различия в учебной деятельности. Психологические проблемы сознательности учения.

6. Понятие «умение учиться», формирование действий, входящих в умение учиться.

Литература

Основная:

1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 2003. – с.112 - 216.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000. – с.191-262.

3. Мотивы учения // Педагогическая психология / Под ред. Н.В.Клюевой. – М., 2003. – с. 361-368.

4. Мотивация учебной деятельности и ее формирование // Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004. – с. 295-303.

5. Хон Р. Мотивация // Хон Р. Педагогическая психология. – М., 2002. – с. 457-498.

 

Дополнительная:

1. Богоявленский Д.Н. Некоторые теоретические вопросы психологии учения // Вопр.психологии.- 1976. -№ 2.

2. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. – М., 1981.

3. Волков Л.М., Фридман Л.М. Теория учебной деятельности // Волков Л.М., Фридман Л.М. Психологическая наука - учителю. - М., 1987. - С.123-129.

4. Городинская В.Ю. Опыт диагностики исследований процесса формирования учебной деятельности младших школьников // Психологическая наука и образование. - 1997. - № 2.

5. Грабал В. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся // Вопр. психологии. - 1987.-  № 1.

6. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопр. психологии.- 1991. -№ 6.

7. Давыдов В.В., Макарова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопр. психологии.- 1981. - № 6.

8. Дорохина В.Т. Формирование целеполагания как компонента учебной деятельности в зависимости от типа обучения // Вопр. психологии. - 1980. - № 6.

9. Котаскова Я. Лонгитюдное исследование мотивации учебной деятельности учащихся // Вопр. психологии. - 1987. - № 1.

10. Леонтьев А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения // Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995.

11.  Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983.

12.   Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.

13. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопр. психологии. - 1987. № 5.

14. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1981. – с.27-37.

15. Рубинштейн С.Л. Мотивы учения // Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.2. – М., 1989. – с.80-84.

16. Фридман Л.М. Модель учебной деятельности учащихся // Фридман Л.М. Педагогический опыт - глазами психолога. - М., 1987. - С.178-183.

17. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1988.

18. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников // Вопр. психологии. – 1998. - № 5. – с. 68- 82.

19. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М., 1971. – с. 33-54.

20. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.- С.212-219.

Елфимова Н.В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ // Вопр. психологии. - 1985. - № 6

 

Задания для самостоятельной работы

1) Разработать тренинг мотивации учения (по А.Марковой).

2) Составить схемы мотивов учения по разным основаниям (формат А-4).

3) Представить папку «Методики диагностики мотивации учения на разных возрастных этапах».

4) Разработать беседу с педагогами «Педагогические проблемы школьных отметок». Использовать литературу:

- Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М., 1980.

- Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984.

Оформить беседу на листах формата А-4.

5) Законспектировать:

- Божович Л.И. О мотивации учения // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 2001. – с.111-113;

- Леонтьев А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения // Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995. с. 5-23;

6) Изучить:

- Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.- С.212-219.

- Давыдов В.В. Теория учебной деятельности // Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. – с. 145-251.

Чем отличаются подходы к структуре учебной деятельности Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова?

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 304.