Вопросы для обсуждения
1. Психология воспитания как раздел педагогической психологии: предмет, задачи, специфика воспитательного процесса соотношение развития и воспитания.
2. Понятие идеала в воспитании, его психологическое значение. Значение психологических знаний для построения теории воспитания.
3. Психоанализ о проблемах формирования личности (стадии психосексуального развития по З.Фрейду, понятие жизненного стиля А.Адлера, понятие родительского программирования Э.Берна, эпигенетическая теория Э.Эриксона).
4. Бихевиоризм о проблемах формирования личности (Торндайк о законах научения, роль подкрепления в формировании новых моделей поведения, теория А.Бандуры, Дж.Роттера).
5. Гуманистическая психология о проблемах формирования личности.
6. Психологические механизмы формирования личности. Жизненный стиль, жизненный сценарий, судьба человека.
Литература
Основная:
1. Психология воспитания // Педагогическая психология / Под ред.Клюевой Н.В. – М., 2003. – с.218-323.
2. Талызина Н.Ф. Психология воспитания // Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.,1998. – с.251-266.
3. Давыдов В.В.Психологическое развитие и воспитание // Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995.
4. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. - М., 1981.
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997, 2000.
6. Рубинштейн С.Л. Жизненный путь личности // Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии: В 2-х ч. Ч. 2. – М., 1989. - с.245-250.
7. Психология труда педагога // Психология / Под ред. Сосновского Б.А. – М., 2005. – с.595-613.
Дополнительная:
1. Боуэн В. Духовность и личностно - ориентированный подход //Вопр. психологии.- 1992.- № 3, 4.
2. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, упражнения, эксперименты. – СПб.- М., 2001.
Задания для самостоятельной работы
Законспектировать литературу в соответствии с пунктами плана.
Тема 9: Основные понятия психологии воспитания
Вопросы для обсуждения
1. Воспитание как целенаправленное формирование личности. Проблема влияния личности и коллектива.
2. Понятие личности в психологии и проблема прогнозирования и проектирования личностного развития. Механизмы развития личности.
3. Влияние семьи на формирование личности.
4. Особенности воспитания на разных возрастных этапах.
5. Значение деятельности и активности личности в процессе воспитания.
6. Воспитание как путь к сознанию и смыслу. Воспитание и личностный рост.
7. Самопознание и самооценка - предпосылки самовоспитания.
Литература
Основная:
1. Психология воспитания // Педагогическая психология / Под ред.Клюевой Н.В. – М., 2003. – с.218-323.
2. Талызина Н.Ф. Психология воспитания // Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.,1998. – с.251-266.
3. Бодалев А.А. О проблемах воспитания в комплексной разработке // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981. - с. 146-150.
4. Психология воспитания // Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004. – с. 341-371.
5. Психология воспитания // Психология / Под ред. Сосновского Б.А. – М., 2005. – с. 595-613.
Дополнительная:
1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1979.
2. Надирашвили Ш.А. Психолого-педагогические вопросы воспитания // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: 1981. С.150-153.
3. Немов Р.С. Психология образования (Кн.2.) - М., 1994. - С.310-341.
4. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М., 1987.
5. Петровский А.В. А.В. Коллектив, общение и развитие личности // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981.с. 138-142.
6. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. - М.,1981. - С.164-180.
Задания для самостоятельной работы
Законспектировать литературу в соответствии с пунктами плана.
Тема 10: Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя
Вопросы для обсуждения
1. Психология личности учителя как раздел педагогической психологии. Характеристика профессии по объекту труда.
2. Проблемы профотбора и развития профессионального мастерства учителя.
3. Имидж педагога. Педагогические умения. Педагогический такт.
4. Модели работы психолога с педагогами. Психологические основы организации педагогической деятельности.
Литература
Основная:
1. Психология личности и профессиональной деятельности учителя Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004. – с. 394-451.
2. Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития учителя // Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. – М., 2003. – с.175-218.
3. Зимняя И.А. Педагог как субъект педагогической деятельности // Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000. – с.132-166.
Дополнительная:
1. Вершловский С.Г. Психолого-педагогические проблемы молодого учителя. - Л.,1983.
2. Зюзько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя. - М., 1995.
3. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. - М.,1989.
4. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М., 1998.
5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1998.
6. Роджерс К. Вопросы, которые бы я себе задал, если бы был учителем // Хрестоматия по педагогической психологии. – М., 1995. – с. 276-283.
Задания для самостоятельной работы
1. Законспектировать: Сластенин В.А., Тамарин Н.В. Психологические проблемы подготовки учителя к коллективной педагогической деятельности //Вопр. психологии.- 1986.- № 3.- С.63-70.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 270.