Тема 8: Психология воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для обсуждения

1. Психология воспитания как раздел педагогической психологии: предмет, задачи, специфика воспитательного процесса соотношение развития и воспитания.

2. Понятие идеала в воспитании, его психологическое значение. Значение психологических знаний для построения теории воспитания.

3. Психоанализ о проблемах формирования личности (стадии психосексуального развития по З.Фрейду, понятие жизненного стиля А.Адлера, понятие родительского программирования Э.Берна, эпигенетическая теория Э.Эриксона).

4. Бихевиоризм о проблемах формирования личности (Торндайк о законах научения, роль подкрепления в формировании новых моделей поведения, теория А.Бандуры, Дж.Роттера).

5. Гуманистическая психология о проблемах формирования личности.

6.  Психологические механизмы формирования личности. Жизненный стиль, жизненный сценарий, судьба человека.

 

Литература

Основная:

1. Психология воспитания // Педагогическая психология / Под ред.Клюевой Н.В. – М., 2003. – с.218-323.

2. Талызина Н.Ф. Психология воспитания // Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.,1998. – с.251-266.

3. Давыдов В.В.Психологическое развитие и воспитание // Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995.

4. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. - М., 1981.

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997, 2000.

6. Рубинштейн С.Л. Жизненный путь личности // Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии: В 2-х ч. Ч. 2. – М., 1989. - с.245-250.

7. Психология труда педагога // Психология / Под ред. Сосновского Б.А. – М., 2005. – с.595-613.

 

Дополнительная:

 

1. Боуэн В. Духовность и личностно - ориентированный подход //Вопр. психологии.- 1992.- № 3, 4.

2. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, упражнения, эксперименты. – СПб.- М., 2001.

 

Задания для самостоятельной работы

 

Законспектировать литературу в соответствии с пунктами плана.

 

Тема 9: Основные понятия психологии воспитания

Вопросы для обсуждения

1. Воспитание как целенаправленное формирование личности. Проблема влияния личности и коллектива.

2. Понятие личности в психологии и проблема прогнозирования и проектирования личностного развития. Механизмы развития личности.

3. Влияние семьи на формирование личности.

4. Особенности воспитания на разных возрастных этапах.

5. Значение деятельности и активности личности в процессе воспитания.

6. Воспитание как путь к сознанию и смыслу. Воспитание и личностный рост.

7. Самопознание и самооценка - предпосылки самовоспитания.

Литература

Основная:

1. Психология воспитания // Педагогическая психология / Под ред.Клюевой Н.В. – М., 2003. – с.218-323.

2. Талызина Н.Ф. Психология воспитания // Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.,1998. – с.251-266.

3. Бодалев А.А. О проблемах воспитания в комплексной разработке // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981. - с. 146-150.

4. Психология воспитания // Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004. – с. 341-371.

5. Психология воспитания // Психология / Под ред. Сосновского Б.А. – М., 2005. – с. 595-613.

 

Дополнительная:

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1979.

2. Надирашвили Ш.А. Психолого-педагогические вопросы воспитания // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: 1981. С.150-153.

3. Немов Р.С. Психология образования (Кн.2.) - М., 1994. - С.310-341.

4. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М., 1987.

5. Петровский А.В. А.В. Коллектив, общение и развитие личности // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981.с. 138-142.

6. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. - М.,1981. - С.164-180.

 

Задания для самостоятельной работы

 

Законспектировать литературу в соответствии с пунктами плана.

 

Тема 10: Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя

Вопросы для обсуждения

1. Психология личности учителя как раздел педагогической психологии. Характеристика профессии по объекту труда.

2. Проблемы профотбора и развития профессионального мастерства учителя.

3. Имидж педагога. Педагогические умения. Педагогический такт.

4. Модели работы психолога с педагогами. Психологические основы организации педагогической деятельности.

 

Литература

Основная:

1. Психология личности и профессиональной деятельности учителя Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004. – с. 394-451.

2. Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития учителя // Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. – М., 2003. – с.175-218.

3. Зимняя И.А. Педагог как субъект педагогической деятельности // Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000. – с.132-166.

 

Дополнительная:

1. Вершловский С.Г. Психолого-педагогические проблемы молодого учителя. - Л.,1983.

2. Зюзько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя. - М., 1995.

3. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. - М.,1989.

4. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М., 1998.

5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1998.

6. Роджерс К. Вопросы, которые бы я себе задал, если бы был учителем // Хрестоматия по педагогической психологии. – М., 1995. – с. 276-283.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Законспектировать: Сластенин В.А., Тамарин Н.В. Психологические проблемы подготовки учителя к коллективной педагогической деятельности //Вопр. психологии.- 1986.- № 3.- С.63-70.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 270.