Способы педагогического воздействия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К числу основных психологических способов влияния и воздействия людей друг на друга отно­сятся прямые, или непосредственные (заражение, внуше­ние, убеждение, подражание), и косвенные, или опосредо­ванные (включение в различные организованные формы совместной деятельности). Различные сочетания основных психологических способов воздействия образуют большое многообразие приемов, вызывающих желаемые измене­ния в психике и поведении человека. Система таких при­емов формирует тот или другой метод психологического воздействия. Любой конкретный метод управления, обу­чения, воспитания всегда есть объединение многообраз­ных приемов психологического воздействия, реализующих в разной степени все исходные психологические способы влияния людей друг на друга. Таким образом, следует иметь в виду, что психологические способы или средства воздействия и методы психологического воздействия явля­ются понятиями несовпадающими. Первое значительно уже второго. Количество психологических средств воздей­ствия ограничено названным перечнем, тогда как число методов психологического воздействия может представ­лять собой необозримый спектр приемов влияния на пси­хику и поведение человека.

Прямые способы.

Заражение как психологический способ воздействия связан с бессознательной подверженностью человека раз­личным психическим состояниям другого человека или группы людей. Заражение может затрагивать как соци­ально-одобряемые, так и антисоциальные образцы и типы поведения. Отсюда для практики обучения и воспитания крайне важно использовать механизм заражения для фор­мирования у людей социально одобряемых моделей пове­дения.

Внушение как психологический способ воздействия основан на некритическом восприятии человеком передаваемой ему информации. От заражения внушение отличается рядом признаков. Для заражения характерна прежде всего идентичность переживаемых людьми эмоциональных и других психических состояний, тогда как при внушении эмоциональные состояния суггестора и суггерента могут не совпадать. Далее, если при внушении имеет место намеренное целенаправленное персонифицированное воздействие, то при заражении - непроизвольная, спонтанная тонизация эмоциональных состояний. При внушении применяются в основном вербальные, речевые воздействия, а при заражении - пара- и экстралингвистические средства, а также экспрессивные действия. В частности, заражение может вызываться возгласами, восклицаниями, плачем, смехом, ритмическими движениями (например, аплодисменты) и т. п. Эффективность внушения зависит от многих факторов, в том числе от индивидуально-психологических особенностей суггестора и суггеренга, условий и техники внушения. Но особое значение для успешности внушающего воздействия имеет авторитет суггестора (например, учителя) и доверие к нему суггерентов (учащихся). Чем выше авторитет внушающе­го и доверие к нему, тем большим можно ожидать эффект его суггестивного воздействия. Внушение может быть произвольным и непроизвольным, прямым и косвенным. Прямое внушение - внушение, при котором суггестор дает свои распоряжения прямо, открыто. Цель внушения, так же как при убеждении, не скрывается («Я думаю, ты теперь всегда будешь прилежно готовить уроки»). В школьной практике используются две разновидности прямого внушения: команда, приказ и внушающее наставление. Приказы применяются в ситуациях, требующих безоговорочного принятия и исполнения: «Встаньте!», «Уберите учебники со стола!». Такие фразы произносятся тоном, не допускающим возражения.

Внушающие наставления применяются в виде лаконичных фраз, так называемых формул внушения, которые произносит педагог, вводя установку в психику ученика: «Я могу и хочу хорошо учиться!». Внушающее наставление способно изменить отношение школьников, дать первый импульс к преодолению пассивности, лени, безразличию.

При косвенном внушении цель внушения закрыта от суггеренда. В педагогической практике чаще встречаются ситуации, в которых целесообразнее воздействовать на ученика не разъяснением или категорическим требова­нием, а применяя косвенное внушение. Оно считается более эффективным, чем прямое внушение. Разновидности косвенного внушения: внушение через запрет, внушение через противопоставление и внушение доверием.

Суть внушения через запрет состоит в том, что воспитаннику запрещается совершить какое-либо действие без указания причины запрета. В результате совершается действие, противоположное запрещаемому. Эффективность внушения через запрет зависит от степени негативизма внушаемого.

В педагогической практике используется внушение через противопоставление. Суггеренд противопоставляется другому человеку, с которым он соревнуется в том или ином деле. В формуле воздействия говорится нечто противоположное тому, чего в действительности добивается суггестор.

Формула внушения доверием выглядит примерно так: «Я, твой руководитель, и весь наш коллектив доверяем тебе это важное дело. Ты можешь его выполнить, и мы уверены, что выполнишь его успешно...» Реакция суггеренда: «Мне доверяют. Я должен напрячь все силы, чтобы оправдать доверие...». Внушение доверием возможно при условии высокого авто­ритета педагога - суггестора, а также при наличии чувства чести и долга перед теми людьми, которые оказывают доверие.

Целесообразность использования внушения в педагогической практике объясняется тем, что оно результативно тогда, когда взывать к сознанию бесполезно. Например, при работе с негативными и критично настроенными подростками или при работе с правополушарными детьми.

Для учащихся с рационально-логическим складом ума, инертных, с преобладанием произ­вольного запоминания и зрительной модальности восприятия метод суггестопедии неэффективен.

 Убеждение как психологический способ воздействия основан на логическом обосновании той или иной инфор­мации, которая должна быть воспринята человеком. Дру­гими словами, убеждение связано с сознательным приня­тием сообщаемых ему знаний или информации. В сфере обучения и воспитания убеждение является главным, ве­дущим способом передачи знаний и формирования лич­ности.

Подражание как психологический способ воздействия людей друг на друга основан на том, что мнения, взгляды, психические состояния, поступки и поведение одного не толь­ко принимаются, но и воспроизводятся. Особенно значи­тельную роль подражание играет в детском возрасте, когда оно выступает в качестве ведущей формы освоения дей­ствительности. По форме подражание может быть произвольным, или сознательным, и непроизволь­ным. При сознательном подражании отмечается более выраженная степень критичности личности к принимае­мым точкам зрения и образцам поведения.

Косвенным, или опосредован­ным, психологическим способом воздействия на человека является включение его в различные организованные фор­мы совместной деятельности, в условиях которой действия и поступки одного становятся основанием для изменения психики и поведения другого. Благодаря включению че­ловека в специально организованную совместную деятель­ность у него могут изменяться цели и мотивы, установки и ценности, знания, умения и навыки, поступки и поведе­ние. Вот почему любой поступок и поведение нужно ана­лизировать не только с точки зрения последствий его для самой личности, но и с точки зрения его значения для дру­гих людей.

В основе всякого влияния человека на человека лежит их взаимная зависимость. Человек, вступая в контакт с другими людьми, не только чувствует себя по-иному, чем наедине с собой, но у него по-иному протекают психические процессы. Ряд экспериментов, проведенных в начале XX века (В. Мёде в Германии, Ф. Олпорт в США, В. М. Бехтеров в России), показал, что присутствие других может как облегчить, так и за­труднить деятельность и поведение индивидуума.

Даже взаимодействие двух человек значительно изменяет ход деятельности. Советский социальный психолог В. Б. Ольшан­ский выделяет возможные типы взаимного влияния на деятель­ность друг друга.

Взаимное облегчение. Присутствие данных партнеров повы­шает успешность деятельности каждого из них.

Взаимное затруднение. Взаимное присутствие приводит к уве­личению числа ошибок в деятельности каждого.

Одностороннее облегчение. Присутствие одного партнера об­легчает деятельность второго (например, взрослый и ребенок).

Одностороннее затруднение. Присутствие одного отрицатель­но влияет на работу другого (во взаимодействии ребенка и взрослого этот вариант может иметь место по отношению как к ребенку, так и ко взрослому).

Независимость. Совместное присутствие никак не отражается на деятельности каждого, что практически наблюдается очень редко.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 247.