К числу основных психологических способов влияния и воздействия людей друг на друга относятся прямые, или непосредственные (заражение, внушение, убеждение, подражание), и косвенные, или опосредованные (включение в различные организованные формы совместной деятельности). Различные сочетания основных психологических способов воздействия образуют большое многообразие приемов, вызывающих желаемые изменения в психике и поведении человека. Система таких приемов формирует тот или другой метод психологического воздействия. Любой конкретный метод управления, обучения, воспитания всегда есть объединение многообразных приемов психологического воздействия, реализующих в разной степени все исходные психологические способы влияния людей друг на друга. Таким образом, следует иметь в виду, что психологические способы или средства воздействия и методы психологического воздействия являются понятиями несовпадающими. Первое значительно уже второго. Количество психологических средств воздействия ограничено названным перечнем, тогда как число методов психологического воздействия может представлять собой необозримый спектр приемов влияния на психику и поведение человека.
Прямые способы.
Заражение как психологический способ воздействия связан с бессознательной подверженностью человека различным психическим состояниям другого человека или группы людей. Заражение может затрагивать как социально-одобряемые, так и антисоциальные образцы и типы поведения. Отсюда для практики обучения и воспитания крайне важно использовать механизм заражения для формирования у людей социально одобряемых моделей поведения.
Внушение как психологический способ воздействия основан на некритическом восприятии человеком передаваемой ему информации. От заражения внушение отличается рядом признаков. Для заражения характерна прежде всего идентичность переживаемых людьми эмоциональных и других психических состояний, тогда как при внушении эмоциональные состояния суггестора и суггерента могут не совпадать. Далее, если при внушении имеет место намеренное целенаправленное персонифицированное воздействие, то при заражении - непроизвольная, спонтанная тонизация эмоциональных состояний. При внушении применяются в основном вербальные, речевые воздействия, а при заражении - пара- и экстралингвистические средства, а также экспрессивные действия. В частности, заражение может вызываться возгласами, восклицаниями, плачем, смехом, ритмическими движениями (например, аплодисменты) и т. п. Эффективность внушения зависит от многих факторов, в том числе от индивидуально-психологических особенностей суггестора и суггеренга, условий и техники внушения. Но особое значение для успешности внушающего воздействия имеет авторитет суггестора (например, учителя) и доверие к нему суггерентов (учащихся). Чем выше авторитет внушающего и доверие к нему, тем большим можно ожидать эффект его суггестивного воздействия. Внушение может быть произвольным и непроизвольным, прямым и косвенным. Прямое внушение - внушение, при котором суггестор дает свои распоряжения прямо, открыто. Цель внушения, так же как при убеждении, не скрывается («Я думаю, ты теперь всегда будешь прилежно готовить уроки»). В школьной практике используются две разновидности прямого внушения: команда, приказ и внушающее наставление. Приказы применяются в ситуациях, требующих безоговорочного принятия и исполнения: «Встаньте!», «Уберите учебники со стола!». Такие фразы произносятся тоном, не допускающим возражения.
Внушающие наставления применяются в виде лаконичных фраз, так называемых формул внушения, которые произносит педагог, вводя установку в психику ученика: «Я могу и хочу хорошо учиться!». Внушающее наставление способно изменить отношение школьников, дать первый импульс к преодолению пассивности, лени, безразличию.
При косвенном внушении цель внушения закрыта от суггеренда. В педагогической практике чаще встречаются ситуации, в которых целесообразнее воздействовать на ученика не разъяснением или категорическим требованием, а применяя косвенное внушение. Оно считается более эффективным, чем прямое внушение. Разновидности косвенного внушения: внушение через запрет, внушение через противопоставление и внушение доверием.
Суть внушения через запрет состоит в том, что воспитаннику запрещается совершить какое-либо действие без указания причины запрета. В результате совершается действие, противоположное запрещаемому. Эффективность внушения через запрет зависит от степени негативизма внушаемого.
В педагогической практике используется внушение через противопоставление. Суггеренд противопоставляется другому человеку, с которым он соревнуется в том или ином деле. В формуле воздействия говорится нечто противоположное тому, чего в действительности добивается суггестор.
Формула внушения доверием выглядит примерно так: «Я, твой руководитель, и весь наш коллектив доверяем тебе это важное дело. Ты можешь его выполнить, и мы уверены, что выполнишь его успешно...» Реакция суггеренда: «Мне доверяют. Я должен напрячь все силы, чтобы оправдать доверие...». Внушение доверием возможно при условии высокого авторитета педагога - суггестора, а также при наличии чувства чести и долга перед теми людьми, которые оказывают доверие.
Целесообразность использования внушения в педагогической практике объясняется тем, что оно результативно тогда, когда взывать к сознанию бесполезно. Например, при работе с негативными и критично настроенными подростками или при работе с правополушарными детьми.
Для учащихся с рационально-логическим складом ума, инертных, с преобладанием произвольного запоминания и зрительной модальности восприятия метод суггестопедии неэффективен.
Убеждение как психологический способ воздействия основан на логическом обосновании той или иной информации, которая должна быть воспринята человеком. Другими словами, убеждение связано с сознательным принятием сообщаемых ему знаний или информации. В сфере обучения и воспитания убеждение является главным, ведущим способом передачи знаний и формирования личности.
Подражание как психологический способ воздействия людей друг на друга основан на том, что мнения, взгляды, психические состояния, поступки и поведение одного не только принимаются, но и воспроизводятся. Особенно значительную роль подражание играет в детском возрасте, когда оно выступает в качестве ведущей формы освоения действительности. По форме подражание может быть произвольным, или сознательным, и непроизвольным. При сознательном подражании отмечается более выраженная степень критичности личности к принимаемым точкам зрения и образцам поведения.
Косвенным, или опосредованным, психологическим способом воздействия на человека является включение его в различные организованные формы совместной деятельности, в условиях которой действия и поступки одного становятся основанием для изменения психики и поведения другого. Благодаря включению человека в специально организованную совместную деятельность у него могут изменяться цели и мотивы, установки и ценности, знания, умения и навыки, поступки и поведение. Вот почему любой поступок и поведение нужно анализировать не только с точки зрения последствий его для самой личности, но и с точки зрения его значения для других людей.
В основе всякого влияния человека на человека лежит их взаимная зависимость. Человек, вступая в контакт с другими людьми, не только чувствует себя по-иному, чем наедине с собой, но у него по-иному протекают психические процессы. Ряд экспериментов, проведенных в начале XX века (В. Мёде в Германии, Ф. Олпорт в США, В. М. Бехтеров в России), показал, что присутствие других может как облегчить, так и затруднить деятельность и поведение индивидуума.
Даже взаимодействие двух человек значительно изменяет ход деятельности. Советский социальный психолог В. Б. Ольшанский выделяет возможные типы взаимного влияния на деятельность друг друга.
Взаимное облегчение. Присутствие данных партнеров повышает успешность деятельности каждого из них.
Взаимное затруднение. Взаимное присутствие приводит к увеличению числа ошибок в деятельности каждого.
Одностороннее облегчение. Присутствие одного партнера облегчает деятельность второго (например, взрослый и ребенок).
Одностороннее затруднение. Присутствие одного отрицательно влияет на работу другого (во взаимодействии ребенка и взрослого этот вариант может иметь место по отношению как к ребенку, так и ко взрослому).
Независимость. Совместное присутствие никак не отражается на деятельности каждого, что практически наблюдается очень редко.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 284.