Поощрение и наказание как способы педагогического воздействия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С позиций рефлекторной теории, родоначальниками ко­торой были И.М. Сеченов и И.П. Павлов, формирующиеся действия, привычки представляют собой ряды условных рефлексов. Как известно, последние вырабатываются при определенных условиях. Важное значение для формирующихся дей­ствий имеет положительное подкрепление. Торможение каких-либо нежелательных действий основывается на отрицательном подкреплении. В качестве положительного подкрепления используются различные положительные стиму­лы, способные вызвать у воспитанника положительные эмоции; отрицательные подкрепления призваны вызвать отрицательные эмоции, нежелание испытывать которые должно способствовать торможению нежелательного поведения ребенка.

На основе этой модели построены классификации приемов педагогического воздействия: созидающие и тормозящие приемы, приемы поощрения и наказания.

Поощрение: одобрение, похвала, благодарность, присвоение звания, материальная форма поощрения (призы, подарки). Наказания: неодобрение, замечание, выговор, исключение из коллектива, лишение удовольствий.

Одобрение - короткий положительный отзыв, констатирующий согласие с мнением, действием ученика. Используются вербальные и невербальные средства одобрения.

Похвала - развернутое, аргументированное одобрение, осу­ществляемое в вербальной форме.

Неодобрение и замечание конструируются так же, как одоб­рение и похвала, но противоположны по содержанию.

Благодарность - индивидуальная или коллективная фор­ма положительной оценки.

Материальная форма - опредмеченная материальным предметом похвала. Материальная форма подкрепляется рече­вым обращением, которое может усилить эмоциональные пе­реживания детей.-

Лишение удовольствий - форма наказания, при которой ребенок лишается предметов, способных доставить положи­тельные эмоции. Нельзя лишать возможности удовлетворять естественные потребности (в пище, сне и т.д.).

Наказания желательно применять реже, чем поощрения, и только в тех случаях, когда явно нарушаются социально культурные нормы поведения или возникает угроза благополучию человека, в том числе и самого нарушителя. Слабое наказание не достигнет результата, а сильное травмирует психику ребенка.

Таким образом, учитель в процессе своего взаимодействия и общения с учащимися намеренно и ненамеренно индивидуально-специфическим, неповторимым образом продолжает себя в него, осуществляя значимые для школьников преобразования их личностных смыслов, мотивов поведения. Педагог, реализуя роль наставника, демонстрирует своим воспитанникам ранее неосвоенные образцы активности, индивидуальные варианты ролевого поведения, в которых находят отражение присущие ему личностные характеристики. Усвоение учащимися этих транслируемых учителем личностных качеств в виде персонализации педагога в школьниках и оказывается тем результатом его воздействия, которое определяется как индивидуально-специфическое влияние. При этом и объект и субъект такого влияния далеко не всегда осознают его наличие.

 

Вопросы

1. Назовите основные стратегии педагогического воздействия.

2. Какова главная цель педагогического воздействия?

3. Что определяет эффективность педагогического воздействия?

4. Перечислите прямые и косвенные способы педагогического воздействия.

5. Какова классификация способов педагогического воздействия с точки зрения рефлекторной теории?



Планы практических занятий

Тема 1: Предмет и задачи педагогической психологии

 

Вопросы для обсуждения

1. Педагогическая психология как отрасль психологии, предмет, задачи, структура, взаимосвязь с другими отраслями психологии и науками.

2.  Характеристика основных проблем, решаемых педагогической психологией.

3. Методологические основы педагогической психологии.

4. Методы педагогической психологии. Их классификации.

5. Исторические аспекты возникновения и развития педагогической психологии.

 

Литература

Основная:

1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 2003. – с.5-40.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000. – с.7-41.

3. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология. – Дубна, 2001.

4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1999. – с. 17-27.

5. Хон Р.Л. Педагогическая психология.- М., 2002. – с. 12-15, 22-28.

Дополнительная:

1. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1981. – с. 13-21.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

3. Непомнящая Н.И. Значение системного изучения психики детей для педагогической практики // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1981. – с.55-61.

4. Никольская А.А. Общий обзор переводной литературы по детской и педагогической психологии в дореволюционной России // Вопросы психологии. – 1975. - № 1. – с.151-162.

5. Никольская А.А., Радзиховский Л.А. Развитие возрастной и педагогической психологии в СССР за 70 лет советской власти // Вопросы психологии. – 1987. - № 1. – с.5-15.

6. Якиманская И.С. У истоков педагогической психологии: к 100-летию С.Л.Рубинштейна // Вопросы психологии. – 1989. - № 8. – с.100-107.

7. Венгер Л.А., Ибатулина А.А. Соотношение обучения, психологического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопр. психологии. - 1989. - №2.

8. Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития // Менчинская Н.А. Проблемы учения умственного развития школьников. – М., 1989. – с. 31.

9. Фридман Л.М., Волков К.Н. Обучение и развитие //Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука - учителю. - М., 1985. - С.98-100.

10. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991. – с.204-215.

11. Эльконин Д.Б. Связь обучения и психического развития детей // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - с. 78-94.

12. Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С.Выготского // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - с. 460-469.

13. Якиманская И.С. Проблемы обучения и развития в трудах Н.А.Менчинской // Вопр. психологии. – 1995. - № 3.

Задания для самостоятельной работы

1. Составить содержательные схемы: «Связь педагогической психологии с другими отраслями психологии и науками» и «Методы педагогической психологии» (формат А-4).

 

2. Составить план-конспект «Этапы развития педагогической психологии как науки» по следующей форме:

 

Источник год Определение педагогической психологии Задачи и цели содержание
         

 

В развитии педагогической психологии как отрасли психологии принято выделять три этапа развития. Материал для заполнения плана-конспекта можно найти в 2, 4, 5, 6, 8,9, 11 источниках списка Дополнительной литературы, а также в:

- Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 1997. – с.18-27.

- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2-х т. Т.1. – М., 1996.

3. Написать мини-сочинение «Значение и роль педагогической психологии в профессиональной подготовке педагога-психолога».

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 248.