Вопросы для обсуждения
1.Подходы к определению понятия «педагогический процесс» и выделению его компонентов.
2.Источники и движущие силы педагогического процесса.
3. Закономерности педагогического процесса и его принципы.
4. Современные концепции педагогического процесса.
Литература
Основная:
1. Зимняя И.А. Образование – глобальный объект педагогической психологии // Зимняя И.А.Педагогическая психология. – М., 2000. – с.41-116.
2. Концепции педагогического процесса и их психологические основания // Педагогическая психология / Под. ред. Н.В.Клюевой. – М., 2003. – с.61-73.
3. Сластенин В.А., Каширин В.П. Теория целостного педагогического процесса // Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2003. – с. 196-247.
Дополнительная:
1. Коджаспирова Г.М. Содержание целостного педагогического процесса // Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М., 2004. – с.209-247.
2. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М., 2000.
3. Психологические основы формирования личности а педагогическом процессе / Под ред. А.Коссаковски. – М., 1981. – с. 48-54.
Задания для самостоятельной работы
1. Сделайте выписки из литературы в соответствии с пунктами плана.
2. Изложите изученный материал в схемах, таблицах или иллюстрациях.
3. Составьте библиографический список работ, посвященных:
- вальфдорской школе и учению Р.Штайнера;
- школе «диалога культур» Библера.
4. Напишите реферат, представляющий систему школы Штайнера или Библера.
5. Сравните определения педагогического процесса. Как вы думаете, почему даются разные определения? Что общего в этих определениях? Что в своих определениях пытались отразить авторы?
6. Докажите, что педагог является объектом и субъектом педагогического процесса.
7. Докажите, что с точки зрения теории деятельности А.Н.Леонтьева единицей педагогического процесса является именно педагогическая задача.
Тема 3: Основные понятия психологии обучения
Вопросы для обсуждения
1. Понятие о научении: определение, виды, модели, категории.
2. Учение как процесс. Фазы учения.
3. Усвоение как центральная категория всех теорий обучения. Закономерности процесса усвоения.
4. Соотношение обучения и развития, воспитания и обучения.
Литература
Основная:
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991. – с. 374 – 410.
2. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 2003.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000. – с.233-248.
4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1999. – с. 56-136, 266-275.
5. Хон Р.Л. Педагогическая психология.- М., 2002. – с. 55- 110.
Дополнительная:
1. Венгер Л.А., Ибатулина А.А. Соотношение обучения, психологического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопр. психологии. - 1989. - № 2.
2. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.
3. Лингарт Й. Актуальные вопросы теории учения: психологический процесс и психическое развитие // Вопр. психологии. – 1984. - № 5.
4. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. – М., 1970.
5. Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития // Менчинская Н.А. Проблемы учения умственного развития школьников. – М., 1989. – с. 31.
6. Рубинштейн С.Л. Обучение и развитие // Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии: В 2-х т. Т.2 – М., 1989. – с.75-78.
7. Стоунс Э. Психопедагогика. – М., 1984. – с. 42-70, 280-310.
8. Фридман Л.М., Волков К.Н. Обучение и развитие //Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука - учителю. - М., 1985. - С.98-100.
9. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991. – с.204-215.
10. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 1994.
11. Эльконин Д.Б. Связь обучения и психического развития детей // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - с. 78-94.
12. Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С.Выготского // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - с. 460-469.
13. Якиманская И.С. Проблемы обучения и развития в трудах Н.А.Менчинской // Вопр. психологии. – 1995. - № 3.
Задания для самостоятельной работы
1. Законспектировать:
- Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Педагогическая психология. – М., 1991. – с.374-391.
- Эльконин Д.Б. Связь обучения и психического развития детей // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - с. 78-94.
3. Из работ Выготского Л.С. сделать выписки в соответствии с темой занятия. Раскрыть понятия «зона ближайшего развития», «зона актуального развития», какие функции они определяют.
4. Проработать статьи:
ü Мещеряков А.М. «Познание мира без слуха и зрения» (с.126-135),
ü Ильенков Э.В. Психика человека под лупой времени (с.135-140),
ü Малиновский А.А. «Некоторые возражения Э.В.Ильенкову и А.И.Мещерякову» (с.141-150), помещенными в «Хрестоматии по педагогической психологии» - М., 1995.
Какую точку зрения о соотношении обучения и развития они подтверждают?
5.С опорой на список Дополнительной литературы заполнить таблицу:
Взгляды на соотношение обучения и развития в педагогической психологии
№ | Точка зрения на соотношение обучения и развития | ученые | Экспериментальные данные |
Дата: 2019-12-22, просмотров: 347.