Тема 2: Концепции педагогического процесса и их психологические основания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для обсуждения

 

1.Подходы к определению понятия «педагогический процесс» и выделению его компонентов.

2.Источники и движущие силы педагогического процесса.

3. Закономерности педагогического процесса и его принципы.

4. Современные концепции педагогического процесса.

 

Литература

Основная:

1. Зимняя И.А. Образование – глобальный объект педагогической психологии // Зимняя И.А.Педагогическая психология. – М., 2000. – с.41-116.

2. Концепции педагогического процесса и их психологические основания // Педагогическая психология / Под. ред. Н.В.Клюевой. – М., 2003. – с.61-73.

3. Сластенин В.А., Каширин В.П. Теория целостного педагогического процесса // Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2003. – с. 196-247.

 

Дополнительная:

1. Коджаспирова Г.М. Содержание целостного педагогического процесса // Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М., 2004. – с.209-247.

2. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М., 2000.

3. Психологические основы формирования личности а педагогическом процессе / Под ред. А.Коссаковски. – М., 1981. – с. 48-54.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Сделайте выписки из литературы в соответствии с пунктами плана.

2. Изложите изученный материал в схемах, таблицах или иллюстрациях.

3. Составьте библиографический список работ, посвященных:

- вальфдорской школе и учению Р.Штайнера;

- школе «диалога культур» Библера.

4. Напишите реферат, представляющий систему школы Штайнера или Библера.

5. Сравните определения педагогического процесса. Как вы думаете, почему даются разные определения? Что общего в этих определениях? Что в своих определениях пытались отразить авторы?

6. Докажите, что педагог является объектом и субъектом педагогического процесса.

7. Докажите, что с точки зрения теории деятельности А.Н.Леонтьева единицей педагогического процесса является именно педагогическая задача.

 

Тема 3: Основные понятия психологии обучения

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о научении: определение, виды, модели, категории.

2. Учение как процесс. Фазы учения.

3. Усвоение как центральная категория всех теорий обучения. Закономерности процесса усвоения.

4. Соотношение обучения и развития, воспитания и обучения.

Литература

Основная:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991. – с. 374 – 410.

2. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 2003.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000. – с.233-248.

4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1999. – с. 56-136, 266-275.

5. Хон Р.Л. Педагогическая психология.- М., 2002. – с. 55- 110.

 

Дополнительная:

1. Венгер Л.А., Ибатулина А.А. Соотношение обучения, психологического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопр. психологии. - 1989. - № 2.

2. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.

3. Лингарт Й. Актуальные вопросы теории учения: психологический процесс и психическое развитие // Вопр. психологии. – 1984. - № 5.

4. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. – М., 1970.

5. Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития // Менчинская Н.А. Проблемы учения умственного развития школьников. – М., 1989. – с. 31.

6. Рубинштейн С.Л. Обучение и развитие // Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии: В 2-х т. Т.2 – М., 1989. – с.75-78.

7. Стоунс Э. Психопедагогика. – М., 1984. – с. 42-70, 280-310.

8. Фридман Л.М., Волков К.Н. Обучение и развитие //Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука - учителю. - М., 1985. - С.98-100.

9. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991. – с.204-215.

10. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 1994.

11. Эльконин Д.Б. Связь обучения и психического развития детей // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - с. 78-94.

12. Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С.Выготского // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - с. 460-469.

13. Якиманская И.С. Проблемы обучения и развития в трудах Н.А.Менчинской // Вопр. психологии. – 1995. - № 3.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Законспектировать:

- Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Педагогическая психология. – М., 1991. – с.374-391.

- Эльконин Д.Б. Связь обучения и психического развития детей // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - с. 78-94.

3. Из работ Выготского Л.С. сделать выписки в соответствии с темой занятия. Раскрыть понятия «зона ближайшего развития», «зона актуального развития», какие функции они определяют.

4. Проработать статьи:

ü Мещеряков А.М. «Познание мира без слуха и зрения» (с.126-135),

ü  Ильенков Э.В. Психика человека под лупой времени (с.135-140),

ü Малиновский А.А. «Некоторые возражения Э.В.Ильенкову и А.И.Мещерякову» (с.141-150), помещенными в «Хрестоматии по педагогической психологии» - М., 1995.

Какую точку зрения о соотношении обучения и развития они подтверждают?

5.С опорой на список Дополнительной литературы заполнить таблицу:

 

Взгляды на соотношение обучения и развития в педагогической психологии

Точка зрения на соотношение обучения и развития ученые Экспериментальные данные
       

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 312.