Взаимоотношения учителей в педагогическом коллективе определяются и опосредствуются целями и содержанием их деятельности. В процессе совместной деятельности и общения в коллективе образуется несколько систем отношений. Их общая характеристика представлена в табл. 1.
Таблица 1
Отношения педагогов в коллективе
Виды | Официальные (формализованные) |
Неофициальные
(неформализованные)
Характеристика отношений
Они включают в себя деловые отношения, которыми связаны между собой в той или иной мере все учителя, и отношения управления, которые складываются между администрацией и учителями, между учителями — руководителями отдельных участков работы — и их коллегами в этой области работы и т. д.
Складываются под сильнейшим влиянием содержания деятельности учителей и их взаимоотношений в процессе ее организации и реализации.
Успешность учебно-воспитательного процесса, взаимоотношения между учителями в коллективе их эмоциональное благополучие во многом зависит от психологического климата в коллективе. В отечественной психологии впервые термин «психологический климат» ввел Н. С. Мансуров. Одну из первых попыток раскрыть содержание понятия «психологический климат» сделал В.М. Шепель, который писал: «Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающих на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей».
Под психологическим климатом (ПК) понимают эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимодействия членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами (Н. П. Аникеева).
ПК коллектива педагогов, прежде всего, проявляется в настроении его членов, и определяет их работоспособность, психическое и физическое самочувствие.
Схема 1
Факторы влияющие на самочувствие учителя | |||||
Внешние
|
Внутренние | ||||
1. Особенности руководства | 1. психологическая установка | ||||
2. Наличие творческой атмосферы в школе: - профессиональная свобода - включает демократизм, отсутствие постоянного давления со стороны администрации; - право свободно выражать свое мнение | 2. эмоциональный настрой |
Можно выделить два типа ПК:
Личностно активный тип климата отличается заботой о развитии личности работника, ее успехах, комфортности, самореализации не только в профессиональном, но и личностном плане. Особенно высокой оценки здесь удостаиваются те, чьи личные усилия соответствуют целям школьной организации и профессиональной эффективности.
При личностно-пассивном климате так же присутствуют дружеские эмоции, но на второй план уходят профессиональные требования и снижается требовательность к профессиональным качествам, профессиональной дисциплине. В этом случае эмоциональные привязанности могут серьезно мешать эффективной работе и порождают собственный тип психологической атмосферы.
Хороший психологический климат – это следствие, результат сплочения коллектива. Поэтому формирование нормального психологического климата нельзя оторвать от формирования коллектива в целом. Нельзя создать климат не управляя коллективом. В это управление входит и поддержка определенных ценностных ориентаций через регуляцию взаимоотношений, и создание действенного самоуправления и формирование доброжелательной атмосферы и коррекция позиций каждой личности в коллективе.
Вопросы
В чем заключается роль педагогического коллектива?
Назовите специфические особенности педагогического коллектива.
Каковы показатели сплоченности педагогического коллектива?
Какие виды отношений в педагогическом коллективе вы знаете?
Что понимается под психологическим климатом коллектива?
Дата: 2019-12-22, просмотров: 286.