Взаимоотношения учителей и психологический климат коллектива
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Взаимоотношения учителей в педагогическом коллективе определяются и опосредствуются целями и содержанием их деятельности. В процессе совместной деятельности и общения в коллективе образуется несколько систем отношений. Их общая характеристика представлена в табл. 1.

Таблица 1

Отношения педагогов в коллективе

 

Виды Официальные (формализованные)

Неофициальные

(неформализованные)

Характеристика отношений

Они включают в себя деловые отношения, которыми связаны между собой в той или иной мере все учителя, и отношения управления, которые складываются между администрацией и учителями, между учителями — руководителями отдельных участков работы — и их коллегами в этой области работы и т. д.

 

Общие Избирательные Общая система межличностных нравственно-психологических отношений, охватывающая весь педагогический коллектив. Сетка избирательных отношений, основанных на взаимных симпатиях между отдельными учителями. Условия формирования Складываются между учителями для организации и реализации их деятельности.

Складываются под сильнейшим влиянием содержания деятельности учителей и их взаимоотношений в процессе ее организации и реализации.

 

Успешность учебно-воспитательного процесса, взаимоотношения между учителями в коллективе их эмоциональное благополучие во многом зависит от психологического климата в коллективе. В отечественной психологии впервые термин «психологи­ческий климат» ввел Н. С. Мансуров. Одну из первых попыток раскрыть содержание понятия «психологический климат» сделал В.М. Шепель, который писал: «Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающих на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, ин­тересов и склонностей».

Под психологическим климатом (ПК) понимают эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимодействия членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами (Н. П. Аникеева).

ПК коллектива педагогов, прежде всего, проявляется в настроении его членов, и определяет их работоспособность, психическое и физическое самочувствие.

Схема 1

 

Факторы влияющие на самочувствие учителя

       

 

Внешние

 

 

Внутренние

1. Особенности руководства

1. психологическая установка

2. Наличие творческой атмосферы в школе:

- профессиональная свобода - включает демократизм, отсутствие постоянного давления со стороны администрации;

- право свободно выражать свое мнение

2. эмоциональный настрой

 

Можно выделить два типа ПК:

Личностно активный тип климата отличается заботой о развитии личности работника, ее успехах, комфортности, самореализации не только в профессиональном, но и личностном плане. Особенно высокой оценки здесь удостаиваются те, чьи личные усилия соответствуют целям школьной организации и профессиональной эффективности.

При личностно-пассивном климате так же присутствуют дружеские эмоции, но на второй план уходят профессиональные требования и снижается требовательность к профессиональным качествам, профессиональной дисциплине. В этом случае эмоциональные привязанности могут серьезно мешать эффективной работе и порождают собственный тип психологической атмосферы.

Хороший психологический климат – это следствие, результат сплочения коллектива. Поэтому формирование нормального психологического климата нельзя оторвать от формирования коллектива в целом. Нельзя создать климат не управляя коллективом. В это управление входит и поддержка определенных ценностных ориентаций через регуляцию взаимоотношений, и создание действенного самоуправления и формирование доброжелательной атмосферы и коррекция позиций каждой личности в коллективе.

 

Вопросы

В чем заключается роль педагогического коллектива?

Назовите специфические особенности педагогического коллектива.

Каковы показатели сплоченности педагогического коллектива?

Какие виды отношений в педагогическом коллективе вы знаете?

Что понимается под психологическим климатом коллектива?

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 253.