Учитывая специфические качества педагогического коллектива, следует отметить, что важным качеством педагогического коллектива, определяющим успешность его деятельности выступает сплоченность
Сплоченность — это интегральная социально-психологическая характеристика педагогического коллектива. Как отмечает А. В. Петровский, молодой и неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом подлинным мастером-руководителем, может сделать больше, чем опытный и талантливый учитель, метод и опыт которого не разделяются педагогическим коллективом.
Сплоченность педагогического коллектива проявляется: 1) в согласованности функционально-ролевых ожиданий, 2) ценностно-ориентационном единстве, 3) коллективистской идентификации, 4) адекватном возложении ответственности при успехах и неудачах совместной деятельности.
Согласованность функционально-ролевых ожиданий - представления о том, что именно и в какой последовательности должен делать каждый из членов коллектива при реализации общей для всех цели. Н апример, преподаватель биологии, столкнувшись с фактом устойчивой неуспеваемости одного из учеников и проводя с ним дополнительные занятия, вместе с тем ожидает, что информированный об этом классный руководитель, побывав на дому у мальчика, выяснит, в каких условиях тот живет, что мешает ему выполнять домашние задания, как относятся родители к «дежурным» двойкам по биологии и т. д. В условиях согласованности функционально-ролевых ожиданий классный руководитель сочтет необходимым действовать соответственно ожиданиям своего коллеги. Вместе с тем отсутствие согласованности функционально-ролевых ожиданий может стать источником конфликтов, одной из причин эрозии сплоченности и появления признаков психологической несовместимости в педагогическом коллективе.
Для достижения согласованности функционально-ролевых ожиданий необходимо обратить внимание на следующие моменты:
1. Четкое распределение обязанностей внутри коллектива (в таком случае удается достичь согласования функционально-ролевых ожиданий педагогов);
2. Создание условий для обсуждения тактических задач работы педагогов на собраниях, педсоветах, в обстоятельствах неформального общения в учительской;
3. Внимание к межпредметным связям. Так, например, знание важнейших исторических событий, почерпнутое школьником из курса истории, позволяет ему лучше понять художественное творчество автора литературного произведения, его идейную позицию, определяющую замысел и композицию, образную систему книги. Реализуя межпредметные связи, преподаватели истории и литературы оказываются включенными в активное взаимодействие, успех одного становится существенным условием успешности работы другого педагога — их взаимоотношения оказываются деятельностно опосредствованными, функционально-ролевые ожидания в этих обстоятельствах могут быть хорошо соглсованными.
4. Проведение педагогических консилиумов (Ю. К Бабанский), где проблемы воспитания личности конкретного учащегося становятся предметом обсуждения и изучения педагогов, что обеспечивает их последующие согласованные действия.
5. Согласованность действий и ожиданий учителей младших и старших классов, что предполагает не только отчетливое представление первыми характера требований, которые будут предъявлены школой к их ученикам через несколько лет, но и обеспечение готовности к их удовлетворению.
Следующей важной характеристикой сплоченности педагогического коллектива является его ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) — единство установок и ценностных ориентации сотрудников школы. К достижению ценностно-ориентационного единства коллектив также приходит в результате совместной активной деятельности. Ценностно-ориентационное единство - это сближение оценок и позиций в вопросах, значимых для жизни коллектива в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам деятельности.
Ценностно-ориентационное единство проявляется, в частности, в фактах опосредствования индивидуальной деятельности педагогов ценностным содержанием предмета их совместной деятельности, к примеру, оценкой ими конкретного учащегося, его отношения к учебе, его способностей, соответствия педагогическим требованиям и т. д.
Совместная работа в хорошем учебно-воспитательном коллективе предполагает, что взаимоотношения, возникающие в педагогическом процессе, опосредствованы целями, организацией и ценностями совместной деятельности. Между учителями и учениками постоянно происходит обмен результатами деятельности, возникают отношения ответственной зависимости; успешность или неуспешность деятельности учителя сказывается на успешности или неуспешности деятельности школьника, и, наоборот, обученность и воспитанность ученика является критерием педагогической эффективности труда педагога. Мощный пласт предметных отношений, возникающий в процессе учебно-воспитательной работы, обеспечивает согласованность оценок учащихся со стороны педагогического коллектива и, следовательно, его ценностно-ориентационное единство.
Важным условием поддержания здорового психологического климата в педагогическом коллективе является согласованность позиций учителей в отношении значимости для учащихся каждого предмета, представленного в учебном плане школы. Имеющие иногда место в общении не только педагогов между собой, но и в общении с учащимися и их родителями проявления неуважительного отношения к «чужой» учебной дисциплине, намеки на ее «второстепенный» характер, «ненужность» ее для школьников и т. п. (не говоря уже о негативных оценках товарищей по работе) существенно деформируют ценностно-ориентационное единство трудового коллектива, являются бестактными и совершенно недопустимыми.
Коллективистская идентификация так же является показателем сплоченности педагогического коллектива. Коллективистская идентификация предполагает отношение учителя к его коллегам, как к самому себе и к себе, как к другим, строящееся на высоких нравственных принципах. Коллективистская идентификация лежит в основе гуманных отношений в учительской среде, явлений взаимопомощи, выручки, солидарности. Она обнаруживается и в условиях профессиональной деятельности педагогов (помощь коллеге при организации классного или внешкольного мероприятия, содействие опытного учителя молодым педагогам в их профессиональном становлении и т. п.) и в повседневной жизни за стенами учебного заведения.
О сплоченности педагогического коллектива свидетельствует адекватное возложение учителями ответственности (атрибуция ответственности) за успехи и неудачи совместной деятельности на их самих или на товарищей по работе (являющееся одной из модификаций коллективистской идентификации). Если учитель успех, как правило, приписывает себе, а при неудаче ищет виновников среди своих коллег, и этот способ возложения ответственности типичен для данного педагогического коллектива, то это свидетельствует о низком уровне его развития, об отсутствии в нем сплоченности как коллективистской идентификации, важного социально-психологического параметра межличностных отношений.
Уровни сплоченности педагогического коллектива:
1. Нижний уровень - сплоченность, выражающаяся в интенсивности коммуникативной практики группы, совместимость как наличие взаимности социометрических выборов, коллектива психофизиологическая совместимость характеров и темпераментов, согласованность сенсомоторных операций при выполнении действий и т. д. Этот уровень сплоченности является необходимым условием для интеграции индивида в группе, где межличностные отношения в минимальной степени опосредствованы содержанием и ценностями социальной деятельности.
2. Согласованность функционально-ролевых ожиданий — оказывается необходимой для определенных, в достаточной степени стабильных этапов становления совместной деятельности и является признаком «недиффузности» группы.
3. Высший уровень сплоченности и совместимости людей в совместной деятельности, свойственный именно коллективу, выступает в форме ценностно-ориентационного единства, с одной стороны, и коллективистской идентификации и адекватности при возложения ответственности — с другой.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 303.