В.А. Кан-Калик, под стилем общения понимается индивидуально-типологические особенности социально психологического воздействия педагога и учащихся. В стиле общения находят выражение: а/ особенности коммуникативных возможностей учителя, б/ сложившийся характер отношений педагога с воспитанниками, в/ творческая индивидуальность педагога, г/ особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально этические установки общества и воспитателя как его представителя. Виктор Абрамович Кан-Калик выделяет следующие стили общения:
- стиль увлеченности педагога совместной творческой деятельности. В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этические установки;
- стиль дружеского расположения. Этот стиль можно рассматривать как предпосылку успешной совместной деятельности, это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися. Кан-Калик обращает внимание на опасность перехода дружественных отношений в панибратство и фамильярность. «Дружественность должна иметь меру» – говорил он. – «дружественность должна быть педагогически целесообразна и не перечить общей системе взаимоотношения педагога с детьми»;
- общение – дистанция. Суть этого стиля заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция, которая является в известной мере средством утверждения себя в ученической среде и в среде педагогов. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально педагогического воздействия учителя с учеником;
- общение-устрашение. Стиль связан с неумением учителя организовать продуктивное общение;
- общение-заигрывание. Характерен для молодых учителей. Вызван стремлением быстро установить контакт, понравиться классу, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической культуры, умением и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.
Последние два стиля свидетельствуют о профессиональном несовершенстве педагога. Они опасны потому, что при отсутствии навыков общения они могут укорениться, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.
Можно выделить шесть основных стилей руководства учителем учащихся:
· автократический (самовластный стиль руководства), когда учитель осуществляет единоличное управление коллективом учащихся, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;
· авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для учащихся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает учитель в соответствии со своими установками;
· демократический стиль предполагает внимание и учет учителем мнений учащихся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;
· игнорирующий стиль характеризуется тем, что учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;
· попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда учитель устраняется от руководства классом либо идет на поводу желаний учеников;
· непоследовательный, алогичный стиль — учитель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений учителя и учащихся, к появлению конфликтных ситуаций.
А.А. Коротаев, Т.С. Тамбовцева индивидуальный стиль педагогического общения определяют как целостную систему операций педагогического общения, обеспечивающую эффективное взаимодействие учителя с учащимися и определяемую целями, задачами педагогической деятельности к свойствам различных уровней индивидуальности педагога.
Они выделяют следующие типы индивидуального стиля педагогического общения:
1. Мягкий – учитель предпочитает общение с учащимися на личностном уровне, стремится установить с ними эмоционально-личностные отношения.
2. Жесткий – учителя предпочитают общаться на ролевом уровне, т.е. стремятся установить чисто деловые отношения.
3. Гибкий – учителя этого типа одинаково успешно используют как мягкие операции на уровне эмоционально-личностного общения, так и жесткие операции на уровне деловой коммуникативной деятельности.
Стиль общения непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений. Такая система должна характеризоваться:
1) взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса;
2) наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;
3) ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой;
4) отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;
5) использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся;
6) единством делового и личностного общения;
7) включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т. п.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 285.