Оптимальное педагогическое общение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогическое общение можно выделить как отдельный вид общения, в связи с тем, что это общение – профессиональное. Успешное педагогическое общение является основой эффективной деятельности учителя, от того, насколько правильно оно будет построено зависит социализация ученика, его личностное развитие.

Оптимальное педагогическое общение - это такое общение учителя с учениками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учения, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональ­ный климат обучения и управления социально-психологичес­кими процессами в детском коллективе, позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности педагога (Леонтьев А.А.).

Значительная роль общения в педагогической деятельности, в работе учителя, воспитателя, педагога, естественно, требует от педагога профессионального управления своей коммуникативной деятельностью. Это, в свою очередь, предполагает наличие у педагога целого ряда коммуникативных умений:

1. умения общаться на людях;

2. умения через верно созданную систему общения организо­вывать совместную с учащимися творческую деятельность;

3. умения целенаправленно организовывать общение и управлять им.

Основным компонентом коммуникативных способностей является общительность в самых разных ее проявлениях. В педагогической деятель­ности общительность выступает не только как личностное, но, главным образом, как профессионально-личностное качество человека-педагога.

Общительность (в общечеловеческом плане) - явление многослойное, включающее в себя, по мнению исследователей, целый комплекс компонентов:

1. коммуникабельность — способность испытывать удовольствие от процесса коммуникации;

2. социальное родство — желание находиться в обществе, среди других людей;

3. альтруистические тенденции.

Общительность как свойство личности, ставшее профессионально-личностным качеством, может обеспечить продуктивность педагогического общения.

А. В. Мудрик выделяет следующие параметры личности, влияющие на общительность: особенности мышления, свободное владение речью, эмпатия и спонтанность восприятия, определенные социальные установки (например, интерес к самому процессу общения, а не только к его результату), коммуникативные умения — ориентировка во времени, в партнерах, в отношениях, в ситуации.

Общительность имеет ярко выраженную эмоциональную природу, основу которой составляют коммуникативные и альтруистические эмоции.

Среди коммуникативных эмоций выделяют: желание делиться мыслями, переживаниями, чувство симпатии, расположения, уважения к участникам общения и т. д. Именно наличие этих эмоций и потребности в их переживании свидетельствует о предрасположенности к педагогическому общению.

В альтруистических эмоциях выделяют желание приносить радость людям, с которыми человек общается, сопереживание радости другого и т. д.

Практически все педагогические способности замыкаются на способностях коммуникативных. Это связано и с наличием специфической направленности личности — психологической готовности к организаторско-коммуникативной деятельности, ибо педагогическая коммуникация всегда должна быть организационной. Иначе говоря, готовность педагога к общению является важнейшим условием реализации всех других его педагогических способностей.

Педагогическое общение на профессиональном уровне осуществляется непросто. Искусство педагогического общения состоит из двух слагаемых: педагогической культуры личности учителя и техники общения, которая является формой организации поведения педагога.

Для овладения техникой общения необходимо четко представлять себе структуру общения. Общение всегда есть процесс решения коммуникативной задачи. Любой акт общения состоит из следующих звеньев: ориентировка в условиях коммуникативной задачи (цели общения, учет личности собеседника т.д.), планирование содержания акта общения (что сказать), выбор (обычно бессознательный) языковых средств (как сказать), сам процесс говорения и, наконец, обратная связь, сигнализирующая говорящему о том, что он достиг цели общения. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то общение будет неэффективным.

Успешность общения зависит от целого ряда определенных умений, а именно: а) быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, б) правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения, в) находить адекватные средства для передачи этого содержания, т.е. верный тон, нужные слова и т.д., г) обеспечивать обратную связь. При этом важно поставить весь процесс общения под его контроль.

Для оптимального педагогического общения учителю необходимо развить в себе: 1) умение управлять своим поведением, 2) наблюдательность, переключаемость внимания, 3) способность к социальной перцепции, «чтению по лицу», 4) понимание психического состояния ученика по внешним признакам, 5) умение «подавать себя» в общении с учащимися, б) умение речевого и неречевого контакта с учащимися, 7) гностические умения.

Эффективность педагогического общения и эффектинвость процесса познания ученика определяется во многом социально-психологической терпимостью (Реан, Коломинский, 2000). В процессе педагогического общения критические конфликтные ситуации зачастую создаются именно в силу неумения педагога встать на позиции собеседника, отнестись к иному мнению непредвзято — то есть вследствие отсутствия терпимости как личностного свойства. С точки зрения А. Р. Реана и Я. Л. Коломинского, понятие «терпимость», включая в себя понятие «толерантность», не сводится к нему, а является более общим. Они выделяют два механизма терпимости. В одном случае социально-психологическая терпимость может быть обусловлена низкой социально-психологической чувствительностью личности («черствый», «холодный» и т. п.). Другой путь обеспечения социально-психологической терпимости личности - это специфика ее установок («Все люди могут ошибаться», «Чем больше точек зрения, тем лучше», «Каждый имеет право на свое мнение» и т. п.). В данном случае повышение терпимости связано с формированием соответствующих установок личности.

В структуре общего феномена терпимости выделяют два вида: 1) сенсуальная терпимость личности и 2) диспозиционная терпимость личности (А. А. Реан). Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью личности к воздействиям среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности. В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при взаимодействиях со средой. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности личности к определенной (в данном случае — терпимой) реакции на среду. Эта готовность проявляется на когнитивном (социально-перцептивном), аффективном и поведенческом уровнях. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, совокупность ее отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще. Примерами установок, обеспечивающих диспозиционную терпимость личности, являются, скажем, такие: «Все люди когда-нибудь ошибаются», «Чем больше точек зрения, тем лучше», «Агрессия и раздражительность очень часто провоцируются ситуацией, а не являются внутренней сущностью человека» и т. п. Терпимость как свойство личности, очевидно, имеет решающее значение для всех профессий типа «человек - человек». Что же касается личностных качеств педагога, то здесь терпимость занимает особое место, ибо с ней связаны эффективность познания личности учащегося, продуктивность педагогического общения и деятельности. Кроме того, само по себе формирование социально-психологической терпимости в личности учащихся может рассматриваться в качестве одного из проявлений результативности педагогической деятельности, чьей конечной целью является формирование психологических новообразований в личности учащегося.

Таким образом, культура педагогического общения складывается, таким образом, из культуры восприятия и понимания личности ученика, культуры отношения и обращения, сообщения и убеждения, влияния и взаимовлияния.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 317.