Условия развития личности, этапы развития самосознания.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Человек может развиваться только в условиях социального окружения и через взаимодействие с этим окружением он становится личностью, присваивая духовный опыт, накопленный человечеством. Индивид и общество неразделимы, поэтому социальные условия жизни людей – единственно возможные условия развития человеческой личности и ее социального бытия.

Исходным в каждой личности является уровень психического развития: к нему можно отнести умственное развитие и способность к самостоятельному построению ценностных ориентаций к выбору линии поведения, позволяющей отстаивать эти ориентации.

Развитие личности определяется не только врожденными особенностями и социальными условиями, но так же и внутренней позицией – складывающимся определенным отношением к миру людей, к миру вещей и к самому себе. Индивидуальное бытие личности формируется через внутреннюю позицию, становление личностных смыслов, на основе чего человек строит свое мировоззрение, через содержательную основу самосознания.

На первом этапе происходит стихийное, не направляемое самосознанием формирование личности. Начало развития личности обусловлено следующими событиями в жизни ребенка: выделение себя как персоны (период раннего и дошкольного возраста); как носителя определенного имени (имя собственное, местоимение «Я» и физический облик) Позднее проявляется притязание на признание; чувство половой принадлежности; ощущение себя во времени; понимание того, что человек среди людей должен иметь права и обязанности (В. С. Мухина).

Структура самосознания личности представляет собой совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную ценность и тождественность самому себе. Рассмотрим структурные звенья самосознания подробнее.

Имя собственное – первое звено структуры, это личное название человека, даваемое ему прежде всего при рождении; знак, позволяющий причислить человека к определенному социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу. Благодаря имени и местоимению «Я» ребенок научается выделять себя как персону. Идентификация ребенка с именем происходит с первых лет, оно ложиться в основу самосознания. Депривация ребенка посредством отношения к его имени (обесценивание имени, обращение к нему по фамилии) лишает его уверенности в себе, снижает чувство доверия к взрослому.

Притязание на признание – второе звено структуры самосознания. Его можно охарактеризовать как предъявление человекам своих прав на общественное уважение со стороны людей. Потребность в признании формируется благодаря пристрастному отношению взрослого к поступкам ребенка. С раннего возраста ребенок открывает, что все поступки делят на «плохие» и «хорошие». Так как все хорошее эмоционально поощряется, то у ребенка возникает стремление быть хорошим, начинается активное стремление научиться тому, что одобряется окружающими людьми. Депривация реализации притязания на признание (неодобрение, порицание, отчужденность) приводит к эмоциональному напряжению и фрустрации, к развитию таких негативных образований как ложь, зависть, агрессивность, неуверенность в себе, пассивность и др.

Третье звено структуры самосознания – половая идентификация, которая представляет собой единство самосознания, мотивов поведения, поступков в обыденной жизни человека, причисляющего себя к определенному полу и принимающему на себя предписанную традициями половую роль. Половая идентификация несет в себе ценностные ориентации человека на свой пол как социальную роль, как сексуальную потенцию, а так же включает психологическое признание своей идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом плане.

Психологическое время личности – четвертое звено структуры самосознания, это индивидуальное переживание своего физического и духовного изменения в течение времени, представлено прошлым, настоящим и будущим. Депривация ценностного отношения человека к его прошлому, настоящему, будущему или отсутствие структурированного прошлого в истории развивающегося человека, неопределенность перспективы в жизни разрушают внутренний статус личности.

Пятое звено структуры самосознания – социальное пространство личности – условия развития и бытия человека, которые психологически вводят его в систему прав и обязанностей. Вхождение человека в социальное пространство невозможно без усвоения прав и обязанностей. Чувство долга как

Ребенок в силу обстоятельств попадает в определенную социальную среду со сложившимися социальным устройством, функционирующими национальными традициями. Эта среда по отношению к ребенку выступает как фактор места в системе общественных отношений и определяет особенности развития личности (Мухина, 2000). В качестве внешнего фактора может выступать географическое место жительства человека. Определяет место в системе отношений и половая идентификация. Ребенок присваивает роли, которые соответствуют его природному началу. Эта ориентация формирует уже личностные качества мужчины или женщины. На место ребенка в системе общественных отношений влияют индивидуальные врожденные и приобретенные особенности самого ребенка: красивый и некрасивый, подвижный или тихий, контактный и закрытый и т.п.

Жизненные отношения ребенка перестраиваются в случае изменения места в семье или в случае перехода в следующую возрастную стадию при смене ведущей деятельности.

Помимо идентификации со взрослыми можно выделить стремление ребенка к отделению себя от других людей

Таким образом, к условиям формирования личности можно отнести исходный уровень психического развития, внутренняя позиция ребенка, фактор места в системе общественных отношений (географический, половая идентификация, индивидуальные врожденные и приобретенные особенности ребенка, стремление к отделению от других людей).

Личность – характеристика индивида в целом, она развивается в процессе онтогенеза, но при этом развитие личности может идти в разных направлениях. Личность характеризует человека со стороны включенности его в социальные отношения, его направленность, которая определяется ведущими мотивами деятельности и поведения. Направленность личности может быть общественной и эгоистической. При общественной направленности человеком движут мотивы служения общему делу, обществу и т.п. При эгоистической направленности мотивы связаны с личным благополучием. В некоторых случаях общественные и личные интересы могут совпадать, в других – эгоистическая направленность может наносить вред людям и обществу в целом.

Исходя из этого можно говорить о положительном и отрицательном развитии личности (Талызина). Уровень положительного развития личности определяется мерой ответственности человека перед другими людьми, перед окружающей средой, перед своей деятельностью, перед самим собой.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 235.