Закономерности развития личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На протяжении истории развития человечества люди пытались ответить на вопрос о том, как происходит развитие человека, в чем причина происходящих в нем перемен. В связи с этим возникает вопрос о закономерностях и механизмах развития личности.

Под закономерностями развития понимают необходимые и существенные связи, зависимости, проявляющиеся при соответствующих условиях воспитания. Эти связи носят необратимый характер, выражает наиболее важные, устойчивые особенности процесса формирования личности.

1. Первая закономерность состоит во взаимосвязи воспитания и развития личности. По словам Л. С. Выготского обучение и воспитание идут впереди развития и ведут его за собой. Он вводит понятия «зона актуального» и «зона ближайшего развития». Первая – это то, что делает ребенок самостоятельно в данный момент, второе – то, что сейчас он делает при помощи взрослых, но вскоре будет делать самостоятельно. Воспитатель должен учитывать уровень психического развития ребенка, степень доступности для него организуемой с воспитательной целью деятельности или требуемой формы поведения.

Григорий Силович Костюк, представляя решение данной проблемы отмечает, что в отечественной психологии и педагогике давно утвердилось положение об определяющей и ведущей роли воспитания в развитии личности ребенка. Он опровергает точку зрения бихевиористов, согласно которой психическое развитие ребенка есть копия тех воспитательных влияний, которые он испытывает на себе. Г.С.Костюк подчеркивает, что развитие ребенка – это следствие отбора, внутренней переработки всего того, что возникает в его жизненном опыте. Среда и воспитание являются необходимыми условиями развития ребенка. Источник же развития – внутренние противоречия, возникающие в жизни ребенка, его деятельности, его взаимоотношениях с окружающей общественной средой. Таковы, например, противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями ребенка и уровнем развития его возможностей; между предъявляемыми к нему общественной средой и принимаемыми им требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения умениями и навыками; между новыми задачами и сложившимися ранее привычными способами мышления и поведения. Таковы также противоречия между возросшими внутренними возможностями ребенка, подростка или юноши, опережающими его образ жизни, и его объективными отношениями к среде, его положением в семье, в коллективе.

2. Зависимость формирования личности от деятельности, в которую включен человек.

3. Обусловленность развития ребенка не только актуальными, но и предыдущими влияниями, которые отражены в его идеалах, мечтах, целях и других психических образованиях.

4. Зависимость усвоения норм и правил поведения от организации обратной связи как основного способа подкрепления соответствующих действий и поступков воспитуемого. Обратной информацией при этом является показ целесообразности тех или иных действий, одобрение действий и поступков со стороны воспитателя, порицание. Значение подкрепление составило основное содержание теории Б. Скиннера.

5. Малоизученной закономерностью является перестройка личностных образований в процессе воспитания. Особенно это заметно в развитии мотивационной сферы ребенка. При определенных условиях происходит изменение иерархии мотивов, их соподчинение.

 

Механизмы развития личности

Исследование психического развития привело психологов к выводу о наличии психологических механизмов, благодаря которым среда и наследственность влияют на развитие личности.

Под механизмом понимается совокупность промежуточных состояний или процессов на основе которых развивается то или иное качество личности. Такими механизмами являются:

Интериоризация (от лат. внутренний) – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Это понятие вводится французскими психологами Ж.Пиаже, П.Жане, А.Валлоном. Вначале та или иная форма поведения выполняется ребенком по совету или требованию , а со временем, вследствие многократного повторения, понимания его важности, побуждение к ее выполнению начинает исходить от самого ребенка, становиться его потребностью.

Идентификация (от лат. отождествлять) – с помощью этого механизма ребенок усваивает образцы поведения значимых других, формирует Сверх-Я или Супер-Эго. Это один из важнейших структурных компонентов личности, который формируется в течение жизни ребенка. Открытие этого механизма принадлежит Зигмунду Фрейду. В дальнейшем в психоанализе идентификация выступает в качестве центрального механизма формирования способности «Я»-субъекта к саморазвитию. За рамками психоанализа идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли. Объединяя себя с другим, субъект включает в свой внутренний мир и принимает как собственные нормы ценности, образцы поведения.

Отчуждение (обособление) – особое внимание этому механизму уделяется в работах психологов, опирающихся на экзистенциальную философию. Так, А.Маслоу, рассматривает отчуждение во взаимосвязи с идентификацией. По А.Маслоу, людям свойственно не только принятие других, открытость и контактность, но и стремление к уединению, автономии, независимости от окружающей их среды и культуры. Человек не может без общества: проявить себя он может только среди других людей. Но общество стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от ее сути, индивидуальности.

Идентификация и обособление – два равноценно значимых и одновременно противоречивых элемента пары единого механизма, развивающего личность и делающего ее психологически свободной (В. С. Мухина).

Особенность социального развития такова, что в онтогенезе первоначально возникает готовность к идентификации с другим человеком. Обособление начинает проявляться в социальной ситуации, требующей от индивида отделения от других, отстаивания своего «Я». Так возникает механизм, регулирующий поведение личности в обществе - идентификация и обособление.

Федор Иванович Иващенко к психологическом механизме развития личности относит так же :

1. Механизм сдвига мотивов на цель, который впервые был описан А. Н. Леонтьевым. Этот сдвиг происходит вследствие того, что результаты выполняемых действий часто бывают шире и полнее, чем цели, которые ставит перед собой индивид. Например, ученик своевременно выполняет домашнее за­дание лишь потому, что это даст ему время для игр. Но вследствие получения хороших отметок повышается его престиж в классе и в глазах учителей и ученик начинает готовить уроки, чтобы иметь хорошие оценки и тем самым поддержать свой престиж. Таким образом, те же самые действия побуждаются уже не желанием иметь время для игр, а другим, причем более значимым,— желанием поддержать свой престиж.

2. Механизм рефлексии, т. е. осознанию человеком своих действий и состояний. Этот механизм лежит в основе формирования у человека системы саморегуляции, его саморазвития.

3. Важным механизмом формирования волевых черт характера является соотношение между уровнем прит­заний, под которым понимается сложившийся в прошлом опыте ребенка уровень сложности целей, к достижению которых он стремится, и реальными результатами. Если этот уровень почему-либо оказывается не достигнутым, то ребенок переживает неуспех и может снизить этот уровень или же совершает новые попытки, чтобы поддержать прежний уровень. В случае достижения прежней цели ребенок может претендовать на достижение более сложных целей. Данный механизм лежит в основе формирования уверенности в своих силах (или неуверенности) и настойчивости (или стремления избегать трудностей).

4. Механизмом саморазвития личности является Я-образ, т. е. совокупность представлений и мнений о самом себе, включающая в себя как осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и само­оценку или самовосприятие. Я-образ во многом определяет направленность деятельности человека, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми.

5. Механизм когнитивного диссонанса. Знания человека о мире и о самом себе обычно составляют устойчивую систему. Однако время от времени согласие между звеньями этой системы может нарушаться. Диссонанс между некоторыми когнитивными элементами приводит к психическому напряжению, которое и побуждает индивида к действиям или к выработке новой позиции, благодаря чему устраняется это рассогласование. Типичным примером когнитивного диссонанса является противоречие между моральным принципом и реальной ситуацией, между новыми целями, которые принял учащийся, и наличными средствами их достижения. Разрешение подоб­ных противоречий поднимает личность на более высокую ступень развития.

Учет описанных закономерностей и механизмов развития личности поможет в проектировании самого процесса воспитания, а в ряде случаев и специальное формирование самих механизмов - непременное условие успешного формирования личности ребенка.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 255.