Социализация, воспитание и развитие личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При рассмотрении роли воспитания в развитии и формировании личности следует обратить внимание на понятие «социализация».

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

В гуманистиче­ской психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др). социализация показана как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации лично­стью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее самораз­витию и самоутверждению. Эти два подхода не противоречат один другому, определяя дву­сторонний характер социализации.

Социализация личности — это процесс овладения человеком социальными и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития личности через освоение человеком материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.

Социализация личности осуществляется через взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его, производит соответствую­щие изменения в социальной и природной среде. Процесс социа­лизации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт, происходит его интериоризация. С другой — проявляется индивидуальность человека, осуществляются экстериоризация субъективности в его делах, поступках, в их результатах.

Процесс социализации личности — основной, ведущий и определяющий в появлении, формировании и развитии личности.

По мнению В. А. Сластенина, именно в процессе социализации у личности возникают соответствующие отношения к социальным фактам и в целом к окружающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, складывается субъектность: человек начинает активно, избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал.

Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она более продуктивно осуществляется в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

дотрудовая, включающая весь период жизни человека до нача­ла трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяет­ся на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступле­ния его в школу; юношеская социализация, включающая обуче­ние в школе, техникуме, вузе и т.д.;

трудовая, охватывающая период зрелости человека. Однако де­мографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;

послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с пре­кращением трудовой деятельности.

Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами со­циального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. А.В.Петровский объясняет это тем, что процесс развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития познавательных, эмоциональ­ных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека. Имея в виду это положение, он выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализа­ции: детство — адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни; отрочество — индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персо-нализации, в потребности быть личностью; юность — интегра­ция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собствен­ного развития.

Смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействий с окружающей средой.

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхожде­ниях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание) (Сластенин, 2003). Основное отличие воспитания состоит в том, что оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упо­рядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для уско­рения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Типы (модели) воспитания обусловлены уровнем развития обществ, их социальной стратификацией (соотношением социальных групп и слоев) и социально-политическими ориентациями. Поэтому воспитание осуществляется по-разному в тоталитарном и демократическом обществах. В каждом из них воспроизводятся свой тип личности, своя система зависимостей и взаимодействий, степень свободы и ответственности личности.

А. В.Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социаль­но-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каж­дом возрастном этапе определенного уровня физического и сек­суального развития, которое характеризуется некоторыми нор­мативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны му­жественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.).

Социально-культурные задачи — это познавательные, мораль­но-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специ­фичны для каждого возрастного этапа в конкретном историчес­ком социуме. Они определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека.

Социально-психологические задачи связаны со становлением са­мосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе име­ют специфическое содержание и способы их достижения.

Решение названных задач в процессе воспитания вызвано не­обходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач или наиболее значимые из нее остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.

Таким образом, личность не возникает сама собой, она формируется в ходе воспитания. Поэтому основная задача воспитания заключается в обогащении процесса развития и формирования личности, в максимальном использовании возможностей каждого возрастного этапа.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 247.