Основной целью психологии воспитания является исследование психологического содержания воспитания, закономерностей взаимодействия и взаимоотношений воспитателя и детей. Тем самым психология воспитания способствует совершенствованию воспитательной работы в школах и других учебных заведениях.
Задачи психологии воспитания:
1. Помощь педагогической науке и практике в конкретизации целей воспитания и создании новых его методов, в построении оптимальных (в воспитательном отношении) ситуаций.
2. Разработка показателей, по которым можно было бы судить об эффективности воспитательных воздействий и уровне воспитанности ребенка.
3. Определение требований к личности воспитателя.
4. Разработка психологических основ гуманизации системы воспитания подрастающего поколения. Для ныне существующей системы воспитания во многом характерен авторитарный стиль, который ограничивает возможности выбора учащимися способов поведения, слабо учитывает их индивидуальные особенности. Учащийся рассматривается только как объект воспитания, как исполнитель воли воспитателя, воспринимается через призму оценок. Под влиянием такого подхода в воспитании доминируют методы принуждения и наказания. Как следствие всего этого во многих школах царит формализм, многие дети равнодушно относятся к учению.
5. Переосмысление достижения гуманистической психологии, сложившейся на Западе, с учетом методологии отечественной психологии и особенностей традиций нашего народа, внедрение их в теорию и практику наших школ
6. Разработка проблемы формирования ребенка как субъекта поведения, способного самостоятельно выбирать оптимальные формы поведения, противостоять отрицательному давлению сверстников, переживаниям стресса.
Самовоспитание
В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.
Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.
Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.
Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение —• лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.
Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.
Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.
Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.
К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение. Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 248.