Задачи психологии воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основной целью психологии воспитания является исследование психологического содержания воспитания, закономерностей взаимодейст­вия и взаимоотношений воспитателя и детей. Тем самым психология воспитания способствует совершенствованию воспитательной работы в школах и других учебных заведениях.

Задачи психологии воспитания:

1. Помощь педагогической науке и практике в конкретизации целей воспитания и создании новых его методов, в построении оптимальных (в воспитательном отношении) ситуаций.

2. Разработка показателей, по которым можно было бы судить об эффективности воспитательных воздействий и уровне воспитанности ребенка.

3. Определение требований к личности воспитателя.

4. Разработка психологических основ гуманизации системы воспитания подрастающего поколения. Для ныне существующей системы воспитания во многом характерен авторитарный стиль, который ограничивает возможности выбора учащимися способов поведения, слабо учитывает их индивидуальные особенности. Уча­щийся рассматривается только как объект воспитания, как исполнитель воли воспитателя, воспринимается через призму оценок. Под влиянием такого подхода в воспитании доминируют методы принуждения и наказания. Как следствие всего этого во многих школах царит формализм, многие дети равнодушно относятся к учению.

5. Переосмысление достижения гуманистической психологии, сложившейся на Западе, с учетом методологии отечественной психологии и особенностей традиций нашего народа, внедрение их в теорию и практику наших школ

6. Разработка проблемы формирования ребенка как субъекта поведения, способного самостоятельно выбирать оптимальные формы поведения, противостоять отрицательному давлению сверстников, переживаниям стресса.

Самовоспитание

В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со спо­собностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт че­ловечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообу­чение, самосовершенствование.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта пред­шествующих поколений посредством внутренних душевных фак­торов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не на­силие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматри­вать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное раз­витие. Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных уст­ремлений и самим выбранных средств.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообу­чение» педагогика описывает внутренний духовный мир чело­века, его способность самостоятельно развиваться. Внешние фак­торы — воспитание, образование, обучение —• лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеж­дениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются пред­посылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство (добровольное задание самому себе осоз­нанных целей и задач самосовершенствования, решение сфор­мировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспек­тивный взгляд на пройденный за определенное время путь); ос­мысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (систематическая фик­сация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком це­лей, программы действий, контроля за выполнением програм­мы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Самоопределение представляет собой сознательный выбор че­ловеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравствен­ных норм, профессии, условий жизни.

К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) са­мообладание; 3) самостимулирование.Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, само­оценивание, самосравнение. Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, само­ободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 248.