Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

http://diplomrus.ru/raboti/29163

4 этап. Проведение экспертной оценки каждого из предложенных факторов кон­курентоспособности вуза методом балльных оценок в сравнении с выбранным вузом-конкурентом.

5 этап. Расчет коэффициента конкурентоспособности: при расчете уровня конку­рентоспособности каждому фактору присваивается либо фактическое абсолютное, либо относительное (балльное) значение (например, если параметры не имеют физической меры или по другим причинам (например, для сохранения коммер­ческой тайны), то в этом случае для их оценки используются методы оценки в баллах.

Расчет коэффициента конкурентоспособности высшего учебного заведения проводился по следующим формулам:

Ki= Пia/Пik,                                            (4.1)

где Кi, – показатель конкурентоспособности ПТУ АС по сравнению с
   анализируемым вузом по 1-му параметру;

   Пia – величина 1-го параметра для анализируемого вуза;

   Пik – величина 1-го параметра вуза-конкурента;

   1 = 1,..., n – число параметров (факторов), участвующих в оценке
    конкурентоспособности вуза.

К = (Пiа/Пiк)*αi,                                       (4.2)

где К – комплексный показатель (коэффициент конкурентоспособности).

Расчет единичного показателя конкурентоспособности вуза по каждому из параметров и комплексного показателя (коэффициента конкурентоспособности вуза), основанный на методе экспертной оценки, представлен в таблице 4.1.

αi = ((П1 *к1, + П2*к2 +... П3*к3) /к)/100%,              (4.3)

где αi – коэффициент значимости для потребителя образовательной услуги i-го
  параметра;

 Пi – значимость i-го параметра для эксперта (в процентах от 0 до 100 %);

  кi; – количество экспертов, одинаково определивших значимость i-го
  параметра;

  к – общее число экспертов (400 человек).

  Пiа – среднеарифметическое балловых значений (от 0 до 5) i -го параметра
  анализируемого вуза (ПГУАС) экспертами.

  Пiк – среднеарифметическое балловых значений (от 0до 5) i-го параметра
  вуза-конкурента экспертами.

Таблица 4.1

Расчет коэффициентов конкурентоспособности высшего учебного заведения

 

Факторы конкурентоспособности вуза

 

Значимость i-го критерия (αi)

Оценка i-го вуза

Оценка анализируемого ируемого вуза ПГУАС Оценка вуза-кон­курента (ПГУ) Оценка вуза-конку­рента (П,к) (ПГПУ) Оценка вуза-конку­рента (П,к) (ПГТА) Оценка вуза-конку­рента (П) (ПГСХА)
1. Кадровый потенциал вуза: количество аспирантов, со­искателей, кандидатов и докторов наук 0,143 4,45 4,92 4,73 4,32 4
К1

 

0,9 0,94 1,03 1,11
2. Корпоративная культура 0,05 4,97 5 4,63 4,45 3,76
К2

 

0,994 1,07 1,12 1,32
3. Оснащенность материально-технической базы: библиотечный фонд, кол-во компьютеров и др. 0,017 5 5 4,36 4,67 3,92
К3

 

1 1,15 1,07 1,28
4. Качество, ассортимент образовательных услуг, раз­нообразие форм и методов обучения 0,38 5 5 4,82 4,43 3,75
К4

 

1 1,04 1.13 1,33
5. Наука и инновационная деятельность 0,022 4,83 5 4,68 4,57 4
К5     0,97 1,03 1,06 1,21
6. Стоимость обучения 0,024 4,86 4,72 4,25 4,14 4,78
К6     1,03 1,14 1,17 1,02
7. Комфортность среды обучения 0,14 4,56 4,85 4,58 4,36 3,53
К7     -0,94 0,996 1,05 1,29
8. Имидж вуза 0,125 4,87 4,94 4,27 4,53 3
К8     0,99 1,14 1,08 1,62
К(относительный комплексный коэффициент конку­рентоспособности ПГУАС по сравнению с вузами-кон­курентами)     К1= 0,98 К2= 1,10 К3= 1,095 К4 = 1,31

 

Если коэффициент конкурентоспособности вуза К > 1, то это свидетельствует о более высокой конкурентоспособности вуза по сравнению с вузом- конкурентом. Если К < 1, то он - менее конкурентоспособен, при К=1 конкурентоспособность вузов одинакова.

Расчет комплексного коэффициента конкурентоспособности ГОУ ВПО «ПГУАС» показал следующие результаты: по отношению к конкуренту 1 - ГОУ ВПО «ПГУ» - К = 0.98, что свидетельствует о более низкой конкурентоспособности ГОУ ВПО «ПГУАС» по сравнению с ГОУ ВПО «ПГУ», однако превышает конкурентоспособность ГОУ ВПО "ПГПУ" (К = 1.1), ГОУ ВПО "ПГТА" (К = 1.096) и ГОУ ВПО "ПГСХА" (К = 1.31).

- Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

- http://diplomrus.ru/raboti/29163

- формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

- сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

- распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "Об образовании" Федеральная программа развития образования является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования.

Федеральная программа развития образования (далее - Программа) в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально - культурные, социально - экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации.

Реализация целей Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, необходимого для устойчивого функционирования системы образования Российской Федерации (далее - система образования), так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы на основе достижений науки и практики (инноваций).

Решение о разработке Программы принято Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 N 787 "Об организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования".

Этапы рассмотрения Программы:

- решение созданной Правительством Российской Федерации Комиссии по организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования о результатах указанного конкурса от 10 марта 1993 года (протокол N 5);

- решение Правительства Российской Федерации (протокол от 31 марта 1994 года N 5) об одобрении проекта Федеральной программы развития образования, отобранного по результатам проведенного конкурса и доработанного Министерством образования Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию, Министерством экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации согласно поручению Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N БФ-П5-11430;

- новая редакция Программы одобрена Правительством Российской Федерации на своем заседании 24 июня 1999 года (протокол N 25, раздел 2, пункт 2).

Государственным заказчиком является Министерство образования Российской Федерации.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.

Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом высшего учебного заведения на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.

Устав высшего учебного заведения (изменения устава и дополнения к нему) принимается общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения (далее – общее собрание (конференция).

Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2004 г. №114 «О создании Межведомственной комиссии по разработке плана мер, концепции и программы внедрения эффективной системы содействия трудоустройству выпускников вузов и временной занятости студентов» в высших учебных заведениях должна функционировать служба содействия трудоустройству студентов.

Трудоустройством студентов в высших учебных заведениях занимают специализированные службы содействия трудоустройству выпускников. Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. №264 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации" рассмотри функции службы содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений профессионального образования

1. Общие положения.

Службы содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений профессионального образования (далее - службы) создаются в образовательных учреждениях профессионального образования в качестве их структурных подразделений приказом руководителя образовательного учреждения на основе решения педагогического совета (совета) образовательного учреждения.

2. Цели и задачи службы

Основной целью деятельности службы является содействие занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников образовательного учреждения. Для достижения этой цели служба осуществляет:

- сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для студентов и выпускников;

- оказание помощи учебным подразделениям в организации стажировок и практик, предусмотренных учебным планом;

- организацию временной занятости студентов (обучающихся);

- взаимодействие с местными органами власти, в том числе с территориальными органами государственной службы занятости населения, общественными организациями и объединениями, заинтересованными в улучшении положения выпускников на рынке труда;

- сбор, обобщение, анализ и предоставление студентам информации о состоянии и тенденциях рынка труда, о требованиях, предъявляемых к соискателю рабочего места, формирование банка данных вакансий, предлагаемых работодателями по соответствующим специальностям;

- повышение уровня конкурентоспособности и информированности обучающихся и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда с целью обеспечения максимальной возможности их трудоустройства;

- проведение организационных мероприятий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в рамках данного дипломного проекта  исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Изучены и обобщены теоретические основы управления конкурентоспособностью вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности. Эффективное поведение вуза на рынке заключается в повышении конкурентоспособности услуг путем максимального соответствия их параметров требованиям потребителей. Необходимость учета требований потребителей тем больше, чем выше уровень конкуренции на релевантном рынке образовательных услуг. В соответствии с таким подходом, конкурентоспособность высшего учебного заведения определяется как комплексная характеристика вуза за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающая превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей – финансово-экономических, маркетинговых, материально-технических, кадровых и социально-политических, а также способность вуза к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды;

2. Рассмотрены особенности внешней и внутренней среды вуза в современных социально- экономических условиях. В современных условиях конкурентоспособность вуза оп­ределяется совокупностью многочисленных факторов внешней (информаци­онные, технологические, социально-демографические, экономические, органи­зационные и др.) и внутренней (финансовые, маркетинговые, материально- технические и др.) среды, являющихся в свою очередь элементами конкурент­ной среды вуза, изменение которых и формирует ее особенности. Факторы внешней среды отражают совокупность тех условий, к которым адаптируется вуз. Внутренние (факторы определяют как возможность, так и эффективность процесса адаптации. Также, деятельность любого образовательного учреждения – это, в первую очередь, процесс предоставления образовательной услуги. С учётом приведённой выше трактовки понятия «образовательная услуга», как общественного блага, и факторов, влияющих на качество образовательной услуги, понятие «качество образовательной услуги» должно составлять совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, которая придаёт ему способность удовлетворять ожидаемые и неожидаемые образовательные потребности конкретных потребителей;

3. Изучены методические основы управления конкурентоспособностью вуза, за счет активизации системы внутренних факторов. В качестве метода исследования внутренних факторов конкурентоспособности вуза были использованы первичные и вторичные данные. Был использован анкетный опрос. В анкетировании приняли участие 200 респондентов государственных вузов Пензенской области И метод экспертных оценок;

4. Проведен анализ конкурентоспособности вуза. Проведенный анализ особенностей функционирования вузов в современ­ных социально-экономических условиях позволил сделать вывод о том, что в последнее время под влиянием быстро изменяющихся внешних и внутренних факторов конкурентной среды, значительно расширилось количество факторов конкурентоспособности вуза, изменились характер и роль ключевых факторов, способствующих ее повышению;

5. Дана оценка внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность вуза. Проделав анализ ключевых внутренних факторов можно сделать вывод о том, что наиболее значимыми факторами, оказывающими влияние на конкурентоспособность вуза, являются качество, ассортимент образовательных услуг, разнообразие форм и методов обучения, стоимость обучения, имидж вуза. Но следует учесть что, существуют и другие факторы конкурентоспособности вуза, оказывающих не менее значимое влияние;

6. Проведен анализ ключевых факторов конкурентоспособности вуза. Для большинства студентов, а именно 60% понятие термина конкурентоориентированность более глубокое и емкое, в основном у студентов ПГУАС(85%), ПГУ(55%), ПГПУ(50%), это значит, что студент понимает смысл и важность данного понятия.При этом введение рейтинговой оценки знаний оценили только студенты ПГУАС (70%) и студенты ПГПУ (55%). Так же в вузах слабо развит институт кураторства, и не везде он есть это отмечают студенты ПГУ(55%) и ПГПУ (65%). Однако куратор играет большую роль в формировании личности студента. Этого касается и вопроса студенческого самоуправления.Не во всех вузах хорошо развито студенческое самоуправление, например в ПГСХА 75% респондентов отметили, что они не участвуют в студенческом самоуправлении. Студенты часто даже не знают о существовании подобной системы. Поэтому необходимо развивать данное направление для того, чтобы студенты были активно задействованы в орбиту студенческого самоуправления для развития своих практических навыков и умений в области управления. Для этого необходимо разработать ряд мероприятий для внедрения системы студенческого самоуправления и развития института кураторства. Так же следует отметить, что очень слабое взаимодействие студенты получают с бизнесом. На наш взгляд, это является большим отрывом от подготовки студентов к реальной практической деятельности, так как большинство студентов не бывают на реальных предприятиях, это отметили студенты ПГСХА (45%) и ПГТА(55%), тем самым они не могут ознакомиться с деятельностью предприятия, накопить опыт и повысить свой уровень готовности к реальной практической деятельности. Так же необходимо отметить, что большой процент студентов не использует еженедельника студента и курс управление личной карьеры, и это по большей степени студенты ПГТА и ПГСХА. Это большой минус для дальнейшей готовности студентов к реальной практической деятельности, ведь еженедельник студента нужен для того, чтобы помочь студенту стать по- настоящему целеустремленным и эффективным деловым человеком, а курс «Управление личной карьерой» для того, чтобы студент обладал основами управления личной карьерой и был готов к реальной практической деятельности с момента поступления в вуз;

7. Разработана модель управления системой  конкурентоспособности вуза и модель конкурентоспособности внутренних факторов. Предложены рекомендации, учет которых в деятельности вуза способствует формированию его конкурентных преимуществ. Применение предложенных рекомендаций поможет создать благоприятное от­ношение к вузу, обеспечить удовлетворенность потребителей образовательных услуг и эффективность функционирования социальной системы вуза, а также будет способствовать повышению качества предоставляемых вузом образова­тельных услуг и непосредственно конкурентоспособности вуза в целом;

8. Предложены пути совершенствования конкурентоспособности вуза. Стратегия инновационного развития вуза должна опираться на результа­ты обширных исследований и фактических данных, разрабатываться с точки зрения перспектив развития вуза, а не его учредителей, и формироваться так, чтобы не только оставаться целостной в течение длительных периодов вре­мени, но и быть достаточно гибкой. По мере необходимости стратегия может подвергаться модификации и переориентации, так как конфликтная и посто­янно меняющаяся деловая и социальная среда неизбежно требуют своевре­менного внесения необходимых корректировок;

9. Разработана методика по оценке конкурентоспособности вуза. Данная методика позволяет оценить, соответствует ли качество и цена образовательных программ характеристикам, выработанным на основе требований потребителей и прогнозного развития рынка, и выявить, какая из составляющих отрицательно влияет на конкурентоспособность, а какая - положительно. На основе такого анализа вырабатывается план мероприятий, повышающих конкурентоспособность образовательной программы или вуза. Например, для повышения конкурентоспособности вуз может повысить долю доцентов и профессоров, открыть новые компьютерные классы, совершенствовать рекламную политику и т.д.;

10. Дана экономическая оценка проектных решений. Полученные результаты свидетельствуют, что в целом ПГУАС обладает высоким уровнем конкурентоспособности среди анализируемых вузов, однако ему необходимо усилить свои позиции по таким факторам, как «комфортность среды обучения» и «кадровый потенциал», а также улучшать имеющиеся кон­курентные преимущества (оснащенность материально-технической базы, каче­ство и ассортимент предлагаемых образовательных услуг. Однако здесь необходимо отметить, что незначительное отставание от лидера (ПГУ), пре­имущество перед остальными конкурентами, а также определенный субъективизм экспертной оценки, позволяет сделать вывод, что в целом анализируемые вузы обладают практически равным уровнем конкурентоспособности, вследст­вие чего ведут жесткую конкурентную борьбу;

11. Предложено программное обеспечение проекта. Рассмотренные программные продукты фирмы Microsoft и их использование поможет облегчить работу вузов, снизить затраты времени на проделывание длительных и рутинных работ, повысить их конкурентоспособность на рынке труда и развиваться;

12. Предложено правовое обеспечение проекта. Рассмотрены положения и законы об образовании.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Анализ внешней среды // Университетское управление: практика и анализ. – 2008. – №4. – С. 104–121.

2. Балыхин Г.А. Высшая школа: конкурентоспособность и перспективы развития // Национальные проекты. – 2009 – №3. – С. 64–67.

3. Бальзанников М.И. Обсуждение актуальных проблем высшего профессионального образования на форуме ректоров вузов России // Высшее строительное образование. – 2009. – №6. – С. 12–30.

4. Беляков С.А. Образование комитета и управление образованием // Университетское образование. – 2009. – №6. – С. 12–30.

5. Бонюшко Н.А. Повышение конкурентоспособности вузов на основе интеграции с отраслевыми организациями // Проблемы современной экономики. – 2009. – №1. – С. 431–433.

6. Булатова Р.М. Управление образовательным учреждением: современные проблемы и перспективы их преодоления // Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: материалы международной научно-методической конференции 22–24. 04. 08, часть 2., – Пенза. – 2008. – С. 26–33.

7. Волкова В.Н. Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования // Разработка методического обеспечения учебного процесса в инновационном вузе. – М., 2009. – С. 56.

8. Высшее образование в России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность: Доклад 8 съезда Российского союза ректоров // Высшее образование сегодня. – 2008. – №6.

9. Васильченко, H.Г. Маркетинговые исследования рынка образо­вательных услуг в регионе // Маркетинг. – 2002. – №6. – С. 12-21.

10. Голик, А. Система внешних факторов конкурентоспособности вуза [текст] / А. Голик // Высшее образование в России. –  2007. – № 7. – С. 131-135.

11. Гвозденко, А.Н. Российские экономические вузы: имидж или доля рынка? [текст] / А. Голик // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. – №2. – С. 116-119.

12. Гельвановский, М.И. Конкурентоспособность: микро-, мезо- и макроуровни. Вопросы методологии [текст]/ М.И. Гельвановский // Высшее образование в России. – 2006. – № 10. – С. 32-40.

13. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: Инфра – М. – 2004. – 768 с. – (Классический университетский учебник).

14. Егоршин, А. Концепция стратегического управления вузом [текст] /
А. Егоршин // Высшее образование в России. – 2007. –  № 10. – С. 31-35.

15. Егоршин, А. Рынок высшего образования в посткризисный пе­риод [текст] / А. Егоршин // ЭКО. –  2008. –  № 10. – С. 93-101.

16. Жукова, Т. В. Экономическая устойчивость Российских вузов [текст] /
Т. В. Жуков // Университетское управление: практика и анализ. – 2008. – №6. – С. 67-68.

17. Зернов, В.А. Конкурентоспособность образования как условия развития конкурентоспособной экономики [текст] / В.А. Зернов // Вестник выс­шей школы . –  2008. – №4. –  С. 14-24.

18. Зонова, А.В. Методика оценки уровня образовательных услуг и реинжиринг учебного процесса [текст] / А.В. Зонова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – №4. – С. 123-127.

19. Измайлова, М. Потребители образовательных услуг: модели по­ведения [текст] / М. Измайлова // Проблемы теории и практики управления. – 2009. – №2. – С. 107-117.

20. Кельчевская Н.Р., Мухамедьяров Р.В. Организационно – правовая структура государственных высших учебных заведений // Университетское управление. – 2009. – №3. – С. 8-11.

21. Князева И.В. Комплексная оценка деятельности вуза: баланс необходимого и достаточного // Высшее образование сегодня. – 2009. – №1. – С. 10–13.

22. Кулагин В. Основные тенденции модернизации управления в сфере высшего образования // Высшее образование в России. – 2008. – №3. – С. 156–164.

23. Колесов, В. Двухступенчатое высшее образование: 15 аргумен­тов "за" [текст] / В. Колесов // Высшее образование в России. – 2008. – № 3. – С. 24-29.

24. Корчагова, Л.А. Оценка конкурентоспособности вуза [текст]/ Л.А. Корчагова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. –  № 5. – С. 48-54.

25. Лазарев В.А., Мохначев С.А. Конкурентоспособность вуза как объект управления. Монография. – М.: Изд. дом «Пригородные вести». – 2003. – С. 71.

26. Лукина А.В., Лукин А.А. Создание конкурентного преимущества на основе дифференциации // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008 – №3. С. 55–56.

27. Ливандовская, А. Внешняя и внутренняя среда вуза: влияние на качество образования [текст] / А. Ливандовская // Высшее образование в России. – 2006. – №7. – С. 152-155.

28. Малин А.С. Межвузовская и внутривузовская конкуренция образовательных программ высшего профессионального образования // Современная конкуренция. – 2009 – №6. С. 49–56.

29. Мансуров Р.Е. Об экономической сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «управление конкурентоспособностью предприятия». // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008 – №2. – С. 91–94.

30. Мохначев С.А. Современная тенденция развития управления конкурентоспособностью вуза. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – №1. – С. 67–71.

31. Майсаков, Д.Л. Управление предпринимательской деятельностью государственного ВУЗа [текст]: автореф. дис. на соискание к.э.н. /
Д.Л. Майсаков – Тюмень: 2002. – 20 с.

32. Малыгина, Е.Н. Методика формирования комплексной страте­гии развития вуза – лидера регионального рынка образовательных услуг // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. – №3. – С. 59-64.

33. Мельник, Т.И. Маркетинговая приоритезация и позиционирование образовательных услуг вуза [текст]: автореф. дис. на соискание к.э.н. /
Т.И. Мельник. – Волгоград: 2008. – 26 с.    

34. Мильгуй Т. Кризис и конкурентоспособность вузов [текст] / Т. Мильгуй // Человек и труд. – 2009. – №8. – С. 69-70.

35. Митрофанова, Т. Ю. Бренд как фактор повышения конкуренто­способности вуза [текст] / Т. Ю. Митрофанова // Маркетинг в России и за рубе­жом. –2009. – №2. – С. 113-120.

36. Московкин, В. Рейтинг университетов как инструмент управле­ния конкурентоспособностью [текст] /В. Московин / Вестник высшей школы. – 2008. – №2. – С. 22-31.

37. Мохначев, С. Управление конкурентоспособностью вуза: современные особенности [текст] / С. Мохначев // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 10. – С. 39-43.

38. Мохначев, С.А. Современные тенденции развития управления конкурентоспособностью вуза [текст] / С.А. Мохначев // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – №1. – С. 67-71.

39. Неретина, Е.А. Рыночная ориентация процессов формирования и продвижения образовательных услуг высшего учебного заведения /
Е.А. Неретина, А.Б. Макарец // Интеграция образования . – Б.м. – 2008 . –  2 . – С. 18-24 .

40. Основы личной конкурентоспособности: учеб. пособие / Резник С.Д., Сочилова А.А. // под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Резник С.Д.. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М. – 2009. – 251 с. – (Высшее образование).

41. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. / Царев В.В., Кантарович А.А., Черныш В.В.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 799 с.

42. Ованесян, Н., Лебедев, В. Маркетинг образовательных услуг [текст] /
Н. Ованесян, В. Лебедев // Высшее образование в России. – №6. –  2005. – С. 158-159.

43. Панкрухин, А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании / А.П. Панкрухин – М.: Интерпракс, 1995. –  237 с.

44. Перминова, О.М. Маркетинговое управление платными образо­вательными услугами государственного вуза: монография / Перминова О.М. – Екатеринбург; Ижевск: Изд-во ИЭ УрО РАН, 2007. – 206 с.

45. Полищук, А.Л. Качество высшего образования в России: роль конкуренции и рынка труда [текст]/Л.И. Полищук / Вопросы образования. – 2008. – № 1. – С. 70-81.

46. Паймук А.Д. Проблемы определения сущности конкурентоспособности. // Вестник СГСЭУ. – 2009 – №3. – С. 121–123.

47. Позиционирование ВУЗа. // Университетское управление: практика и анализ. – 2008 – №4. – С. 143–144.

48. Прахова, Т.С. Понятие и сущность конкурентоспособности [текст] // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». – 2005. – №2. – С. 42-46.

49. Романова И.Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения. – Ульяновск: Средневолжский научный центр. – 2008. – 140 с.

50.  Романов, А.А. Потребители и рынок образовательных услуг [текст] /
А. А. Романов // Высшее образование сегодня. –  2006. – № 9. – С. 14-19.

51. Рубин, Ю. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования [текст] / Ю. Рубин // Высшее образова­ние в России. – 2007. –  № 1. – С. 26-41.

52. Савенкова Ю.С. Управление конкурентоспособностью вуза в современных социально – экономических условиях // Вопросы образования. – 2010 – №4. – С. 35-39.

53. Садовая Е., Андрукович Л. Современные системы образования – ответ на вызовы новой реальности // Человек и труд. – 2009 – №4. С. 40–44.

54. Самсонова А.А. О потенциале конкурентоспособности организации // Вестник СГСЭУ. – 2010 – №3. –  С. 88-89.

55. Система и механизмы управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения [Текст]: моногр. / Резник С.Д., Джевицкая Е.С., Чаусова Ю.С.; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Резник С.Д.. – Пенза: ПГУАС. – 2010. – 148 с.

56. Савенкова, Ю.С., Кодорова, Е.В. Проблема трудоустройства студёнтов и выпускников в современных экономических условиях [текст] / Ю.С. Савенкова, Кодорова, Е.В. // Материалы докладов XVI международной на­учной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов 2009". М.: МАКС Пресс. –  2009. – С. 39-47.

57. Савенкова, Ю.С. Проблема взаимоотношений вузов с работода­телями [текст]/ Ю.С. Савенкова // Аккредитация в образовании. – Йошкар Ола. – 2008. – №22. –  С. 42.

58. Сагинова, О.В. Природа и характеристики образовательных ус­луг [текст] / О.В. Сагинова // Маркетинг. – 2005. – №3 (82). –  С. 53-63.

59. Сергеева, М. Г. Методические аспекты исследования рынка об­разовательных услуг при подготовке конкурентоспособного специалиста [текст] / М. Г. Сергеева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. –  №6. – С. 2­94.

60. Сизов, В. Стратегический анализ внешней и внутренней среды образовательного учреждения [текст] / В. Сизов // Вестник высшей школы "Alma mater". – 2004. – №9. –  С. 16-21.

61. Старостина Т.В. Вузы на рынке образовательных услуг. Социологические исследования. – 2003. – №4. – С. 121-126.

62. Тарасова И.Б. Проблема методологии управления отечественной системой образования // Приволжский научный журнал. – 2009 – №1. – С. 239–243.

63. Трайнер В.А., Мкртчян С.С., Савельев А.Я. Повышение качества высшего образования в Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. – М.: Издательство – торговая корпорация «Дашков и К». 2008. – 392 с.

64. Тебуева, А.С. Эффективность функционирования высших учеб­ных заведений в условиях формирования рынка образовательных услуг в Рос­сии: дисс. канд. экон. наук / А. С. Тебуева. – Кисловодск. – 2007. – 156 с.

65. Университетский вестник. Отчет ректора «Об итогах работы университета за 2010г.» – №2 – февраль.

66. Управление высшим учебным заведением: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Резника С.Д. и д-ра физ-мат. наук Филиппова В.М. – Пенза: ПГУАС. –  2009. – 850 с.

67. Управление молодежной политикой в вузе: моногр. / Малышев А.В., Коновалова Е.С. – Пенза: ПГУАС. –  2009. – 158 с.

68. Фатхутдинов Р.А. Ориентация на конкурентоспособность // Высшее образование в России. – 2008. – №9. – С. 38–44.

69. Фатхутдинов Р.А. Сущность конкурентоспособности // Современная конкуренция. – 2009 – №3. – С. 99–129.

70. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью ВУЗа. // Высшее образование в России. – 2009 – №9. – С. 37–38.

71. Филатов, С. Региональные модели рынка образовательных услуг [текст]/ С. Филатов//Высшее образование в России. – 2003. – №5. – С. 33-37.

72. Хайрец, A.A. Интеллиджент – маркетинг как инструмент по­вышения конкурентоспособности вуза [текст]: автореф. дис. на соискание к.э.н./ A.A. Хайрец-Волгоград: 2008. – 20 с.

73. Шевченко, Д. Маркетинговые исследования рынка образова­тельных услуг в России [текст] / Д. Шевченок // Маркетинг в России и за рубежом. –  2003. – №4. –  С. 24-31.

74. Шаковалов Н.А. Образовательное пространство в России. – 2009 – №12. – С. 100–103.

75. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.: Наука. – 1987. – С. 245.

76. Сайт Пензенского государственного педагогического университета – [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.spu-penza.ru.

77. Сайт Пензенского государственного университета – [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.pnzgu.ru.

78. Сайт Пензенского государственного университета архитектуры и строительства – [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.pguas.ru.

79. Сайт Пензенской государственной сельскохозяйственной акаде­мии – [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.pgsxa.ru.

80. Сайт Пензенской государственной технологической академии – Электронный ресурс] – Режим доступа: www.pgta.ru.

81. Федеральная служба государственной статистики – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.rn/.

82. Территориальный орган Федеральной Службы государственной статистики по Пензенской области – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pnz.gks.ru/about/default.aspx.


















Дата: 2019-12-10, просмотров: 210.