Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………... 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВУЗА, ЗА СЧЕТ АКТИВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………...   9
1.1. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВУЗА       НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ.…………………..   9
1.2. ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ       ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-       ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ………………..…………….     16
1.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ       КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА ЗА СЧЕТ       АКТИВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ       ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………….............................................   31
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА…………………….….     40
2.1. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА……………. 40
2.2. ОЦЕНКА ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА       КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА………………..………   50
2.3. АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ…........... 55
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА ЗА СЧЕТ АКТИВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………..   63
3.1. МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ       КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВУЗА……………………..   63
3.2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ       КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА……………………….   71
3.3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ       КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ       ПРОГРАММЫ ВУЗА …………………….………………………     80
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА…………….…….… 87
5. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА………………. 92
6. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА………….…………. 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..……….. 108
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………… 113
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………… 121
ПРИЛОЖЕНИЯ  
ПРИЛОЖЕНИЕ А: АНКЕТА ДЛЯ СТУДЕНТА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ «АНАЛИЗ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА»…………..     123
ПРИЛОЖЕНИЕ Б: ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЗНАЧИМОСТИ КЛЮЧЕВЫХ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА ……………     131
ПРИЛОЖЕНИЕ В: СВОДНЫЕ ДАННЫЕ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА……………….…………………………………..……......   132

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Данный дипломный проект является частью комплексного дипломного проекта «Управление конкурентоспособностью вуза за счет активизации системы внешних факторов его деятельности», который был выполнен по заказу кафедры «Менеджмент» Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.

Конкурентоспособность это свойство вуза, отражающее степень его реальной и потенциальной способности оказывать образовательные услуги с качественными характеристиками, соответствующим требованиям потребителей по более привлекательным ценовым и неценовым параметрам, чем у конкурентов, и получать при этом эффект, позволяющий постоянно обеспечивать конкурентоспособность вуза.

Проблема управления конкурентоспособностью вуза в последние годы активно исследуется учеными различных научных направлений. Актуальность исследований по этой теме продиктована происходящими в стране социально–экономическими преобразованиями, развитием сектора негосударственных высших учебных заведений в сфере отечественного высшего образования, вхождением России в мировое образовательное пространство.

Высшее образование претерпевает серьезные изменения. Основные из них – это переход на многоуровневую систему профессионального образования, на основе государственного образовательного стандарта, реформирование организационно-экономического механизма функционирования высшей школы, развитие быстрыми темпами негосударственного сектора высшего образования. Все это усиливает конкурентную борьбу на рынке образовательных услуг. В этих условиях возникает вопрос повышения конкурентоспособности вуза, что и определяет актуальность темы дипломного проекта.

Цель дипломного проекта заключается в разработке рекомендаций, направленных на повышение конкурентоспособности вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности.

Объект исследования – Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.

Предмет исследования – система внутренних  факторов, влияющих на конкурентоспособность вуза.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- изучены теоретические и методические основы управления конкурентоспособностью вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности;

- дано определение конкурентоспособности вуза;

- изучены факторы, влияющие на конкурентоспособность вуза;

- дан анализ практики управления системой внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность вуза;

- проанализировано влияние системы внутренних факторов на конкурентоспособность вуза;

- разработаны рекомендации по повышению  эффективности управления конкурентоспособностью вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности;

- выполнен расчет экономической эффективности предложенных мероприятий;

- предложено программное обеспечение проекта;

- дано правовое обеспечение проекта.

Проблема повышения конкурентоспособности вуза за счет активизации системы внутренних  факторов его деятельности  сложна и многогранна. Над решением данной проблемы работали многие ученые, которыми разработаны ее различные теоретические и методические аспекты. Они изложены в работах ученых – экономистов, в частности Балыхина Б.А., Бонюшко Н.А, Лазарева В.А., Мохначева С.А., Резника С. Д, Романова И. Б, Фатхудинова Р.А. и ряда других экономистов. В качестве источников информации для анализа были использованы правовые, нормативные акты ПГУАС, результаты анкетного опроса и материалы официального сайта ПГУАС.

Научная новизна дипломного проекта состоит в исследовании основ конкурентоспособности вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности, а также в разработке модели конкурентоспособности  вуза.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что определена специфика конкурентоспособности вуза, установлено влияние системы внутренних факторов для повышения конкурентоспособности вуза, определены направления развития вуза посредством совершенствования системы внутренних факторов его деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных положений и результатов дипломного проекта руководством ПГУАС с целью повышения конкурентоспособности вуза. Результаты и выводы теоретического исследования и аналитической части работы могут быть полезны для обучения студентов по экономическим специальностям в сфере образования. Разработанные рекомендации и модель конкурентоспособности  вуза могут быть использованы другими вузами для повышения их конкурентоспособности.

Структурно работа состоит из шести разделов.

В первом разделе рассмотрены теоретические и методические основы управления конкурентоспособностью вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности. Сделано обобщение теоретических подходов к понятию конкурентоспособности вуза и системы внутренних факторов.

Во втором разделе дана оценка системы внутренних  факторов влияющих на конкурентоспособность вуза. А именно: дан анализ конкурентоспособности вуза, произведена оценка внутренних факторов, влияющих на  конкурентоспособность вуза, дан анализ ключевых внутренних факторов.

В третьем разделе предложены рекомендации по повышению конкурентоспособности вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности. Также разработана модель конкурентоспособности вуза.

В четвертом разделе выполнена экономическая  оценка конкурентоспособности вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности.

В пятом разделе предложено программное обеспечение проекта. Дано описание всех программ необходимых для работы руководителям и специалистам в сфере менеджмента.

В шестом разделе предложено правовое обеспечение проекта. Приведены законы и иные нормативные акты в сфере высшего профессионального образования.

 

 


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВУЗА ЗА СЧЕТ АКТИВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВУЗА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ



Рис. 2.5.Средняя априорная диаграмма ранжирования основных факторов, влияющих на систему конкурентоспособности вуза

 

Факторы, для которых bср меньше 0,113 из дальнейшего рассмотрения исключаются (горизонтальна линия параллельно оси ОХ).

Для количественной оценки степени согласованности мнений всех специалистов был определен коэффициент конкордации (фор. 2.1).

.                              (2.1)

Низкое значение коэффициента конкордации (согласованности) равное 0,094 свидетельствует о том, что проблема исследования факторов, определяющих эффективность управления конкурентоспособностью вуза, является слабо изученной.

Кроме того, было проведено сравнение фактического с предпочтительным уровнем влияния факторов, влияющих на эффективность управления конкурентоспособностью вуза, по мнению экспертов. Для этого в данном исследовании оценивалась важность влияния указанных выше факторов на систему по формуле:

,                                         (2.2)

где - сумма рангов i -го показателя (компонента), который определяется
   формулой:

.                                      (2.3)

Э i эффект от влияния i-го фактора на конечный результат в %.

Таблица 2.6

Фактическое и предпочтительное влияние факторов на управления конкурентоспособностью вуза

п/п

Наименование группы качеств

Фактический эффект от влияния i- го фактора (в %)

Предпочтительный эффект от влияния i- го фактора (в %)

Отклонение
итого (п.3-п.4)
1 2 3 4 5
1 Х1 31,3 18,8 12,5
2 Х2 52,1 50 2,1
3 Х3 47,9 56,3 -8,4
4 Х4 27,1 58,3 -31,2
5 Х5 45,8 39,6 6,2
6 Х6 47,9 70,8 -22,9
7 Х7 50 12,5 37,5
8 Х8 47,9 43,8 4,1

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………... 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВУЗА, ЗА СЧЕТ АКТИВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………...   9
1.1. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВУЗА       НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ.…………………..   9
1.2. ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ       ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-       ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ………………..…………….     16
1.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ       КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА ЗА СЧЕТ       АКТИВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ       ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………….............................................   31
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА…………………….….     40
2.1. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА……………. 40
2.2. ОЦЕНКА ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА       КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА………………..………   50
2.3. АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ…........... 55
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА ЗА СЧЕТ АКТИВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………..   63
3.1. МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ       КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВУЗА……………………..   63
3.2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ       КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА……………………….   71
3.3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ       КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ       ПРОГРАММЫ ВУЗА …………………….………………………     80
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА…………….…….… 87
5. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА………………. 92
6. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА………….…………. 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..……….. 108
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………… 113
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………… 121
ПРИЛОЖЕНИЯ  
ПРИЛОЖЕНИЕ А: АНКЕТА ДЛЯ СТУДЕНТА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ «АНАЛИЗ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА»…………..     123
ПРИЛОЖЕНИЕ Б: ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЗНАЧИМОСТИ КЛЮЧЕВЫХ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА ……………     131
ПРИЛОЖЕНИЕ В: СВОДНЫЕ ДАННЫЕ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА……………….…………………………………..……......   132

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Данный дипломный проект является частью комплексного дипломного проекта «Управление конкурентоспособностью вуза за счет активизации системы внешних факторов его деятельности», который был выполнен по заказу кафедры «Менеджмент» Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.

Конкурентоспособность это свойство вуза, отражающее степень его реальной и потенциальной способности оказывать образовательные услуги с качественными характеристиками, соответствующим требованиям потребителей по более привлекательным ценовым и неценовым параметрам, чем у конкурентов, и получать при этом эффект, позволяющий постоянно обеспечивать конкурентоспособность вуза.

Проблема управления конкурентоспособностью вуза в последние годы активно исследуется учеными различных научных направлений. Актуальность исследований по этой теме продиктована происходящими в стране социально–экономическими преобразованиями, развитием сектора негосударственных высших учебных заведений в сфере отечественного высшего образования, вхождением России в мировое образовательное пространство.

Высшее образование претерпевает серьезные изменения. Основные из них – это переход на многоуровневую систему профессионального образования, на основе государственного образовательного стандарта, реформирование организационно-экономического механизма функционирования высшей школы, развитие быстрыми темпами негосударственного сектора высшего образования. Все это усиливает конкурентную борьбу на рынке образовательных услуг. В этих условиях возникает вопрос повышения конкурентоспособности вуза, что и определяет актуальность темы дипломного проекта.

Цель дипломного проекта заключается в разработке рекомендаций, направленных на повышение конкурентоспособности вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности.

Объект исследования – Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.

Предмет исследования – система внутренних  факторов, влияющих на конкурентоспособность вуза.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- изучены теоретические и методические основы управления конкурентоспособностью вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности;

- дано определение конкурентоспособности вуза;

- изучены факторы, влияющие на конкурентоспособность вуза;

- дан анализ практики управления системой внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность вуза;

- проанализировано влияние системы внутренних факторов на конкурентоспособность вуза;

- разработаны рекомендации по повышению  эффективности управления конкурентоспособностью вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности;

- выполнен расчет экономической эффективности предложенных мероприятий;

- предложено программное обеспечение проекта;

- дано правовое обеспечение проекта.

Проблема повышения конкурентоспособности вуза за счет активизации системы внутренних  факторов его деятельности  сложна и многогранна. Над решением данной проблемы работали многие ученые, которыми разработаны ее различные теоретические и методические аспекты. Они изложены в работах ученых – экономистов, в частности Балыхина Б.А., Бонюшко Н.А, Лазарева В.А., Мохначева С.А., Резника С. Д, Романова И. Б, Фатхудинова Р.А. и ряда других экономистов. В качестве источников информации для анализа были использованы правовые, нормативные акты ПГУАС, результаты анкетного опроса и материалы официального сайта ПГУАС.

Научная новизна дипломного проекта состоит в исследовании основ конкурентоспособности вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности, а также в разработке модели конкурентоспособности  вуза.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что определена специфика конкурентоспособности вуза, установлено влияние системы внутренних факторов для повышения конкурентоспособности вуза, определены направления развития вуза посредством совершенствования системы внутренних факторов его деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных положений и результатов дипломного проекта руководством ПГУАС с целью повышения конкурентоспособности вуза. Результаты и выводы теоретического исследования и аналитической части работы могут быть полезны для обучения студентов по экономическим специальностям в сфере образования. Разработанные рекомендации и модель конкурентоспособности  вуза могут быть использованы другими вузами для повышения их конкурентоспособности.

Структурно работа состоит из шести разделов.

В первом разделе рассмотрены теоретические и методические основы управления конкурентоспособностью вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности. Сделано обобщение теоретических подходов к понятию конкурентоспособности вуза и системы внутренних факторов.

Во втором разделе дана оценка системы внутренних  факторов влияющих на конкурентоспособность вуза. А именно: дан анализ конкурентоспособности вуза, произведена оценка внутренних факторов, влияющих на  конкурентоспособность вуза, дан анализ ключевых внутренних факторов.

В третьем разделе предложены рекомендации по повышению конкурентоспособности вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности. Также разработана модель конкурентоспособности вуза.

В четвертом разделе выполнена экономическая  оценка конкурентоспособности вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности.

В пятом разделе предложено программное обеспечение проекта. Дано описание всех программ необходимых для работы руководителям и специалистам в сфере менеджмента.

В шестом разделе предложено правовое обеспечение проекта. Приведены законы и иные нормативные акты в сфере высшего профессионального образования.

 

 


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВУЗА ЗА СЧЕТ АКТИВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВУЗА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ



Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

http://diplomrus.ru/raboti/29163

Объединяя данные определения можно дать еще одно понятие «конкуренции». Под конкуренцией понимается ситуация наличия на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов (предприятий), при которой последние (предприятия) могут таким образом использовать свои конкурентные преиму­щества, чтобы успешно реализовывать свой товар и удовлетворять потребности потребителей[1].

Термин «конкурентоспособность» используется применительно и к создаваемой продукции, и к элементам экономических систем, то есть в настоящее время все большее количество исследователей уделяет внимание вопросам изучения конкурентоспособности отдельных предприятий, городов, регионов, стран, технологий, работников и даже нормативных актов. В последние годы появилось также понятие кластерной конкурентоспособности. Кластер – это группа сопутствующих, взаимосвязанных компаний и связанных с ним организации, согласованной действующих в интересах создания конечной конкурентоспособной продукции. Поэтому многоуровневая структура экономической категории «конкурентоспособность» с учетом совре­менных тенденций должна быть дополнена конкурентоспособностью класте­ров. Таким образом, данный термин может рассматриваться на уровне предприятия, кластера, отрасли, региона, страны (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Дата: 2019-12-10, просмотров: 207.