Общая характеристика Земельного кодекса РФ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

О необходимости подготовки нового кодифицированного законодательного акта о земле стали говорить сразу же после издания ЗК РСФСР С принятием новой К ситуация с развитием ЗЗ существенно изменилась. С избранием нового Президента и новой ГД появились возможность создать ЗК. Было много острых дискуссий по поводу первых проектов.Основное значение ЗК состоит в том, что он окончательно закрепил результаты проводимых в последние годы земельных преобразований.По своей структуре ЗК принципиально не отличается от одноименных кодексов, ранее принятых в нашей стране. Сохраняя деление земель на категории Он вобрал в себя нормы, которые уже были закреплены в других законодательных актах Земельный кодекс Российской Федерации является результатом компромисса. С одной стороны ЗК составлен в стиле традиционном для советского ЗП С другой стороны, ЗК узаконил итоги земельной реформы Компромиссный характер Земельного кодекса Российской Федерации не умаляет политического, экономического и правового значения этого законодательного акта. ЗК состоит из 18 глав, в которых содержится 103 статьи. 1) определяются общие вопросы, касающиеся всех категорий земель, и устанавливается правовой режим каждой категории земель по отдельности. ЗК гов что земля является особого рода товаром, недвижимостью. ЗК требует разграничить государственную собственность на землю на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность. Говорит о титулах владения. Большое значение имеют нормы ЗК которые сужают круг лиц, обладающих земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения. ЗК существенно ограничивает применение таких неизвестных большинству правовых систем вещных прав, как право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения. ЗК урегулировал вопросы, касающиеся права постоянного ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитуты), а также установил особенности аренды и купли-продажи земельных участков. Значительная часть ЗК регулирует отношения, связанные с приобретением прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Основополагающую роль играют нормы ЗК об оборотоспособности земельных участков ЗК урегулировал проблемы государственного управления землями. Принятие ЗК является не только правовым, но и политическим и экономическим событием

 

15.Понятие и общая характеристика права собственности на землю.

Пр собств (в объективном смысле)- совокупность норм ЗП, регулирующих отношения по вл, пользованию и распоряжению З в целях ее рационального использования и охраны Пр собст ( в субъективном смысле) –совокупность правомочий собственника по вл, пользованию и распоряжению З. Этот институт главный в системе ЗП, т.к он определяет содержание всех других институтов. Пр собств должно обеспечивать сочетание публичных и частных интересов учитываю значение З в жизни общества. Следовательно, не все земли не могут передаваться в частную собст могут быть ограничены. Содержание пр соб составляют правомочия вл, пользования и распоряжения зем уч. Пользование землей –это возможность извлечь ее полезные сво-ва: размещать на ней постройки и сооружения, выр продукцию и т.д Правомочия распоряжения- возможность для собсв определять юр судьбу зем уч. Он вправе отчуждать его, передавать, отдавать в залог. Но они могут быть ограничены законом ст 27 ЗК. Земли изъятые из оборота и ограниченные в обороте. Пр собст защищаются законом. Есть 3 формы собственности: част, гос и мун.

16. Формы, объекты и субъекты права собственности на землю.

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Частная собственность   Собственностью гр и юр лиц являются земельные участки, приобретенные гр и юр лицами по основаниям ЗК. 2. Гр и юр лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в гос или мун собственности, могут быть предоставлены в собственность гр и юр лиц, за исключением земельных участков не могут находиться в ЧС. Субъекты: физ и юр л. В соот п1 ст 215 ГК . В собственности гр и юр л может находиться любое имущество за искл отдельных видов имущества кот в соот с з-ом не может принадлежать гр или юр л. Согласно п 2 ст 27 СК не могут находиться в частной собственности зем уч изъятые из гражданского оборота. Этот перечень будет установлен п4 ст 27 ЗК.4. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: 1) заповедниками и национальными парками; 2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности ВС; 3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; 4) объектами организаций ФСБ; 5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны; 6) объектами использования атомной энергии 7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; и тд 5. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: 1) в пределах особо охраняемых природных территорий 2) из состава земель лесного фонда; 3) в пределах которых расположены водные объекты 4) занятые особо ценными объектами культурного наследия 5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности и т.дП 8. ст 27 ЗК Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования. П 3. ст 15 Ин граждане, апатриды и ин юр лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом, а так же перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков. П 9. ст 36 ЗК Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение земельных участков в собственность. Т.о эти нормы гарантируют ин гр, собственникам зданий, сооружений преимущественное право покупки (аренды) з уч на кот они расположены. Исключением РФ явл то когда Президент РФ устанавливает зданий под кот ин гр приватизировать з не могут. Ин гр не могут приватизировать земли сельхоз назначения. В соот с законом об образовании земель сельскохозяйственного назначения. В зарубежных странах Китай, Испания, Таиланд – ин гр не могут иметь в частной собственности земли. Турция, США и тд –не продаются земли сельхоз назначения. Мексика- приграничные территории. Понятие ин гр также в разных государствах дается по разному. Разграничение ЧС: 1) Общая А)долевая Б)совместная ( супруги, крестьянско- фермерские хозяйства)Г) индивидуальная 2)государственная Гос собственностью являются земли, не находящиеся в собственности гр, юр лиц или МО. 2. Разграничение на собственность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов и собственность МО (муниципальную собственность).. В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми Фз; право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным ГК.. В собственности субъектов РФ находятся земельные участки: которые признаны таковыми ФЗ; право собственности субъектов на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации пред ГКСт 9 К не выделяет отдельного субъекта права гос собственности. Субъекты: РФ, субъекты РФ (это образования). Разграничение гос собственности осуществляется в соот с ФЗ №137В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственностиРФ; земельные участки, предоставленныеОГВ РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные.Ст 17, 18 говорит об иных основаниях возникновения гос собственности: 1)при разграничении гос собственности 2)из НА и актов гос органов, на основаниях предусмотренных в ГЗ-ве. 3)Сделки к-пр, вывороченное имущество и т.д 3)муниципальная. В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми ФЗ и принятыми в соответствии с ними законами субъектов; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным ГК.3. В собственность МО для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ.Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.В ЗК Пон муниципальная собственность не дается. П 3 ст 3 (прим) ФЗ №137. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих МО; земельные участки, предоставленные ОМС соответствующих МО, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям;Объектом явл индивидуализированное имущество ( земельные уч, земельная доля в праве общей долевой собственности на земельных участках).

Субъекты –РФ, субъекты РФ, МО, физ и юр л.

Содержание права собственности на землю. Ограничения правомочий собственника и их социальная природа.

собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков; ст 5 ЗК. Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным ГК,  ФЗ, и подлежат гос регистрации в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".Эта статья носит отсылочный характер. Ст 8 Называет основания возникновения гражданских прав и обязанностей ( акты гос органов, сделки, договоры, судебные решения, в том числе и приватизация земли). Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном ГК. Эта ст также имеет отсылочный характер. Добровольное основание: 1) отказ от права собственности 2) сделка связанная с отчуждением Принудительные основания: в судебном порядке.Ст 284. Изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением Ст 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства ОГВ и ОМСУ, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются ЗЗ. 2. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.3. Если собственник не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд. Выкуп зем уч Плата за земельный участок, изымаемый для гос или му нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство РФ, субъекта РФ или  МО уплатить выкупную цену за изымаемый участок. 2. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, в том числе упущенную выгоду. 3. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену. Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный ОИВ, ОИВ субъекта или ОМС, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.  Добровольный отказ от пр собственности Ст 53 п. 2. При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается ГК. Содержание пр соб составляют правомочия вл, пользования и распоряжения зем уч.  Пользование землей –это возможность извлечь ее полезные сво-ва: размещать на ней постройки и сооружения, выр продукцию и т.д Правомочия распоряжения- возможность для собсв определять юр судьбу зем уч. Он вправе отчуждать его, передавать, отдавать в залог. Но они могут быть ограничены законом ст 27 ЗК. Земли изъятые из оборота и ограниченные в обороте. Пр собст защищаются законом.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 267.