Историю правового регулирования зем. отношений целесообразно проанализировать с периода русского земельного права, отмены крепостного права, крестьянской реформы 1861 года; аграрной реформы П.А. Столыпина; изменений в аграрно-правовых отношениях в период буржуазно-демократической республики в России (февраль — октябрь 1917 г.).В результате реформы 1861 г. крепостное право было отменено. Крестьяне получили полит. свободу. Однако зем. вопрос решался долго и привязанность к помещику сохранялась долгие годы.Основные принципы реформы: 1) сохранение за прежними землевладельцами-помещиками собственности на землю. Крестьяне могли получить собственность на надел только после выкупа или отработки; 2) крестьяне признавались субъектами земельно-правовых отношений только в составе общины; 3) обеспечение казенного интереса при реорганизации зем. отношений. Главной особенностью и главным внутренним противоречием ре формы 1861 г. было то, что она не затронула в целом земельно-правовых отношений. Все виды земельной собственности и поземельных прав, закрепленные Сводом законов, сохранились без существенных изменений. Право распоряжения своим наделом в рамках общинного владения было для крестьянина ограничено согласием всей общины на выдел крестьянского надела в участковое владение. Право распоряжения Участковой надельной собственностью было менее ограничено. Государство выступало кредитным посредником, предоставляя крестьянам кредит по уплате выкупной суммы на 48 лет. Несмотря на финансовую поддержку помещиков и крестьян, большая часть земель, предоставленных крестьянам по реформе 1861 г., не стала объектом права собственности. За 44 года после Манифеста 19 февраля 1861 г. было выкуплено незначительное количество земельных наделов.
В течение столетий в России существовала община - объединение крестьян, сообща арендовавших землю у помещиков, монастырей, у сановников и т.п. Община устраивала правительство, поскольку обеспечивала централизованный сбор налогов (податей), определенную управляемость общиной, способствовала существованию круговой поруки.К недостаткам общин следует отнести регулярный передел зем. наделов, что порождало незаинтересованность крестьян в повышении плодородия почв, так как надел «уйдет» к другому. Крестьяне, объединенные в общины, нередко совершали коллективные акции против помещиков, органов гос-ва.Несовершенство зем. строя в России сделали аграрный вопрос одним из важнейших на пути надвигающейся революции 1905-1907 гг. В аграрных программах большинства политических партий в России накануне революции предусматривались требования о коренном изменении зем. строя России и всей системы зем. отношений и ликвидации частной собственности на землю.Столыпин же предлагал предоставить крестьянам землю в частную собственность в целях создания крепких крестьянских хозяйств фермеров. Крестьянин мог получить землю на прежнем месте у общины, и его земли без всяких переделов сводились в земельный участок-отруб, или он мог переехать в другое место и получить землю на хуторе. Для выкупа земли у государства или общины и обзаведения хозяйством крестьянам выдавались ссуды через Крестьянский банк на льготных условиях с рассрочкой выплат до 50 лет. Главной задачей Столыпинской реформы, которая началась 9 ноября 1905 года, явилось разрушение общины, что позволило снизить сплоченность крестьян для антигосударственных выступлений и создавало мощный класс индивидуалов, собственников земли.Но против аграрных реформ Столыпина единодушно выступали царь и бюрократия всех мастей, не желавшие разрушения общины, а также социал-демократы и другие партии, так как частная собственность означала бы гибель всех революционных доктрин. После свержения в России монархии в ходе Февральской революции в 1917 г. на второй день был принят Декрет о земле. Основная задача — дать крестьянам землю, но на самом деле о собственности крестьян на землю не говорилось.
12.Земельное законодательство советского периода.
Анализ истории земельных отношений в годы Советской власти по советскому земельному праву с позиций развития или ущемления свободных рыночных отношений позволяет выделить четыре основных периода: 1. донэповский (1917—1921 гг.); 2. нэповский (1921—1928 гг.); 3. социалистический (1928—1985 гг.) и 4. перестроечный (с 1985 г. по настоящее время).Придя к власти, большевики вынуждены б. определенное время продолжать путь Временного правительства, внося лишь поправки в стихийно протекающую аграрную революцию в России. Первый период характеризовался тем, что в нем закладывались основы будущего социалистического земельного права и были сформулированы некоторые принципы, такие как трудовой характер землепользования граждан, предоставление земли в пользование тому, кто желает обрабатывать ее своим трудом при помощи своей семьи. Наемный труд не допускался. Земля предоставлялась в пользование в первую очередь тем, кто желал работать на ней не для извлечения личных выгод, а для общественной пользы. При предоставлении земли приоритетом пользовались социалистические формы землепользования.Второй период характеризовался тем, что было устранено уравнительное землепользование, введенное Декретами «О земле» 1917 г., «О социализации земли» 1918г. Ослабляется излишнее гос. администрирование отношений землепользования, продразверстка заменяется продналогом, а взимание сельхозпродукции из государственного превращается в налоговое. Снабжение сельского хозяйства материально-техническими средствами из принудительного бесплатного превращается в договорно-возмездное. Землеустройство приобретает характер добровольный, и основой нового направления в землеустройстве становится не межхозяйственное, а внутрихозяйственное землеустройство.Земельное законодательство было кодифицировано, разработан Зем. кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 декабря 1922 г.Зем. кодекс РСФСР 1922 г., сохранивший свое действие до 1970 г., ввел ряд рыночных положений для земельных отношений, разрешив трудовую аренду земли, вспомогательный наемный труд, обеспечив устойчивость землепользования и т.д. Вместе с тем кодекс «навсегда отменил право частной собственности на землю». Все земли сельскохозяйственного назначения составили единый гос. земельный фонд. Покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли запрещались под страхом уголовной ответственности. Прекращение права землепользования допускалось в двух случаях: когда земля не использовалась без уважительных причин; когда земля сдавалась в аренду с нарушением закона.Закон «О трудовом землепользовании» 1922 г. Кодекс носил преимущественно «крестьянский» уклон, сосредоточив большую часть правового регулирования на землях сельскохозяйственного назначения. Были созданы предпосылки для кооперирования крестьян в сельском хозяйстве, определены целевые рамки, способы и возможности кооперирования усилий крестьян для ведения совместного хозяйства.При с/х деятельности использовалась только поверхность земли. На полезные ископаемые «право трудового пользования не распространялось», так как это не вытекало из основного хозяйственного назначения - ведения сельхозпроизводства (за исключением общераспространенных ископаемых - глины, песка).С объединением России с союзными республиками и образованием Союза ССР возникла необходимость создания общесоюзного земельно-правового нормативного акта, каковым явились Общие начала землепользования и землеустройства, принятые постановлением ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г. Этот акт устанавливал исключительную государственную собственность на землю, вводил запрещение сделок с землей, поощрял коллективные формы землепользования и т.д.В период коллективизации с/х и принятия Примерных Уставов сельхозартелей 1930 и 1935 гг. все полевые наделы крестьян слились в единый зем. массив, а земли, занимаемые колхозами, были закреплены за ними в бессрочное пользование. Члены колхоза не получали права на какие-либо доли в земельном массиве колхоза, а в случае их выбытия из колхоза не имели права на получение земли за счет его зем. площади.Сложившаяся практика была закреплена Конституцией СССР 1936 г. - исключительная гос. собственность на землю. Земля у колхозов была в бессрочном, бесплатном пользовании, т.е. навечно. Каждый колхозный двор мог иметь в личном пользовании небольшой приусадебный участок Военный период 1941-1945 гг. в определенной мере повторил опыт правового регулирования зем. и с/х отношений, применяемый Советским гос-вом в годы гражданской войны – с/х население осуществляло обязательные натурпоставки из своего подсобного хозяйства. Начиная с 1955 г. и по 1985 г. в сфере землепользования была осуществлена полоса реформ, направленная на наиболее эффективное использование земель в колхозах, совхозах и других с/х предприятиях. Приняты Основы зем. законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г., Зем. кодекс РСФСР 1970 г. Но это не привело к желаемым результатам.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 616.