Земельное законодательство в дореволюционной России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Историю правового регулирования зем. отношений целесо­образно проанализировать с периода русского земельного права, от­мены крепостного права, крестьянской реформы 1861 года; аграрной реформы П.А. Столыпина; изменений в аграрно-правовых отношени­ях в период буржуазно-демократической республики в России (фев­раль — октябрь 1917 г.).В результате реформы 1861 г. крепостное право было отменено. Крестьяне получили полит. свободу. Однако зем. во­прос решался долго и привязанность к помещику сохранялась долгие годы.Основные принципы реформы: 1) сохранение за прежними землевладельцами-помещиками собственности на землю. Крестьяне могли получить собственность на надел только после выку­па или отработки; 2) крестьяне признавались субъектами земельно-правовых отношений только в составе общины; 3) обеспечение казен­ного интереса при реорганизации зем. отношений. Главной особенностью и главным внутренним противоречием ре­ формы 1861 г. было то, что она не затронула в целом земельно-право­вых отношений. Все виды земельной собственности и поземельных прав, закрепленные Сводом законов, сохранились без существенных изменений. Право распоряжения своим наделом в рамках общинного владе­ния было для крестьянина ограничено согласием всей общины на вы­дел крестьянского надела в участковое владение. Право распоряжения Участковой надельной собственностью было менее ограничено. Государство выступало кредитным посредником, предоставляя крестьянам кредит по уплате выкупной суммы на 48 лет. Несмотря на финансовую поддержку помещиков и крестьян, большая часть земель, предоставленных крестьянам по реформе 1861 г., не стала объектом права собственности. За 44 года после Манифеста 19 февраля 1861 г. было выкуплено незначительное количество земельных наделов.

В течение столетий в России существовала община - объединение крестьян, сообща арендовавших землю у помещиков, монастырей, у са­новников и т.п. Община устраивала правительство, поскольку обеспечи­вала централизованный сбор налогов (податей), определенную управля­емость общиной, способствовала существованию круговой поруки.К недостаткам общин следует отнести регулярный передел зем. наделов, что порождало незаинтересованность крестьян в повы­шении плодородия почв, так как надел «уйдет» к другому. Крестьяне, объединенные в общины, нередко совершали коллективные акции против помещиков, органов гос-ва.Несовершенство зем. строя в России сделали аграрный во­прос одним из важнейших на пути надвигающейся революции 1905-1907 гг. В аграрных программах большинства политических партий в Рос­сии накануне революции предусматривались требования о коренном изменении зем. строя России и всей системы зем. отно­шений и ликвидации частной собственности на землю.Столыпин же предлагал предоставить крестьянам землю в частную собственность в целях создания крепких крестьянских хозяйств фер­меров. Крестьянин мог получить землю на прежнем месте у общины, и его земли без всяких переделов сводились в земельный участок-от­руб, или он мог переехать в другое место и получить землю на хуторе. Для выкупа земли у государства или общины и обзаведения хозяй­ством крестьянам выдавались ссуды через Крестьянский банк на льготных условиях с рассрочкой выплат до 50 лет. Главной задачей Столыпинской реформы, которая началась 9 ноября 1905 года, яви­лось разрушение общины, что позволило снизить сплоченность крес­тьян для антигосударственных выступлений и создавало мощный класс индивидуалов, собственников земли.Но против аграрных реформ Столыпина единодушно выступали царь и бюрократия всех мастей, не желавшие разрушения общины, а также социал-демократы и другие партии, так как частная собствен­ность означала бы гибель всех революционных доктрин. После свержения в России монархии в ходе Февральской револю­ции в 1917 г. на второй день был принят Декрет о земле. Основная за­дача — дать крестьянам землю, но на самом деле о собственности кре­стьян на землю не говорилось.

12.Земельное законодательство советского периода.

Анализ истории земельных отношений в годы Советской власти по советскому земельному праву с позиций развития или ущемления сво­бодных рыночных отношений позволяет выделить четыре основных периода: 1. донэповский (1917—1921 гг.); 2. нэповский (1921—1928 гг.); 3. социалистический (1928—1985 гг.) и 4. перестроечный (с 1985 г. по настоящее время).Придя к власти, большевики вынуждены б. определенное вре­мя продолжать путь Временного правительства, внося лишь поправки в стихийно протекающую аграрную революцию в России. Первый период характеризовался тем, что в нем закладывались ос­новы будущего социалистического земельного права и были сформу­лированы некоторые принципы, такие как трудовой характер земле­пользования граждан, предоставление земли в пользование тому, кто желает обрабатывать ее своим трудом при помощи своей семьи. Наем­ный труд не допускался. Земля предоставлялась в пользование в пер­вую очередь тем, кто желал работать на ней не для извлечения личных выгод, а для общественной пользы. При предоставлении земли при­оритетом пользовались социалистические формы землепользования.Второй период характеризовался тем, что было устранено уравни­тельное землепользование, введенное Декретами «О земле» 1917 г., «О социализации земли» 1918г. Ослабляется излишнее гос. ад­министрирование отношений землепользования, продразверстка заме­няется продналогом, а взимание сельхозпродукции из государственного превращается в налоговое. Снабжение сельского хозяйства материаль­но-техническими средствами из принудительного бесплатного превра­щается в договорно-возмездное. Землеустройство приобретает характер добровольный, и основой нового направления в землеустройстве стано­вится не межхозяйственное, а внутрихозяйственное землеустройство.Земельное законодательство было кодифицировано, разработан Зем. кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 декабря 1922 г.Зем. кодекс РСФСР 1922 г., сохранивший свое действие до 1970 г., ввел ряд рыночных положений для земельных отношений, раз­решив трудовую аренду земли, вспомогательный наемный труд, обес­печив устойчивость землепользования и т.д. Вместе с тем кодекс «навсегда отменил право частной собственно­сти на землю». Все земли сельскохозяйственного назначения состави­ли единый гос. земельный фонд. Покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли запрещались под страхом уголовной ответственности. Прекращение права землепользования допускалось в двух случаях: когда земля не использовалась без уважительных причин; когда земля сдавалась в аренду с нарушением закона.Закон «О трудовом землепользовании» 1922 г. Кодекс носил преимущественно «крестьянский» уклон, сосредо­точив большую часть правового регулирования на землях сельскохо­зяйственного назначения. Были созданы предпосылки для коопери­рования крестьян в сельском хозяйстве, определены целевые рамки, способы и возможности кооперирования усилий крестьян для веде­ния совместного хозяйства.При с/х деятельности использовалась только поверхность земли. На полезные ископаемые «право трудового пользо­вания не распространялось», так как это не вытекало из основного хо­зяйственного назначения - ведения сельхозпроизводства (за исключе­нием общераспространенных ископаемых - глины, песка).С объединением России с союзными республиками и образованием Союза ССР возникла необходимость создания общесоюзного земель­но-правового нормативного акта, каковым явились Общие начала зем­лепользования и землеустройства, принятые постановлением ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г. Этот акт устанавливал исключительную го­сударственную собственность на землю, вводил запрещение сделок с землей, поощрял коллективные формы землепользования и т.д.В период коллективизации с/х и принятия При­мерных Уставов сельхозартелей 1930 и 1935 гг. все полевые наделы крестьян слились в единый зем. массив, а земли, занимаемые колхозами, были закреплены за ними в бессрочное пользование. Чле­ны колхоза не получали права на какие-либо доли в земельном масси­ве колхоза, а в случае их выбытия из колхоза не имели права на полу­чение земли за счет его зем. площади.Сложившаяся практика была закреплена Конституцией СССР 1936 г. - исключительная гос. собственность на землю. Земля у колхозов была в бессрочном, бесплатном пользовании, т.е. на­вечно. Каждый колхозный двор мог иметь в личном пользовании не­большой приусадебный участок Военный период 1941-1945 гг. в определенной мере повторил опыт правового регулирования зем. и с/х отношений, применяемый Советским гос-вом в годы граждан­ской войны – с/х население осуществляло обяза­тельные натурпоставки из своего подсобного хозяйства. Начиная с 1955 г. и по 1985 г. в сфере землепользования была осуществлена поло­са реформ, направленная на наиболее эффективное использование земель в колхозах, совхозах и других с/х предпри­ятиях. Приняты Основы зем. законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г., Зем. кодекс РСФСР 1970 г. Но это не привело к желаемым результатам.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 521.