1. с конституционным правом. Ст 9 К принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования земельных отношений. «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Ст 35- принцип охраны частной собственности. Ст 36 –закрепляет право граждан и их объединений иметь в частной собственности земли. Ст 72 п. К-относит земельное законодательство к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ.
2. С административным правом. Часто Административно правовые акты являются предпосылками возникновения земельных отношений. Вынесение решения о предоставлении земельного участка органом мсу- это основания для приобретения прав собственности на участок или др. вещных прав. Связь выражается в том, что применяются одинаковые метожы правового регулирования, но отличие в том, что они имеют разные предметы правового регулирования (АП-организация системы исполнительных органов гос власти, а том числе в области рационального использования и охраны земель; определяет порядок образования этих органов, их компетенцию. ЗП-определяет содержание деятельности этих органов, функций управления)
3. С гражданским правом. При советской власти не было возможности совершать какие-либо сделки, связанные с землей. В РФ возникла дискуссия о соотношении этих 2 отраслей права.
· Разные предметы: В ГП-имущественные отношения, которые представляют собой отношения по поводу материальных благ, имеющих эк форму товара. Эти отношения основаны на принципе равенства, автономии воли, имущественной самостоятельности сторон.
· Общая сфера в незначительной степени: Право собственности на землю и иные вещные права на ЗУ, оборот ЗУ, совершение сделок с ЗУ, применение мер гражданско-правовой ответственности за нарушение З законодательства. ГЗ не раскрывает их содержание, регулируя эти вопросы. Например, гл 17-есть отсылочные нормы, в частности на З законодательство. Но что касается применение мер гражданско-правовой ответственности за нарушение З законодательства-регулируется ГЗ (есть специфика своя: при определении размера ущерба применяются специальные методики, порядок возмещения ущерба, причиненного правомерными действиями(изъятие ЗУ для гос и мун нужд) регулируется ЗП).
· В основе разграничения этих 2 отраслей лежит принцип: ГП регулирует общие положения, а в ЗП отражается специфика, которая обусловлена особенностями земли как природного объекта и природного ресурса. Этот принцип нашел свое выражение а гл 17 ГК. Право собственности и иные вещные права на землю=отдельно выделено, те есть своя специфика этих отношений.
· ГП-предмет исключительного ведения; ЗП-предмет совместного ведения
· Цели. ГП- регулирование процесса товарообмена, путем регулирования отношений принадлежности и присвоенности материальных благ. ЗП-обеспечение задач рационального использования и охраны земель.
· Функции. ГП-саморегулирование и самоорганизация участников гражданского оборота. Такая функция не свойственна ЗП.
· Принципы. ГП-недопустимость вмешательства в дела, свободное распоряжение собственностью и тд. ЗП-Принцип приоритета публичных интересов. Принцип беспрепятственного осуществления своих прав-принцип ГП, а в ЗП в пределах, установленных законом(например, целевое назначение ЗУ, тер-ное зонирование, градостроительное зонирование). ГП-обеспечение свободы имущественных прав, а ЗП- обеспечение рационального использования и охраны земель.
ЗП исходит из того, что у субъекта права собственности на землю есть право использовать эту землю, а также он обязан использовать эту землю(ст 42 ЗК).
Источники ЗП.
Источниками ЗП являются нпа, нп договоры, в том числе международные договоры, которые регулируют земельные отношения.
Источником ЗП являются нпа, нп договор, который устанавливают изменяют или отменяют земельно-правовые нормы, то есть юридически обязательные модели поведения участников земельных отношений.
Сейчас действует федеративный договор от 31 марта 1992 г между РФ и субъектами РФ. Задачей его являлось, что он отнес регулирование вопроса природопользования, охраны акр среды, земельное законодательство к предмету совместного ведения. Исключение- «Договор о разграничении предметов ведения полномочий между органами гос власти РФ и республики Татарстан от 2007 г.»
Нормы:
1. Нпа-должны отвечать признакам, объективно присущие источнику права. Они должны быть:
· Носитель гос-властной силы
· Нормативный характер(рассчитаны на многократное применение)
· Адресованы неопределенному кругу субъектов
· Обязательны для исполнения всеми субъектами
Приказ минюста 2007 г «Об утверждении разъяснений о применении правил к подготовке нпа, федеральных органов исполнительной власти и гос регистрации»:есть определение НПА-письменный официальный документ, принятый в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции, направленного на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой принято понимать- общегосударственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. (+ п9 ППВС от 2007 г № 48 «О практике рассмотрении судами дел об оспаривании нпа полностью или в части»)
2. индивидуальные правовые акты-они имеют правоприменительный характер, в отличии от нпа. Это правовые распорядительные акты. С их помощью решаются конкретные дела или вопросы, они персонифицированы, те они фактически являются юр фактами, являющиеся основание м возникновения конкретных правовых отношений. Они устанавливают, отменяют или изменяют права конкретных лиц.
Судебная практика.
В РФ нет места прецеденту. Но есть попытки признать прецедент источником права.
Виды источников:
1. нпа органов гос власти(по вертикали):
· нпа федеральных гос органов
· нпа субъектов РФ
· нпа мсу
2. нпа органов гос власти по горизонтали:
· законы
· иные нпа (подзаконные)
Дата: 2019-12-10, просмотров: 283.