Предмет и метод ЗП.
Предмет ЗП.
Объекты Земельных отношений:
· Земля- природный объект и природный ресурс. Точнее «Земли»-отдельные категории земель.
· Земельные участки
· части земельных участков.
Общественные отношения, которые возникают из земель, ЗУ и части ЗУ- это и есть земельные отношения.
Земля-объект земельных отношений, потому что она используется людьми, между ними возникают отношения. Они имеют волевой характер. Это и определяет сущность общественных отношений, объектом которых выступает земля.
Содержание земельных отношений.
Земля-это главный объект деятельности человека, она являлась первоначальным источником всякого богатства.
В нашем законодательстве нет понятия земли, но этот термин используется. Земля-природный объект и природный ресурс.
· Природный объект-относительно условная правовая категория, применение которой позволяет индивидуализировать определённую часть окружающей природной среды (земли), для того чтобы с позиции права можно было бы признавать процессы использования и охраны земель в качестве предметов правового регулирования, в качестве объекта правовой охраны.
· Природный ресурс-определенная совокупность запасов, природных веществ, природной энергии, тер-ной сферы, которая используется обществом для удовлетворения своих потребностей или признаются в качестве таковых.
Особенности земли как природного ресурса:
1. плодородие почвы
2. наличие свободных земель (для размещения объектов)
Это дает возможность отразить в праве особенности использования, охраны природного ресурса, которые обусловлены природными экономическими свойствами.
ПРЕДМЕТОМ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА – ЯВЛЯЮТСЯ ОБЩЕТСВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПО ПОВОДУ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ , КАК СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО И ПРОСТРАНСТВЕННОГО БАЗИСА.
Юридически значимые признаки земли как природного объекта и ресурса:
1. земля существует без всякого содействия со стороны человека, как всеобщее условие и предмет человеческого труда.
2. Земля тер-ный базис существования и деятельности людей, естественное средство-производство. Ст 9 К: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.»
3. Земля относится к числу к неуничтожимых природных объектов, можно уничтожить плодородный слой земли, но не землю. Поэтому земля обладает признаком незаменимости. В отличие от природного и растительного мира, земля не обладает возобновляемым признаком. Но плодородный слой почвы может быть восстановлен при определенном воздействии, почва имеет способность увеличивать свою продуктивную возможность
4. Земля ограничена в пространстве, любой человек владеет таким участком, площадь которого будет все равно ограничена.
5. Земля как объект общественных отношений в любом случае всегда остается природным объектом(заасфальтирована, забетонирована и тд).
Функции земли:
1) земля используется как средство производство в сельском и лесном хозяйстве
2) используется как пространственный и материальный базис для размещения сооружений, зданий, объектов недвижимости, искусственно созданные человеком
3) функция поддержания экономического равновесия в природе, она является важным компонентом экологической системы(вода-основа экологической системы).
Понятие земля с позиции права следовало бы определить:
Земля-это суша, включая почвы, древесно- кустарниковую растительность, леса и иную растительность. Не все земельные отношения регулируются земельным законодательством, некоторые регулируются гражданским, конституционным, административным законодательством.
Понятие и система ЗП.
Было принято считать, что у нас ЗП возникло после революции, после национализации земель в нашей стране. На самом деле ЗП возникло в период феодализма не только в России, но и в Европе-феодальное земельное право: тот, кто владел землей тот и обладал большим комплексом прав.
ЗП в период Киевской Руси уже существовало-поземельное (крестьянское) право.
ЗП одна из основных отраслей российского права. Призвана регулировать особую сферу общественных отношений по использованию и охране земель. Содержит условия создания на земельном участке зданий, строений и сооружений.
Земельное право как наука.
Представители науки:
Аксинев Г.А. «Земельные правоотношения в СССР», «Право на гос собственность в СССР» 1958 г.
Краснов «Правовой режим специального назначения», 3-х томный курс ЗП «Общие теории ЗП», «Правовой режим земель» 1984 г.
Земельное право как учебная дисциплина.
Преподается в широком смысле-не только курс ЗП, но и основы градостроительного права, лесного, горного (зак-во о недрах), водного права.
Система ЗП.
Общая часть. Общая часть состоит из правовых институтов, которые имеют важное значение
Правовые институты, которые имеют важное значение:
· право собственности на землю
· права на землю лиц, не являющихся собственниками ЗУ
· управление в сфере использования и охраны земель
· правовая охрана земель
· правовое регулирование платы за землю
· ответственность за нарушение З законодательства
Особенная часть.
Институты, которые определяют правовой режим земель в соответствующих категориях земель(критерий-целевое назначение):
· Правовой режим с/х значения;
· Населенных пунктов(ЗК, Градостроительный кодекс);
· Земли промышленности(закон о недрах), энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
· земли особо охраняемых территорий и объектов;
· земли лесного фонда(ЛК);
· земли водного фонда(ВК);
· земли запаса.
Источники ЗП.
Источниками ЗП являются нпа, нп договоры, в том числе международные договоры, которые регулируют земельные отношения.
Источником ЗП являются нпа, нп договор, который устанавливают изменяют или отменяют земельно-правовые нормы, то есть юридически обязательные модели поведения участников земельных отношений.
Сейчас действует федеративный договор от 31 марта 1992 г между РФ и субъектами РФ. Задачей его являлось, что он отнес регулирование вопроса природопользования, охраны акр среды, земельное законодательство к предмету совместного ведения. Исключение- «Договор о разграничении предметов ведения полномочий между органами гос власти РФ и республики Татарстан от 2007 г.»
Нормы:
1. Нпа-должны отвечать признакам, объективно присущие источнику права. Они должны быть:
· Носитель гос-властной силы
· Нормативный характер(рассчитаны на многократное применение)
· Адресованы неопределенному кругу субъектов
· Обязательны для исполнения всеми субъектами
Приказ минюста 2007 г «Об утверждении разъяснений о применении правил к подготовке нпа, федеральных органов исполнительной власти и гос регистрации»:есть определение НПА-письменный официальный документ, принятый в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции, направленного на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой принято понимать- общегосударственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. (+ п9 ППВС от 2007 г № 48 «О практике рассмотрении судами дел об оспаривании нпа полностью или в части»)
2. индивидуальные правовые акты-они имеют правоприменительный характер, в отличии от нпа. Это правовые распорядительные акты. С их помощью решаются конкретные дела или вопросы, они персонифицированы, те они фактически являются юр фактами, являющиеся основание м возникновения конкретных правовых отношений. Они устанавливают, отменяют или изменяют права конкретных лиц.
Судебная практика.
В РФ нет места прецеденту. Но есть попытки признать прецедент источником права.
Виды источников:
1. нпа органов гос власти(по вертикали):
· нпа федеральных гос органов
· нпа субъектов РФ
· нпа мсу
2. нпа органов гос власти по горизонтали:
· законы
· иные нпа (подзаконные)
НПА МСУ:
«Правила землепользования и застройки» должны быть в каждом населенном пункте. Должно осуществляться территориальное (градостроительное) зонирование в каждом населенном пункте. Территория населенного пункта делится на ряд тер зон (зона жилой застройки, промышленная зона, особо охраняемые зоны), в зависимости от того, что там есть. Для каждой зоне устанавливается градостроительный регламент-в нем определяются виды разрешенного использования ЗУ и виды разрешенного использования объектов недвижимости, которые находятся на дранном участке. Кроме того, утверждается схема зонирования. Градостроительный регламент и схема зонирования содержатся в «Правилах землепользования и застройки».
Земельные правоотношения.
Правоотношения- общественные отношения, урегулированные нормами права. Земельные правоотношения-это правовая форма земельных отношений.
Земельные правоотношения- общественные земельные отношения, которые регулируются нормами земельного права, которые возникают, существуют и прекращаются в соответствии с требованиями и по основаниям, предусмотренным земельным законодательством.
Виды правоотношений:
1. Правоотношение по поводу- использования и охраны земель как средства производства и как пространственного тер-ного базиса+ как элемента экологической системы
2. Правоотношение по поводу ЗУ, которые являются недвижимостью, объектов права собственности и иных вещных прав+ по по поводу оборота ЗУ
3. Правоотношения организационного характера: в сфере управления использования и охраны земли
4. Правоотношения, возникающие в связи с использованием земель для передвижения людей- право общего пользования землей
Признаки:
1. ЗУ должен быть индивидуализирован-то есть выявление таких особых его характеристик, с помощью которых можно было бы однозначно определить данный ЗУ среди других ЗУ. Основными признаками, характеристиками ЗУ индивидуализированным: местоположение, площадь и границы участка. Такие признаки устанавливаются в результате проведения гос кадастрового учета ЗУ.
В Гос кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости(ст 7 ФЗ «О гос кадастре недвижимости»): вид объекта, кадастровый номер, описание местоположения(адрес ЗУ), границы объекта недвижимости, площадь и др. сведения. Согласно п7. Ст 39 ФЗ «О гос кадастре недвижимости» Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.
В Гос кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения: адрес объекта недвижимости, сведения о вещных правах, сведения об ограничении вещных прав, категория земель, разрешенное использование ЗУ.
2. Идентификация ЗУ- в едином гос реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, и каждому ЗУ присваивается уникальный кадастровый номер. В нашем зак-ве есть термин «формирование ЗУ»- нет определения в законе. Выполнение в отношении ЗУ кадастровых работ, осуществление гос кадастрового учета участка, определение его разрешенного использования, определение условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечение, принятие решение о проведении торгов- после всего этого ЗУ будет считаться сформированным. «Фактически используемый ЗУ»- есть жилые дома, которые купили граждане до 6 марта 1990 г «О собственности в СССР», но эти ЗУ не были надлежащим образом оформлены и зарегистрированы.
3. Есть категория земель, в составе которых ЗУ не выделяются-это земли водного фонда, в отношении которых применяется особая правовая конструкция. В понятие водного объекта включены и земли водного фонда. Согласно ст 10 п. 9 Кодексу внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. выделение участков акваторий внутренних водных путей, строительство каких-л зданий или сооружений осуществляется в соответствии с ВЗ и ЗЗ. Искусственные отрава создаются на землях водного фонда согласно специальному ФЗ.
Сведения характеризующие участок-
· Кадастровый номер – идентификация земельного участка
· Месторасположение-его адрес
· Площадь – определяется при межевании земель
· Описание границ
· Экономические характеристика
· Качественные характеристики
Поле индивидуализации земельного участка проводится государвтенный кадастровый учет.
Основания возникновения изменение и прекращение земельных отношений.
Юридические факты( события и действия) . Действия делятся на правомерные юридические акты и поступки и не правомерные ( преступления и проступки).
Делятся на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.
В большинстве случаев правоотношения возникают на основе совокупности юридических фактов.
Юр Факты – договоры, административные акты оив и орг мсу, судебные решения.
Например: можно приобрести право собственности ЗУ в результате перехода права собственности на
на здание, строение, сооружение, находящиеся на этом ЗУ.
Основания возникновения земельных правоотношений по поводу прав на землю лиц- несобственников земли:
Права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования м тл
Например, правоотношения по поводу сервитута возникают на основании – судебное решение ии соглашение.
Особенность – есть случаи, где основанием явл решение иогв, органов мсу. Игдивидуально правовыми актами регламентируются правоотношения в связи с работами по гос кадастровому учету ЗУ и тд.
Основанием возникновения змельных правоотношений в одних случпях, является или договор или индивидуально правовой акт, а в других: к ним добавляется договор(например, арнеда ЗУ, наход в гос или мун собственности: сначала принимается акт о предоставлении участка в аренду, потом заключается договор).
Основания прекращения – договор или индивидуально правовой акт органов игв субъектов РФ, органов мсу, судебные решения. Нарпимер – право собственности – при отчуждении другим лицам, отказе, принудительное изъятие.
Иностранцы.
До того как вступил ЗК в силу иностранцы не имели права иметь ч/с. Сейчас иностранцы пользуются такими же правами и обязанностями, что и гражлане, кроме случаев в ФЗ и международных договорах. На приобретение а собственность ЗУ иностранцами- определяется ФЗ и МД. Согласно п3 ст 15 ЗК «Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.” К числу установленных особо тер-рий относятся также земли с/х значения. ФЗ от 2002 г 24 июля об обороте земель с/х назначения- – иностранцы и юр лица, в уставном капитале которых доля иностранцев составляет более 50%, могут обладать землям с/х назначения только на праве аренды. До установления Президентом РФ перечня приграничных территорий не должно было предоставляться иностранцам ЗУ в собственность.
Перечень приграничных тер-рий утверждён указом Президента от 2011 г № 26.
Содержание права собственности.
Определяется в ГЗ, конкретизируется в ЗЗ. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения. Это возможности, которые предоставлены собственнику для реализации прав.
Владение-право собственника фактически, физически обладать принадлежащим ему ЗУ.
Правомочие пользования- право извлекать, присваивать полезные свойства ЗУ.
Правомочие распоряжения- собственник имеет возможность определять юридическую судьбу ЗУ.
Следует различать права предусмотренные ГЗ и те права и обязанности, которые закреплены в ЗЗ.
ЗЗ закрепляет принцип- осуществление собственником своего права на землю является и одновременно его обязанностью. По общему правило нельзя обладать землей и на любых др правах и не использовать землю. Этот вытекает из ст 40 ЗК «Права собственника» и ст 42 ЗК «Обязанность по использованию ЗУ».
Права собственника.
Собственник земельного участка обладает естественными правами на природные объекты, которые находятся на ЗУ. Речь идет о праве пользования природным объектом, в одном случае, а в другом случае, он имеет право собственности на природные объекты. Эти права обеспечивают удовлетворение насущных проблем собственника ЗУ. Например, использование недр для строительства погреба.
1. Ст 40 для собственных нужд имеющихся на ЗУ использовать общераспространенные полезные ископаемые: пресные, подземные, водные. Общеполезные ископаемые: галька, глина, песок, мел, торф и тд. Перечень определяется в законодательстве субъектов РФ. Все недра –это гос собственность. Зак-во о недрах регулирует добычу общераспространенных полезных ископаемых, их использование, не связанных с такой добычей, а также использование добычи пресных вод. Ст 19 Закона о недрах предусматривает, что собственники ЗУ, земле- пользователи, владельцы, арендаторы имеют право в их границах осуществлять добычу общераспространённых полезных ископаемых без применения взрывных работ, которые не находятся на гос балансе. Можно строить подземные сооружения для своих нужд на глубине до 5 метров. Можно устраивать и эксплуатировать бытовые колодцы и скважины на первый водоносный горизонт, который не является источником централизованного питьевого водоснабжения.
В субъектах РФ есть специальные НПА, которые регулируют эти вопрос. Например, в МО действует порядок от 2002 г, в котором закреплено, что не нудно получать лицензию на право пользование недрами.
2. Ст. 40 ЗК – право собственника использовать для своих нужд пруды и обводненные карьеры. Ст. 8 ВК – если они полностью находятся на территории ЗУ, то они находятся и в собственности того лица, которому принадлежит ЗУ. Право собственности на пруд или обводненный карьер прекращаются одновременно с прекращением права собственности на ЗУ. ФЗ о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, ст 24- водные биоресурсы, обитающие в прудах и обводненных карьерах могут находятся в ч/с. Спортивное и любительское рыболовство в прудах осуществляется с согласия собственника.
3. Ст 261 ГК собственник ЗУ вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над поверхностью участка, если иное не предусмотрено законом о недрах, об использовании воздушного пространства и иными законами, и не нарушает прав других лиц. Это означает, что собственник имеет право на использование воздушное пространство (воздушный столб) над своим участком. Право на воздушный столб распространяется на высоту, которая необходима для обычного использования ЗУ, находящихся на нем зданий и сооружений. Воздушный кодекс РФ от 1997 г признает строительство высотных сооружений с использованием воздушного пространства, поэтому собственник высотного здания-пользователь воздушного пространства. Не имеют права контролировать воздушное пространство (полеты воздушных судов).
4. Cт 261 ГК имеет право на подземное пространство. Глубинные пределы этого права не определены. Суть данного права состоит в том, что никто не вправе без разрешения собственника вторгнуться в подземного пространство под ЗУ. Во-вторых, собственник участка имеет право на сохранение целостности своего участка в пределах границ, поверхности, подземного пространства.
5. Собственник ЗУ на посевы и посадки с/х культур, полученную с/х продукцию и доходы за ее реализацию. ФЗ «о развитии с/х» признает картофель с/х культурой, а есть ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях » картофель он не относит к с/х культурам. То есть если мы посадили картошку, я не приобрету на нее право собственности. Ст 42 ЗК. На ЗУ могут расти разнообразные растения, с одной стороны, зак-во признает возможность нахождения на ЗУ многолетние насаждения: сады, виноградники и тд(ст 79), но такого рода виды растительности с точки зрения ГП на участке не существует. Право собственности на ЗУ распространяется на находящиеся на нем растения ст 261 п 2. Никаких ограничений не установлено.
6. Право собственника возводить на ЗУ здания, строения, сооружения 4 ст 40. По общему правилу строительство разрешается после получения разрешения на строительство. Порядок получения разрешения на строительство регулируется ст 51 Градостроительного кодекса. Согласно п 3 ст 40 собственник вправе проводить оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и др водные объекты. Если решу выкопать пруд, то я должна составить проект (ФЗ «о мелиорации земель»).
7. Право контролировать доступ на свой собственный ЗУ. Можно гулять где угодно, если это не запущено. Если собственник ясно не обозначил, что доступ на его участок запрещен. Возведение забора-это вид запрета. Забор-один из способов определения границы, линейное сооружение, п 4.1 Инструкция по межеванию земель от 8 апреля 1996 г. право доступа собственника на свой собственный участок- существует тогда, когда уже есть подход, проезд и подъезд. Во всех иных ситуациях этот вопрос решается путем установления сервитута.
8. Если кто-то накидал на участок брошенные отходы( ФЗ «об отходах производства и потребления» ст 4), собственник имеет право обратить эти вещи в собственности.
9. Собственник ЗУ может приобрести право собственности на клад. Согласно ГК клад-деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен, поступает в собственность собственника ЗУ, где он был зарыт. Есть объекты природного происхождения, на которые нельзя право собственности, например, метеорит.
10. Дикие животные, птицы не являются собственностью собственника участка, которые пребывали на ЗУ. Они являются гос собственностью (ФЗ «О животном мире»).
11. Не явл объектами права собственности атмосферные осадки.
Соседское право.
Этот термин широко использовался до революционной лит-ре, в 20ых гг 20 века. Означало совокупность правовых норм, целью которых являлось в регулировании отношений между соседями , прежде всего владельцев ЗУ. Потом это понятие исчезло, и в настоящее время этот вопрос практически не урегулирован законодательством. Ч 2 ст 36 К, согласно которой владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственником свободно, если это не нарушает права и интересы граждан (+ст 209 п 3 ГК). В ЗК такая обязанность не закреплена.
Критерии, с помощью которых можно определит нарушенные права или интересы граждан:
1. градостроительное регламенты
2. экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные правила и нормативы (ст 42)
3. соблюдение требований СНиП (градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений от 16 мая 1989 г). в нем определены расстояния, на которых должны располагаться ЗУ.
4. СНиП-планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, зданий и сооружений (нормы проектирования) от 10 сентября 1997 г. запрещает, например, какие-л постройки, с крыш которых вода текла бы на соседний ЗУ.
5. Разведение костров на ЗУ. В таком случае можно ссылаться на правила пожарной безопасности от 18 июня 2003 г-запрещает разведение костров, сжигание отходов на расстоянии ближе 50 метров от зданий и сооружений. Согласно п 1 ст 18 от 4 мая 1999 г ФЗ об охране атмосферного воздуха-хранение, захоронение на территории населенных пунктов загрязняющих атм воздух отходов, в том числе дурнопанхнущих веществ, а также сжигание таких отходов запрещается.
6. Подземные воды. «Санитарные правила, гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения, санитарная охрана источников» от 17 ноября 2002 г утверждены главным санитарным врачем РФ. Колодцы, скважины: месторасположение таких источников централизованного водоснабжения нужно выбирать на отдельном участке, удаленном не менее, чем на 50 метров выше по току грунтовых вод от существующих или возможных источников загрязнения. Но есть садоводы и огородники: для них отдельные правила по СНиП достаточно 8 метров.
Гибель или уничтожение ЗУ.
ЗУ может быть уничтожен в виду действий непреодолимой силы:
1. в результате уничтожения водой
2. в результате обвала, оползня и тд
ст 235 ГК: принудительное изъятие у собственника не предусматривается, за исключением:
1. обращения взыскания имущества по обязательствам
2. отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу
3. отчуждение недвижимого имущества, в связи с изъятием участка
Содержание права п/с на землю.
Составляют правомочия: владения, пользования, распоряжения. Ст 9, 10, 11 и п.1 ст 34 ЗК: субъекты права публичной собственности управляют и распоряжаются ЗУ, которые находятся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, мун собственности. Не упоминается в этих статьях о владении и пользовании. Правомочие фактического владения ЗУ. Правомочие пользования и владения: эти правомочия всегда осуществляет субъект права, которому гос-во передало это ЗУ в аренду и тд.
Вещные права.
Право постоянного бессрочного пользования ЗУ. Приобретение этого права обычно связано с предоставлением ЗУ. Постоянное бессрочное пользование-зу предоставляются только гос или мун учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам гос власти и органам мсу (п.1 ст 20 ЗК). Кроме того, на этом титуле могут использовать зу государственные академии наук. Гражданам ЗУ на этом титуле не предоставляются.
Если право постоянного бессрочного пользования возникло у граждан или юр лиц до введение в действие ЗК, то это право за ними сохраняется.
В основе возникновения этого права лежит индивидуальный правовой акт- решение или постановление соответствующего органа гос власти или органа мсу о предоставлении ЗУ.
Все землепользователи обладают точно такими же правами как и собственники ЗУ, но есть исключения из этого правила:
1. согласно п. 4 ст 20 ЗК землепользователи(граждане или юр лица) не вправе распоряжаться своими ЗУ
2. землепользователи в отличие от собственника не имеют право на получение стоимости ЗУ, но у землепользователи в случае изъятия у них ЗУ имеют право на возмещение убытков в полном объеме
3. те граждане, которые имеют ЗУ на праве постоянного бессрочного пользования имеют право приобрести этот участок в собственность, срок не ограничен (п. 3, ст 3 ФЗ «О введении в действие ЗК»), приватизация осуществляется бесплатно.
4. В правоустанавливающих документах на зу не написано, на каком праве лицу предоставлен ЗУ, иногда невозможно определить даже вид такого права, то ФЗ «о гос регистрации недвижимого имущества»-такой ЗУ будет предоставлен гражданину на праве собственности.
5. Переоформление права юр лиц, которые используют ЗУ на этом праве: юр лица кроме тех, которые указаны в п. 1 ст 20 ЗК(которые не относятся к этим категориям), они должны переоформить свое право постоянного бессрочного пользования, то есть они должны переоформить его или на право аренды или приобрести их в собственность(ст 36 ЗК). Был установлен срок до 1 января 2015 г.
Основания прекращения права бессрочного пользования:
1) отказ от права на ЗУ. Условия и порядок урегулирован в ст 53 ЗК
2) принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования, в том случае, когда землепользователь нарушает нормы ЗЗ.
Право пожизненного наследуемого владение ЗУ.
Этот титул впервые был закреплен в ст 5 в Основах зак-ва Союза и Союзных республик в 1990 г. Это ограниченное право частной собственности на землю. В ранее действующем законодательстве с помощью этого титула раньше осуществлялась приватизация ЗУ. ФЗ от 25 декабря 1992 г «О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу ЗУ для ведения личного подсобного и дачного хоз-ва, садоводства и индивидуального жилищного строительства», этот титул означал, что в каждом регионе было предусмотрено бесплатное предоставление ЗУ гражданам (то есть гражданин обладал 2 титулами: правом собственности и правом пожизненного наследуемого владения ЗУ). Лицо, которое обладает на таком праве может распорядится тм только в рамках наследства (завещать). Согласно ст. 21 ЗК га этом праве могут владеть ЗУ только граждане. Это право, коорве было приобретено гражданином до введение в действие ЗК сохраняется, не ограничивается. Но в настоящее время гражданам на этом титуле ЗУ не предоставляются. Граждане-землевладельцы имеют право бесплатно приватизировать его (п. 9 ст. 25.2 ФЗ о гос регистрации прав на недвижимое имущество). Права и обязанности такие же как и у землепользователей, не может распоряжаться участком (только передача по наследству).
Сервитут. Вещное право. Такое право существует до тех пор, пока существует ЗУ. Оно всегда связано с личностью и с имуществом. Виды:
1. частный. Устанавливается в соответствии со ст 274, 277 ГК, по общему правилу собственник ЗУ вправе требовать от собственника соседнего ЗУ, а в некоторых случаях от собственника другого ЗУ, предоставление права ограниченного пользования соседним ЗУ: для обеспечения прохода, проезда, прокладки линии электропередачи и тд. Сервитут может быть установлен не только собственника, но лиц, обладающих правом пожизненного наследуемого владения и правом постоянного бессрочного пользования. Сервитут устанавливается по соглашению сторон, если не устанавливается таким образом, то через суд.
2. публичный. Ст 23 п. 3 ЗК публичные сервитуты могут устанавливаться для прохода, проезда, для прогона скота, сенокошения и тд.
· Срочный
· Постоянный
Осуществление публичного сервитута должно быть наименее обременительным для ЗУ. Собственник вправе требовать выкупа своего ЗУ для гос или мун нужд, если он почти лишается возможности использования ЗУ.
Обязательственные права.
Аренда ЗУ. Основание-договор аренды. Если ЗУ находится в гос или мун собственности, то нужно решение или постановление соответствующего органа, что данный ЗУ надо передать в аренду. Договор аренды ЗУ имеет особенности:
1. согласно ст. 16 ГК арендатор вправе с согласия арендодателя сдать участок в субаренду.
2. В ЗК арендатор вправе передать участок в субаренду без согласия собственника, при условии его уведомления.
ПРАВО БЕЗВОЗМЕЗДНОГО СРОЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ(не относится ни к вещным, не к обязат).
Договоры меньше чем на один год не подлежат государственной регистрации
В законе определены участки которые могут предоставляться на праве бесзвозмездного пользованя. ( земли промышленности и иного спец назначения)
Служебные наделы могут предоставляться только гражданам. Для сельскохоз использования, Предоставляются на время работы с которой они связаны.
Формы – из земель в гос или мун собств – гос или мун учреждениям, казенными предприятиям, орг гос и мсу. Срок не более 1 года., гражданам или юр лица м из их собственности на основании оговора, из земель гос или мун религиозным организациям.
Функции:
Гос кадастровый учет ЗУ
Коррупционная функция.
Проводится на основании ФЗ от 24 июля 2007 г «О гос кадастре недвижимости».
Гос кадастровый учет недвижимого имущества- действия уполномоченного органа сведения о невидимом имуществе в кадастр недвижимости. Сведения должны подтверждают существование недвижимого имущества, которое обладает признаками индивидуально-определённой вещи и имеет уникальные характеристики, эти действия должны подтверждать прекращение существования такого недвижимого имущества.
Кадастровый учет в отношении ЗУ, зданий, строений, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Кадастровому учету предшествует кадастровая деятельность, которая осуществляется кадастровыми инженерами. гос кадастровый учет недвижимого имущества ив ведение гос кадастра недвижимости осуществляет Федеральная служба гос регистрации кадастра и картографии.
Резервирование земель.
Цель: создать наиболее благоприятные условия для изменения правового режима зарезервированных земель в будущем, в результате из возможного изъятия для гос или мун нужд, путём минимизации затрат общества на компенсацию убытков тем лицам, у которых будут изъяты ЗУ.
Резервирование земель- это предпосылка возможного изъятия ЗУ в будущем, не влечет обязательное изъятие, не является основанием для изъятия.
Резервирование земель осуществляется согласно ст 70 прим ЗК в случаях предусм. ст 40 ЗУ, то есть в случаях предполагаемого изъятия ЗУ, а также в случаях, связанных с размещением объектов транспортной структуры, объектов обороны, в связи со строительством водохранилищ и тд.
Земли для гос или мун нужд могут резервироваться на срок не более чем на 7 лет. Допускается резервирование земель, которые находятся в гос или мун собственности для строительства автомобильных, ж/д дорог-до 20 летю
Положение о резервировании земель утверждено Постановлением Правительства от 2008 г. На основании решения о резервировании согласно ст 56 прим ЗК могут быть установлены различные ограничения по использованию земель. На основании решения о резервировании могут быть установлены различные ограничения прав лиц, использующих ЗУ (например, запрет осушительных работ, строительных работ и тд).
Ограничения прав на ЗУ:
1. если лицо нарушило ограничения и если зу был изъят, то убытки ему компенсированы не будут. Условием применения этой нормы явл юр факт надлежащего информирования собственника участка о резервировании. Юр фактом уведомления собственника о резервировании-факт публикации (в газете, инете).
2. Запрет на предоставление зарезервированных участков в частную собственность (п. 4 ст. 28 ЗК). Все установленные ограничения прав подлежат гос регистрации, если они не были зарегистрированы, то это означает, что резервирования не было.
Предоставление ЗУ
Истоки ее уходят во времена феодализма, тогда наделение землей называлось пожалованием. Россия явл одной из немногих стран, где гос-во продолжает регулировать предоставление земель юр лицам. Предоставление ЗУ связано с функциями: тер-ное планирование, перевод земель из одной категории в другую, в некоторых случаях- с изъятием ЗУ (у одного лица изымается, другому предоставляется)
Это совокупность юр значимых действий органов гос власти или органов мсу, обладающих правом предоставления ЗУ. ЗУ предоставляются на основании решений исполнительный органов гос власти или органов мсу(ст 29). Компетенция этих органов- ст 9, 10, 11 ЗК.
Предоставление ЗУ для строительства и земель, которые находятся на гос или мун собственности осуществляется или без предварительного согласования места размещения объекта или с предварительным согласованием места размещения объекта(ст 30 ЗК). П. 2 ст. 30 ЗК предоставление ЗУ для строительства в собственность без предварительного согласования осуществляется исключительно на торгах, конкурсах, аукционах (ст 38). Исключения(без торгов) : лицам, с которым заключён договор о развитии застроенной территории-такой ЗУ предоставляется ему в собственность или аренду.
Процедуры:
· Без предварительного согласования: торги, участвуешь-платишь деньги и все. Согласие не нужно, потому что сначала осуществляется формирование ЗУ(это обязательное предварительное условие его предоставления): осуществляется кадастровый учет ЗУ, определяется разрешенное использование ЗУ, определяются технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, определяется плата за подключение к этим объектам. Принимается решение о проведении торгов либо о предоставлении ЗУ без торгов. Публикуется сообщение о проведении торгов, либо принимается заявление о предоставлении ЗУ без проведения торгов. Проводятся торги по продаже ЗУ, продаже права на заключение договора аренды ЗУ. Заключительный этап-подписание протокола о результатах торгов или подписание протокола аренды ЗУ, в результате его предоставления без проведения торгов.
· С предварительным согласованием: лицо должно получить согласие от органов по охране окружающей среды, пожарных, органов гос фонда недр и тд. Они изучают предложение лица в течение длительного времени (до 2-2,5 лет). Сначала осуществляется выбор ЗУ и принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта (ст 31), осуществляется гос кадастровый учет, принимается решение о предоставлении ЗУ в соответствии с правилами ст 32 ЗК. Бывают случаи, когда нет предварительного согласования- предоставлении зу в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и в соответствии с правилами землепользования и застройке. Не осуществляется эта процедура также для нужд с/х производства или для лесного фонда, или когда предоставляется ЗУ гражданину для индивидуального жилищного строительства, или для ведения подсобного хозяйства.
Есть особые процедуры предоставления ЗУ:
· Для жилищного строительства
· Для комплексного освоения в целях жилищного строительства
· Для граждан, цели которых не связаны со строительством (ст 34 ЗК) заинтересованное юр лицо может получить инфу, а ЗУ не может ему быть предоставлен. Закреплены принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности предоставления ЗУ
Когда речь идет об осуществлении земельного контроля-то сейчас его как такого нет, есть земельный надзор, хотя действует положение о земельном контроле.
Постановление правительства о гос зем контроле.
Задача – обеспечение соблюдения организациями, должностными лицами и гражданами тербований по рационал исп и охр земель.
Ф агенство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы - исполнение предписаний законодательства, самовольныое занятие земель, использования без нужных документов, самовольный обмен
Ф служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы – исполнение требований по улучшению состояния земель, по рекультивации земель после разработки места пол ископаемых, по защите от эрозии, и др процессов.
Ф служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору – по сохранению плодородия, предотвращение порчи земли, самовольного снятия слоя почв, иные.
Организационные меры.
Землеустройство. До принятии ФЗ «о гос кадастре недвижимости» все работы связанные с определением границ ЗУ, местоположения и тд осуществляли землеустроители. Сейчас их осуществляет кадастровый инженер-теперь это кадастровый учет ЗУ. Кое-что сохранилось за землеустроителями: изучение состояние земель, планирование и организация рационального использования земель. Раньше внутрихозяйственное земельного устройство определялось землеустроителями, сейчас неясно, кто это делает.
Раньше проводились гос организациями, сейчас больше частными предприятиями.
- мероприятия по изучения состояния зесмель, планирования и организации рационального использования зем и их охраны, образованию новых уч и упорядочивание старых, установление их границ, организация рационального испол-я гр и юр лицами участков для сх производства, а также организация территорий, используемых коренными малосчисленными народами.
Изучение состояния – с целью изучения их количественного и качественного состояния:
· Геодезические и картографические раюботы – создание геодезической и карт продукции, материалов для обследования почв, оценки качества…
· Почвенные, геоботанические обчледования и изыскания – для получения состояния о землях, а также о тех, которые подвержены эрозии, иссушению и др.
· Оценка качества – получение информации о свойствах земли как средства произ-ва
· Инвентаризация – для определения границ, неиспользуемых или нерационально исп земель, др характеристик
Планирование и организация рац исп зем и охр – совершенствование распределения земель – разработка предложений о рацион использовании земель и охране, определение земеь, кот могут быть предоставлены гражданам, определение земель по разным категориям.
Территориальное землеустройство – образовние новых уч и упорядочивание старых – в целях устранения недовтатков их расположения, при восстановлении границ, при пирдоставлении в собственность гражданам в соответствии с градостроительной документацией и земел кадастром, межевание – работы по установлению на местности границ мун обр и др ад-тер обращований, границ зем участков с закреплением их межевыми знаками и установление координат– также на основе кадастра и градостроительной докментации на основе постановления орг мсу или собственника недвижимости, проект – тоже орг мсу.
Восстановление – при наличии споров, или при утрате межевых знаков на местности.
Внутрихозяйственное землеустройство – рациональное использование земель сх назначения и территорий занятых малочисленными коренными народами – улучшение организации, меры по улучшению сх угдий, защита земель от эрозий…
Землецстройство проводится по инициптаве орг ив или мсу, собственников участков или по решению суда. Сведения о землеустр являются открытыми за искл гос тайны и о личности собственников. Интересы и права ддр лиц должны быть соблюдены, а если нет то могцт обратиться в суд. Обязательно – для перераспределения, изъятия, предоставления, выяыления нарушенных земель, осушенных, изменение границ, защита от эрозии и тд.
Землеустроительная дкументация – полученная в результате землеустройства – генеральная схема землеустройства РФ, суб, мун обр, схемы использования и охраны земель, проекты территориального землеустройства, материалы межевания.
Правила оформления документации и проведения зе-ва – согласно техническим требованиям соответствующим нпа.
Мониторинг
Зк кодекс предусматривает мониторинг земель. И так же положение о мониторинге земель.
При мониторинге решаются задачи выявления изменений состояния земель, оценки, прогнозы и выработка рекомендаций. Обеспечение граждан информацией.
Мониторинг подразделяется на федеральный, региональный и муниципальный и по соответстсвующим программам.
Включает в себя информацию о состоянии земель РФ , ее обработку и хранение.
Го смониторинг - Мониторинг осуществляется федеральным агентством кадастра объектов и недвижимости.
Данные полученные в ходе мониторинга используются при подготовку государвтенного доклада о состоянии и использовании земель в РФ.
При осуществлении мониторинга может быть получена информация с использованием съемки.с космических аппаратов, наблюдений и обследований с воздуха и тд.
Цели – закрепить об изменении состояния земель, известить граждано состоянии, го орг по контролю.
Полномочия органов исполнительной власти и органов МСУ в области рационального использования и охраны земель.
Полномочии органов МСУ
Их компетенция определена в ФЗ «об общих принципах организации МСУ в РФ».
К вопросам местного значения поселения относятся:
v Утверждение ген планов поселения,
v Выдача разрешений на строительство,
v Резервирование земель и их изъятие,
v Осуществление земельного контроля за использованием земель поселения
v И другие
К вопросам местного значения муниципального района относятся:
· Утверждение схемы территориального планировании мун райоан
· Ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности
· Резервирование и изъятие, в том числе путём выкупа ЗУ для мун нужд и другие
На уровне городского округа:
Ø Утверждаются ген планы городского округа, правила землепользования и застройки, местные нормативные градостроительные проектирования гор округа
Ø Происходит резервирование земель и их изъятие
Ø Осуществляется земельный контроль за использованием земель городского округа.
Правовая охрана земель.
Использование земель оказывает неблагоприятные последствия на окр среду, цель-сохранение благоприятной среды, всей окружающей среды в целом.
Ст 12 ЗК-главный принцип: а процессе использования земель должно быть сохранение экологических земель. ФЗ «Об охране окружающей среды» естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.
Ст 12 ЗК предусматривает, что земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Правовое регулирование по охране земель и использовании земель должно осуществляется в публичных интересах.
В ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено в ст 4: Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, почвы (Особой охране подлежат редкие почвы).
В ФЗ нет понятия почвы. Этот пробел восполняет субъект РФ, например, «О повышении плодородия земель в Самарской области» почва- верхняя, гумусированная часть почвенного профиля, обладающая химическими, физическими, агрохимическими свойствами благоприятными для растения.
Ст 12 ЗК- последствия негативных воздействиях хоз деятельности на земли: деградация, загрязнение, захламление, нарушение земель и иных последствий.
· Деградация земель в ФЗ «о гос регулирования обеспечения плодородия земель с/х назначения»- ухудшение свойств земель с/х назначения в результате природного и антропогенного воздействий.
· Загрязнение почв в том же ФЗ ст. 1- содержание в почвах хим соединений радиоактивных элементов, патогенных организмов в кол-вах вредновоздействующих на здоровье человека, окружающую среду, плодородие земель с/х назначения
· Захламление земель-размещение в неустановленных местах предметов хоз деятельности твёрдых производственных и бытовых отходов(металлолом, строительный мусор, древесные остатки и тл)- в инструкции по организации осуществления гос контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утверждённый приказом мин природы России от 25 мая 1994 г.
· Нарушение земель- результат работ, связанный с разработкой месторождения полезных ископаемых и торфа, проведения всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и других работ, в следствии которых нарушается целостность поверхности почвы.
Экологические требования-ст 13 ЗК.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;
6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Главные средства мероприятий, с помощью которых решаются вопросы об охране земель:
1. мелиорация земель- сохранение почв(ФЗ от 10 янв 1996 г «О мелиорации земель»). Мелиорация земель-коренное улучшение земель путём проведение гидротехнических, культуртехнических, технических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мероприятий.
Типы мелиорации:
· Гидромелиорация-проведение комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающее коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушенных и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды. Виды: осушение, орошение.
· Агромелиорация
· И тд
Работы по мелиорации происходят по планами, или собственниками по заказу. Ст 25 ФЗ она должна проводится на основе проектов, которые должны быть разработаны в соответствии со строительными, экологическими, санитарными и др нормами и правилами.
Рекультивация земель.
Обязанности по осуществлению- возложена на всех лиц, использующих ЗУ (ст 12 ЗК). Порядок проведения- Постановление Правительства от 2004 г «О рекультивации земель, снятии, сохранении и о рациональном использовании плодородного слоя почвы». Рекультивации подлежат «нарушенные земли», в результате проведения работ, связанных с добычей полезных ископаемых, строительными работами и тд. Действуют Основные Положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использованием плодородных положений от 22 декабря 1995 г.
Верхний плодородный слой почвы, где-бы он не находился, должен был снят, потом сохранятся, а после завершения работ, потом должна быть рекультивация земель, а этот слой должен быть возвращен на свое место.
3. Консервация земель.
Постановлением Правительством РФ «Положение о порядке консервации земель» если земли подверглись вредному воздействию, следствием которого стало загрязнение, деградация земель, она наносит вред человеку- то земли могут быть изъяты у собственника, они будут переведены в земли запаса, в иных ситуациях ЗУ сохраняются за собственниками, владельцами, пользователями.
Оценка земли( ст 66 ЗК )
1. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
2. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
3. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости
Особенная часть.
Правовой режим земель.
С помощью этого понятия можно выяснить правовые средства, приемы, с помощью которого ЗЗ регулирует широкий спектр отношений. Правовой режим земель отражает особый характер правового регулирования, использования и охраны земель.
Содержание данного понятия имеет как теоритическое, так и практическое.
Суть правового режима конкретного ЗУ важна для его соьсвенникак, владельца, арендатора. Лицо, кот использует ЗУ должно знать, какие права он обладает и какие обязанности на него возлагаются.
Правовой режим- представляет собой правопорядок, который устанавливается каждой отраслью права применительно к общественным отношениям, являющихся предметов ее правового регулирования на основе использования особых способов и приемов правового регулирования, для решения этих целей и задач, которые стоят перед соответствующей отраслью права.
Правовой режим земель-совокупность особых способов и правовых инструментов, определяющих содержание Земельных отношений, являющихся предметом правового регулирования ЗП в целях обеспечения рационального использования и охраны земель.
По мнению некоторых цивилистов земли имеют и гражданско-правовой режим земель и ЗУ и земельно-правовой режим. Правовой режим ЗК един, нельзя его разграничить, нормы ЗП и нормы ГП в своей совокупности определяют правовой режим.
Элементы понятия «правовой режим земель»:
1. система прав на землю: право собственности и иные права на землю, а также определение особенностей оборота ЗУ. +права на землю собственников
Особенности оборота
4. Земельно-правовая ответственность. ЗЗ допускает возможность принудительного изъятия ЗУ-особая мера ответственности, которая применяется только в ЗП
Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Предназначены для специальных целей и для размещения и эксплуатации хоз и иных объектов недвижимости.
Такие земли находятся в публичной собственности, некоторые могут нахзодиться в частной. Особенность – установление различных видов зон с особыми условиями использования земель. Их правовой режим подсинен режиму эксплуатации объектов на них.
Есть ограничения на изъятие земель для таких целей. Виды разрешенного использования земель определяются при их предоставлении для строительства. Используются строго с целевым назначением. В законодательстве особые требования выбора мест размещения объектов и порядок использования, также требуется согласие на размещение объектов не территориях близких к замлям данной категории. Перевод в другуб категорию не ограничен, но если закрезнен или как то ухудшено состояние земель, то должен прилагаться план рекультивации.
Земли промышленности – земли, кот используются для обеспечения деятельности организации и эксплуатации объектов промышленности, и права участников кот возникли соответственно закону. Требования – так, чтобы не приносило вред и не нарушало законодательство в области охраны – если нарушает то прекращено по решению суда. Есть также определнные правила, кот определяют права и обязанности предприятий по использованию земель, внутрихозяйственной организации – территория производственного объекта должна иметь функциональное зонирование – которые отделяются разрывами друг от друга. Вокруг предприятий устанавливаются санитарно-защитные зоны – для обеспечения санитарной защиты.
Земли энергетики – для размещения энергетических объектов. 2 подвида – зем уч для размещения объектов энергетики, земел уч, на кот назодятся обхъекты обеспечивающие передачу энергии потребителям. Для некоторых регионов страны – запреты на размещение оюбъектов энергетики.
Атомные электростанции – решение о разсмещении принимается с учетом наличия условий, отвечающим правилам в области атомнй энергии, при необходимости для выполнения задач РФ и регионов. Документы об оценке воздействия на окр среду предоставляются на экспертизу органу управления в атомной энергии. Устанавливается санитарно защитная зона и зона наблюдения.
Линии электропередач – размещается на обособленных территориях, предназначенных для установки опор указанных линий. Конкретные размеры пределятся исходя из необходимости закрепления опор в земле, проектной документацией. Зем участки представляют собой полосу земли по всей длине воздушной линии электропередач. Воздушная линия электропередач – пустройство передачи энергии по проводам кот крепится на специальных опорах и стйках. Правила – чтобы содержать в безопасном от пожара, удаление кустарников, деревьев. Есть ограничения прав лиц, использующих участки, где расположены эти объекты.
Зесли транспорта. Подразделяются на земли автомобильного, морского, жд, воздушного и иного вида транспорта. Отличительная черта режима – установление зон с особвыми условиями использования земель. Охранные зоны – зем уч, необходимые для обеспечения созранности, прочности сооружений и дургих объектов транспорта,а также земли с подвижными песками, прилегающие к землям транспорта.
Жд – для размещения жд путей, жд вокзалов и других сооружений, установление полос отвода и охранных зон.
Автомобильного – ля размещения автомобдорог, автовокзалы, автостанции, полосы отвода автомобильных дорог. Полосы отвода могут предоставлять в агенду для размещения объектов дорожного сервиса и рекламы. Для создания нормальных условия эксплуатации – придорожные полосы в виде прилегающих с 2 сторон к полосам отвода земельных участков для строительства…
Внутренний водный вид транспорта и морской – для размещения портов, причалов…береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работсвязанных с судоходством.
Воздушный транспорт - для размещения аерожромой, аеропортов…. Есть ограничения по использованию в целях оеспечения безопасности.
Трубопроводный транспорт – нефтепроводы, газопроводы…при возникновении аварии собственник имеет право на доставку средств и сил к месту аварии и обязана возместить ущерб собственнику земельного участка. В постоянное пользования организации – собственнику системы газоснабжения.
Земли связи, радиовещания, телевидения и информатики. Включает объекты – предприятия связи, подземные и воздушные линии связи, сооружения спутниковой связи. ФЗ о связи- у землям связи осносятся участки данные в постоянне пользование или безвоз сроч пол, аренду ии на праве сервитута для стрительства и эксплуатации сооружений связи. Естб правила охраны линий связи, определяют порядок ведения работ, права обяз юр и физ лиц, осуществляющих такую деятельность. Цель мправил – обеспечить сохранность.
Космическая деятельность – для разещения наземных объектов космической инфраструктуры – комплексов, космодромов. Регулируетс законом о космической деятельности. Объекты космич деятельности считаются таковыми пока обеспечивают осуществление космической деятельности, режим их регулируется в соответствии с законоадтельством РФ. Делятся на земли с наземными косм объектами и земли, куда возможно падение отдаляющихся частей ракет.земли дл япадения частей ракет - Не изымаются у собственников, ползователей. Порядок возмещения ущерба собственнику определяется правительсвом РФ. Оив должны выделять министерству оборонф участки для этих цедлей. Использование этих участков – на основании договора между мин оьороны и оив субъекта.
Земли обороны и безопасности – кот используются для обеспечения деятельности вооруженных сил РФ, др войск, для организаций по защите целостности территории РФ. Земли предоставляются для строительства, подготовки вооруженных сил и др войск. Если есть необхзодимость временного проведения учений, то зем уч у собственника не изымаются. Для обеспечения защиты границы – земли отвода для среуиальных сооружений и заграждений, пограничных знаков. Зк допускает возможность передачи в аренду или бузв срочное пользование подобные земли в определнных случаях. При возникновении ЧС, могут устанавливаться запретные зоны.
Оборона - Могут устаналиваться запретные заны для обеспечения безопасности вооруж сил, где запрещаетя проивание граждан, строительство объектов…
В законодательстве – правовой режим участков, на кот назодятся объекты по хранению и уничтожению химического оружия – территория, на кот постоянно хранится хим оружие. Вокруг таких объектов – зоны защитных мероприятий. Регулируется положением о зоне защитных мероприятий.
Правовой режим земуч, на кот назодятся хранилища, склады гос резерва – являются фед собственнсотью, предназначен для ликвидации послежствий ЧС, оказание гос поддержки орагслям нар хоз. Регулируется ФЗ.
Безопасность – особвй режим в пограничных хонах, где ограничено права собственников участков в пределах зон. Определяются правила въезда, временного пребыванияи тд в таких зонах.
Земли иного спец назначения – предоставленные для использования их гс наблюдательской сетью – за загрязнениями окр среды с помощью спец приборов и оборудования. Для получения достоверной информации вокруг набл сети создаются также охранные зоны по решении. правительства, где ограничивается хозяйственная еятельность. Регулируется положением – регулирует порядок создания этих сооружений и осуществления наблюдения.
Предмет и метод ЗП.
Предмет ЗП.
Объекты Земельных отношений:
· Земля- природный объект и природный ресурс. Точнее «Земли»-отдельные категории земель.
· Земельные участки
· части земельных участков.
Общественные отношения, которые возникают из земель, ЗУ и части ЗУ- это и есть земельные отношения.
Земля-объект земельных отношений, потому что она используется людьми, между ними возникают отношения. Они имеют волевой характер. Это и определяет сущность общественных отношений, объектом которых выступает земля.
Содержание земельных отношений.
Земля-это главный объект деятельности человека, она являлась первоначальным источником всякого богатства.
В нашем законодательстве нет понятия земли, но этот термин используется. Земля-природный объект и природный ресурс.
· Природный объект-относительно условная правовая категория, применение которой позволяет индивидуализировать определённую часть окружающей природной среды (земли), для того чтобы с позиции права можно было бы признавать процессы использования и охраны земель в качестве предметов правового регулирования, в качестве объекта правовой охраны.
· Природный ресурс-определенная совокупность запасов, природных веществ, природной энергии, тер-ной сферы, которая используется обществом для удовлетворения своих потребностей или признаются в качестве таковых.
Особенности земли как природного ресурса:
1. плодородие почвы
2. наличие свободных земель (для размещения объектов)
Это дает возможность отразить в праве особенности использования, охраны природного ресурса, которые обусловлены природными экономическими свойствами.
ПРЕДМЕТОМ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА – ЯВЛЯЮТСЯ ОБЩЕТСВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПО ПОВОДУ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ , КАК СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО И ПРОСТРАНСТВЕННОГО БАЗИСА.
Юридически значимые признаки земли как природного объекта и ресурса:
1. земля существует без всякого содействия со стороны человека, как всеобщее условие и предмет человеческого труда.
2. Земля тер-ный базис существования и деятельности людей, естественное средство-производство. Ст 9 К: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.»
3. Земля относится к числу к неуничтожимых природных объектов, можно уничтожить плодородный слой земли, но не землю. Поэтому земля обладает признаком незаменимости. В отличие от природного и растительного мира, земля не обладает возобновляемым признаком. Но плодородный слой почвы может быть восстановлен при определенном воздействии, почва имеет способность увеличивать свою продуктивную возможность
4. Земля ограничена в пространстве, любой человек владеет таким участком, площадь которого будет все равно ограничена.
5. Земля как объект общественных отношений в любом случае всегда остается природным объектом(заасфальтирована, забетонирована и тд).
Функции земли:
1) земля используется как средство производство в сельском и лесном хозяйстве
2) используется как пространственный и материальный базис для размещения сооружений, зданий, объектов недвижимости, искусственно созданные человеком
3) функция поддержания экономического равновесия в природе, она является важным компонентом экологической системы(вода-основа экологической системы).
Понятие земля с позиции права следовало бы определить:
Земля-это суша, включая почвы, древесно- кустарниковую растительность, леса и иную растительность. Не все земельные отношения регулируются земельным законодательством, некоторые регулируются гражданским, конституционным, административным законодательством.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 945.