Алпысбаева Ж.Ж.
КУРС ЛЕКЦИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ»
Кокшетау
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент - означает «управление» - это функция, вид деятельности по руководству людьми и самых разнообразных организациях. Менеджмент- это также часть человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию.
Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Менеджмент, как собирательное от слова «менеджер» - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации - определенной продукции или услуг.
Управление бизнесом (Business Management) - это управление коммерческими и хозяйственными организациями.
Business Administration - Деловое Администрирование
Public Administration - Государственное Управление
Надо различать бизнесмена, менеджера, предпринимателя.
Бизнесмен - это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход.
Менеджер - обязательно занимает постоянную должность, и в его подчинении находятся люди.
Предприниматель - это человек, который осуществляет бизнес, создавая новое дело, реализуя некоторые нововведения, вкладывая собственные средства в новое дело, принимая на себя риск.
Существуют три основные модели построения модели бизнес - образования:
1. Германская основана на идее подготовки квалифицированного руководителя путем получения высшего профессионального образования и дальнейшего повышения квалификации
2. Американская предполагает двухступенчатую систему подготовки - бакалавриат и магистратура
3. Европейская - смешанная модель сочетает стандарты германского и американского образования.
Японская модель бизнес - образования через концепцию обучения «посредством опыта» путем перемещения с одной должности на другую. Менеджмент - это самостоятельная область знаний, это междисциплинарная область, сочетающая в себе науку, опыт, ноу-хау, приумножаемые управленческим искусством:
История управленческой мысли включает несколько этапов:
Тейлоризм - впервые выдвинул гипотезу, что можно управлять научно и сделал попытку перенести достижения инженерных наук на низовое звено управления.
Классическая школа под руководством Файоля сформулировала основные принципы управления, принципы построения и формирования формальных организационных структур и систем. Файоля за это назвали - отцом менеджмента.
Школа человеческих отношений использовала достижения социологии и психологии в развитие науки о человеческом поведении.
Количественная школа использовала основные принципы кибернетики в развитие теорий управления.
Системный подход представляет организацию как открытую систему, которая приспосабливается к внутренней и внешней среде.
Ситуационный подход означает изучение стандартного набора ситуаций для принятия управленческого решения.
Организационная культура - особенно широко используется японцами и означает набор ценностей и культурных стереотипов организации.
Существуют 3 основных принципиально различных инструментов управления, т.е. воздействия на людей
Современные тенденции в развитии менеджмента:
1. Развитие стратегического управления
2. Дальнейшая глобализация экономики, усиление международного характера менеджмента
3. Осознание значения материальной и технологической базы современного производства и оказания услуг
4. Демократизация управления - участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций собственности.
Менеджеры и их функции
Принципы менеджмента
Менеджеры и их функции
Генри Минцберг и своей работе «Природа управленческого труда» сформулировал следующие основные качества преуспевающего лидера:
1. Искусство быть равным, т.е. способность установить и поддержать систему отношений с равными себе людьми.
2. Искусство быть лидером - способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью
3. Искусство разрешать конфликты - способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождающиеся психологическими стрессами
4. Искусство обрабатывать информацию - способность построить систему коммуникаций и организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать
5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения - способность находить решение проблем, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
6. Искусство распределять ресурсы в организации - способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
7. Искусство быть предпринимателем (дар) - способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации
8. Искусство самооценки - способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.
Принципы менеджмента
Принципы управления – это основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
К общим принципам управления относятся:
1. принцип применимости – менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников
2. принцип системности – менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом.
3. принцип многофункциональности – менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).
4. принцип интеграции – внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.
5. принцип ориентации на ценности – менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуги и т.п.
К частным принципам управления относятся:
1. принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении
2. коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.
3. принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально-экономические преобразования организации.
4. принцип плановости, суть которого заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе.
5. принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.
6. принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства.
7. принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня.
8. суть принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотивации.
9. демократизация управления – участие в управлении организацией всех сотрудников. Этот принцип является одним из важнейших принципов современного менеджмента.
10. принцип государственной законности системы менеджмента, согласно которому организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям государственного (национального) законодательства.
11. принцип органической целостности объекта и субъекта управления предполагает управление как процесс воздействия субъекта управления на объект управления.
12. принцип устойчивости и мобильности предполагает, что при изменении внешней и внутренней среды организации системы менеджмента не должна претерпевать коренных изменений.
Школа научного управления
Школа научного управления
Началом признания управления как науки считается 1911 год, когда вышла книга Фредерика Тейлора «Принципы научного управления».
К настоящему времени известны 4 важнейших подхода к управлению:
а). Подход с позиции выделения различных школ, который в свою очередь, включает в себя 4 подхода:
• школа научного управления;
• классическая школа или школа административного управления;
• школа человеческих отношений
• наука о поведении;
• школа науки управления или количественных методов
б) Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
в) В системном подходе руководители рассматривают организацию как совокупность взаимосвязанных элементов: люди, структура, задачи и технологии
г) Ситуационный подход: пригодность различных методов управления определяется ситуацией.
Системный подход
Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей , каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Все организации - это социотехнические системы, так как люди в них работают вместе с техникой.
Системы бывают открытые и закрытые. Закрытые системы имеют жестко фиксированные границы и ее действия относительно независимы от внешней среды. Открытые системы взаимодействуют с внешней средой с помощью энергии, информации, материалов. Почти все организации - открытые системы, так как взаимодействуют с внешней средой.
Открытые системы, в свою очередь, могут состоять из нескольких взаимосвязанных подсистем (отделы, различные уровни управления).
Модель открытой системы
Входы Преобразование Выходы
Материалы Капитал Информация Трудовые ресурсы | Обработка и преобразование входов (зависит от эффективности управления) | Продукция Прибыль Доля рынка Рост |
Рисунок 3
Ситуационный подход
В основе ситуационного подхода ситуация, т.е. набор обстоятельств, влияющих на организацию в данное время. Ситуационный подход увязывает конкретные приемы с определенными конкретными ситуациями для достижения общей цели.
Методология ситуационного подхода
Основные уровни управления
Основные уровни управления
Вертикальное разделение труда приводит к формированию уровней управления:
Рисунок 5
Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне находится меньше людей, чем на предыдущем.
Выделяют 3 уровня управления:
Управление, направленное на успех
Организация считается добившейся успеха, если она достигает своих целей.
Составляющие успеха организации:
• Выживание
• Результативность и эффективность
• Производительность - отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе
• Практическая реализация
Внешняя среда организации
Главным недостатком предыдущих школ является их упор на внутренние проблемы организации. Благодаря системному подходу организация стала рассматриваться как целостность, состоящая из взаимосвязанных частей и зависящая от внешнего мира. Ситуационный подход расширил идеи системного подхода: наиболее подходящий метод определяется конкретными внешними и внутренними факторами.
Характеристики внешней среды
а) Взаимосвязанность факторов внешней среды - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие
б) Сложность внешней среды - число факторов, на которые организация должна реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. Внешняя среда считается сложной, если происходит постоянное изменение законодательной базы, частое перезаключение договоров, острая конкурентная борьба, частые изменения технологий
в) Подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. В различных отраслях различная подвижность среды. В информационной , компьютерной, фармацевтической отраслях подвижность среды выше, чем например, в машиностроении и тяжелой индустрии
г) Неопределенность внешней среды - количество информации о среде и уверенность в ее точности. Если информации мало и нет уверенности в ее точности, то среда становится неопределенной, а значит трудно принимать решения.
Внешняя среда делится на 2 группы:
1. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции системы
Поставщики - С точки зрения системного подхода организация - это преобразование входов системы в выход, Основные разновидности входных переменных - это материальные, трудовые, финансовые ресурсы, оборудование, энергия и т.д.
Профсоюзы. Подписывая договор с профсоюзами, фирма договаривается с поставщиком рабочей силы. 17 % рабочей силы в США охвачены профсоюзным движением.
Законы и государственные органы. Бизнес регулируется целым сводом законов: Закон о защите интересов потребителей, закон об охране окружающей среды, требования санэпидстанции, соблюдение налогового законодательства, требований противопожарной безопасности и т.д.
Потребители. Само существование организации зависит от ее способности найти потребителя своей продукции или услуги.
Конкуренты. Руководство должно понимать, что если не будут удовлетворять нужды потребителей также как их конкуренты, они не смогут долго продержаться.
Рисунок 10
2. Среда косвенного воздействия- факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на системы, но тем не менее сказываются на них.
Технология - одновременно и внутренняя и внешняя переменная. Она влияет на эффективность производства продукции, скорость устаревания продукции. Наиболее конкурентоспособны те организации, которые идут в ногу с НТП. Наиболее прогрессивные современные технологии - компьютерные, лазерные, спутниковые, генная инженерия, атомная энергетика.
Состояние экономики – влияет на стоимость вводимых ресурсов, способность потребителей покупать товары и услуги. При прогнозировании инфляции организация должна использовать следующую стратегию:
• Увеличить запасы;
• Установить фиксированную заработную плату;
• Сделать заем, чтобы потом вернуть «дешевые деньги»
При прогнозировании экономического спада организация должна использовать следующую стратегию:
• Уменьшать запасы готовой продукции, так как потом могут возникнуть проблем со сбытом;
• Сократить часть работников;
• Отменить планы расширения производства
Рисунок 11
Социально-культурные факторы - это установки, жизненные ценности, традиции. Например, в США считается недопустимым дача взяток, распространение слухов против конкурентов, хотя в других странах - это вполне приемлемо. Пропаганда здорового образа жизни привела к развитию спортивной индустрии.
Политические факторы - отношение законодательных органов к бизнесу, которое может проявиться в следующих действиях правительства:
• налогообложение предприятий;
• контроль цен и заработной платы;
• законодательство по защите потребителей
Для организации, ведущей бизнес за рубежом, большое значение имеет фактор политической стабильности этой страны. Политические изменения могут привести к установлению специальных пошлин на импорт и, наоборот, если страна заинтересована в притоке иностранного капитала, создается ситуация, благоприятная для бизнеса.
Международное окружение
Международный бизнес - это все виды деятельности, которые связаны с перемещением ресурсов, товаров, услуг и рабочей силы через национальные границы.
Разновидности международного бизнеса:
- Экспорт
- Лицензирование
- Совместные предприятия
- Прямые капитальные вложения
- Многонациональные корпорации
Дивизиональная структура.
Дивизиональная структура бывает:
1. При продуктовой структуре полномочия по руководству производству и сбытом какого-либо продукта передаются одному руководителю, которой является ответственным за данный тип продукции.
Руководители вторичных функциональных служб (производственной, технической и сбыта) должны отчитываться перед управляющим по этому продукту (Рисунок 14).
Преимущества:
Продуктовая организационная структура
Рисунок 14
Недостатки:
1. Дублирование одних и тех же видов работ для различных видов продукции, так как в каждом продуктовом отделении есть свои функциональные подразделения.
2. Организационная структура, ориентированная на потребителя - используется в организациях, где производят большой ассортимент товаров и услуг, которые отвечают запросам нескольких крупных групп потребителей или рынков.
Все подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей. Цель такой структуры – удовлетворить этих потребителей этих потребителей также хорошо, как и организация, которая обслуживает только одну группу. Преимущества и недостатки такие же, как и продуктовой структуре.
Организационная структура, ориентированная на потребителя.
Рисунок 15
3. Региональная организационная структура используется, если деятельность организации охватывает большие географические зоны. Региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Преимущества и недостатки те же что и продуктовой модели и ориентированной на потребителя.
Адаптивные структуры.
Адаптивные структуры начали разрабатываться с 60-х годов. Еще одно название органические. Это название связано с их возможностями адаптироваться к изменениям внешней среды подобно живым организмам.
Адаптивная структура – это более гибкие организационные структуры, которые по сравнению с бюрократией лучше приспособлены к изменениям во внешней среде и появлению наукоемкой технологии. В реальной жизни не существует чисто бюрократических (механических) структур или органических. Реальные структуры имеют признаки и организационных и механических структур в различных соотношениях.
Иногда бывает, что в крупной организации, одни подразделения имеют бюрократическую систему, в других – адаптивную.
Существует три типа адаптивных структур: проектные, матричные, конгломератного типа.
Проектная организация – это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл ее состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта в установленные сроки, с заданным уровнем качества не выходя за пределы сметы. Когда проект завершен, группа распускается, ее члены переходят в новый проект, возвращаются к постоянной работе в своей организации или уходят из этой организации.
Основное преимущество проектной организации в том, что она концентрирует все усилия на решении одной задачи. В то время как руководитель обычного отдела должен разрываться между несколькими проектами одновременно, руководитель проекта концентрируется исключительно на нем.
Матричные структуры впервые использовались в 50-60-ые годы авиа космическими фирмами. Матричная структура – это наложение проектной структуры на постоянную для данной организации функциональную структуру. Она напоминает решетку и поэтому называется матричной.
В матричной организации члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, где работают постоянно. Руководитель проекта наделяется проектными полномочиями, которые могут варьироваться.
Все материальные и финансовые ресурсы по данному проекту передаются в распоряжение руководителя проекта.
Основной недостаток – сложность, нарушается принцип единоначалия – одновременное подчинение руководителям проекта и своего отдела.
Преимущества:
1. В отличие от функциональной обладают гибкость. В функциональной - сотрудники жестко закреплены.
2. Большая возможность координации работ за счет создания должности руководителя проекта, который координирует все связи между участниками проекта, работающими в различных функциональных областях.
Организации конгломератного типа – это форма, которая лучше всего подходит к конкретной ситуации. Так, в одном отделении фирмы может использоваться продуктовая структура, в другом – функциональная, в третьем - проектная или матричная Конгломераты состоят из независимых экономических единиц – фирм, которые полностью автономны в принятии решений. Они подчинены основной компании только в вопросах финансов.
Многие конгломераты явились результатом слияний, а не за счет внутреннего роста. В результате их деятельность часто оказывалась диверсифицированной, чтобы ее можно было уместить в рамки одной структуры. Поэтому руководство конгломерата дает возможность фирме выбрать ту форму структуры, которая ей больше подходит.
Коммуникационный процесс
4. Межличностные и организационные коммуникации
Коммуникационный процесс
Коммуникационный процесс- обмен информацией между двумя или более людьми
Основная цель- обеспечение понимания информации, является предметом обмена, т.е. сообщений
Коммуникационный процесс состоит из 4 базовых элементов:
1. отправитель-лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
2. сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов
3. канал - средство передачи информации
4. получатель - лицо, которому предназначена информация
Этапы коммуникационного процесса:
1. Зарождение идеи - руководитель решает, какую значимую информацию сделать предметом обмена. Лейтмотив этапа: не начинайте говорить, не начав думать
2. Кодирование и выбор канала. Кодирование осуществляется с помощью слов, интонации, жестов в результате получается сообщение.
Каналы: передача речи, письменных материалов, электронная почта, видеоленты, электрическое средство связи.
3. Передача - физическая передача информации, использование нескольких каналов для передачи сообщения получателю.
4. Декодирование - перевод символов отправителя в мысли получателя. Обмен информацией будет эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, побуждая действия, которые ждал от него отправитель, для этого существует механизм обратной связи.
Обратная связь повышает эффективность двухстороннего обмена информации, повышает уверенность в правильности понимания сообщений
Шум- это то, что искажает смысл. Источники шума: язык, различия в восприятии, структуре, различие в организационном статусе руководителя и подчиненного.
Подходы к принятию решений
Тема 8: «ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ».
1. Сущность стратегического планирования
Стратегия – детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации, достижение ее целей. «Strategos» – в переводе с греческого означает искусство генерала
Характерные черты стратегического планирования:
- стратегия формулируется высшим руководством, но реализуется всеми уровнями управления
-стратегия должна быть разработана с точки зрения перспективы всей организации, а не отдельного человека
-стратегия должна быть обоснована обширными исследованиями и фактическими данными
-стратегический план придает организации определенность и индивидуальность
-стратегический план должен быть гибким, чтобы его можно было корректировать
Миссия – основанная общая цель организации, в которой четко выражена причина ее существования.
Виды планирования:
1. В зависимости от содержания хозяйственной деятельности:
- планы НИОКР
- планы производства
- планы сбыта
- планы материально-технического снабжения
- финансовые планы
2. В зависимости от организационной структуры:
- планы производственного отделения
- планы дочерней компании
3. В зависимости от направленности и характера решаемых задач:
- стратегическое (долгосрочное) планирование заключается в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.
- оперативное (краткосрочное) планирование затрагивает уровень конкретных задач и заданий: кто и что в ближайшее время должен делать, когда и как. Оперативный план оперирует с количествами, нормами, процедурами, сроками выполнения и затратами.
Процесс стратегического планирования – расширенная версия
Рисунок 17
МАТРИЦА БКГ
ДОЛЯ РЫНКА
Высокая Низкая
Звезда | ? |
$ | Собачка |
Высокие
ТЕМПЫ РОСТА
Низкие
Рисунок 19
Планирование реализации стратегии
Реализация стратегического плана
Основными компонентами формального планирования являются: тактика, политика, процедуры и правила.
1. Тактика - краткосрочные стратегии (планы), согласующиеся с общими долгосрочными планами
Характеристики тактических планов:
А) тактику разрабатывают в развитии стратегии
Б) стратегия разрабатывается на высших уровнях руководства, а тактика на уровне руководства среднего звена
В) тактика рассчитана на более короткий отрезок времени
Г) тактические результаты проявляются очень быстро, результаты стратегии через несколько лет
2. Политика - общие ориентиры для действий и принятия решений, которые облегчают достижение цели. Политика обычно формулируется высшими управляющими на длительный период времени. Политику можно рассматривать в качестве « кодекса законов», который определяет в каком направлении могут осуществляться действия. Политика направляет принятие решений, но все же оставляет свободу действий.
3. Процедуры - предписывают действия, кот. Должны быть предприняты в конкретной ситуации. По существу- это запрограммированные решения. Индивид обладает малой свободой действий и небольшим числом альтернатив.
4.Правила - точно указывают, что следует делать в конкретной ситуации, и в отличие от процедуры рассчитаны на конкретный ограниченный вопрос. Правила используются для точного выполнения заданий и исключают всяческую свободу выбора
Управление реализацией стратегического плана.
Управленческими инструментами по обеспечению высокой степени согласованности являются бюджеты и управление по целям.
Бюджет - представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме для достижения целей, также представленных количественно. Бюджет обеспечивает эталон, с которым можно объективно сравнивать результаты фактического использования ресурсов, помогая т.о. объединить планирование и контроль
Управление по целям - (МВО)- представляет собой метод объединения планирования, контроля и мотивации, который успешно принимают многие организации для уменьшения числа конфликтов и снижение отрицательной реакции людей на контроль путем их участия в этом процессе
Метод МВО помогает реализовать стратегию путем улучшения связей между целями подчиненных, целями их начальников и целями всей организации.
П. Друкер: « Каждый руководитель должен иметь четкие цели, которые обеспечивают поддержку целей руководителей, находящихся на более высоком уровне»
Дуглас Макгрегор: « МВО необходимо, чтобы оценивать руководителей на основе результатов, а не личных качеств. Фактические показатели сравниваются с установленными контрольными показателями.
А. Райа описывает управление по целям, как процесс из 4-х этапов.
1- выработка цели
2- планирование целей
3- проверка и оценка работы
4- корректирующие меры
Оценка стратегического плана
Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии, должен проводиться системно и непрерывно охватывать все уровни – сверху - вниз
При этом следует ответить на 5 вопросов:
1- является ли стратегия внутренне совместимой с возможностями организации
2- предполагает ли стратегия допустимую степень риска
3- обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии
4- учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности
5- является ли эта стратегия лучшим способом применения ресурсов фирмы
Количественные критерии Качественные критерии
1.доля рынка 1.способность привлечь высоко-
2.рост объема продаж квалифицированных менеджеров
3.уровень затрат и эффективность 2.расширение объема услуг клиентам
производства
4. текучесть кадров 3.углубление значения рынка
5.удовлетворенность работников 4.снижение количества опасностей
6. чистая прибыль
7. невыходы на работу 5.использование возможностей
После выбора стратегии разработки последующего плана руководство должно провести тщательную проверку структуры организации, чтобы выяснить способствует ли она достижению общефирменных целей.
Стратегия определяет структуру. Наилучшей организационной структурой будет та, которая соответствует размеру, динамизму, сложности и личному составу организации.
Теория справедливости.
Предполагает, что люди субъективно оценивают отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и соотносят его с вознаграждением других людей за аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс, то есть другой человек получает за ту же работу больше, возникает психологическое напряжение в результате необходимо мотивировать человека, чтобы снять напряжение и восстановить справедливость.
Основной вывод теории справедливости – в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда.
Мотивация = З-Р * Р-В * валентность
|
|
| ||||||
| ||||||||
* * =
З-Р Р-В
Чтобы преодолеть падение производительности, необходимо разъяснить сотрудникам, получающим меньше, что когда их результативность достигнет уровня их коллег, они будут получать такое же повышенное вознаграждение.
Модель Портера-Лоулера
Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую теории ожиданий и теории справедливости.
Результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей и характерных особенностей человека, а также от осознания им своей роли в процессе труда.
Уровень затрачиваемых усилий зависит от ценности вознаграждения и того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением.
Достижение требуемого уровня результативности может повлечь внутреннее вознаграждение (удовлетворение от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважение, по службе).
Удовлетворение – это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле. Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций. (Рис. 27)
Один из важных выводов модели Портера-Лоулера в практике управления состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению, а не наоборот. Раньше считалось, что удовлетворение ведет к достижению высоких результатов в труде, или более довольные работники лучше трудятся.
Портер и Лоулер, наоборот считают, высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 22. Модель Портера-Лоулера
Тема 11: «КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА».
Контроль – это процесс, при помощи которого руководство организации определяет, правильные ли его решения и не нуждаются ли они в корректировке.
Контроль – это процесс обеспечения достижения организации своих целей.
Функция контроля – это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.
Виды контроля
Различают предварительный, текущий и заключительный виды контроля.
Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ в области человеческих ресурсов (анализ качеств, необходимых для выполнения работ), материальных ресурсов (стандарты качества, контроль за поступающими материалами), финансовых ресурсов (разработка бюджета, установление предельных значений затрат)
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе выполнения работ, для этого необходим механизм обратной связи, который позволяет выявить непредвиденные проблемы и скорректировать линию поведения.
|
|
|
|
Рисунок 23
Заключительный контроль используется после выполнения работ и имеет две функции: дает информацию для планирования аналогичной продукции в будущем, способствует мотивации на основе измерения полученных результатов и определения степени вознаграждения.
Причины необходимости контроля:
1. Неопределенность – изменение законов, технологий, условий конкуренции приводят к необходимости в постоянной корректировки планов через систему обратной связи, которую обеспечивает контроль.
2. Предупреждение кризисных ситуаций – одно из главных назначений контроля – выявить проблемы и скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.
3. Поддержание успеха – в любой организации важно определить, какие направления деятельности наиболее эффективно способствуют достижению целей и поддерживать именно эти сферы деятельности.
Рисунок 29.
Рисунок 24
Тема 12: «ЛИДЕРСТВО: СТИЛЬ РУКОВОДСТВА И ИМИДЖ МЕНЕДЖЕРА»
Обзор теорий лидерства.
Обзор теорий лидерства.
Лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.
Существует три подхода к определению эффективного лидерства:
1. Подход с позиции личных качеств.
2. Поведенческий подход.
3. Ситуационный подход.
1. Подход с позиции личных качеств начал разрабатываться с 1930 но 1950 годы, цель исследования - определить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей. Зная эти качества, люди могли бы воспитывать их в себе, чтобы стать эффективными менеджерами. Однако ученые не смогли прийти к единому мнению, какими же качествами должен обладать руководитель, так как в разных ситуациях требуются различные способности и качества
2. Подход поведенческий - эффективность руководства определяется не личными качествами, а стилем поведения по отношению к подчиненным. Основной недостаток этого подхода - найти какой-то один оптимальный стиль руководства. В то время как не существует одного оптимального стиля. Оптимальный стиль меняется в зависимости от ситуации.
3. Ситуационный подход. Подобно тому, как разные ситуации требуют различные структуры, так и различные ситуации требуют различные способы руководства, то есть менеджер должен вести себя по-разному в различных ситуациях.
Природа и причины стресса.
Природа и причины стресса.
Стресс - обычное и часто встречающееся явление.
К физиологическим стрессам относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма, боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям.
Причины стресса:
1. Организационные факторы: перегрузка или напротив слишком малая рабочая нагрузка; конфликт ролей; неопределенность ролей; неинтересная работа или плохие физические условия; неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью; плохие каналы обмена информацией в организации, необоснованные требования друг к другу.
2. Личностные факторы: большинство людей участвует во многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти частные события также будут потенциальной причиной стресса, что может привести к пониженным результатам работы.
Управление стрессом.
Люди, страдающие чрезмерным стрессом, могут пытаться применить следующие методы:
1. Разработайте систему приоритетов в своей работе.
2. Научитесь говорить "нет", когда достигнете предела; после которого вы уже не можете взять на себя больше работы.
3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с высшим боссом.
4. Не соглашайтесь с вашим руководством или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования.
5. Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания и стандарты оценки не ясны.
6. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем.
7. Найдите каждый день время для отключения и отдыха.
Модель стрессовой реакции
потребность в окружающей профессиональные
среде личные
поведение (реакции эффективные минимальный
на потребности) реакции стресс
неадекватные
ситуации
стресс
физиологические реакции психологические реакции
Рисунок 27
Чтобы управлять другими, достигая при этом высокой производительности труда и низкого уровня стресса предлагается следующее:
1. Оцени способности, потребности и склонности ваших работников и попытайтесь выбрать объем и тип работы ля них, соответствующие этим факторам.
2. Разрешайте вашим работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания.
3. Четко опишите конкретные зоны полномочий, ответственности и производительных ожиданий.
4. Используйте стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации.
5. Обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу.
6. Выступайте в роли наставника по отношению к вашим подчиненным, развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.
Этика фирмы
Этика фирмы
Этика – есть наука, изучающая и дающая научно-теоретическое обоснование нравственным поступкам людей, их нравственных взаимоотношениям, моральному сознанию.
Различают два направления этики: теоретическую и профессиональную.
Профессиональная этика определяет этические принципы и нормы поведения людей в рамках конкретного вида трудовой деятельности.
Виды профессиональной этики: медицинская, педагогическая, воинская, управленческая и т.д.
Управленческая этика – эта система этических знаний и практических рекомендаций, сориентированных на управленческую деятельность.
С нормативными требованиями к управлению и политикой управления жестко связано представление о морали деловых взаимоотношений — этика предприятия. Эти нормы должны обязательно вводиться для обеспечения стабильности предприятия и с целью максимизации прибыли.
• Этические ценности по отношению к сотрудникам могут включать:
- учет их индивидуальных особенностей;
- предоставление возможности полного раскрытия индивидуальности;
- защиту от необоснованного вмешательства;
- гарантию прав;
- справедливую оплату;
- социальные гарантии;
- учет сфер персональной ответственности;
- участие в управлении и т.д.
• Этические ценности по отношению к рыночному партнеру могут включать:
- доверительность в совместной работе;
- отказ от обмана;
- гарантированное оптимальное снабжение;
- внимание к потребителям;
- честность в конкуренции и т.д.
Социальная эффективность
Социальная эффективность
Социальная эффективность менеджмента выражает социальный результат управленческой деятельности. Она характеризует степень использования потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач развития коллектива.
Список основной литературы
1. Ахметов К.Г., Сагиндиков Е.Н., Байжомартов У.С., Жунусов Б.А. Основы менеджмента – Актобе – Уральск, Изд. «А-Полиграфия», 2005
2. Бердалиев К. Менеджмент: Курс лекций. – Алматы: Экономика, 2005
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник 4-е изд., перераб и доп .- М.: Экономистъ, 2006
4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.Основы менеджмента: Пер. с англ.-М.:Дело, 2000.
5. Основы менеджмента: Учеб. Для вузов /Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2003.
6. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник.-4-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007
Список дополнительной литературы
1. Гражданский Кодекс Республики Казахстан.
2. Басовский Л.Е. Менеджмент:Учебное пособие. –М.: ИНФРА-м, 2004
3. Бельгибаев А.К. Рахимбаев А.Б. Менеджмент. Учеб.пособие.-Алматы: « Юридическая литература», 2007
4. Вачугов Д.Д., Березкина Н.А., Кислякова Н.А. и др. Основы менеджмента: Учебник для вузов- 2-еизд. Перераб и доп. – М.: Высшая школа, 2003
5. Вачугов Д.Д., Кислякова Н.А. Практикум по менеджменту: деловые игры: Уч. пособие. – М.: Высш. шк., 1998
6. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. Пособие; 2-е изд.,перераб. И доп.- М.:ИНФРА-М, 2000
7. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб.-3-е изд, перераб и доп. –М. :Изд-во Проспект, 2007
8. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник - М.: Банки и биржи. Юнита, 1997.
9. Гладков И.С. Менеджмент: Учебное пособие. М.:Изд-торг. Корпорация «Дашков и К», 2003
10. Грейсон Дж.мл..О. Делл К. Американский менеджмент на пороге ХХ1 века. М..Экономика.1991.
11. Дорофеева Л.И. Менеджмент: конспект лекций - М. : Эксмо, 2007
12. Зайцев О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И, Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов – М.: Центр, 1998
13. Зигерт В..Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М. Экономика.1990.
14. Кабушкин Н.И. Основы менеджмент Учебное пособие. Минск, Новое знание, 2000
15. Казначевская Г.Б., Менеджмент в экзаменационных вопросах и ответах. Ростов н/Д: Феникс, 2002
16. Каренов Р.С. Теория и практика менеджмента. Алматы, ”Гылым”.1999
17. Каренов Р.С., Раимбеков Б.Х., Акжолов А.М. Основы менеджмента. Караганда, 1996.
18. Котлер Ф. Основы маркетинга (Пер. с анг.). М.: Прогресс, 1990.
19. Кохно П.Л., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент - М.: Финансы и статистика, 1993.
20. Кубаев К.Е. и др. Теория и практика менеджмента
21. Менеджмент (конспект лекции).- М.: Изд-во ПРИОР, 2000(составитель Колесник М.)
22. Менеджмент. Пособие для подготовки к экзаменам. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2003
23. Практическая психология для менеджеров. - М.: Информационно - изд. дом «Филинь», 1996.
24. Психологические тесты для деловых людей (сост.Литвинцева).
25. Руденко В.и. Менеджмент. Пособие для подготовки к экзаменам. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2003
26. Румянцева З.П. и др. Менеджмент организации. М.,ИНФРА-М,1997.
27. Старобинский З.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. - М.: А/о Бизнес-школа, Интелсинтез, 1994.
28. Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.: «Акалис», 1996.
29. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство. - М.: Республика, 1992
30. Штемманн П., Венцель М. Секреты преуспевающего менеджера. АО «Интерэксперт» М. 2000
Алпысбаева Ж.Ж.
КУРС ЛЕКЦИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ»
Кокшетау
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент - означает «управление» - это функция, вид деятельности по руководству людьми и самых разнообразных организациях. Менеджмент- это также часть человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию.
Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Менеджмент, как собирательное от слова «менеджер» - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации - определенной продукции или услуг.
Управление бизнесом (Business Management) - это управление коммерческими и хозяйственными организациями.
Business Administration - Деловое Администрирование
Public Administration - Государственное Управление
Надо различать бизнесмена, менеджера, предпринимателя.
Бизнесмен - это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход.
Менеджер - обязательно занимает постоянную должность, и в его подчинении находятся люди.
Предприниматель - это человек, который осуществляет бизнес, создавая новое дело, реализуя некоторые нововведения, вкладывая собственные средства в новое дело, принимая на себя риск.
Существуют три основные модели построения модели бизнес - образования:
1. Германская основана на идее подготовки квалифицированного руководителя путем получения высшего профессионального образования и дальнейшего повышения квалификации
2. Американская предполагает двухступенчатую систему подготовки - бакалавриат и магистратура
3. Европейская - смешанная модель сочетает стандарты германского и американского образования.
Японская модель бизнес - образования через концепцию обучения «посредством опыта» путем перемещения с одной должности на другую. Менеджмент - это самостоятельная область знаний, это междисциплинарная область, сочетающая в себе науку, опыт, ноу-хау, приумножаемые управленческим искусством:
История управленческой мысли включает несколько этапов:
Тейлоризм - впервые выдвинул гипотезу, что можно управлять научно и сделал попытку перенести достижения инженерных наук на низовое звено управления.
Классическая школа под руководством Файоля сформулировала основные принципы управления, принципы построения и формирования формальных организационных структур и систем. Файоля за это назвали - отцом менеджмента.
Школа человеческих отношений использовала достижения социологии и психологии в развитие науки о человеческом поведении.
Количественная школа использовала основные принципы кибернетики в развитие теорий управления.
Системный подход представляет организацию как открытую систему, которая приспосабливается к внутренней и внешней среде.
Ситуационный подход означает изучение стандартного набора ситуаций для принятия управленческого решения.
Организационная культура - особенно широко используется японцами и означает набор ценностей и культурных стереотипов организации.
Существуют 3 основных принципиально различных инструментов управления, т.е. воздействия на людей
Современные тенденции в развитии менеджмента:
1. Развитие стратегического управления
2. Дальнейшая глобализация экономики, усиление международного характера менеджмента
3. Осознание значения материальной и технологической базы современного производства и оказания услуг
4. Демократизация управления - участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций собственности.
ТЕМА 1: «СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА»
Дата: 2019-12-10, просмотров: 275.