«Гражданско-патриотическое образование на основе взаимоадаптации
Исторической памяти и русской национальной культуры
С учетом особенностей национальной и региональной специфики,
многообразия образовательных подходов»
Цель: совершенствование предметных компетенций обучающихся на базе сетевой стажерской площадки повышения квалификации по вопросам гражданско-патриотического образования на основе взаимоадаптации исторической памяти и русской национальной культуры с учетом особенностей национальной и региональной специфики, многообразия образовательных подходов.
Категория слушателей: педагогические работники образовательных учреждений.
Сроки обучения: январь – май 2011 г.
Режим занятий: дистанционное обучение.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Аудиторные занятия | Индивидульные консультации | Самостоятедьная работа |
1. | Содержание этнокультурного компонента гражданско-патриотического образования: историческая память и русская национальная культура | 8 | 2 | 2 | 4 |
2. | Методика гражданско-патриотического образования с учетом особенностей национальной и региональной специфики и многообразия образовательных подходов | 16 | 4 | 4 | 8 |
Итого: | 24 | 6 | 6 | 12 |
Учебно-тематический план
Модульного курса повышения квалификации
«Гражданско-патриотическое образование на основе взаимоадаптации
Исторической памяти и русской национальной культуры
С учетом особенностей национальной и региональной специфики,
многообразия образовательных подходов»
Цель: совершенствование предметных компетенций обучающихся на базе сетевой стажерской площадки повышения квалификации по вопросам гражданско-патриотического образования на основе взаимоадаптации исторической памяти и русской национальной культуры с учетом особенностей национальной и региональной специфики, многообразия образовательных подходов.
Категория слушателей: педагогические работники образовательных учреждений.
Сроки обучения: январь – май 2011 г.
Режим занятий: дистанционное обучение.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Аудиторные занятия | Индиви-дульные консультации | Само-стоятельная работа | Форма контроля |
1. | Содержание этнокультурного компонента гражданско-патриотического образования | 8 | 2 | 2 | 4 | Входная диагностика |
1.1. | Историческая память народа как педагогическая проблема | |||||
1.2. | Русская национальная культура в этнокультурном образовании | |||||
2. | Методика гражданско-патриотического образования с учетом особенностей национальной и региональной специфики и многообразия образовательных подходов | 16 | 4 | 4 | 8 | Эссе Разработка методического проекта |
2.1. | Современные педагогические подходы в гражданско-патриотическом воспитании детей и подростков | |||||
2.2. | Методика разработки и реализации национально-регионального компонента гражданско-патриотического образования в образовательном учреждении | |||||
Итого: | 24 | 6 | 6 | 12 |
Содержание программы
Тема I. Содержание этнокультурного компонента гражданско-патриотического образования
1.1. Историческая память народа как педагогическая проблема
Историческая память и историческое сознание. Образы прошлого и «образное образование». Исторические мифы. Манипуляции исторической памятью и фальсификации истории.
1.2. Русская национальная культура в этнокультурном образовании
Культурное многообразие современного мира. Национальная история и национальная идентичность. Национальные ценности российского народа. Этнопедагогика и воспитательный потенциал русской национальной культуры.
Тема II . Методика гражданско-патриотического образования с учетом особенностей национальной и региональной специфики и многообразия образовательных подходов
2.1. Современные педагогические подходы в гражданско-патриотическом воспитании детей и подростков
Педагогический подход как научное понятие. Современные подходы в воспитании: культурологический, личностно-ориентированный, компетентностный. Педагогические концепции гражданско-патриотического воспитания: концепции, ориентированные на коллективное воспитание; концепции социального воспитания; личностно ориентированные культурологические концепции воспитания; личностно ориентированные концепции самоорганизуемого воспитания.
2.2. Методика разработки и реализации национально-регионального компонента гражданско-патриотического образования в образовательном учреждении
Анализ реализации гражданско-патриотического образования в образовательном учреждении. Проектирование национально-регионального компонента гражданско-патриотического образования в образовательном учреждении. Программно-методическое обеспечение национально-регионального компонента гражданско-патриотического образования.
Рабочая программа
Цель: совершенствование предметных компетенций обучающихся на базе сетевой стажерской площадки повышения квалификации по вопросам гражданско-патриотического образования на основе взаимоадаптации исторической памяти и русской национальной культуры с учетом особенностей национальной и региональной специфики, многообразия образовательных подходов.
Ключевые понятия темы: гражданско-патриотическое образование, этнокультурное образование, духовно-нравственное воспитание, образовательные подходы, историческая память, национальная культура, национально-региональный компонент.
Методы, методики, технологии: интернет-лекция, самостоятельная работа с документами и Интернет – ресурсами, индивидуальные консультации.
Наименование разделов | 1 уровень представления об инновации | 2 уровень освоения инновации | 3 уровень внедрения инновации |
1. Содержание этнокультурного компонента гражданско-патриотического образования | Отбор этнокультурного компонента гражданско-патриотического образования в соответствии со стратегией развития ОУ | Освоение этнокультурного компонента гражданско-патриотического образования на основе - изучения научно-методической литературы; - обобщения передового педагогического опыта, в т.ч. и собственного; - изучения состояния образовательной системы, для которой осваивается инновация | Внедрение этнокультурного компонента гражданско-патриотического образования в соответствии со стратегией развития ОУ на основе включения предметно-содержательной и деятельностной инноваций в образовательный процесс ОУ |
2. Методика гражданско-патриотического образования с учетом особенностей национальной и региональной специфики и многообразия образовательных подходов | Методика гражданско-патриотического образования с учетом особенностей национальной и региональной специфики и многообразия образовательных подходов затрагивает организационно-содержательные аспекты инновационной деятельности | Освоение методики гражданско-патриотического образования с учетом особенностей национальной и региональной специфики ОУ и многообразия образовательных подходов на основе: - организации и осуществления констатирующего эксперимента; - самообразовательной и исследовательской деятельности | Внедрение методики гражданско-патриотического образования с учетом особенностей национальной и региональной специфики и многообразия образовательных подходов на основе документационно-методического обеспечения реализации инновации в практике образования и проектирования условий для внедрения инновации |
Литература
1. Абрамова Т.В. Этнокультурное образование в областной образовательной системе // Национальная политика и этнокультурное образование в Челябинской области / Сост. Л. В. Айткулова, под ред. В. В.Садырина, Т. В. Абрамовой; – Челябинск: МОиН, 2005. – 175 с.
2. Алдошина М.И. Проведение фольклорных праздников в школе. Учебно-метод. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
3. Алимова У.А. Изучение памятников природного и историко-культурного наследия родного края как средство гражданско-патриотического воспитания детей и подростков // Гражданско-патриотическое образование как ресурс реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. 17-18 ноября 2010 г. Волгоград, ВГАПКРО. М.: Вентана-Граф, 2010.
4. Алпатиков Д.А., Трошков С.Н. Технология подготовки образовательных проектов социально-гражданской направленности в общеобразовательных учреждениях // Исторические чтения: Материалы Международной научной конференции. 11-12 ноября 2010 г. Томск, историко-географический факультет ТГПУ. Томск: изд-во ТГПУ, 2010. – С. 79 – 82.
5. Антонова А.В. Профессиональная компетентность учителя истории: структура и содержание // История как ценность и ценностное отношение к истории: сб. науч. ст. Екатеринбург: ГОУ ВПО «УрГПУ», ИИиА УрО РаН, 2010. Часть. III. С. 135–141.
6. Большая энциклопедия народов. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 640 с., ил.
7. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб.: КАРО, 2004. – 224 с. – (Модернизация общего образования).
8. Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в ХХ столетии. Сборник статей. Челябинск: Каменный пояс, 2004.
9. Великородная В. А., Жиренко О. Е., Кумицкая Т. М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 224 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
10. Видеоблог Дмитрия Медведева. Память о национальных трагедиях так же священна, как память о победах {Электронный ресурс} // http://blog.kremlin.ru/post/35/transcript
11. Виноградов Н.Б., Гитис М.С., Кузнецов В.М. Историческое краеведение. Челябинск: АБРИС, 2009.
12. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 288 с. – (Сердце отдаю детям).
13. Гаврилина Ю.Г. Примерное тематическое планирование по истории в X классе с учетом подготовки к ЕГЭ и русским этнокультурным компонентом // ПИШ. 2010. № 6. С. 65 – 68.
14. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Серия «Стандарты второго поколения»).
15. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1- 4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
16. Из Послания Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Вестник образования России. 2008. № 22.
17. Ильясов Д.Ф. Выпускная аттестационная работа: метод. рекомендации для слушателей курсов проф. переподгот. Челябинск: ГОУ ДПО ЧИППКРО, 2007.
18. История и культура народов Южного Урала: метод. пособие к учебнику «Краеведение. Челябинская область. 8 кл.» / под ред. В.М.Кузнецова. Челябинск: АБРИС, 2010. 112 с.
19. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников: метод. пособие. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 64 с. – (Методика).
20. Краеведение. Программа учебной дисциплины для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области / под общ. ред. В.М.Кузнецова. Челябинск: АБРИС, 2010. 80 с.
21. Краеведение. Челябинская область. 8 кл.: учеб. для осн. шк. / под ред. В.М.Кузнецова. Челябинск: АБРИС, 2010. 128 с.
22. Кузнецов В.М. Проблемы разработки содержания и учебно-методического обеспечения интегрированного курса «Краеведение» в основной школе (на примере Челябинской области) // Третьи всероссийские краеведческие чтения (Москва – Коломна, 22-23 июня 2009 г.) / Отв. ред. В.Ф.Козлов, отв. за выпуск А.Г.Смирнова. – М.: АНО, ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2009. – С. 183 – 187.
23. Кузнецов В.М., Алимова У.А. Средовый подход в формировании ценностного отношения учащихся к памятникам историко-культурного наследия родного края // История как ценность и ценностное отношение к истории: сб. науч. ст. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «УрГПУ», ИИиА УрО РаН, 2010. Часть. III. – С. 224 – 230.
24. Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. - М.: Школьная Пресса, 2004. - 128 с. (Б-ка журнала «Воспитание школьников»).
25. Лисова К.Л. Народоведение: Учеб. пособие для учащихся 9 кл. общеобразоват. шк. – М.: Владос, 2004.
26. Лобжанидзе А.А. Энокультурная парадигма современного географического образования: монография. М.: МИОО, Мосовские учебники, 2007.
27. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. М.: ЦГЛ, 2005. – 128 с. – (Воспитание человека).
28. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы»: постановление Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422 {Электронный ресурс} // http://www.patriot-rf.ru/
29. О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России: указ Президента РФ от 15.05.2009 г. № 549 {Электронный ресурс} // http://archive.kremlin.ru/articles/216485.shtml
30. Парламентский урок : через прошлое – к будущему!: метод. пособие / сост. С.Н.Трошков, науч. ред. В.М.Кузнецов. – Челябинск: Книга, 2010. 88 с.
Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учебно-метод. пособие / Под ред. Н.М. Ланковой. – М.: Владос, 2001. – 224 с.: ил. – (воспитание и дополнительное
[1] Материалы предлагаемых для слушателей модулей являются разработкой, выполненной по заданию Министерства образования и науки Красноярского края в качестве инновационных учебно-методических и учебных материалов для восьмого и девятого класса в 2010г.
[2] Содержание модулей восьмого класса связано с правовой проблематикой. «На что я имею право в школе? (Права ребёнка)», «Зачем нужна Конституция? (Конституция для гражданина, общества, государства)», «Что надо знать о праве? (Правовой анализ жизненных ситуаций)».
[3] Содержание модулей для девятого класса связано с социальной – экономической и социально-политической проблематикой. Кого и как мы выбираем? (Политические права), Как сегодня надо выбирать профессию? (Новые профессии и новые работники), Как организовать своё дело? (Предпринимательство)
[4] Мультидисциплинарный подход здесь понимается, как противоположность междисциплинарному подходу. Отдельные предметные области не сплавлены в некоторое аморфное целое. Наоборот: школьники осваивают инструменты (технические, методические, интеллектуальные), принадлежащие различным дисциплинам, и применяют их в соответствии с их назначением подобно тому, как действуют представители соответствующих дисциплин в реальной жизни.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 214.