Обоснование и описание индивидуализированного подхода к повышению квалификации педагогических кадров в сфере гражданско-патриотического воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В сложившейся парадигме деятельности образовательных учреждений ускорить решение поставленных задач возможно используя новый, подход к организации системы повышения квалификации, обеспечивающей каждому человеку формирование индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

Разработка и апробация модели повышения квалификации педагогических кадров в сфере гражданско-патриотического образования осуществляется на основе одобренной Министерством образования и науки концепции модернизации системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Основными положениями концепции являются:

· Целевая ориентация (выделение целевых групп (учителя и руководители образовательных учреждений), целевых аудиторий);

· Системность (сочетание очных, заочных и дистанционных форм обучения для каждой целевой группы);

· Концентрация ресурсов на ключевых для каждой из целевых групп направлениях подготовки и переподготовки;

· Оперативность и регулярность информирования образовательной общественности о проводимой образовательной политике;

· Комплексность (обеспечение широкого распространения актуальных знаний, умений и навыков, ориентированных на каждую целевую группу).

При проектировании модели учитывается инновационный и отечественный опыт и лучшие практики последних лет позволяющие добиться высоких результатов с учетом категории обучаемых и их позиционирования в современном инновационном образовательном пространстве.

Функционирование модели кадров базируется на следующих методологических подходах:

ü Ориентация содержания и технологий его реализации на различные целевые группы (руководители образовательных учреждений и педагоги) за счет модульного принципа их построения;

ü Обеспечение качества реализуемого содержания и использования современных образовательных технологий, лучших методик и новых учебно-методических материалов, а также модернизации и последующей унификации процедур оценки компетенций/квалификаций педагогических кадров;

ü Выявление «точек роста» (отбор и описание опыта, накапливаемого в ходе реализации инновационных образовательных программ и проектов;

ü Обеспечения методического и организационного единства реализации содержания, выявляемого на основе анализа успешной отечественной и зарубежной практики;

ü Использование индивидуализированной схемы организации процесса повышения квалификации, которая должна способствовать распространению опыта, накопленного в «точках роста». Перевод образовательных учреждений системы ДПО в новую роль – сетевых операторов;

ü Отбор эффективных средств и методов обучения.

Модель повышения квалификации педагогических кадров в сфере гражданско-патриотического образования строится на следующих организационных принципах:

ü обеспечение открытого образовательного пространства в рамках системы;

ü сочетание форм групповой и индивидуальной подготовки;

ü возможность преемственности выполнения образовательных программ в различных образовательных учреждениях, входящих в состав сети;

ü широкое использование внешних информационных ресурсов, технологии дистанционного обучения и консультационного сопровождения слушателей на всех этапах обучения;

ü наличие контролирующей и информационной обратной связи.

Логистика разрабатываемой модели представляется совокупностью различных видов деятельности как обучаемых для получения результата с наименьшими затратами в установленное время. Субъектом управления в разрабатываемой модели, который принимает решения, организует их выполнение и контроль, подводит итоги, является преподаватель. Объектом управления является логическая цепь, по которой проходят информационные и другие потоки от преподавателей до слушателей. Логистическое управление модели содержит характерные функции: планирование и прогнозирование, учет, анализ, регулирование и пр. Логистическое управление модели ПК направлено на оптимизацию ресурсов во всех звеньях.

Модель включает структуру, позволяющую учитывать категорию и индивидуальные потребности слушателей, а также их позиционирование в инновационном образовательном пространстве. Эффективная реализация модели возможна при обоснованном ресурсном обеспечении в соответствии с формой организации повышения квалификации, степенью удаленности, подготовленностью слушателей на «входе» и включает: кадровые, материально-технические, информационные и нормативно-правовые элементы.

В основу построения процесса повышения квалификации в рамках модели, могут быль заложены эволюционные закономерности: для руководителей – теория эволюции лидера Грейнера и теория эволюции организации, для педагогов – модель профессиональной эволюции педагога. При этом повышение квалификации в рамках персонифицированной модели предполагает разделений на несколько типов, имеющих следующие целевые приоритеты:

- информирование (передача актуальной информации);

- улучшение имеющихся навыков (наиболее склонные опытные педагогические работники);

- выработка новых навыков.

На сегодняшний день эффективность системы повышения квалификации весьма трудно оцениваема. Отсутствует служба, которая помогала бы переводить новые навыки в традиционные, вследствие чего многие инновации затухают. Эффективность повышения квалификации должна отслеживаться вне рамок учебного процесса, протекающего в учреждении системы повышения квалификации, а на рабочем месте, что реально позволит определить эффективность образовательной деятельности по традиционализации новообразований возникших в результате обучения.

На настоящий момент практически отсутствует служба организационного консалтинга, целью которой является диагностика проблем организационного развития. В проектируемой модели одним из ключевых звеньев является служба организационного консалтинга, действующая как в реальном режиме, так и в положении удаленного доступа.

В основу модели может быть положен реальный прогресс в области коммуникационных технологий и существующие наработки реального опыта и теоретического характера, которыми в последнее время стала обладать система образования.

Обучение в модели повышения квалификации педагогических кадров в сфере гражданско-патриотического образования построено на блочно-модульной основе и реализовывается в очной, очно-заочной, дистантной форме или их сочетании. Повышение квалификации может осуществляться как в обычном режиме, так и в режиме «малых шагов», то есть периоды обучения могут быть достаточно короткими и заканчиваться планом деятельности по реализации, желательно сопровождаемые мониторингом. Заочная фаза обучения обеспечивается поддержкой службы организационно консалтинга через использование ресурсов глобальных информационных систем. Для обеспечения равных условий доступа к качественной информации для любого потенциального участника, в рамках системы будут проводиться on-line, of-line встречи и консультации с ведущими специалистами, практиками, победителями приоритетного национального проекта «Образование».

К обязательным условиям относятся наличие стандарта учебного процесса, наличие УМК, справочных материалов, доступ к информации для самостоятельной работы. Для увеличения эффективности обучения построенного с помощью видео-контактов учебную группу и персонально каждого слушателя должен сопровождать квалифицированный тьютор, осуществляющий поддержку и отвечающий за реализацию межсессионной практической деятельности и мониторинг внедрения.

Учитывая труднодоступность современной литературы и слабость сетей ее распространения в рамках модели будет создаваться цифровое информационное хранилище с основополагающими, по каждому содержательному модулю, общедоступными материалами.

Модель строится как динамическая сеть с разнотипными ресурсными узлами, возникающая усилиями «системного интегратора», в роли которого выступает НП «Центр гражданского образования»

Ресурсными центрами Модели ПК являются учреждения (региональные центры гражданского образования и другие неправительственные организации) имеющие опыт работы в области гражданско-патриотического воспитания, на базе которых создаются стажерско - модельные площадки по повышению квалификации. Стажерско - модельные площади (ресурсные центры) создаются в 8 субъектах Российской Федерации: Красноярский край, Калининградская, Томская, Челябинская, Псковская, Ульяновская области, Республика  Карелия. Стажерско - модельные площадки представляют материалы, презентующие свой опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию как ресурс для виртуальных стажировок. Опыт работы стажерско - модельных площадок оформляется в один из модулей программы повышения квалификации педагогов (специалистов) в области гражданско - патриотического воспитания.

Стажерско - модельные площадки отбираются на основе анализа деятельности центров в области гражданско-патриотического образования.

Стажерско-модельные площадки отвечают следующим критериям:

наличие инновационного опыта повышения квалификации;

опыт соорганизации с образовательными учреждениями в области проектирования инновационных практик; опыт сотрудничества с учреждениями системы дополнительного профессионального педагогического образования в области разработки программ повышения квалификации;

включенность в профессиональные ассоциации педагогов и образовательных учреждений на региональном и/или федеральном уровне (ассоциация лучших школ России; инновационных школ и т.п.); включенность в сетевое взаимодействие, осуществляемое в том числе и на основе информационно-коммуникационных технологий;

участие в реализации проектов;

опыт диссеминации инновационных разработок в области гражданского и патриотического воспитания посредством семинаров, консультаций, конференций и др. форм;

наличие ИКТ - насыщенной среды, обеспечивающей активности по распространению инновационного опыта в области сетевого взаимодействия и дистанционного обучения, наличие локальных сетей;

Выбранные площадки оформляют карту инновационного опыта, модуль программы ПК, которые вывешиваются на сайт проекта. Таким образом, при знакомстве с опытом стажерско-модельной площадки любой желающий может выбрать свой модуль и пройти повышение квалификации на этой площадке.

 

1.4. Изложение методологических и методических принципов подготовки дидактических материалов и методических рекомендаций

Освоение перспективных технологий в системе образования существенно замедляется технологическим консерватизмом структур подготовки педагогов, в большинстве своём тиражирующих утратившие актуальность стереотипы. Поэтому в методических рекомендациях по применению эффективных образовательных технологий в системе повышения квалификации (ДПО) в области гражданско-патриотического образования  основное внимание уделяется учёту позиционирования обучаемых в инновационном пространстве, выражающегося в:

l целевых предпочтениях,

l уровне предварительной подготовки,

l технической и технологической оснащённости.

Дидактические и методические рекомендации дополнительного педагогического образования базируются на следующих методологических принципах:

ü многоуровневый подход к обучению различных категорий специалистов;

ü модульная схема построения системы и образовательных программ, дидактических и методических материалов;

ü согласование методологии обучения на всех уровнях системы;

ü обновление учебного процесса в соответствии с изменениями ситуации, вызванными появлением новых технологий (или других инновационных направлений);

ü формирование устойчивых навыков практической реализации инноваций и инновационных проектов;

ü адекватность международным образовательным стандартам.

Дидактические материалы и методические рекомендации разрабатываются в следующей структурной логике:

l Характеристика современных требований к системе повышения квалификации, предполагающих персонифицированные процессы на основе инновационных образовательных ресурсов; описание мотивов и критериев отбора предлагаемых технологий;

l Формализованное описание предлагаемых технологий;

l Библиографические указатели и контактные данные, обеспечивающие детальное изучение выбранных технологий;

l Описание модели освоения каждой технологии в зависимости от позиционирования обучаемых в инновационном пространстве;

l Требования к технической оснащённости, ресурсной базе (включая кадровый потенциал) и технологической среде подразделений повышения квалификации, ведущих образовательный процесс с использованием описанных технологий.

1.5. Описание методологических и методических принципов отбора эффективных образовательных технологий

Выбор конкретных технологий строится с учётом позиционирования слушателей в инновационном пространстве, поэтому применяемые технологии выбираются не произвольно, они образуют систему, основанную на постепенном повышении степени свободы и самостоятельности слушателей при отборе содержания обучения, его форм и методов.

Отбор эффективных образовательных технологий ДПО персонифицированной системы подготовки кадров базируется на следующих принципах:

ü Ориентация на различные целевые группы (руководители образовательных учреждений и педагоги) за счет системы, основанной на постепенном повышении степени свободы и самостоятельности слушателей при отборе содержания обучения, его форм и методов;

ü Возможность построения индивидуальных образовательных траекторий, в том числе осуществляемых в групповой работе через внешнюю динамику групп;

ü Использование дистанционного обучения;

ü Включение case-study, как обязательного компонента ресурсной базы;

ü Возможности рефлексивного обучения, как обязательного компонента применяемой модели обучения.

В качестве основных технологий для реализации модели повышения квалификации педагогических кадров на основе инновационных образовательных ресурсов предлагаются: современные информационно-коммуникационные технологии, включающие личностно-центрированную технологию, технологию видеокурсов, «типовой модуль ПК» и другие.

К характеристическим параметрам технологий, детально представляющим каждую и позволяющим осуществлять выбор для конкретного слушателя с учетом категории и позиционирования в инновационном образовательном пространстве относятся:

l технологические целевые установки,

l целевое назначение;

l основная структурная единица;

l характер планируемых результатов обучения;

l назначение процедур обратной связи;

l преобладающие методы обучения;

l преобладающие организационные формы обучения;

l типовые средства обучения;

l ресурсная база;

l мера учёта характерной для гуманитарных систем неопределённости при организации образовательного процесса;

l способы (организационные формы) итогового контроля результативности обучения в блоке уроков;

l патентная формула;

 

Данные технологии в рамках апробации персонифицированной системы модели позволяют осуществлять комбинацию, содержательных модулей, необходимых каждому слушателю, в рамках определенной для него индивидуальной траектории обучения которые направлены на:

· привитие навыков научного исследования, организации эффективного поиска необходимой информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств;

· генерирование способов решения проблемной задачи;

· рефлексию проведенной деятельности на завершающем этапе в виде сопоставления результата работы с имеющимися достижениями общественного развития.

· субъектную активность - предпосылку субъектного становления (характеристика, определяющая успешность любой деятельности);

· диалогичное взаимодействие, предполагающее изначально принципиальное равенство сторон в том, что касается осмысления фактов, оценок, отношений, прояснения ценностных и смысловых позиций друг друга;

· доброжелательную и открытую атмосферу взаимодействия, вызывающую желание участников быть в диалоге и готовность к нему, стремление к непрерывному профессиональному и личностному становлению обучающихся;

· разнообразные коммуникативно-диалоговые модели организации процесса обучения;

· творческий характер образовательной среды, обеспечивающий условия для эмоционально-ценностного переживания изучаемого содержания и обретения опыта творческой деятельности.

· разнообразные коммуникативно-диалоговые модели организации процесса обучения;

· творческий характер образовательной среды, обеспечивающий условия для эмоционально-ценностного переживания изучаемого содержания через интерактивное общение с крупными специалистами.

· обеспечение последовательного и целенаправленного повышения активности обучающихся;

· представление обучающимися взрослыми результатов своих изысканий, для организации творческой аналитико-синтетической учебной деятельности и выполнение саморегулятивной функции;

· рефлексию проведенной деятельности на завершающем этапе в виде групповой дискуссии.

Обучение в большой степени способствует становлению ценностных ориентаций обучаемых, овладению новейшими образовательными технологиями и др.

1.6. Алгоритм разработки методических рекомендаций по диссеминации эффективных образовательных технологий в системе ДПО в области гражданско-патриотического образования

Диссеминация образовательных технологий в системе ДПО в области гражданско-патриотического образования  позволит изменить слушателями собственную профессиональную практику на основе её рефлексивного анализа, освоения новых научных идей и овладения новыми технологиями деятельности.

Основное внимание уделяется деятельностным компонентам, направленным на организацию формирования в ходе обучения индивидуальных траекторий обучаемых, возможности трансляции содержания на различных информационных уровнях, в зависимости от уровня подготовленности слушателя и его позиционирования в инновационном образовательном пространстве.

Особое внимание уделяется процедурам индивидуального трансфера технологий и процедурам совместно-распределённой деятельности как в гомогенных, так и в гетерогенных группах.

Алгоритм разработки методических рекомендаций включает:

l Характеристику общих подходов к организации дифференцированной и индивидуализированной диссеминации инноваций в педагогической среде и управлению этими процессами;

l Формализованное описание предлагаемых процедур (практикумов, тренингов, интерактивных видеоконференций и др.), в основе которых лежит самый продуктивный способ освоения – «проживание» технологий самими слушателями в реальной, а не модельной, ситуации обучения;

l Создание библиографического указателя имеющегося опыта трансфера технологий;

l Описание технологических процедур разноуровневой трансляции материала в зависимости от позиционирования обучаемых в инновационном пространстве;

l Обоснование требований к технической оснащённости, ресурсной базе (включая кадровый потенциал) и технологической среде подразделений повышения квалификации, организующих и осуществляющих распространение описанных технологий.

 

В качестве основы деятельности модели повышения квалификации выступают программы в своей вариативной и инвариантной составляющих и «места» для реализации вариативной и инвариантной составляющих - центры гражданского образования, стажерские площадки на базе учреждений.

Программы и «места» для реализации программ служат основой для создания многообразия индивидуальных образовательных маршрутов, позволяя выбирать учебные модули в соответствии с профессиональными и личностными запросами, уровнем наличной подготовки и требуемыми для этого площадками для получения, закрепления и реализации приобретенных знаний и компетенций. В процессе реализации индивидуальных программ каждый слушатель имеет возможность и обязательства воспользоваться ресурсами других площадок, то есть выбрать учреждение за рамками своего региона или в качестве головной организации, реализующей инвариантную составляющую программы или в качестве стажерской площадки на которой будет отрабатываться вариативная составляющая.

Характерной особенностью модели многовекторной системы является то, что она может выступать в качестве формы, которая может быть заданной или являться результатом процесса, а также выступать в качестве содержания, то есть быть непосредственно процессом исследования.

В модели верхним федеральным уровнем - будет выступать Центр гражданского образования, как главный стратег и идеолог в выработке политики в гражданско-патриотическом образовании, следующим звеном являются региональные центры гражданского образования как проводники стратегии, а также как координаторы деятельности по реализации модели. Межрегиональный уровень – представляют стажерские площадки, как «места» для реализации инвариантой и вариативной составляющих.

Модульный принцип . Наличие у модели значительного числа взаимосвязанных разнородных элементов заставляет нас провести анализ возможных степеней взаимодействия между ними. Отдельные элементы модели должны образовывать внутри целостной системы деятельности более или менее устойчивые и опосредованные связи, вследствие чего модель должна быть построена с учетом блочно-модульной организации всех ее элементов. Помимо этого модульный принцип построения модели позволяет выделенные блоки-модули модели в качестве ее мета-элементов, что ведет к значительному расширению границ и возможностей анализа проблемы деятельности центра ГО. Каждый из таких блоков-модулей модели может иметь самостоятельное значение как средство оптимизации и активизации развития.

Принцип структурности. Для построения модели значение имеет выделение среди ее элементов структурной части, т.е. совокупности устойчивых связей между основными частями объекта исследования, обеспечивающих его единство и тождественность самому себе. Структура должна выражать то, что остается неизменным при любых внешних и внутренних изменениях условий протекания деятельности. В то же время, среди выделенных связей элементов деятельности модели могут быть и те, появление которых носит частный, случайный характер. Применение принципа структурности, как нам кажется, позволит определить причины проявления этих случайных связей и динамику их существования. Модель должна установить необходимые стабильные связи, определяющие ход развития моделируемого объекта.

Принцип гуманизации осуществляет общецивилизационную тенденцию возвышения человека, культивирования его субъективности, органичности, целостности.

Принцип междисциплинарности предполагает использования содержания и методов различных научных и учебных дисциплин, которые включены в образовательные направления и сопряженные с ними.

Принцип самоопределениясоздает возможности конструирования своего собственного образа, проектирования своей индивидуальной траектории продвижения, утверждая доверие как феномен личностно-ориентированного подхода.

Выделенные нами принципы построения модели должны определять общий путь ее создания. Помимо этого, многообразие эмпирических фактов, относящихся к проблематике развития гражданско-патриотического образования, заставляет нас специально остановиться на проблематике соотношения объективной действительности и элементов теоретической модели, то есть обозначить основные подходы квалификации теоретических и эмпирических описаний в качестве возможных элементов теоретической модели повышения квалификации.

Наша задача в построении модели состоит в том, чтобы создаваемая модель была выполнена таким образом, что все составляющие ее элементы, знаковые образования отражали в максимальной полноте реальную деятельность модели, то есть разрабатываемая модель должна отвечать требованиям надежности и валидности, применяемым ко всем методам научного познания. Не все множество эмпирически найденных и теоретически описанных фактов может быть включено в модель, в связи с тем, что модель ни коим образом не может быть полностью идентична воспроизводимой ею действительности, ее основная функция как раз, и заключается в выделении существенных сторон и связей действительности. Однако, необходимость отказа от отражения определенных моментов реальности заставляет нас специально остановиться на вопросе о правомерности такого отказа и его границах. Выполнение с помощью модели своего рода реконструкции объективной реальности выдвигает на первое место требование непротиворечивости и обоснованности конструируемой модели. Выполнение этих требований достигается как за счет использования дополнительных, помимо моделирования, методов теоретического и экспериментального исследования, так и за счет конструктной и содержательной валидности модели. (А.Анастази, Л.Ф.Бурлачук).

Основой модели является федеральное образовательное учреждение – Центр гражданского образования, Центр является проводником государственной политики, в том числе и в вопросах гражданско-патриотического образования и осуществляет взаимодействие с региональными центрами гражданского образования, которые в свою очередь взаимодействуют со стажерско-модельными площадками.

Таким образом, учреждения активно взаимодействуют друг с другом с учетом сложившегося научного потенциала.

Учреждения сети решают специфические задачи организации подготовки кадров по гражданско-патриотическому образованию, причем по возможности комплексно, обсуждая весь цикл процесса повышения квалификации.

В сети действуют как вертикальные, так и горизонтально-координирующие отношения.

В условиях сложной динамики социокультурных процессов и ресурсного дефицита развитие каждого регионального центра может усиливаться за счет взаимообменов с другими центрами, взаимодополнения, взаимоподдержки, перехода к продуктивному диалогу регионов. Осмысление, накопление, преобразование (связанное с освоением) и научно-педагогическое сопровождение освоения инновационных педагогических практик соседних регионов – путь практического преобразования локальных инноваций в общий ресурс развития системы гражданско-патриотического образования регионов-участников.

Постепенно для участников, успешно прошедших обучение на семинарах-погружениях, работа по формированию идей, которые в состоянии ответить на исходную потребность станет неотъемлемой частью их деятельности.

В своих районах они будут выступать не только в привычном качестве проводников гражданско-патриотического образования, они стали трансляторами новой организационной культуры, нового мышления.

Одним из условий высокого качества обучения в системе повышения квалификации является наличие специально для этого созданной программы. В рамках реализации модели быстро реагирующей на изменения, происходящие в мире, социальной сфере речь идет об индивидуальной образовательной программе повышения квалификации построенной по модульному принципу.

К основаниям для проектирования модульных программ можно отнести:

1. Самостоятельную цель каждого модуля, достигаемую при его изучении;

2. Построение модулей на идеях, не противоречащих друг другу;

3. Построение модулей на одном методическом основании;

4. Методические приемы, используемые в модулях, имеющие одинаковую трактовку;

5. Цели модулей диагностируемые и сопоставимые с методиками;

6. Модуль обеспечен учебно-методическим комплексом;

7. Модули обеспечены тезаурусом.

Модульная программа – это программа, состоящая из отдельных, относительно самостоятельных учебных единиц, методически и идеологически согласованных друг с другом, основная структура и принципы построения которых одинаковы.

Модульная программа предполагает, что участники образовательного процесса могут выбрать некоторое минимально возможное количество модулей или освоить всю программу.

Учебный модуль содержит:

ü Название модуля

ü Краткую аннотацию и характеристику образовательных целей

ü Выделенные ключевые понятия темы

ü Описание методов, методик, технологий

ü Задания, связанные с темой

ü Проблемные вопросы

ü Задания для проектных разработок

ü Темы для эссе

ü Тезаурус

ü Список литературы, включая источники Интернет

Методический комплект для обучающегося состоит из программы, пособия:

Учебное пособие:

 

ü Название модуля

ü Краткую аннотацию и характеристику образовательных целей

ü Выделенные ключевые понятия темы

ü Описание методов, методик, технологий

ü Задания, связанные с темой с указанием ссылки на рабочую тетрадь

ü Проблемные вопросы

ü Задания для проектных разработок с указанием ссылки на рабочую тетрадь

ü Тезаурус

ü Список литературы, включая источники Интернет

 

Основаниями для определения и структурирования содержания программы являются:

· научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека;

· уровень исходной подготовки обучающихся;

· психолого-педагогические закономерности процесса усвоения обучающимися теоретических знаний и опыта практической деятельности;

· нормативная модель деятельности специалиста, если программа касается профессионального и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации).

Учебно-программные, дидактические и методические материалы включают: учебную программу, учебно-методический комплект, состоящий из пособия (учебного модуля) и программы для слушателей.

Учебный модуль, основной компонент учебного курса, представляет собой полный цикл деятельности обучающегося по достижению заданного уровня компетентности. Учебный модуль представлен содержательными блоками и case-study. Учебные модули, объединены общим замыслом и макроцелями, и имеют единую структуру. Учебные модули представляют собой автономные образовательные единицы программы.

Содержательный блок включает в себя целостное представление некоторых содержательных идей модуля и направлен на решение конкретной образовательной задачи. Он состоит, как правило, из набора содержательных идей, обеспечивающих достижение связанных с ним образовательных целей.

В каждый учебный модуль включены: текст, несущий основное содержание (содержательный компонент); иллюстративные примеры, тесты и задания, которым свойственны проблемность изложения и творческий характер, что способствует самопознанию и заставляет слушателя обратиться к собственному опыту, а также ссылки на примеры, вопросы и упражнения, вошедшие в другие элементы. Такой подход отражает идею о том, что модули образуются не из тем учебных модулей, а из логически завершенных видов учебной деятельности обучающихся по освоению содержания курса.

Учебно-методические материалы в системе дополнительного профессионального образования характеризуются следующими особенностями:

1. Новизна учебно-методического комплекта, которая обеспечивается двумя условиями:

- ориентацией при отборе содержания на современные примеры и разработки в рассматриваемом направлении модернизации российского образования;

- постоянной обновляемостью учебно-методических материалов: методическая «оболочка» может меняться и даже может полностью обновляется весь учебно-методический комплект.

2. Оригинальность и новизна способов построения (структурирования) учебно-методических материалов, основанных на принципах интерактивности, диалогичности, проблемности, контекстности, деятельностно-развивающем характере заданий, рефлексивности, практико-ориентированности.

3. Каждый слушатель, обучающийся по любой программе, получает в собственность комплект учебно-методических материалов, представляющий собой интегрированную и взаимодополняющую систему учебную и источниковую базу.

Работа с содержанием курсов выстраивается через практику обучающегося, применение теоретических идей к реальной ситуации. Особенная структуризация материалов в учебные модули обеспечивает интерактивность учебного модуля, определяет траекторию «движения» слушателей в процессе работы с ним, способствует эффективности восприятия учебного модуля.

Информационной базой для формирования моделей является организация и методическая поддержка профессионального сообщества через открытие федерального портала созданное в Центре и находящегося в нем Методического хранилища.

Методическое хранилище является инструментом систематизации и структурированного хранения разноформатной информации в виде иерархического каталога Web – интерфейса, расширенными поисковыми возможностями и поддержкой разграничения доступа к ресурсам хранения информации. В настоящее время в центре ГО АПК и ППРО разработаны требования к формату представления исходных материалов, необходимому для создания учебно-программных, дидактических, организационных и методических материалов для размещения их в хранилище (обосновано используется формат PDF). Планируется наполнение депозитария Центрального методического хранилища ресурсами на основе использования реляционной базы данных (Postre SQL 99), адаптированной для применения в системе повышения квалификации, и систематическое обновление ресурсов. В настоящее время обеспечено создание разграниченного сетевого доступа. В соответствии с выбранной моделью выделяются категории пользователей, для которых необходимо реализовывать разграниченный сетевой доступ.

Общая концепция создания мобильной сети оперативного повышения квалификации выстраивается с опорой на существующую в стране сеть учреждений повышения квалификации работников образования.

Модель повышения квалификации системы образования может быть реализована посредством нескольких вариантов, системообразующим фактором во всех является создание кадрового потенциала отвечающего актуальным задачам модернизации и современным запросам образования.

Модель №1. Основой модели является федеральное образовательное учреждение – Центр ГО, на базе которого формируется федеральный базовый учебный центр, Центр осуществляет взаимодействие с 7 центрами, которые в свою очередь взаимодействуют с модельными стажерскими площадками.

Федеральный центр ГО осуществляет разработку форматов программных, учебно-методических и дидактических разработок по актуальным вопросам гражданско-патриотического образования для передачи их региональным центрам, через подготовленных на своей базе руководителей (представителей центров);

Федеральный центр ГО ведет мониторинг готовности к реализации программы повышения квалификации в 7 региональных центрах.

Региональные центры осуществляют подготовку педагогов на основе программных, учебно-методических и дидактических разработок по актуальным вопросам гражданско-патриотического образования;

Создается межрегиональный координационный Совет. Основной целью деятельности межрегионального координационного Совета является – разработка и корректировка программных, учебно-методических и дидактических разработок по актуальным вопросам гражданско-патриотического образования, информирование, координация, экспертиза их реализации.

Межрегиональный координационный Совет разрабатывает "Положение о Совете», формирует межрегиональные группы специалистов.

Выполняет аналитические, экспертно-диагностические и координационные функции в сфере подготовки кадрового ресурса модернизации образования.

Проводит экспертизу, согласование и утверждение планов, программ подготовки, повышения квалификации в направлениях реализации модернизации российского образования.


2. Учебные модули программы повышения квалификации педагогов в области гражданско-патриотического образования.

2.1 Образовательная программа модуля  « Комплексная модель гражданско-патриотического воспитания в ОУ: инновационные образовательные технологии» г. Петрозаводск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к учебному модулю « Комплексная модель гражданско-патриотического

воспитания в ОУ: инновационные образовательные технологии»

 

Процесс построения в России гражданского общества неразрывно связан с качественными изменениями в сознании российских граждан. Важная роль в этом принадлежит гражданскому образованию населения России. Оно должно способствовать формированию политической и правовой культуры личности, гуманистических нравственных ориентиров и демократической гражданственности. Гражданско-патриотическое воспитание в первую очередь направлено на становление гражданских свойств личности.

В современном обществе гражданско-патриотическое воспитание – это обучение и воспитание, направленное на формирование комплекса знаний и представлений об обществе, о достижениях страны, присвоение демократических  ценностей, воспитание патриотизма, знание и уважение истории, развитие политически грамотной личности, осознающей также свою ответственность, как перед обществом, так и перед государством. Таким образом, важнейшая цель гражданско-патриотичского образования – это раскрытие перед обучающимися перспектив жизни в гражданском обществе, воспитание гражданственности и патриотизма.

 Представленная программа модуля «Комплексная модель гражданско-патриотического воспитания в ОУ: инновационные образовательные технологии» является ориентиром в разработке системы гражданско-патриотического воспитания в конкретном образовательном учреждении, классе, группе, при этом акцент делается на создание условий и организацию эффективной практической деятельности. Данная комплексная модель апробирована в образовательных учреждениях Республики Карелия и внедрение её, как подтвердила практика, способствует достижению целей гражданско-патриотического образования.  

По структуре комплексная модель гражданско-патриотического воспитания состоит из 4-х блоков, где содержание определяется на основе общественных и необщественных наук (гражданско-патриотическая тематика, «уроки гражданственности»), дополнительного образования (элективные курсы), системы воспитательной работы гражданско-патриотического направления и практики решения проблем общественной жизни (социальное проектирование). Гражданское-патриотическое образование в данном контексте – это образование и воспитание, направленное на формирование человека-гражданина, патриота, личности, которой присущи гражданские качества. Стержнем  модели является тренинг « Навыки гражданина», проявление гражданских навыков в группе активных граждан, оценка и самооценка навыков (через оценочный лист). Тренинг может проводиться на классных часах (10-16ч.), но отработка навыков идёт в коллективных творческих делах и в социальной практике. Педагогам, организующим систему гражданско-патриотического воспитания в классе, группе, важно понять, принять (освоить), затем апробировать и внести творческие аспекты в данную комплексную модель. Кроме того, важно руководителям, педагогам создать условия для внедрения модели в ОУ, классе и освоить инновационные технологии, позволяющие эффективно организовать деятельность всех участников. На этом этапе происходит повышение гражданской компетентности руководителей, учителей, что будет способствовать и формированию гражданской компетентности обучающихся. А общая программа ОУ гражданско-патриотического воспитания в таком случае состоит из подпрограмм, составленных педагогами в каждом классе, группе, тогда только можно говорить о системе работы, о том, что комплексная модель внедряется и даёт положительные результаты.

Новизна предложенной модели состоит в следующем: тренинг «гражданские навыки», практика проявления навыков, их оценка и самооценка - центральный элемент, в первом блоке – «уроки гражданственности» (особые межпредметные уроки), во втором блоке – дополнительные элективные курсы (авторские разработки), третий блок - курс классных часов «навыки гражданина» и серия тематических классных часов по проблеме, четвёртый блок - социальная практика и проектная деятельность – всё это в комплексе представляет систему содержания, форм, методов и приёмов педагогического взаимодействия, создаётся реальная возможность для проявления гражданских навыков и оценки их проявления.

 Программа модуля разработана для педагогов, воспитателей ДОУ, заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов дополнительного образования, руководителей ОУ и ДОУ, специалистов региональных, муниципальных органов управления, преподавателей средних и высших учебных заведений, студентов педагогических вузов и рассчитана на 30 часов (24ч. аудит.+6ч. сам. раб).

Программа модуля состоит из трёх тем:

· в первой теме дана концептуальная и методологическая основа современного гражданско-патриотического воспитания в России, в регионе и за рубежом, формируется проблематика развития гражданско-патриотического воспитания, раскрывается компетентностный подход;

· во второй теме представлены существующие модели гражданского образования и более подробно раскрывается комплексная модель гражданско-патриотического воспитания, её новизна и особенности, важнейшие условия результативности внедрения модели: системность, целостность, взаимосвязь всех блоков и элементов. 

· в третьей теме рассмотрены инновационные образовательные технологии, которые наиболее эффективны в достижении результативности, даются рекомендации педагогам в освоении активных и интерактивных методик.

Обучение по программе позволяет педагогам освоить не только теорию, методологию и практику гражданско-патриотического воспитания, но и внедрить комплексную модель гражданско-патриотического воспитания или отдельные элементы, создавая при этом систему работы в данном направлении.

Условия освоения модуля:

· мотивационные: осознание значимости и актуальности темы, повышение гражданской компетентности, повышение квалификации, возможность авторских разработок.

· нормативно-правовые: обеспеченность нормативно-правовыми документами, законами, положениями, создание документации внутреннего пользования.

· научно-методические: обеспечение учебно-методическими материалами, практическими разработками, методическими пособиями.

· информационные: обеспечение участников соответствующей информацией, базами данных, Интернет-ресурсами.

· организационные: распределение обязанностей, чёткий инструктаж, повышение организационной культуры, проявление ответственности при внедрении инновационных материалов в практику работы. Важнейшее условие – личность педагога.

В зависимости от уровня изучения модуля предусмотрены формы аттестации:

· Уровень представления об инновации.

Подготовительные шаги к разработке проекта «Внедрение комплексной модели гражданско-патриотического воспитания в практику работы».

· Уровень освоения инновации.

Разработка проекта «Внедрение комплексной модели гражданско-патриотического воспитания в практику работы».

· Уровень внедрения инновации:

Внедрение комплексной модели или её элементов в практику работы.

Содержательный отчёт о внедрении комплексной модели гражданско-патриотического воспитания. Статья в итоговый методический сборник.

Учебный план

Дата: 2019-12-10, просмотров: 224.