« Комплексная модель гражданско-патриотического воспитания в ОУ: инновационные образовательные технологии».
Цель:
· способствовать внедрению в деятельность образовательных учреждений комплексной модели гражданско-патриотического воспитания молодежи.
Ключевые понятия темы: «гражданин», «патриот», «гражданское образование», «патриотическое воспитание», «гражданско-патриотическое образование и воспитание», «комплексная модель гражданского образования и воспитания», «методы» «формы», «инновации» «технологии», «гражданские навыки».
Методы, методики, технологии: самостоятельная работа с материалами, исследование, анализ, проведение семинара, тренинг, разработка образовательной программы, разработка проекта, работа с Интернет-ресурсами.
Темы модуля | 1уровень представления об инновации | 2уровень освоения инновации | 3уровень внедрения инновации |
1. Гражданско-патриотическое воспитание в России: современные подходы к содержанию, основные понятия, формы реализации. | Зачем нужно внедрение комплексной модели гражданско-патриотического воспитания | В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня в режиме консультаций и самостоятельно | В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня самостоятельно с дистанционными консультациями |
2.Комплексная модель гражданско-патриотического воспитания | Каковы особенности и чём новизна комплексной модели гражданско-патриотического воспитания | В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня в режиме консультаций и самостоятельно | В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня самостоятельно с дистанционными консультациями |
3.Гражданско-патриотическое воспитание: инновационные образовательные технологии | Как влияет использование инновационных образовательных технологий на достижение цели гражданско-патриотического воспитания | В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня самостоятельно с дистанционными консультациями | В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня самостоятельно с дистанционными консультациями |
Тема 1. Гражданско-патриотическое воспитание в России: современные подходы к содержанию, основные понятия, формы реализации.
1.1.Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию в России и за рубежом.
Состояние и проблемы гражданского образования и патриотического воспитания в современной России. Концепции гражданского образования и патриотического воспитания.
Особенности гражданско-патриотического воспитания в государствах Европы и Америки. Опыт реализации гражданско-патриотического воспитания в регионах России. Основные понятия гражданско-патриотического образования и воспитания. «Гражданско-патриотическое образование» или «гражданско-патриотическое воспитание»? Цели, подходы и перспективы развития в современных образовательных учреждениях. Гражданско-патриотическое образование и воспитание – управленческий аспект. Нормативные и информационно-методические документы Министерства образования РФ.
1.2. Компетентностный подход в гражданско-патриотическом образовании и воспитании.
От формирования умений и навыков к формированию ключевых компетентностей. Понятия «компетенция», «компетентность», «ключевые компетентности», «компетентностный подход», «компетентность в сфере гражданско-общественной, гражданско-патриотической деятельности». Основные подходы к набору ключевых компетенций в гражданско-патриотическом воспитании.
Тема 2. Комплексная модель гражданско-патриотического образования и воспитания
2.1. Разнообразие и особенности моделей гражданского образования и воспитания.
Понятия: «модель», «модель гражданского образования». Модели гражданского образования и воспитания: предметная, институциональная, проектная, межпредметная. Формирование демократического школьного климата и позитивного образовательного пространства как важнейшее условие гражданского образования. Система гражданского образования в ОУ. Общественно-активные школы - их роль в местном сообществе.
2.2.Комплексная модель гражданско-патриотического воспитания: структура, содержание, новизна.
Понятие « модель гражданско-патриотического образования и воспитания».
Новизна и особенности комплексной модели гражданско-патриотического образования и воспитания: структура, блоки, элементы, содержание, перечень основных гражданских навыков. Трудности и противоречия внедрения комплексной модели в условиях современной школьной системы. Важнейшие условия результативности внедрения модели: системность, целостность, взаимосвязь всех блоков и элементов. Личность учителя как одно из условий гражданско-патриотического воспитания.
Тема 3. Гражданско-патриотическое воспитание: инновационные образовательные технологии.
3.1. Методическое мастерство преподавателя как основа педагогической деятельности. Методы, формы и инновационные технологии в гражданско-патриотическом воспитании. Активные и интерактивные методы. Информационные технологии. Групповые формы работы. Использование игровых методов. Ролевая и деловая игра. Диалоговые технологии. Педагогические мастерские. Технология критического мышления. Проектная деятельность. Технологии «мастер-класс», «мастер-парк» и «портфолио» в гражданско-патриотическом воспитании.
Список литературы, включая источники Интернет
1. Архипова М. "Мы по-другому стали смотреть на окружающий нас мир…" Об эффективности педагогического проекта «Вы – народ»: результаты психологической экспертизы. – Петрозаводск, 2005.
2. Владимирова Е. А. Культура праздника. Воспитание гражданственности через традиции праздничного общения. – Петрозаводск-Баку, 2006.
3. Гражданское образование – педагогический, социальный и культурный феномен: Монография. – 2-еизд. – СПб.:СПбАППО,2006.
4. Воспитать гражданина: Сборник эссе участников конкурса «Учитель года Петрозаводска – 2006». – Петрозаводск, 2006.
5. Гражданское образование в российской школе/ Сост.Т.И.Тюляева. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»,2003.
6. Гражданское образование в школе. Программа «Вы – народ»: Материалы научно-практической конференции (23 – 25 сентября 2004 г.)/ Сост. Г. В. Степанова. – Петрозаводск: ПетрГУ, 2005.
7. Гражданское образование: материалы международного проекта. – СПб.:Иэдательство РГПУ имени А.И.Герцена,2000.
8. Гражданское образование: содержание и методы (реализация программы «Вы – народ»). – Петрозаводск: ГОУ ИПК РО, 2005.
9. Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина. Сборник статей для методистов и преподавателей общественных дисциплин. – М.: Издательско-образовательный центр «Веди-принт»,2001.
10. Иоффе, А. Н. Основные приемы и технологии в работе тренера-преподавателя [Текст]: учебно-методическое пособие / Т. В. Болотина, А. Н. Иоффе, Е. А. Мишина, Е. И. Казакова, Т. Г. Новикова, А. Е. Новиков, Е. Н. Петрова, О. Н. Руднева, Е. Н. Шимутина, О. В. Чиндилова, С. Г. Яковлева. – М.: АПКиППРО, 2010.
11. Иоффе, А. Н. Методика гражданского образования: теоретические аспекты и практические рекомендации [Текст] / А. Н. Иоффе. – Брянск: Курсив, 2007.
12. Иоффе, А. Н. Методические материалы по гражданскому образованию [Текст] / А. Н. Иоффе. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.
13. Наша школа – школа гражданского становления: Материалы Всероссийской научно-практической конференции./Сост.: Крылова О.В., АПКи ППРО, 2010.
14. Обучение толерантности. Методическое пособие /под ред. Г.А.Бардиер. – СПб.:Норма,2005.
15. Основы гражданского образования (реализация программы «Вы – народ»): Материалы научно-практического семинара (12 – 13 мая 2004 г.) / Составители Г. В. Степанова, Е. Н. Герасимова. – Петрозаводск: Петр ГУ, 2004.
16. Педагогика толерантности и гражданское образование. Программа «Вы – народ»: Методические рекомендации к спецкурсам /Сост.: Л.Т. Пирожкова, Г.В. Степанова. – Петрозаводск: НФ «Новое образование», 2006.
17. Система гражданского образования: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права:
18. методичекое пособие/ сост.:Г.В.Дмитренко, Т.С.Зорина, Т.В.Черникова/ под ред.Т.В.Черниковой. – М.:Глобус,2006.
19. Степанова Г.В. Комплексная модель гражданского образования./Г.В.Степанова. – Петрозаводск, 2008.
20. Степанова Г. В. Семь навыков гражданина. Программа «Вы – народ»: Рабочая тетрадь для младшего школьника. – Петрозаводск, 2009
21. Степанова Г. В. Семь навыков гражданина. Программа «Вы – народ»: Рабочая тетрадь для старшеклассников и студентов. – Петрозаводск, 2009.
22. Степанова Г. В. Молодёжь и гражданские инициативы: Рабочий дневник/ Г.В.Степанова. – Петрозаводск, 2009.
23. Степанова Г. В.И гражданин, и патриот: Педагогический мастер-парк/ Г.В.Степанова. – Петрозаводск, 2010.
24. Степанова Г. В. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские. – М., ЦГЛ, 2006.
25. Степанова Г.В. Учебные и социальные проекты в гражданском образовании./Г.В.Степанова. – Петрозаводск, 2008.
26. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы/под ред. проф.И.А.Зимней.Изд.2-е,доп.и перераб. – М.:Агентство «Издательский сервис»,2005.
27. Уроки толерантности /Под ред. О. М. Звягиной, Г. В. Степановой. – Петрозаводск, 2006.
28. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие/ Авт.-сост.: Татарченкова С.С., Телешов С.В., Под ред. С.С.Татарченковой. – СПб.6КАРО,2008. – 160с.
29. Шайхелисламов Р.Ф., Тагиров Э.Р.Гражданское образование: гуманитарный вектор. – Казань: Изд-во ООО «Центр оперативной печати»,2007.
Использование Интернет-ресурсов в гражданском образовании – это:
· освоение системы знаний о социальных, экономических, политических, правовых, духовных явлениях и процессах общественной жизни,
· развитие критического восприятия информации, представленной в Интернет, формирование принципов работы с Интернет-ресурсами, понимание назначения Интернета как способа деятельности и средства самообразования,
· стимулирование принципа самообразования с применением Интернет,
· развитие целого комплекса умений и навыков (поиск, систематизация, осмысление, интерпретация и использование полученной информации; сравнительный анализ событий, явлений, мнений и оценок; выявление динамики развития общественных процессов представленных в электронной форме, в частности на новостных сайтах; работа с неадаптированными оригинальными текстами; анализ социальной информации, представленной в различных знаковых системах; осуществление коммуникации посредством Интернет и др.).
· формирование готовности использовать полученные умения и навыки для решения типичных задач в области общественных отношений.
Использование Интернет-ресурсов дает возможность реализовывать самостоятельную , исследовательскую, творческую, коммуникативную деятельность посредством:
· участия в тренингах, Интернет-форумах и дискуссиях, on-line-конференциях,
· выполнения учебно-исследовательских работ (доклады, рефераты, сообщения),
· подготовки и публикации сообщений, докладов, проектов, результатов собственных исследований,
· ознакомление с учебными и дополнительными материалами, представленными в Интернет.
В многообразии представленных в Интернет образовательных ресурсов можно выделить следующие основные:
1. Учебно-методические материалы для учителя – разработки планов уроков с заданиями, задачами, упражнениями; сценарии деловых, интеллектуально-творческих игр,
викторин и конкурсов и т.д.
http://www.vmoisto.narod.ru/rasrabotki.htm
http://his.lseptember.ru/2003/10/14.htm
http://socio.rin.ru/
2. Курсы лекций с заданиями, списками литературы, темами рефератов по философии, политологии, культурологии, социологии:
http://www.distance.ru
http://istina.rin.ru/philosofy/
3. Учебники, учебно-методические пособия по философии, культурологии, политологии, экономике, праву:
http://www.lants.tellur.ru/history/voronin/index.htm
http://www.lawportal.ru/
4. Материалы по психологии, психологические тесты, тренинги:
http://www.e-joe.ru
http://psi.webzone.ru/test/
www.psyline.ru
http://azps.ru/
http://terr.ru/ref/tests.php
5. Энциклопедии, справочники, словари (термины, понятия):
http://ruspagan.chat.ru/
http://dictionaries.rin.ru/
6. Наглядные пособия (коллекции произведений живописи, графики, архитектуры, иконописи, декоративно-прикладного искусства, фотоискусства, современного искусства):
http://artclassic.edu.ru
http://art.rin.ru/
http ://www.museum.ru – список сайтов музеев
http://humanities.edu.ru/db/sect/138/327?page=1 - история античной философии в картинках
http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?sait=3&id=976 - портреты и биографии философов
7. Хрестоматии, оригинальные неадаптированные тексты работ философов, культурологов, социологов, политологов, правоведов, религиоведов, психологов по проблемам человека и общества (социальным, экономическим, политическим, духовным аспектам), монографии, исследования творчества мыслителей, сборники материалов конференций, статьи:
http://ihtik.lib.ru/
http://globalization.report.ru/
8. Статьи по вопросам философии, социологии, политологии, социальной психологии, опубликованные в научно-публицистических журналах, представленных в электронной форме:
http://www.philosophy.ru
http://humanities.edu.ru/
http://www.soc.pu.ru/publications/jssa
http://www.politstudies.ru
http://psy.rin.ru/razdel/77
http://flogiston.ru/articles/social
http://psi.webzone.ru/
http://istina.rin.ru/philosofy/
9. Доклады, сообщения, новости о событиях, происходящих в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни общества в России и за рубежом, представленные на сайтах в Интернет:
http://top.rbc.ru
http://socio.rin.ru
http://www.aksnews.ru - сайт, посвященный экономическим конфликтам в России
http://subculture.narod.ru/ - вопросы субкультуры молодежи
- проблемы современной мировой экономики
http://www.sunhome.ru/journal/11966 - о кризисе культуры
http://zelenyshluz.narod.ru/ - каталог ресурсов Интернета по экологическим проблемам
http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0225/gazeta04.php - электронный журнал «Население и общество»
http://teen.spb.edu.ru/file/pages199/stata6-199.html#top - проблемы терроризма
http://en.edu.ru/resource.php?sectionId=1106&rtypeId=0&publicationId=518 - портал «Глобальные экологические проблемы современности»
- Военные катастрофы и угроза миру
10.Обзоры исследований (рейтинги политиков, тематические опросы): http://www.fom.ru
11. On-line конференции (например, «Юность, наука, культура») по обществознанию для юных участников:
А так же материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.informika.ru, здесь представлены оригинальные источники, биографии виднейших представителей гуманитарного знания и интерактивные упражнения.
2.2 Образовательная программа модуля «Гражданско-патриотическое образование как образовательная практика. Роль школы и учреждений дополнительного образования в формировании гражданской идентичности личности» Центра творческого развития и гуманитарного образования
«Информационные технологии» города Калининграда
Пояснительная записка
Необходимость разработки курса "Гражданско-патриотическое образование как образовательная практика. Роль школы и учреждений дополнительного образования в формировании гражданской идентичности личности" и его внедрения в систему повышения квалификации регионов Российской Федерации обусловлена рядом причин.
В современных условиях широкого общественного обновления вследствие возрастающей потребности общества в новом качестве индивидуальных и совокупных субъектов, прежде всего в их гражданском индивидуально-личностном развитии, резко возрастает потребность в грамотной и целенаправленной интеграции общего и дополнительного образования по формированию гражданской позиции и социальной активности подростков.
Урок всегда ограничен временными рамками и доминирующим образовательным приоритетом. Рожденная уроком потребность в социальной самореализации может быть активирована в условиях дополнительного образования.
С точки зрения возможности гражданского воспитания и формирования внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом, так как подростку предоставляется целая палитра сфер деятельности, где можно быть социально активным.
В данном случае дополнительное образование не повторяет основного, а дополняет его, приводит к усилению воспитательной функции образования, совершенствованию и развитию воспитательной системы в целом. Интеграция общего и дополнительного образования выступает мощным средством формирования гражданской идентичности личности ребенка.
Кроме того, рассматривая интеграцию общего и дополнительного образования как основу процесса формирования гражданской позиции и социальной активности, следует отметить, что подобная деятельность должна провозглашать и гарантировать условия для осуществления этого процесса: действия подростка в различных пространственных диапазонах; конструирование педагогом специальных воспитывающих ситуаций в природной и социальной среде и т. д.
Сегодня образовательные учреждения все больше обращаются к воспитанию личности на основе создания целостной системы дополнительного образования. Опыт показывает, что реализация интегрированной системы образования более эффективно решает задачи выявления и развития гражданской индивидуальности ребенка.
Все это требует внедрения в педагогический процесс новых организационных моделей и активных технологий, которые зарекомендовали себя с лучшей стороны в течение многих десятилетий в практике российской и зарубежной школы.
С учетом приоритетов и целей, поставленных в программных документах по развитию системы российского образования, возникают проблемы с освоением и использованием новых средств организации образовательного процесса, инструментов педагогического общения и выстраивания процесса профессионализации работников образования.
Программа данного курса повышения квалификации предполагает подготовку педагогов к решению этих задач c учетом современных образовательных технологий и учебных материалов нового поколения.
Программа ориентирована на следующие категории слушателей: руководители образовательных учреждений различных видов и типов, заместители директоров, специалисты методических служб, родители обучающихся.
Целевая установка: создание условий для развития у работников образования специальных компетенций, связанных с освоением теории и практики воспитания гражданской индивидуальности подростка, связанных с использованием, в том числе социальных сервисов Интернет, учебных материалов и инструментов организации образовательного процесса нового поколения в профессиональной деятельности.
Задачи обучения:
· Определить основные проблемы, связанные с развитием индивидуальности подростков в современном обществе
· Помочь слушателям овладеть методикой воспитания гражданской индивидуальности у подростков, а также методикой диагностики сформированности этого качества в условиях реализации модели интеграции общего и дополнительного образования
· Познакомить слушателей с различными Интернет-сервисами и инструментами социальных сетей (вики, блоги, форумы, чаты и пр.) и подготовить к осуществлению их осознанного выбора в целях эффективной организации образовательного процесса.
Достижение поставленных целей и задач обучения предполагается в течение 72 часов в очной и очно-заочной формах.
Программа строится на принципах субъект-субъектного взаимодействия, интерактивного и открытого характера обучения, практической направленности, при обучении используются личностно-деятельностный, компетентностный и средовый подходы. Каждый модуль предполагает обязательное время на индивидуальную или групповую рефлексию, осуществляемую с помощью изучаемых программ, инструментов и сервисов.
Для преподавателя итоги рефлексии группы становятся основой для корректировки методов обучения и дают возможность осуществления обратной связи с обучающимися. Оценивание прохождения курса осуществляется по заранее определенным и известным слушателям критериям, предполагающим не только экспертное мнение преподавателя, но и некоторые объективные показатели, дающие возможности произвести самооценку.
Программа поделена на разделы (модули) и уровни освоения данного материала (1 уровень – ознакомление; 2-ой уровень – освоение содержания; 3-ий уровень - уровень внедрения). По мере усвоения каждого уровня, слушателям предлагаются вопросы и задания, по которым он может оценить свои знания по данному разделу, теме.
Программа предусматривает различные формы организации обучения: она может быть реализована в различных непрерывных и дискретных, а также контактных (очных) и дистанционных вариантах, в частности:
· в форме традиционного непрерывного систематического учебного курса (как правило, на базе модульной школы) при интенсивных занятиях;
· дискретно, помодульно, в лекционно-семинарской форме, на базе модульной школы (например, 3 модуля по 2 учебных дня и 12 учебных часов в каждом), а затем, остальные часы в форме дистантного обучения
· дискретно, в форме серии модульных учебно-проектировочных семинаров (например, 2семинара по 2- дня каждый) и остальные часы в форме дистанта.
· дистанционно (непрерывно или дискретно), с помощью поддержки со специализированных Интернет-сайтов, с использованием электронной почты, использования мультимедийных и бумажных учебных пособий с обратной связью и т.п.;
В зависимости уровня изучения модуля предусмотрены формы аттестации:
Уровень представления об инновации:
Эссе «Детские сетевые активности и объединения: образовательный потенциал и проблемы» (3 стр.).
Уровень освоения инновации:
Содержательный отчет о проведении семинара «Особенности реализации сетевых учебных и социальных проектов школьников и обучающихся» (4 стр.).
Уровень внедрения инновации:
Проектирование сетевого образовательного сообщества/сетевых активностей педагогов и школьников (обучающихся) (10 стр.).
Учебный план
Дата: 2019-12-10, просмотров: 245.