Конкретный противоречивый “случай” – проявление проблемного социального феномена.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Указанные выше проявления проблемных феноменов возникают на разных уровнях общественного устройства и реализуются в разных формах. Для того, чтобы исследование и социальное действие школьника носило более прикладной характер необходимо представить, в каких социальных институтах и в каких формах конкретного действия можно конкретизировать обобщенный пример (обобщенное проявление). Такая конкретизация позволит нам изучать не целый класс явлений, а одно явление, служащее конкретным проявлением противоречия - сузить горизонт исследования, сделать контекст, в котором рассматривается исходное противоречие более близким, доступным для школьников.

Критерии “случая”. Для того, чтобы школьник мог начать исследовательскую деятельность и попробовать себя в ответственном социальном действии, необходимо сделать следующий шаг конкретизации и создания доступного контекста. Для этого конкретный феномен, рассмотренный выше, надо представить на абсолютно конкретном материале - в реальной жизненной ситуации. Этот частный случай (эта ситуация) должен быть достаточно полным и характерным, острым.

является актуальным и интересным не только для детей, но и для многих взрослых - отражает особенности местного сообщества, города, региона. Тогда исходный проблемный феномен или, по крайней мере, его обобщенное проявление могут быть разрешены в ходе принятия решения. Исходный случай должен быть достаточно “богатым”. Это означает потенциально широкий выбор участников: граждане, неправительственные организации, субъекты хозяйствования, работники правоохранительных органов, журналисты. Важной характеристикой случая является то, что в нем не только демонстрируется конфликт, но и путь его решения. Именно обсуждение правильности или неправильности, обоснованности или необоснованности, наконец, моральности и аморальности этого решения и позволяет появиться различным точкам зрения, различным позициям, задает интригу социального действия.  Подчеркнем, что изучение конкретного случай не является самоцелью. Случай служит лишь стартом к размышлению о проблемном феномене. Именно эта проблема социальной жизни и определяет единицу содержания курса обществознания, задает рамки учебной задачи.

Итак основной единицей содержания курса является проблемный социальный феномен (проблема), связанный с определенным элементом общественного устройства, который представлен учащимся через проблемный феномен, описанный в случае (в его конкретном проявлении)

Полидисциплинарность как основной принцип подхода.

Содержание курса по обществознанию должно быть построено так, чтобы школьники могли непосредственно наблюдать, что все общественные проблемы возникают, рассматриваются и решаются в процессе взаимодействия граждан, находящихся в той или иной позиции: житель данной местности, государственный служащий, депутат, предприниматель, наемный работник и т.п. Эти позиции определены в структуре тех или иных общественных образований, отдельных организаций или систем. Каждая такая система “захватывает” связанного с ней индивида, а само взаимодействие граждан осуществляется, как взаимодействие соответствующих систем. В обществоведении взаимодействие между отдельными гражданами рассматривается не только и не столько в личностном плане. Здесь граждане взаимодействуют, будучи членами различных систем, образующих современное общество. Можно сказать, что эти системы “нарисованы” на гражданах.

Пользуясь аналогией из современной физики, можно сказать, что при описании “гражданина” необходимо использовать принцип дополнительности: с одной стороны, он - индивид, личность; с другой стороны, он - составная часть многих систем, из которых складывается современное общество. Наблюдая гражданина, как составляющую различных систем, можно сказать, что он представляет собой виртуальное образование. Он одновременно занимает позиции в рамках нескольких, подчас конфликтующих систем. Можно говорить о различных квантовых состояниях, когда гражданин перестает действовать, переходит из позиции в рамках одной системы в позицию в рамках другой системы. Грамотный и сознательный гражданин может рефлектировать эти переходы, действуя в каждой из своих позиций с учетом своего положения в других позициях и возможных долговременных последствий своих действий для различных систем и общества в целом.

Для целей гражданского образования все множество различных систем, в которых гражданин занимает различные позиции, можно разделить на шесть доменов: рыночные структуры управления в обществе, государственные (административно-командные) структуры управления, законодательная и судебная системы, политическая жизнь (партии и общественные движения), самодеятельные организации. Обсуждая, вводя и соблюдая нормы права и нормы культуры, гражданское правовое общество объективирует отношения между различными объектами, делает их до определенной степени управляемыми и подвластными гражданам. В результате изучения курса школьники должны представлять себе формальные и неформальные связи между объектами внутри доменов и между доменами, знать о том, как закон формирует, ограничивает и направляет деятельность составляющих их объектов.

Решая задачи, выполняя учебные проекты, школьники изучают процессы, в которых общественные системы участвуют внутри и между выделенными доменами. В ходе работы учащиеся получают практические и теоретические знания о природе этих доменов. Таким образом, обществоведение можно рассматривать, как интегрирующую учебную дисциплину. В традиционных “предметных” курсах (государственное устройство, экономика, история, право) школьники обращаются к каждому из выделенных доменов, как к некоей относительно замкнутой и статической подсистеме общества. С нашей точки зрения существенные “обществоведческие” свойства доменов проявляются, прежде всего, в процессе их взаимодействия. Каждый домен развивается и изменяется в процессе постоянного взаимодействия с другими доменами. Концентрируя внимание на этих изменениях, мы представляем личностную гражданскую позицию как основу для возможных изменений в обществе.

 

 


Рис. 1. “Предметные позиции” гражданина при описании и решении проблем.

Разумеется, невозможно включать в содержание образования всю совокупность того “особенного”, что свойственно системам, которые обсуждаются при решении той или иной конкретной задачи. Следуя традиции гуманитарной науки, учащиеся описывают решаемые проблемы средствами различных специальных дисциплин (право, социология, политология, экономика, история и др.). Гражданину, рассматривающему ту или иную проблему, приходится выделять рассматриваемые в данном случае системы, выбирать средства для их описания, а затем рассматривать их методами различных дисциплин, используя точку зрения того или иного специалиста (см. рис. 1). Выбор точки зрения (предметной области) определяет состав и способы использования соответствующих теоретических инструментов.

Таким образом, образованный гражданин должен уметь смотреть на проблему с точки зрения юриста, социолога, политика, экономиста и т.п., владеть соответствующими средствами ее описания, а также процедурами, требуемыми для ее решения. Совокупность средств и процедур составляет формальное содержание гражданского образования. Это содержание, в свою очередь, можно рассматривать в рамках привычных педагогических категорий: знания, умения и отношения (ценности).

Роли и предметные дисциплины слиты

Для адекватного описания проблем общественной жизни их рассматривают и обсуждают одновременно с нескольких общественно значимых позиций. Выполняя учебные проекты, школьники также должны рассматривать ситуацию с нескольких практических позиций, имеющих непосредственное отношение к изучаемой проблеме. В общем случае на уровне умений от учеников требуется способность примерять на себя различные роли и анализировать их под различными углами зрения.

В каждой из этих “практических позиций” ситуация описывается под несколькими углами зрения, с различных “предметных позиций”, как это показано на Рис. 1. Но это еще не все. Чтобы действовать, гражданину нужна собственно “гражданская позиция”, в рамках которой проводится сборка практических и предметных позиций, которые он рассматривает в ходе решения стоящей перед ним проблемы. При описании “гражданской позиции” мы выделяем и рассматриваем пять ролей: исследователь (сбор, анализ и оценка информации), организатор (планирование, контроль исполнения), принимающий решения (выстраивание альтернатив и выбор), коммуникатор (представление имеющихся данных, аргументация принятые решений), ученик. Чтобы исследовать проблему, прийти к некоторому выводу и эффективно представить полученные результаты другим, школьники должны уметь из каждой предметной позиции выполнять роли исследователя; организатора; лица принимающего решения; коммуникатора. Тем самым выделенные роли и предметные дисциплины сливаются.

Школьники “примеряют” каждую из четырех ролей, рассматривая ситуацию для выделенной “практической позиции” с различных “предметных позиций”. В результате, они учатся задавать вопросы, собирать информацию, анализировать и суммировать данные, искать предубеждения и скрытые цели, проверять, доказывать, принимать решения, убедительно доводить их до сведения других людей. Короче говоря, они учатся критически и дисциплинированно мыслить о возникающих проблемах и ситуациях, находить возможные решения, доводить результаты своей работы (возможные решения и рекомендации) до других людей - реальных граждан с реальными предрассудками, интересами и ожиданиями. Выполняемая таким образом работа может способствовать решению реальных проблем, служить реальным целям окружающего школьников сообщества. Указанный подход является мультидисциплинарным[4] по своей сути.


Социальная позиция.

(лат. Positio – положение, состояние).

1. общественное положение людей, с которыми связаны их определенные права и обязанности. Социальные позиции, располагаемые в иерархию по какому-либо основанию (напр., имущественному, власти, компетентности и т.д.) обладают различным статусом и престижем в общественном мнении.

2. Осознанный выбор, мировоззренческая и нравственная ориентация личности.

Социальная роль.

Социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Социальная роль вытекает из надиндивидуальных социальных отношений и взаимосвязей между людьми, осуществляющих совместную деятельность. Принятие индивидами той или иной социальной роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие социальных ролей потребностям и интересам личности в саморазвитии и самореализации.

 

Список литературы, включая источники из Интернет

1. Башев В.В., Фрумин И.Д., Проблемно-рефлексивный подход в обществознании \учебно-методическое пособие, М., МИРОС, 2002,175с.

2. Пригодич, Е. Создаем учебный модуль/ Правовое образование// Учитель. - 2008. - N 6.

3. Башев В. В., Дорохова А. В. , Пригодич Е. Г., Иовщик Т. А. , Ходос Е. А. Методическое пособие по курсу "Введение в современные социальные проблемы". 8-9 классы, М., Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002

4. Долгодворова Е.Ю., Ходос Е.А., Пригодич Е.Г. Социально-экономические проблемы: исследование, решение, действие. Учебное пособие для учащихся социально-экономического и гуманитарного профилей, М., БИНОМ, 2004г.

5. Диагностика и контроль обучения. // Из кн. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб, 2001

6. Формирование научно-исследовательских процедур, развитие нового проблемного видения.// Из кн. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) – Рига, НПЦ “Эксперимент”, 1998.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 221.