Гражданственность и патриотизм: сущность и историческая эволюция понятий. Соотношение понятий гражданственность и патриотизм. Факторы, определяющие развитие феномена гражданственности и патриотизма в условиях современной России. Гражданственность и патриотизм как предмет педагогической деятельности.
Тема 2. Система гражданского образования и патриотического воспитания в образовательном учреждении.
О системообразующих элементах воспитания и их смыслах. Гражданское образование: социально-педагогическая сущность, содержание, основные принципы и подходы к формированию его системы. Интегрированный воспитательно-образовательный курс «Граждановедение » и «Историческое краеведение» - стержень системы гражданского образования. Законотворческая деятельность в классе и в школе. «Грамотный избиратель рождается в школе» - программа формирования электоральной культуры подростков. Формирование органов ученического самоуправления. День рождения школьной республики. Уклад жизни школы. Сравнительная характеристика традиционного и демократического уклада школьной жизни. Школьное правовое пространство. Социально-проектная деятельность в ОУ. Молодежная общественная организация «Новая Цивилизация». «Семейная гражданиада».
Основные векторы патриотического воспитания: краеведческо-патриотическое, культурно-патриотическое, военно-патриотическое, эколого-патриотическое, спортивно–патриотическое. Критерии оценки уровня организации работы ОУ по гражданско–патриотическому воспитанию.
Тема 3. Ценностное самоопределение школьников в гражданской жизни: сущность, условия, технологии и методики.
Гражданское самоопределение школьника. Ситуации ценностного самоопределения: сущность, условия. Сущность ценностного самоопределения школьника в гражданской жизни. Содержание ценностного самоопределения школьника как гражданина. Механизмы ценностного самоопределения школьника в гражданской жизни.
Социально-педагогические условия ценностного самоопределения старшеклассников в гражданской жизни.
Организация ценностно-ориентирующей учебно-познавательной деятельности школьников. Организация социальной практики и социального опыта школьников в гражданской сфере жизнедеятельности. Индивидуальная помощь и поддержка школьников в гражданском самоопределении.
Технологии и методики ценностного гражданского самоопределения школьников.
Технология решения ценностных дилемм. Сущность ценностной дилеммы гражданского и патриотического содержания. Методы и приемы решения ценностных дилемм. Технологии «Ценностный круг» и «Цена ценности». Ролевая игра как технология создания ситуаций ценностного самоопределения старшеклассников как граждан. Социальный проект как форма ценностного самоопределения школьников как граждан.
Литература
1. Воскресенская Н., Шехтер С. при участии Иоффе А. и Уайта Ч. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения – М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Фонд «Сивитас», 2006. – 184 стр. Скачать
2. Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 160 с.
3. Кузнецова И.А. Организация гражданского образования: опыт становления// Демократическая школа. - №2 – 2005. – с 92-95
4. На службе у детства (основы, создание и функционирование воспитательной системы).- М.: «Народное образование», 2003. – 304 с.
5. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. Учебно-методическое пособие / Под общей ред. Прутченкова А.С. – М.: Изд.дом «Новый учебник», 2003. – 320 с.
6. Письмо Минобразования РФ от 15.01.2003 г. № 13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
7. Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 г. № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
8. Прутченков А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. – 2-е изд., исп. И допол. – М.: МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2000. – 192 стр.
9. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие/ сост. Г.В. Дмитриенко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова/ под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Глобус, 2006 – 224 стр.Современная методика гражданского образования. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2003. -117 с.
10. Скворцов А.А., Скворцова И.В. Становление и развитие региональной системы школьного гражданского образования: педагогический и социокультурный контекст. Монография – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. 222 с.
11. Скворцова И.В. Формирование профессиональных качеств современного учителя в гражданско-правовом образовательном пространстве педагогического колледжа / И.В.Скворцова // Среднее профессиональное образование. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал. – 2008. –№ 1. – С.16-18.
12. Скворцова И.В. «Родному краю желаю…»: технология разработки и реализации социально-образовательных проектов «Гражданин» в Ульяновской области. Методическое пособие. - Ульяновск: УИПКПРО, 2007. – 72 с.
13. Скворцова И.В. Региональная модель гражданского образования в Ульяновской области // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Гражданское образование: ценности и приоритеты» (г. Брянск, 25-28 октября 2006 года). – М.- Брянск: Курсив – БИПКРО, 2006. – С. 121-124.
14. Скворцова И.В. Регионализация как фактор развития гражданского образования (на примере Ульяновской области) // Диалог культур в современном образовательном пространстве: Материалы Международной научно-практической конференции (заочной). – Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2007. – С. 13-18.
15. Скворцова И.В. Краеведческая составляющая в гражданском образовании // Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции – Ульяновск: УИПКПРО, 2007. – С.71-75. (0,4 п.л.).
16. Скворцова И.В. Конституирующие принципы стратегии гражданского образования // Актуальные проблемы современного обществознания: Материалы международной научно-методической конференции (25 апреля 2007 г.; Ульяновск). – Ульяновск: УлГПУ, 2007. – С.49-58.
17. Скворцова И.В. Современные подходы к определению сущности гражданского образования как социально-педагогического феномена // Актуальные проблемы современного обществознания: Материалы международной научно-методической конференции (25 апреля 2007 г.; Ульяновск). – Ульяновск: УлГПУ, 2007. – С.58-63.
18. Скворцова И.В. «Семейная гражданиада» как технология формирования гражданских качеств личности // Использование современных технологий в образовательном процессе: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Магнитогорского государственного университета.
19. Новичкова Н.М. Образовательный курс «Выбираем ценности гражданской жизни» для старшеклассников как воспитательное средство. // Патриотическое и гражданское воспитание в образовательной системе региона. Часть 2: материалы межрегион. научно-практич. конференции/под ред. С.Ю.Прохоровой. – Ульяновск: УИПКПРО. 2008. С.10 – 16.
20. В.Г.Балашова, Н.Н.Никитина, Н.М.Новичкова. Педагогические технологии создания ситуаций ценностного самоопределения старшеклассников: Методич. пособие. – Ульяновск: УлГПУ, 2008. 114 с.
21. В.Г.Балашова, Н.Н.Никитина, Н.М.Новичкова. Создание ситуаций ценностного самоопределения старшеклассников. Учебные программы для педагогических и профильных классов. – Ульяновск: УлГПУ, 2008.
22. Новичкова Н.М. Толерантное и интолерантное отношение в деятельности современного учителя // Этнонациональное образование и соврменность: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы межрегион. научно-практич. конф.В 2-х ч. Ч.1/под об.ред. С.В.Данилова, О.Г.Мукиной. – Ульяновск:УИПКПРО, 2009, С. 43 – 47.
23. Новичкова Н.М. Воспитание гражданина в контексте социального воспитания в педагогическом опыте А.С.Макаренко // Проблемы социального становления личности: сб. науч. трудов / под ред. С.И.Хмарского, Н.Н.Никитиной. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2010, С. 88 – 96.
24. Новичкова Н.М. Содержание образования как средство ценностного гражданского самоопределения старшеклассников//Проблемы педагогической науки и образования на современном этапе: Всероссийская научная конф. / редкол. Т.И.Шукшина.– Саранск, 2010.
Образовательная программа модуля ««Проектная модель реализации гражданско-патриотического воспитания» г. Псков
Учебный план
Целевая аудитория – руководители образовательных учреждений, заместители директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классные руководители, специалисты муниципальных органов управления образованием.
Цель учебного модуля – оказание теоретической и практической помощи по овладению проектной моделью реализации гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Дистанционное обучение | Индивидуальные консультации в сети | Самост. работа | Практика на площадках |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Приоритет компетентностного подхода в реализации целей и задач гражданского образования. | 2 | 2 | |||
2. | Теоретические основы проектной деятельности. | 4 | 2 | 2 | ||
3. | Методики социального проектирования. | 6 | 2 | 2 | 2 | |
4. | Социальное партнерство в рамках реализации проектной деятельности. | 6 | 2 | 4 | ||
5. | Сетевые социальные проекты как средство формирования гражданских компетенций всех участников образовательного процесса. | 4 | 2 | 2 | ||
6. | Принципы и технологии формирования демократического пространства школы. | 2 | 2 | |||
Итого | 24 | 10 | 6 | 8 |
Рабочая программа курса
Целевая установка модуля - оказание теоретической и практической помощи по овладению проектной моделью реализации гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Ключевые понятия темы: компетентностный подход, ценности, проектная модель гражданского образования, субъект и объект социального проектирования, цели и задачи социального проектирования, этапы проектирования, типология проектирования, условия проектной деятельности, социальное партнерство, сетевые проекты, демократическое пространство школы.
Методы, методики, технологии: дистанционные лекции, тренинги, работа с документами, сетевое взаимодействие, работа с Интернет - ресурсами.
Темы модуля | 1 уровень представления об инновации | 2 уровень освоения инновации | 3 уровень внедрения инновации |
1. Теоретические основы проектной деятельности | Освоение теоретических основ проектной деятельности дает возможность адекватного определения целей, задач и средств осуществления инновации | В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня в режиме консультаций | Определение темы и содержания итогового зачетного проекта |
Пилотные площадки сети для отработки указанного уровня | |||
2. Приоритет компетентностного подхода в реализации целей и задач гражданско-патриотического образования | Проектная деятельность является эффективным средством формирования гражданско-патриотических компетентностей | В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня в режиме консультаций | В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня самостоятельно, определение перечня компетентностей, необходимых для реализации конкретного проекта |
Пилотные площадки сети для отработки указанного уровня | |||
3. Методики социального проектирования | Изучение методик, основанных на опыте социального проектирования, позволяет алгоритмизировать данный процесс и избежать повторения ошибок, имевших место в прошлом | В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня в режиме консультаций | В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня в процессе создания школьного банка социальных проектов, отбор и апробация методик в рамках реализации зачетного проекта |
Пилотные площадки сети для отработки указанного уровня | МОУ «Струго-Красненская средняя общеобразовательная школа» | ||
4. Социальное партнерство в рамках реализации проектной деятельности. | Социальное партнерство в проектной деятельности дает возможность привлечение дополнительных ресурсов, повышает имидж образовательного учреждения и способствует его становлению как центра социокультурных связей местного сообщества | Выявление круга социальных партнеров образовательного учреждения для реализации конкретного проекта | В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня самостоятельно, разработка нормативно-правовой базы (договоры), механизмов и принципов социального партнерства |
Пилотные площадки сети для отработки указанного уровня | МОУ «Новосокольническая средняя общеобразовательная школа» | ||
5. Сетевые социальные проекты как средство формирования гражданских компетенций всех участников образовательного процесса | Сетевая организация проектной деятельности расширяет диапазон взаимодействия всех участников образовательного процесса, обеспечивает публичность данного процесса, повышает ответственность его участников | Выявление социальных сервисов, наиболее эффективных для реализации сетевых проектов | В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня самостоятельно, создание Интернет-контента для итогового проекта |
Пилотные площадки сети для отработки указанного уровня | МОУ «Пушкиногорская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Пушкина» | ||
6. Принципы и технологии формирования демократического пространства школы | Освоение принципов и технологий формирования демократического пространства школы создает условия для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России | Разработка диагностического инструментария для определения характера взаимодействия всех участников проектной деятельности | В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня самостоятельно, диагностика характера взаимодействия всех участников проектной деятельности |
Пилотные площадки сети для отработки указанного уровня | МОУ «Струго-Красненская средняя общеобразовательная школа» |
Гражданское образование как вхождение человека в мир общественных отношений, политики и права; освоение ценностей, смыслов и механизмов функционирования гражданского общества, политической и правовой систем; обретение собственного образа гражданина; становление духовно-нравственных качеств личности, составляющих содержание гражданственности и патриотизма. Педагогика и гражданское образование.
Практический аспект гражданского образования. Приоритет компетентностного подхода в реализации целей и задач гражданского образования. Практика гражданского образования в России и в Псковской области.
Проектная модель гражданско-патриотического воспитания. Теоретические основы проектной деятельности. Типология проектов. Состав и структура проекта. Методики социального проектирования. Учебное проектирование. Социальные проекты как способ реализации ответственности школы перед обществом. Совместная проектная деятельность учащихся и учителей как основа технологии педагогического сотворчества. Социальное партнерство в рамках реализации проектной деятельности. Сетевые социальные проекты как средство формирования гражданских компетенций всех участников образовательного процесса.
Конкурсы социальных проектов в рамках школы, муниципалитета, региона: организация, проведение и экспертирование. Опыт участия школ России и Псковской области в проектной деятельности. Всероссийская акция "Я - гражданин России". Семейная олимпиада «Права человека: твои и мои».
Школа как основной субъект духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Патриотизм как духовно-нравственная ценность. Противодействие ксенофобии и формирование ценности гуманизма, толерантности и ненасилия. Содержание понятия «демократический климат школы». Школа - правовое пространство. Принципы и технологии формирования демократического пространства школы. Взаимодействие школы с институтами гражданского общества, органами государственной власти и местного самоуправления.
Уровень 1
Задания, связанные с темой
1. Чем определяется выбор целей, задач и средств при разработке и реализации социального проекта?
2. Раскройте содержание понятия «гражданско-патриотические компетентности».
3. Какие элементы социального проектирования являются обязательными для реализации любого социального проекта? Обоснуйте свою точку зрения?
4. Назовите ресурсы, которые можно привлечь к проектированию с помощью социального партнерства.
5. Определите риски сетевой организации проектной деятельности и способы их минимизации.
6. Что такое «демократическое пространство школы». Назовите базовые принципы и технологий его формирования.
Уровень 2
Задания, связанные с темой
1. Особенности целеполагания и отбора средств при разработке социальных проектов гражданско-патриотической направленности.
2. обоснуйте приоритет компетентностного подхода в социальном проектировании.
3. Какие методики социального проектирования в наибольшей степени соответствуют задачам гражданско-патриотического воспитания?
4. Определите формы сотрудничества школы с организациями гражданского общества в процессе социального проектирования.
5. Составить список социальных сервисов, пригодных для реализации сетевых проектов гражданско-патриотической направленности.
6. Разработка диагностического инструментария для определения характера взаимодействия всех участников проектной деятельности.
Уровень 3
Задания, связанные с темой
1. Определение темы и содержания итогового зачетного проекта гражданско-патриотической направленности.
2. Определение перечня компетентностей, необходимых для реализации итогового зачетного проекта
3. Создания банка методик и технологий, использованных при реализации зачетного проекта
4. Разработка нормативно-правовой базы (договоры), механизмов и принципов социального партнерства
5. Создание Интернет-контента для итогового зачетного проекта
6. Диагностика характера взаимодействия всех участников проектной деятельности при реализации итогового зачетного проекта
Итоговое задание по модулю – разработать, реализовать и описать процесс реализации социального проекта гражданско-патриотичяеской направленности. Форма предъявления – презентация в формате Microsoft Power Point (не менее 15 слайдов).
2.5 Образовательная программа модуля «Центр гражданского образования как модель сетевого гражданского образования»г.Томск
Пояснительная записка
к учебному модулю повышения квалификации «Центр гражданского образования как модель сетевого гражданского образования»
Впервые за последние годы Правительством Российской Федерации подготовлена стратегия развития страны на 12 лет, в которой внимание уделяется долгосрочным приоритетам, чтобы быть готовым к вызовам мирового развития: усиление глобальной конкуренции, ускоряющийся характер технологических изменений, исчерпание источников экспортно-сырьевого развития, принципиальное возрастание роли человеческого капитала в обеспечении экономического развития и др.
Стратегия развития страны работает на опережение, на определение тех проблем и путей их решения, с которыми наша экономика еще только начинает сталкиваться, или столкнется в будущем.
В этих условиях особая роль в развитии государства отводится отрасли образования, обеспечивающей условия для укрепления российской государственности, модернизации общества. Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, совершенствование содержания и технологий образования, повышение эффективности управления в системе образования и совершенствование экономических механизмов – это основные задачи, решение которых позволит достичь высокого качества образования и как следствие высокого качества жизни.
Государство и общество ждут от школы воспитания граждан, способных укреплять российскую государственность в условиях многонационального и все более расслаивающегося общества, подготовки молодых людей к жизни в новых социальных условиях, рыночной мировой экономике, обеспечения социализации школьников через формирование норм общественного поведения.
Для этого в Томской области, как и в России в целом, реализуются различные модели развития гражданского образования, формирующие новое содержание образования, направленное на развитие новых навыков и способностей, востребованных обществом в долгосрочной перспективе.
Перед образовательным учреждением встает задача поиска новых более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, углубления гражданско-правового образования на основе внедрения в педагогический процесс актуальных форм и методом обучения, способствующих развитию навыков решения разнообразных проблем. Теоретические основы организации работы Центров гражданского образования помогут педагогу осмыслить назначение и роль Центров. Этим требованиям в полной мере отвечает данный учебный модуль, которая дает возможность создать благоприятные условия в образовательных учреждениях для создания Центров гражданского образования.
Опыт организации и деятельности Центров конструктивно встраивается в учебно-воспитательный процесс, способствует расширению социальных связей и выстраиванию взаимоотношений с гражданскими институтами и представителями местного сообщества.
Так же данная форма организации обучения обеспечивает систему действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, педагогов, но и родителей, представителей общественности, предоставляет им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества.
Представленная программа модуля повышения квалификации направлена на:
- внедрение новых образовательных технологий в педагогическую практику, что позволяет ее отнести к основным инструментам обновления гражданского образования;
- организацию различных видов педагогической деятельности, стержнем которой является правовое, политическое и нравственное обучение и воспитание;
- создание условий для усвоения учащимися специальных знаний, формирования умений и навыков, приобретения ими позитивного опыта, а также развитие у них социальных компетентностей;
- создание условий формирования качественно новых отношений педагогов и обучающихся.
Программа разработана для педагогов, работающих непосредственно с обучающимися, заместителей директоров по воспитательной работе, отвечающих за этот вид педагогической деятельности, педагогов учреждений дополнительного образования, руководителей и специалистов региональных, муниципальных органов управления образованием, организующих процесс гражданского образования.
В первой теме дана концептуальная, методологическая и методическая оценка развития современного гражданского образования в России и Томской области. В ней раскрываются основные теоретические положения, проводится анализ различных моделей, формулируется проблематика развития гражданского образования.
Во второй теме внимание уделено деятельности ОГУ «РЦРО» по организации сетевой модели гражданского образования, проведена диагностика Региональной сети, сформулированы выводы по результатам анализа деятельности.
В третьей теме рассмотрены аспекты использования системы управления по результатам и система рейтинга результативности образовательных программ для повышения качества сетевого гражданского образования, даны рекомендации по управлению рисками в сетевой организации.
Обучение по программе дает возможность педагогам освоить инновационные образовательные технологии сетевого гражданского образования, внедрить интерактивные методики в практику образовательного учреждения.
Программа подготовки заключается в оптимальном сочетании признанных образовательных технологий, которые позволяют слушателям в рамках самостоятельного изучения теоретических и практических материалов с помощью дистанционных консультаций выработать на собственном материале уникальные решения проблем.
Практические задания и проблемные вопросы, которые есть в каждом разделе, помогут слушателям осознать уровень своей подготовки в данной сфере педагогической деятельности, обменяться опытом с коллегами.
Для эффективного проведения обучения используются тексты, мультимедийные презентации с интерактивными ссылками, ресурсы сети Интернет, для изучения разделов программы используется деловая документация и методическая литература.
В зависимости уровня изучения модуля предусмотрены формы аттестации:
Уровень представления об инновации:
Эссе на тему «Актуальность, возможности и ограничения организации сетевого гражданского образования в нашем образовательном учреждении» (2 стр.).
Уровень освоения инновации:
Содержательный отчет о проведении семинара «Механизмы организации сетевого гражданского образования в рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (4 стр.).
Уровень внедрения инновации:
Разработка образовательной программы Центра гражданского образования (10 стр).
Учебный план
Дата: 2019-12-10, просмотров: 239.