Модуля повышения квалификации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Гражданско-патриотическое образование

как образовательная практика.

Роль школы и учреждений дополнительного учреждения

 в формировании гражданской идентичности личности»

       Цель: знакомство с основами организации образовательной деятельности по формированию гражданской позиции и социальной активности подростков.

Ключевые понятия темы: гражданское образование, социальное проектирование, ученическое и детское самоуправление, образовательная программа, профессиональное сообщество, сетевое взаимодействие в образовании, актуальные образовательные результаты, управление рисками, общественная экспертиза образовательных ресурсов.

Методы, методики, технологии: самостоятельная работа с материалами, исследование, анализ, проведение семинара, разработка образовательной программы, работа с Интернет-ресурсами.

Темы модуля 1 уровень представления об инновации 2 уровень освоения инновации 3 уровень внедрения инновации
1. Современные условия развития гражданской индивидуальности подростков Зачем нужно внедрение сетевых форм гражданского образования в образовательных учреждениях различного вида и типа В рамках данной программы предполагается самостоятельный анализ и освоение этого уровня в режиме свободных консультаций В рамках данной программы предполагается реализация уровня самостоятельно с дистанционными консультациями
2. Идеология социальных сетей; обзор существующих проектов социальных сетей Какие вопросы организации образовательного процесса и адекватных им возможностей сетевой коммуникации,затрагивает сетевое гражданское образование В рамках данной программы предполагается самостоятельный анализ и освоение этого уровня в режиме свободных консультаций В рамках данной программы предполагается реализация уровня самостоятельно с дистанционными консультациями
3. Образовательное учреждение как сетевое сообщество: использование потенциала социальных сетей для организации гражданского воспитания подростков Как влияет сетевое гражданское образование на качество и уровень обученности в образовательных учреждениях различного вида и типа В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня самостоятельно или в режиме консультаций В рамках данной программы предполагается освоение уровня самостоятельно с дистанционными консультациями

Тема 1. Современные условия развития гражданской индивидуальности подростков

Проблема необходимости воспитания гражданской индивидуальности школьника в современной педагогической ситуации. Условия развития индивидуальности школьников в современной школе. Соотношение основного и дополнительного образования в развитии индивидуальности школьника. Развитие индивидуальности подростка – цель воспитательной системы в формировании гражданской идентичности личности. Современные взгляды ученых на развитие индивидуальности человека в гражданском обществе. Системы общего и дополнительного образования. Преимущества интегрированной модели образования в гражданском воспитании подростков. Гражданский потенциал детских общественных объединений. Детские объединения системы дополнительного образования. Взаимодействие детских объединений, направленное на сбалансированность разных влияний и сознательное использование нравственных и гражданских ценностей, норм, характера взаимоотношений различных коллективов, приводит к формированию ценностных гражданских ориентаций детей, норм их поведения в обществе, приобретению опыта построения гуманистических отношений

Тема 2. Идеология социальных сетей. Обзор существующих проектов социальных сетей 

Идеология и особенности сетевых сообществ: самоорганизация, децентрализация, эмерджентность. Социальная сеть и виртуальное сообщество. Обзор популярных проектов социальных сетей. Возможности и сервисы, предлагаемые различным группам пользователей. Основные интересы и возможности сообществ. Основы поведения в Сети. Образовательный потенциал сети и проблемы его использования. Общественная экспертиза образовательных ресурсов. Возможность применения сервисов для решения профессиональных задач работников образования. Сетевое сообщество как форма профессионального развития педагогического работника. Определение профессиональных дефицитов и возможности социальных сетей в их восполнении. Теория слабой кооперации и задачи профессионального роста.

Тема 3. Образовательное учреждение как сетевое сообщество: использование потенциала социальных сетей для организации гражданского воспитания подростков  

Образовательное учреждение как субъект социальных и гражданских отношений.

Социальная и информационная среда. Задачи организации образовательного процесса и адекватных им возможностей сетевой коммуникации.

Сетевые инструменты. Интернет-представительства детских сообществ и организаций. Анализ примеров удачной практики сетевых школьных сообществ, выделение приемов стимуляции сетевых активностей основных групп участников образовательного процесса. Особенности Интернет-коммуникации школьников разного возраста. Моделирование и решение ситуаций сетевого общения. Контентные ресурсы.Особенности реализации сетевых учебных и социальных проектов школьников. Выбор и верификация проблемы. Распределение ролей и ответственности в проектной команде.Сервисы совместного планирования деятельности. Критерии оценивания: внешние и внутренние. Место проекта в сети. Cоциальная значимость полученного продукта.

 

Использованные ресурсы

1. Алиева Л.В. Интеграция основного и дополнительного обьразования школы как важное направление модернизации системы образования и воспитания //Становление личностно-профессиональной позиции педагога школы (по итогам опытно-экспериментальной работы): Сб. ст. Автор-составитель, М.: ИТИП РАО, 2006

2. Ахметова И.Ф., Воскресенская Н.М., Димова И.Г., Иоффе А.Н. и др. Гражданское образование и социальное проектирование М.:Изд.дом «Новый учебник», 2008

3. Бондаренко Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности http://www.trainings.ru/library? Id= 10067

4. Ефросинин В.В., Серых Л.А. Интернет для формирования гражданина//Тезисы докладов Второй Всероссийской научно-практической конференции «российская школа и Интернет» - Санкт-Петербург: Федерация Интренет-образования, 2002

5. Компетентностный подход в педагогическом образовании/ Под ред. В.А Козырева, Н.Ф.Родионовой, А.П.Тряпициной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005

6. Леонтьев А.А .Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М., 2003

7. Лукьянова И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетенции у подростков.//Психологическая наука и образование. – 2007. - № 4

8. Нефедова Н.А. Роль педагога дополнительного образования в развитии индивидуальности учащихся//Развитие личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя. М., Спб., 2005

9. Нефедова Н.А. Диагностика развития индивидуальности подростка в детских объединениях школы//Сб.ст.: Материалы всероссийской н-п. конференции. Тольятти, 2006

2.3 Образовательная программа модуля ««Системный подход к проектированию и реализации школьного гражданского образования и патриотического воспитания» г. Ульяновска

Пояснительная записка

к учебному модулю повышения квалификации «Системный подход к проектированию и реализации школьного гражданского образования и патриотического воспитания»

 В эпоху глубоких социально-экономических и политических изменений в жизни российского общества, происходящих под знаком демократической модернизации, в общеобразовательных школах получило распространение и развитие новое образовательное направление, отраженное научно-педагогическим сознанием в понятии «гражданское образование». Современное гражданское образование в России понимается как социально-педагогический процесс, направленный на формирование личности как субъекта моральных, экономических, правовых и политических отношений демократического правового государства и гражданского общества. При этом гражданское образование все чаще соотносится с системой школьного образования, включающей в себя не только обучающий аспект в узком (предметном) смысле, но и надпредметную область деятельности школы, которая нацелена на воспитание демократических гражданских ценностей и поведения всех участников образовательного процесса. Суть современного школьного гражданского образования заключается в подготовке учащихся к осмысленной и ответственной жизни в условиях демократического гражданского общества и правового государства.

Становление демократической гражданственности (гражданского самосознания, институтов гражданского общества, гражданской самодеятельности) начинается на региональном уровне, в местном сообществе. Здесь, в пространстве повседневной жизни, личностью приобретается реальный опыт взаимодействия с социальными, правовыми и политическими институтами общества, подтверждается или опровергается сложившимися формами социальных и политических практик нравственно-правовой смысл гражданской свободы и ответственности. Ключевую роль в становлении и развитии демократической гражданственности играет российская общеобразовательная школа. Современное гражданское образование в России представляет собой воспитательно-образовательную область и общественно-педагогическое движение с элементами институционализации и системности, нацеленное на развитие демократической гражданственности и формирование личности как субъекта гражданской жизни. Оно становится и развивается на границе взаимоотношений образовательной системы, гражданского общества и государства.

Становление и развитие школьного гражданского образования в России в 90-ые годы ХХ века – начале ХХI в. связано с процессом перехода:

• от авторитарной парадигмы педагогической деятельности к педагогике свободы, гуманной педагогике;

• от когнитивной модели образования к деятельностно-практической и коммуникативной;

• от модели воспитания «гражданина мира», доминировавшей в 90-е годы XX века, к модели воспитания гражданина России, ориентированного на национально-государственные ценности.

Регионализация является объективной закономерностью в развитии школьного гражданского образования в России, обусловленной политикой федерализма и многообразием социокультурных условий жизни различных регионов. С историко-педагогической точки зрения региональная система школьного гражданского образования представляет собой целенаправленно сконструированную на определенной территории Российской Федерации взаимосвязь общеобразовательных учреждений, взаимодействующих друг с другом и с другими социально-образовательными субъектами в процессе становления и развития гражданского образования. Региональная система школьного гражданского образования выступает как целостная система педагогической деятельности, в структуре которой ее основные компоненты (содержание учебной информации, методы, организационные формы) интегрированы осознанным отношением к ценностям и целям формирования личности свободного и ответственного гражданина России. Становление и развитие региональных систем и моделей школьного гражданского образования осуществляется с учетом специфических социокультурных условий и потребностей регионального развития через интеграцию в образовательном пространстве школы ряда основных структурных элементов:

• школьных предметов граждановедческой направленности;

• межпредметных связей дисциплин обществоведческого цикла;

• разработки и реализации социальных проектов;

• системы воспитательной работы школы, включая организацию разнообразных форм внеурочной и внешкольной деятельности учащихся;

• демократического уклада школьной жизни, ученического соуправления и самоуправления;

• межшкольного взаимодействия в сфере развития гражданского образования учащихся;

• взаимодействия школы и местного сообщества;

• программ повышения квалификации и подготовки педагогических кадров для гражданского образования;

• координирующей деятельности Центра гражданского образования, как правило, при ИПК.

Органической частью гражданского образования, демократической гражданской культуры является патриотическое воспитание. Гражданственность и патриотизм внутренне взаимосвязаны, дополняют друг друга и тесно переплетаются в ментальном и культурно-историческом пространстве российской жизни. Но вместе с тем, они представляют собой различные стороны включенности человека в историю, общество и культуру.

Предлагаемый модуль даёт возможность познакомиться с одним из возможных вариантов организации системы школьного гражданского образования и патриотического воспитания.

В первой теме обосновывается актуальность и приоритет гражданского образования и патриотического воспитания в ценностном ряду современного воспитания, даётся характеристика этих педагогических категорий и их соотношение.

Вторая тема посвящена знакомству с основными элементами, образующими систему гражданского образования и патриотического воспитания школьников.

Значительное место в данном модуле отводится рассмотрению проблемы ценностного самоопределения школьников в гражданской жизни, при этом акцент делается на технологической составляющей педагогического процесса.

Обучение по программе предоставляет возможность познакомится с современным взглядом на такие политико-правовые и духовно-нравственные категории, как гражданственность и патриотизм, рассмотреть основные тенденции их развития в контексте российской истории, начиная с их становления и заканчивая сегодняшним временем, а также выявить факторы, определяющие развитие этих двух феноменов сегодня.

Программа подготовки поможет освоить опыт конструирования системы школьного гражданского образования и патриотического воспитания с учётом специфики региона и образовательного учреждения.

В третьем разделе программы широко представлены активные и интерактивные технологии, которые помогут современному педагогу обеспечить социально- педагогическое сопровождение ценностного самоопределения старших школьников в духовной, семейной, профессиональной и гражданской сферах жизни.

С целью придания процессу обучения практико-ориентированного характера слушателям, наряду с текстами, будут предложены занятия-тренинги, технологии решения ценностных дилемм, постерная технология «Коллаж», опросники, тесты и другие активные формы организации учебного процесса.

В процессе усвоения содержания модуля слушателям предстоит выполнение творческих заданий (1 уровень), создание модели школьного гражданского образования и патриотического воспитания (2 уровень) и подготовка проекта целевой программы гражданского и патриотического воспитания «Я - гражданин России».

Учебный план

Дата: 2019-12-10, просмотров: 205.