Модуля повышения квалификации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Центр гражданского образования как модель сетевого гражданского образования »

Цель: формирование представлений и освоение механизмов разработки сетевой модели гражданского для организации Центра гражданского образования.

Ключевые понятия темы: гражданское образование, социальное проектирование, ученическое самоуправление, образовательная программа, сетевое взаимодействие в образовании, качество образования, управление по результатам, управление рисками.

Методы, методики, технологии: самостоятельная работа с материалами, исследование, анализ, проведение семинара, разработка образовательной программы, работа с Интернет-ресурсами.

 

 

Темы модуля 1 уровень представления об инновации 2 уровень освоения инновации 3 уровень внедрения инновации
4. Гражданское образование в России на современном этапе Зачем нужно внедрение сетевых форм гражданского образования в ОУ В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня самостоятельно или в режиме консультаций В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня самостоятельно с дистанционными консультациями
5. Организация Региональной сети Центров гражданского образования Какие сферы деятельности ОУ затрагивает сетевое гражданское образование В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня самостоятельно или в режиме консультаций В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня самостоятельно с дистанционными консультациями
6. Механизмы повышения качества сетевого гражданского образования Как влияет сетевое гражданское образование на качество образования в ОУ В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня самостоятельно или в режиме консультаций В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня самостоятельно с дистанционными консультациями

 Тема 1. Гражданское образование в России на современном этапе

Гражданское образование как важнейший элемент российской модели образования, специфическая область воспитательно-образовательной работы.

Российский опыт становления гражданского образования с 1980-х годов до настоящего времени. Экспериментально-поисковые формы и методы обучения. Социально-проективное направление гражданского образования. Становление граждановедения как нового образовательного направления.

Современные модели (формы) гражданского образования: предметно-тематическая, надпредметная (межпредметная) или ценностная, институциональная, проектная. Системные факторы, сдерживающие повышение качества гражданского образования.

Новые приоритеты системы образования. Роль гражданского образования в модернизации российского образования.

Развитие гражданского образования в томском регионе по разработке содержания гражданского образования, развитию демократических начал в жизни образовательных учреждений и организации социальной практики обучающихся.

 

Тема 2. Организация Региональной сети Центров гражданского образования

Особенности развития сетевого взаимодействия в образовании. Объективная необходимость организации сетевого взаимодействия в гражданском образовании. Этапы организации Региональной сети Центров гражданского образования образовательных учреждений Томской области.

Нормативно-правовое, финансово-экономическое и организационно-методическое обеспечение деятельности Сети. Комплекс нормативных актов, программных документов и инструктивных писем. Организация имущества, финансовое планирование и консолидация финансовых средств, оценка эффективности их использования. Организация государственно-общественного характера управления Сетью, сетевого взаимодействия и непрерывного повышения квалификации. Оценка и публичное представление результатов деятельности с привлечением гражданских институтов.

Особенности региональной координации Сети. Организационные отношения в сетевой организации. Конкурентные преимущества. Распределение ответственности между участниками Сети на принципах аутсорсинга. Функциональная структура регионального координатора. Вовлечение участников Сети в процесс управления, механизмы стимулирования профессиональной деятельности педагогических работников, работа с информацией.

Тема 3. Механизмы повышения качества сетевого гражданского образования

Система управления по результатам - эффективная концепция Сетевой организации. Стратегические приоритеты деятельности Сети в деятельности региональной системы общего образования Томской области.

Апробация системы оценки качества общего образования для оценки образовательной деятельности Центров гражданского образования. Рейтинговая система результативности образовательных программ Центров гражданского образования. Цели и задачи рейтинговой системы. Участники и организаторы рейтинга. Объекты оценивания. Система оценки и порядок расчетов. Индикаторы к показателям оценки результативности. Подведение итогов.

Управление рисками региональной Сети. Ключевые этапы риск-менеджмента. Метод экспертных оценок для оценки рисков. Комплекс мер по снижению вероятности реализации рисков и минимизации возможных негативных последствий.

Литература

1. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношение в школе. Серия «Библиотека Федеральной программы развития» - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 48с.

2.Будкова Л.А., Чистяков Ю.А., Черных М.Ф. Модель сетевой организации Центров гражданского образования детей и молодежи в Томской области. – Томск: РЦРО, 2006. – 64 стр.

3.Воскресенская Н., Шехтера С. при участии Иоффе А. и Уайта Ч. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения – М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Фонд «Сивитас», 2006. – 184 стр. Скачать

4.Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 160 с.

5.Кузнецова И.А. Организация гражданского образования: опыт становления// Демократическая школа. - №2 – 2005. – с 92-95

6.На службе у детства (основы, создание и функционирование воспитательной системы).- М.: «Народное образование», 2003. – 304 с.

7.Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. Учебно-методическое пособие / Под общей ред. Прутченкова А.С. – М.: Изд.дом «Новый учебник», 2003. – 320 с.

8.Письмо Минобразования РФ от 15.01.2003 г. № 13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».

9.Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 г. № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

10.Прутченков А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. – 2-е изд., исп. И допол. – М.: МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2000. – 192 стр.

11.Расширение общественного участия в управлении образованием. Современные модели развития гражданского образования. / Под. ред. Лыжиной Н.П. – Томск: ОГУ «РЦРО», 2009. – 114 с. Скачать 

12.Региональная сеть Центров гражданского образования как ресурс комплексной модернизации образования в Томской области / Под ред. Лыжиной Н.П. – Томск: РЦРО, 2009. – 84 с. Скачать

13.Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие/ сост. Г.В. Дмитриенко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова/ под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Глобус, 2006 – 224 стр.

14. Современная методика гражданского образования. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2003. - 117 с.

Образовательная программа модуля «Проблемно-рефлексивный подход в обществознании» г. Красноярск

Краткая аннотация

Программа «Проблемно-рефлексивный подход в обществознании» направлена на становление и развитие исследовательских, проектных способов деятельности педагогов в разработке, преподавании курса обществознания, программ дополнительного образования и «погружений» для учащихся по обществоведческой проблематике. 

Программа основывается в качестве примера на учебно-тематических модулях[1] для восьмого класса[2], которые можно использовать в качестве углубления курса обществознания, элективных курсов и программ погружений с подростками. Участникам курсов обзорно представляются также варианты учебно-методических модулей для девятого класса[3].

При проблемно-рефлексивном подходе учебные модули имеют определенную структуру, связанную с логикой изучения учащимися социальной проблемы: исследование, коммуникация, принятие решений, организация индивидуального и группового действия, рефлексия и оценивание результатов групповой и индивидуальной деятельности. Упражнение в этих видах деятельности является основным содержанием учения для школьников. Это, естественно, требует изменения позиции и ролевого репертуара самого учителя. Новые взаимоотношения между учителем и учащимися, изменение их позиций, а также особенности учебных материалов данного курса способствуют становлению такого образовательного пространства, которое мы можем назвать пространством развития.

Целевые группы: программа «Проблемно-рефлексивный подход в обществознании» предназначена для учителей истории, обществознания, классных руководителей, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, детских организаторов стремящихся изменить собственную педагогическую практику и имеющих интерес к “деятельностным” методам преподавания и воспитания.

Образовательные цели  - изменение практики преподавания обществознания в урочном и внеурочном пространствах, в дополнительном образовании в подростковой ступени школы, обеспечение перехода от "трансляционных" форм работы к "деятельностным".

Задачи

1. Обеспечить понимание слушателями основных методологических принципов построения обществоведческих материалов на основе проблемно-рефлексивного подхода.

2. Обеспечить понимание слушателями основных этапов разворачивания учебных тематических модулей.

3. Создать условия для приобретения слушателями опыта исследовательской и групповой работы, проведения дискуссии, планирования социального действия.

4. Обеспечить разработку слушателями учебных материалов модулей по обществознанию для восьмого – девятого  классов.

Ожидаемые результаты обучения:

· Освоение слушателями методами, способами, приемами, являющимися определяющими в проблемно-рефлексивном подходе (организация критической дискуссии, групповой работы, рефлексии учащихся, моделирование социальных действий, поиск и обработка информации и т.д.).

· Освоение слушателями методических установок и педагогических ролей, характерных для проблемно-рефлексивного подхода (помощник в постановке вопросов, исследовании социальной ситуации, обнаружении социальной проблемы, социальных действиях, организатора учебного сотрудничества и рефлексии и т.д.).

· Слушатели выполнять авторские разработки учебных материалов, сформируют собственные пакеты материалов.

 

Условия освоения  - преподавание обществознания на основе проблемно-рефлексивного подхода в подростковой ступени более эффективно, если модули и проблемно-рефлексивный подход в преподавании (в урочном, внеурочном пространствах, в дополнительном образовании)  являются частью образовательной программы, в которой также предполагается развитие институтов правового уклада, демократического образовательного пространства, школьного соуправления, детских общественных организаций и социальное проектирование.

Учебно-тематический план

  1 уровень - представления об инновации 2 уровень – освоение инновации 3 уровень – внедрение инновации
1.Общая характеристика проблемно-рефлексивного подхода 4 часа Каковы цели, задачи подхода, педагогический контекст разработки инновационных материалов по обществознанию, образовательные результаты? Каковы принципы отбора содержания материалов по обществознанию, возрастные требования к разработке материалов по обществознанию? В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня самостоятельно или в режиме консультаций
2. Логика разворачивания учебно-тематического модуля 4 часа Какова логика разворачивания учебно-тематического модуля? организуется рефлексия. Каковы основные методологические принципы построения учебных курсов на основе проблемно-рефлексивного подхода? В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня самостоятельно или в режиме консультаций
3.Разработка слушателями пробных фрагментов модулей для восьмого класса (по выбору), исследовательская и проектная деятельность   8 часов Зачем организуется заданная последовательность видов деятельности учащихся в проблемно-рефлексивном подходе? Какие виды социальных компетентностей развиваются на этапах разворачивания модуля? Спроектируйте действия учителя на уроках, построенных с точки зрения проблемно-рефлексивного подхода. (“Игра”, “Введение крючка”, “Постановка вопросов к случаю”, “Организация исследований”, “Презентация исследований”, Рефлексия”, “Планирование социального действия”).
4.Представление разработанных фрагментов учебных модулей слушателями   3 часа Составьте план исследования проблемы, лежащей в основе выбранного Вами модуля Составьте список литературы.   Подберите “крючок” для выбранного учебно-тематического модуля. Составьте список социальных феноменов, в которых проявляется данная проблема. Определите форму презентации исследований. Предложите несколько вариантов социального действия. Разработайте варианты заданий в модуле.
5.Освоение слушателями методов и форм обучения, адекватных проблемно-рефлексивному подходу, самостоятельная работа участников, сопровождающаяся консультированием. 3 часа В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня самостоятельно или в режиме консультаций В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня самостоятельно или в режиме консультаций Составьте проект использования материалов учебно-методических модулей для восьмого и девятого классов в Вашем образовательном учреждении.
6.Представление и анализ разработанных авторских материалов к учебно-тематическим модулям восьмого класса 2 часа В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня самостоятельно или в режиме консультаций В рамках данной программы предполагается освоение этого уровня самостоятельно или в режиме консультаций Напишите рефлексивный отчет о результатах Вашего обучения: Что узнали в результате обучения по программе? Чему научились? Как можно внедрить проблемно-рефлексивный подход в обществознании в Вашем образовательном учреждении и обеспечить его эффективность?

Дата: 2019-12-10, просмотров: 208.