Важнейшей сущностной характеристикой политического процесса являются различные способы и формы политического волеизъявления граждан. Это, прежде всего, многообразные виды выражения участниками и субъектами политики своих интересов в ходе их артикуляции и агрегирования (деятельность партий, общественных движений, групп интересов).
Другой стержневой проблемой политического процесса является принятие и реализация политических решений, которые должны интегрировать различные и зачастую противоположные интересы граждан в единую составляющую.
Первый этап – представление артикулированных и агрегированных различными субъектами политических интересов институтам, принимающим управленческие решения. Набор организационных средств и способов данной трансляции может быть различным: от прямого давления различных субъектов политики в виде митингов, демонстраций, пикетирования и иных массовых акций, в ходе которых правительство получает конкретные требования и программы, через СМИ, деятельность парий и групп, до оказания давлений в виде лоббирования.
Однако центральным способом передачи агрегированных политических интересов является электронный процесс. Именно во время выборов граждане отдают предпочтение тем лидерам и политическим партиям, которые смогли в наилучшей степени отразить в своих программах ожидания и потребности избирателей, т.е. смогли найти оптимальный вариант интегрировать политические интересы наибольшего числа социальных групп и слоев населения.
Второй этап – принятие решений и формулирование политической воли. Воспроизводство политической системы предполагает, что этот процесс осуществляется беспрерывно, так как решения различных проблем размещены на разных уровнях в “пространстве” и “времени”, и постоянно возникают новые проблемы. Причем методы принятия решений во многом зависят от характера политической системы: от степени централизации власти, разграничений полномочий центральной и местной власти, от уровня взаимоотношения между законодательной, исполнительной и судебной властью, взаимодействия партийных и государственных структур. Большое значение имеют также возможности контроля и ресурсы влияния оппозиционных сил.
Наиболее распространенными являются 3 метода:
1) Метод рационального моделирования, т.е. осмысление проблемы и выбор таких путей ее решения, которые в максимальной степени соответствуют и программным, и конкретным целям данного субъекта политики.
2) Метод “ветвей” (метод постепенных приращений). В свое время он стал основой для идейно-организационного раскола социал-демократических партий в конце XIX – начале XX века. Где Ленин и его сторонники выступали за непримиримую борьбу рабочего класса (в соответствии с коммунистической идеологией) за свою конечную цель – уничтожение капитализма и построение социализма и коммунизма, то Бернштейн (идеолог реформизма) вел борьбу не за призрачные социалистические идеалы, а решать конкретные вопросы улучшения статуса рабочего класса в рамках существующего строя и тем самым постепенно наращивать в нем элементы социализма.
3) Метод “решающего звена” – состоит в стратегической оценке всех политических проблем и противоречий общества, изучение социально-экономических и иных факторов его развития и выделение последовательности и иерархичности решения наиболее важных вопросов, которые являются определяющими в конкретных условиях.
Третий этап – реализация политических решений. Главным здесь является выбор средств и методов политического регулирования и воздействия на массы для проведения в жизнь политических решений. Методы здесь могут быть чрезвычайно многообразными: различные виды материального и морального поощрения, конкретная помощь, способы воздействия на массовое сознание с целью стимулировать поддержку и энтузиазм граждан, реклама и пропаганда и т.п. Они могут быть и насильственными в виде различных санкций за невыполнение административных приказов и распоряжений.
Важнейшим элементом данного этапа является регулирование информационного режима осуществления власти. В зависимости от типа режима политическим субъектам либо представляется вся информация, необходимая для выполнения своих ролей и функций, либо она сознательно урезается, и люди не могут компетентно судить о действиях властей.
Четвертый этап – контроль за выполнением решений и их коррекция в результате обратных связей с различными субъектами политики. Главную роль здесь играют судебные органы, которые проверяют принятые решения на соответствие Конституции.
Важнейшей их прерогативой является контроль за соблюдением норм и законов при проведении политических решений в жизнь и назначение наказаний.
Таким образом, политический процесс представляет всю гамму динамических изменений политической системы в ее пространственно-временном функционировании. Их направленность и скорость, влияние и последствия, масштабы и продолжительность чрезвычайно различны.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 226.