Особую роль во взаимоотношениях различных субъектов политики играют политические интересы.
Социальные группы постоянно находятся под влиянием и во взаимодействии с жизненной средой. Из этого взаимодействия и рождается политический интерес. Его можно определить, как стремление субъекта сохранить и улучшить свои жизненные условия и положение с помощью политических средств. К таким средствам относятся все виды участия социальных групп в политической деятельности: массовые акции, давление на правительство, участие в выборах, поддержка партии, лидеров и т.п.
Огромное значение в осознании и четком формировании политических интересов социальных общностей имеет “идеологический посредник”. На его роль успешно претендуют все сложные субъекты политики – государство, партии, движения, группы давления, лидеры и т.д.
Процесс, в ходе которого индивиды и группы формируют свои требования, соответствующие их реальным или мнимым интересам, называются артикуляцией интересов.
Данные требования могут быть явными (четко сформированными) и латентными (скрытыми), неясными, неоформленными, а иногда и специально завуалированными. Требования могут быть общими, либо частными. Кроме того, артикуляция интересов бывает документально оформленной (в виде программы, платформы, соглашения, петиции и т.д.), но может быть и аффективной, т.е. выраженной на уровне чувств и эмоций в виде обыденного проявления удовлетворенности или неудовлетворенности той или иной политикой (например, во время митингов и демонстраций). Причем аффективная артикуляция интересов обычно действительно стихийна – как реакция на какие-то конкретные действия правительства, но может быть и средством манипулирования каких-либо оппозиционных сил.
В связи с тем, что политических интересов и требований возникает значительное количество – в политической системе происходит еще один процесс, который называется агрегацией интересов. Этот процесс, в ходе которого множество частных требований приобретают определенную согласованность и однородность. Между укрупненными требованиями устанавливается определенная иерархия отношений, т.е. соподчиненность. С помощью агрегации интересов некоторые политические требования могут усиливаться, принимать компромиссную форму, а некоторые и отвергаться как несущественные или опасные. Труднее всего проходит агрегирование неопределенных и идеологизированных интересов, выраженных в эмоционально острой форме. Такие требования трудно сопоставить и примерить, а тем более претворить в единое политическое решение. Конкретные требования, если и расходятся или даже противоречат друг другу, согласуются гораздо легче и успешнее в связи с наглядностью взаимных уступок на пути к компромиссу.
Особую роль в агрегации интересов играют политические партии. Именно они концентрируют и координируют неупорядоченные интересы различных политических групп и организаций, сводят их к единому вектору. Немаловажное значение в этом процессе имеют общественные организации, движения и социальные группы в качестве субъектов политики и выразителей интересов определенных социальных общностей. В отличии от партий они не придерживаются определенной идейно-политической ориентеции и поэтому могут объединить людей из самых различных слоев общества, независимо от их социальной, этнической, профессиональной, религиозной и иной принадлежности.
Политические движения возникают, как правило, вокруг какой-либо одной крупной проблемы и нацелены на ее решение политическими средствами. Они могут быть различного уровня и масштаба, а продолжительность их деятельности зависит от сложности поставленных целей и задач.
Особенностью политических движений является стремление воздействовать на принятие конкретных властных решений, но сами они, как правило, не добиваются прихода к власти.
В западной политической жизни широчайшее распространение получили такие субъекты политики, как группы интересов.
Назначение групп интересов заключается прежде всего в артикуляции интересов отдельных граждан, чтобы они могли воздействовать на политическое волеизъявление.
Процесс артикуляции интересов в группах можно разделить на несколько этапов:
1) определение интересов – претворение в конкретные формулы и требования союза самых различных личностных и эмоционально окрашенных мнений. На этом этапе возникает чувство общности и понятие “мы”, отличное от понятия “они”, т.е. другие;
2) обобщение и формирование основных интересов – суммирование различных интересов внутри группы для получения реальных шансов влиять на политику;
3) выбор интересов – селекция интересов, т.е. их фильтрация по степени важности и первоочередности.
Таким образом, группы интересов являются важнейшими субъектами политики, позволяют гражданам конкретизировать свое постоянное воздействие на политику в соответствии со своими личными интересами и делают общегосударственную политику прагматичной и рациональной.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 225.